Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 20.04.2015 ПО ДЕЛУ N 33-8986/2015

Требование: О признании незаконным акта органа местного самоуправления об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, обязании провести торги (конкурс, аукцион) по предоставлению права на заключение договора аренды.

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обстоятельства: Заявитель считает, что отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка основан на несуществующей норме органа местного самоуправления.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу N 33-8986/2015


Судья: Маргиев С.А.

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда
в составе:
председательствующего Терещенко А.А.,
судей: Брыкова И.И., Соколовой Н.М.,
при секретаре Ч.,
рассмотрела в открытом судебном заседании <данные изъяты> апелляционную жалобу А. на решение Звенигородского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по заявлению А. о признании незаконным решения Администрации г/о Звенигород об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, обязании провести торги (конкурс, аукцион) по предоставлению права на заключении договора аренды.
Заслушав доклад судьи Московского областного суда Терещенко А.А., объяснения Р.С. - представителя администрации городского округа Звенигород,

установила:

Заявитель А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Администрации городского округа Звенигород от <данные изъяты> об отказе предоставлении в аренду земельного участка, площадью 565 кв. м, с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <данные изъяты>; обязании провести торги (конкурс, аукцион) по предоставлению права на заключение договора аренды.
Свои требования заявитель мотивировал тем, что <данные изъяты> он обратился в администрацию городского округа Звенигород с заявлением о предоставлении ему в аренду сроком на 49 лет земельного участка, площадью 565 кв. м, с кадастровым <данные изъяты>, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <данные изъяты>. Решением заместителя Главы Администрации городского округа Звенигород от <данные изъяты> ему было отказано в предоставлении земельного участка по тем основаниям, что данный земельный участок меньше минимального размера установленного решением Совета Депутатов городского округа Звенигород от 11.06.2007 г. <данные изъяты> "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории городского округа Звенигород", а также на основании решения Совета Депутатов городского округа Звенигород от 23.10.2014 г. <данные изъяты> "О внесении изменений в решение Совета Депутатов городского округа Звенигород "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории городского округа Звенигород" <данные изъяты> от 11.06.2007 г., на предоставление земельных участков менее установленного предельного минимального размера могут претендовать граждане, земельные участки которых имеют смежные границы с земельными участками, принадлежащие им на любом вещном праве. А. посчитал, что данное решение является незаконным, поскольку отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка основан на несуществующей норме органа местного самоуправления. Просил признать отказ Администрации городского округа Звенигород от <данные изъяты> в предоставлении в аренду указанного земельного участка для индивидуального жилищного строительства незаконным и возложить на Администрацию городского округа Звенигород обязанность провести торги (конкурс, аукцион) по предоставлению права на заключение договора аренды данного земельного участка.
Представитель Администрации городского округа Звенигород с заявленными требованиями не согласилась, представила письменные возражения. Пояснила, что в газете "Звенигородские Ведомости" <данные изъяты> <данные изъяты> была опубликована информация о том, что Администрация городского округа Звенигород планирует предоставить в аренду сроком на 49 лет земельный участок, площадью 565 кв. м, с кадастровым <данные изъяты> категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <данные изъяты>.
<Данные изъяты> в Администрацию городского округа Звенигород по электронной почте поступило заявление от ИП А. о предоставлении в аренду на 49 лет вышеупомянутого земельного участка. <Данные изъяты> А. было отказано в предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства по тем основаниям, что земельный участок меньше минимального размера установленного решением Совета Депутатов городского округа Звенигород от 11.06.2007 г. <данные изъяты> "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории городского округа Звенигород". На основании решения Совета Депутатов городского округа Звенигород от 23.10.2014 г. <данные изъяты> "О внесении изменений в решение Совета Депутатов городского округа Звенигород "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории городского округа Звенигород" <данные изъяты> от 11.06.2007 г., на предоставление земельных участков менее установленного предельного минимального размера могут претендовать граждане, земельные участки которых имеют смежные границы с земельными участками, принадлежащие им на любом вещном праве. Администрация городского округа Звенигород просила ИП А. представить документы, свидетельствующие о наличии у него прав на земельный участок, являющийся смежным с земельным участком. До настоящего времени ИП А. запрашиваемые документы в Администрацию городского округа Звенигород не представлены.
Решением Звенигородского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> заявленные требования А. оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, заявитель подал на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить.
Заслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку он основан на фактических обстоятельствах дела и действующем законодательстве.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возложена на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Из материалов дела усматривается, что <данные изъяты> ИП А. обратился в Администрацию городского округа Звенигород с заявлением о предоставлении ему в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 565 кв. м, с кадастровым N <данные изъяты>, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <данные изъяты>.
<Данные изъяты> на заявление ИП А. от <данные изъяты> заместителем Главы администрации Р.Е. предоставлен ответ, в котором со ссылкой на решение Совета Депутатов городского округа Звенигород от 11.06.2007 г. <данные изъяты> "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории городского округа Звенигород", а также на решение Совета Депутатов городского округа Звенигород от 23.10.2014 г. <данные изъяты> "О внесении изменений в решение Совета Депутатов городского округа Звенигород "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории городского округа Звенигород" <данные изъяты> от <данные изъяты>.
При этом спорный земельный участок меньше минимального размера установленного, вышеупомянутым решением Совета Депутатов городского округа Звенигород. На предоставление земельных участков менее установленного предельного минимального размера могут претендовать граждане, земельные участки которых имеют смежные границы с земельными участками, принадлежащие им на любом вещном праве.
Администрацией городского округа А. было предложено представить документы, свидетельствующие о наличии у него прав на земельный участок, являющийся смежным с указанным земельным участком, однако, заявителем документов представлено не было.
В соответствии с ч. 2 ст. <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> "О регулировании земельных отношений в <данные изъяты>", органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов распоряжаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В силу ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно ч. 2 ст. 38 Земельного кодекса РФ, в качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ.
Согласно п. 1 решения Совета Депутатов городского округа Звенигород <данные изъяты> от <данные изъяты> N 59/5, минимальный размер земельных участков, предоставляемых гражданам, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории городского округа Звенигород, для индивидуального жилищного строительства составляет 0,08 га.
На основании решения Совета Депутатов городского округа Звенигород от 23.10.2014 г. <данные изъяты> "О внесении изменений в решение Совета Депутатов городского округа Звенигород "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории городского округа Звенигород" <данные изъяты> от 11.06.2007 г., на предоставление земельных участков менее установленного минимального размера, могут претендовать граждане, земельные участки которых имеют смежные границы с названными участками, принадлежащими им на любом вещном праве.
А. не были представлены документы, свидетельствующие о наличии у него прав на земельный участок, являющимся смежным с указанным земельным участком.
Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В соответствии со ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся:
- подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений;
- утверждение правил землепользования и застройки поселений; утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;
- выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений;
- принятие решений о развитии застроенных территорий.
Согласно п. п. 2, 3 ст. 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В силу п. п. 1, 2 ст. 85 ЗК РФ уполномоченные органы должны осуществлять предоставление земельных участков с учетом требований градостроительных условий использования, в частности - с учетом границ территориальных зон, которые в свою очередь должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что А. не вправе претендовать на предоставление ему спорного земельного участка, поскольку доказательств того, что он имеет права на смежные земельные участки, к которым может быть присоединен земельный участок площадью 565 кв. м, суду не представлено.
Из материалов дела следует, что заявитель, обращающийся в суд как физическое лицо, обладает статусом индивидуального предпринимателя и согласно представленным материалам А. как индивидуальный предприниматель <данные изъяты> подал в Администрацию городского округа Звенигород заявления о предоставлении ему в аренду девяти земельных участков на территории городского округа Звенигород. Таким образом, предоставление заявителю спорного земельного участка в аренду может привести к нарушению прав граждан, которые имеют законное право на приобретение в аренду земельного участка.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что у А. отсутствует право на приобретение спорного земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Требования о возложении обязанности на Администрацию городского округа Звенигород провести торги (конкурс, аукцион) по предоставлению права на заключение договора аренды земельного участка являются производными от заявленных требований о признании незаконным отказа Администрации городского округа Звенигород от <данные изъяты> в предоставлении в аренду земельного участка, поэтому суд обоснованно отказал в удовлетворении данных требований.
С учетом изложенного, у судебной коллегии нет оснований для отмены решения суда.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, суд правильно применил и истолковал закон, нарушений норм процессуального права судом не допущено.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, не ставят под сомнение законность решения суда, сводятся к переоценке выводов суда и не опровергают указанных выводов.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Звенигородского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу А. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)