Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.09.2014 N 15АП-12355/2014 ПО ДЕЛУ N А32-44933/2011

Разделы:
Земли особо охраняемых территорий и их объектов; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 сентября 2014 г. N 15АП-12355/2014

Дело N А32-44933/2011

15АП-13946/2014
15АП-12357/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 сентября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.
судей Сулименко О.А., Филимоновой С.С.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Щегровой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Козменко Георгия Георгиевича, общества с ограниченной ответственностью "Профспорт ЛТД", Козменко Михаила Георгиевича
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 26.05.2014 по делу N А32-44933/2011
принятое в составе судьи Тарасенко А.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Фирма "Профспорт ЛТД"
к Администрации муниципального образования "Апшеронский район" Краснодарского края, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю
при участии третьих лиц без самостоятельных требований: Администрации Краснодарского края; Департамента имущественных отношений Краснодарского края; Дерикочма Николая Алексеевича,
при участии третьего лица с самостоятельными требованиями Козменко Михаила Георгиевича
о признании незаконными действий, об устранении кадастровой ошибки

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Профспорт ЛТД" (далее - ООО "Профспорт ЛТД", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации муниципального образования "Апшеронский район" Краснодарского края, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю о признании кадастровыми ошибками отнесение земельного участка с кадастровым номером 23:02:1104040:10 в период с 2000 года по настоящее время к пастбищам, землям промышленности, энергетики, землям особо охраняемым природных территорий; признании наличия кадастровых ошибок, обязании администрации и органа кадастрового учета устранить кадастровые ошибки; признании незаконными решений органа кадастрового учета от 05.10.2011 N 2343/5/11-199238, от 03.11.2011 N 14613/01-10, признании незаконным бездействия администрации по рассмотрению обращения заявителя от 19.09.2011; внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о том, что часть площадью 10 773 кв. м земельного участка с кадастровым номером 23:02:1104040:10 относится к категории земель особо охраняемых природных территорий и объектов, а часть площадью 29 812 кв. м - к землям сельскохозяйственного назначения (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Краснодарского края; Департамент имущественных отношений Краснодарского края; Дерикочма Николай Алексеевич.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.03.2013, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что спорный участок используется в рекреационных целях для размещения и эксплуатации базы отдыха, а также иных вспомогательных строений, необходимых для ее функционирования. Включение в государственный кадастр недвижимости сведений о принадлежности земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения, даже если земельный участок ранее относился к землям данной категории, приведет к противоречию между категорией участка и его фактическим использованием. На земельном участке находятся объекты недвижимости - капитальные постройки, право собственности на которые зарегистрировано в установленном порядке. Поскольку оспаривание отнесения земельного участка к землям промышленности на дату проведения судебного разбирательства по делу не охватывается материально-правовым интересом истца по делу с учетом заявленных предмета и оснований исковых требований, в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.10.2013 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.03.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2013 по делу N А32-44933/2011 отменены. Дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края. Суд кассационной инстанции указал, что с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 13016/11 по делу N А27-12216/2010 о том, что фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и соответствовать сведениям, внесенным в государственный кадастр недвижимости, суды, установив наличие кадастровой ошибки относительно категории использования спорного участка, должны были рассмотреть вопрос о ее устранении применительно к категории земель, к которым относится соответствующий земельный участок. Вывод об отсутствии бездействия со стороны администрации на обращение общества от 19.09.2011 суд сделал без учета положений Федерального закона от 02.05.2006 N 59 "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
При новом рассмотрении дела ООО "Профспорт ЛТД" уточнило заявленные требования и просит признать кадастровыми ошибками отнесение органом кадастрового учета в государственном кадастре недвижимости земельного участка с кадастровым номером 23:02:1104040:10 к землям особо охраняемых территорий, установлению кадастровой стоимости участка в размере 22 145 611,1 руб., признании незаконными решений органа кадастрового учета от 03.11.2011 N 14613/01-10, от 05.10.2011 N 2343/5/11-199238, признании незаконным бездействия администрации Апшеронского района, выразившегося в нарушении порядка рассмотрения заявления ООО "Профспорт ЛТД" от 19.09.2011, взыскании судебных расходов в размере 200 000 руб. (т. 6 л.д. 87-90).
К участию в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Козменко Михаил Георгиевич, который просил признать незаконным отнесение органом кадастрового учета в Государственном кадастре недвижимости земельного участка с кадастровым номером 23:02:1104040:10 к землям особо охраняемых территорий, установление кадастровой стоимости земельного участка в размере 22 145 611,10 руб., признании незаконным решения органа кадастрового учета от 03.11.2011 N 14613/01-10, признании незаконным бездействия администрации Апшеронского района, выразившегося в нарушении порядка рассмотрения заявления истца от 19.09.2011, взыскании судебных расходов в размере 50 000 руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.05.2014 производство по требованиям Козменко Михаила Георгиевича прекращено на основании статей 50, 150, 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ввиду отсутствия у данного лица статуса индивидуального предпринимателя.
Суд признал наличие в государственном кадастре недвижимости кадастровой ошибки с 17.08.2012 применительно к следующим сведениям о земельном участке с кадастровым номером 23:02:1104040:10, площадью 40 585 кв. м: категория земель - "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения"; кадастровая стоимость - 0 руб.
Суд определил надлежащими сведения о земельном участке с кадастровым номером 23:02:1104040:10 площадью 40 585 кв. м: категория земель - "земли особо охраняемых территорий и объектов"; кадастровая стоимость - 22 145 611,1 руб. (удельный показатель кадастровой стоимости 545,66 руб.).
Суд обязал ФГБУ "ФКП "Росреестра" в лице филиала по Краснодарскому краю внести изменения в государственный кадастр недвижимости применительно к земельному участку с кадастровым номером 23:02:1104040:10 площадью 40 585 кв. м, указав: категория земель - "земли особо охраняемых территорий и объектов"; кадастровая стоимость - 22 145 611,1 руб. (удельный показатель кадастровой стоимости 545,66 руб.).
Судебный акт в указанной части мотивирован тем, что с 1991 года по настоящее время территория земельного участка с кадастровым номером 23:02:1104040:10 использовалась преимущественно для рекреационных целей - размещение базы отдыха, на земельном участке находятся сооружения для целей рекреации, весь массив земельного участка занят объектами инфраструктуры базы отдыха. Суд пришел к выводу о необходимости отнесения спорного земельного участка к категории "земли особо охраняемых территорий". Суд посчитал также кадастровой ошибкой сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка - 0 руб. Согласно представленному органом кадастрового учета расчету кадастровая стоимость земельного участка составила - 22 145 611,10 руб.
Нарушение администрацией муниципального образования Апшеронский район порядка рассмотрения обращения ООО "Фирма "Профспорт ЛТД" от 19.09.2011, выразившееся в несоблюдении установленного статьей 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации" срока дачи ответа на данное обращение, признано незаконным.
Суд обязал администрацию муниципального образования Апшеронский район в течение пяти рабочих дней с даты вступления в законную силу настоящего решения направить в адрес ООО "Фирма "Профспорт ЛТД" ответ на обращение указанного юридического лица от 19.09.2011.
В удовлетворении остальной части заявленных ООО "Фирма "Профспорт ЛТД" требований отказано. Суд указал, что принятие органом кадастрового учета решения от 03.11.2011 N 14613/01-10 об отсутствии в государственном кадастре недвижимости в отношении спорного земельного участка технических ошибок обосновано ввиду наличия в государственном кадастре недвижимости не технической, а кадастровой ошибки. Решение органа кадастрового учета от 05.10.2011 N 2343/5/11-199238 об отказе в осуществлении кадастрового учета вновь образованных земельных участков в составе земельного участка с кадастровым номером 23:02:1104040:10 связано с наличием в представленных материалах межевания ошибок: границы вновь образованных земельных участков не совпадали с границами исходного земельного участка. Общество не лишено возможности после устранения указанных ошибок повторно обратиться в орган кадастрового учета с соответствующим заявлением.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Профспорт ЛТД" и Козменко М.Г. обжаловали его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просили решение суда от 26.05.2014 отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы общество указывает, что решение вынесено судом без участия правообладателя земельного участка в период с 24.01.2013 по 27.08.2013 - Козменко Г.Г. По договору дарения от 12.08.2013 земельный участок перешел к Козменко М.Г. Орган кадастрового учета не представлял расчет кадастровой стоимости спорного земельного участка. Земельный участок с кадастровым номером 23:02:1104040:10 относится к категории земель - "земли промышленности", однако из кадастрового паспорта земельного участка от 06.04.2010 видно, что земельный участок поставлен на кадастровый учет 19.03.2003 с отнесением к категории земель особо охраняемых территорий и объектов. В кадастровом плане от 21.03.2003 содержится указание на то, что земельный участок относится к землям промышленности. Суд первой инстанции при вынесении решения проигнорировал указания кассационного суда. В материалах дела отсутствуют доказательства преимущественного использования спорного земельного участка в рекреационных целях. На земельном участке расположены промышленные объекты. При вынесении решения суд вышел за пределы заявленных требований, необоснованно установив кадастровую стоимость в размере 22 145 611,10 руб., тем самым ухудшив положение заявителя. Представленными в материалы дела документами подтверждается факт отнесения спорного земельного участка к категории земель - "земли промышленности". Строениями занята только часть спорного земельного участка - менее 25%. Преимущественное использование всего земельного участка для рекреационных целей не соответствует действительности и опровергается землеустроительным заключением от 25.03.2014. Вступившим в законную силу судебным актом по делу N А32-30094/2010 отказано в признании незаконным распоряжения председателя исполнительного комитета Апшеронского районного Совета депутатов от 19.12.2003 N 1230-р.
Козменко Георгий Георгиевич (лицо, не привлеченное к участию в деле) также обжаловал решение суда первой инстанции от 26.05.2014 в суд апелляционной инстанции. В апелляционной жалобе Козменко Г.Г. указывает на то обстоятельство, что решение по делу вынесено без привлечения его к участию в деле, чем нарушены его права как собственника спорного земельного участка в период с 24.01.2013 по 27.08.2013, что подтверждается свидетельством от 21.02.2013 23-АЛ N 412434. Считает, что спорный земельный участок относится к землям промышленности. Судом необоснованно установлена категория спорного земельного участка и его кадастровая стоимость.
В дополнении к апелляционной жалобе Козменко Г.Г. указывает, что в рамках судебной экспертизы по делу N А32-8941/2010 (заключение эксперта от 05.05.2012 N 201-03/12) спорный земельный участок оценен в 2 065 777 руб., что в 10 раз меньше установленной судом кадастровой стоимости.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация муниципального образования "Апшеронский район" Краснодарского края просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность. Администрация указывает на правильность вывода суда о том, что с 1991 года по настоящее время территория земельного участка с кадастровым номером 23:02:1104040:10 используется преимущественно для рекреационных целей - размещения базы отдыха, что подтверждается представленными в материалы дела документами. В отзыве администрация просит рассмотреть апелляционные жалобы в отсутствие представителя администрации.
Дерикочма Николай Алексеевич в отзыве на апелляционную жалобу общества просит решение суда первой инстанции от 26.05.2014 оставить без изменения, указывая, что вступившим в законную силу судебным актом по делу N А32-8941/2010 определена категория спорного земельного участка - "земли особо охраняемых территорий". Заявитель пытается изменить категорию земельного участка с целью минимизации налоговых платежей за земельный участок. Козменко Г.Г. является единственным учредителем ООО "Профспорт ЛТД" со 100% долей в уставном капитале, участвовал при рассмотрении дела от имени общества и присутствовал в судебных заседаниях. Доводы заявителя о том, что территория турбазы является промышленной зоной, не основаны на документальных доказательствах. В 1996 году БТИ зафиксировано на территории 7 объектов недвижимости, в 2001 году - 25, а в 2009 году - 38. На территории также находится инфраструктура для функционирования турбазы. Нахождение на земельном участке дизельной станции обусловлено отсутствием системы централизованного электроснабжения. Автомастерские и автогаражи на территории турбазы отсутствуют. Радиопередающий центр является коллективной радиолюбительской радиостанцией. Вертолетная площадка на территории турбазы также отсутствует. В искусственных водоемах истец выращивает рыбу для ресторана турбазы.
В пояснениях на апелляционные жалобы ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю просит оставить решение суда без изменения. Кадастровая палата указывает, что суд привел сведения о земельном участке, его экономических характеристиках в соответствии с Законом. При внесении сведений о категории земельного участка кадастровая стоимость не была рассчитана, поскольку вид разрешенного использования земельного участка - для размещения туристическо-спортивной базы противоречил отнесению земельного участка к землям промышленности. При категории земель - земли особо охраняемых территорий кадастровая стоимость земельного участка составляет 22 145 611,10 руб., удельный показатель 545,66 руб.
От Козменко М.Г., Козменко Г.Г., ООО "Профспорт" поступило ходатайство об отложении судебного заседания в связи с невозможностью обеспечить явку представителя.
В соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными. Арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине.
Из содержания данной нормы следует, что полномочие суда по вопросу удовлетворения ходатайства об отложении судебного разбирательства относится к числу дискреционных и зависит от наличия обстоятельств, препятствующих участию стороны в судебном заседании, которые суд оценит в качестве уважительных причин неявки.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что в удовлетворении ходатайства истца об отложении судебного разбирательства надлежит отказать.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
От Дерикочма Н.А. поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при неявке в судебное заседание лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 22.11.1991 Абадзехский плодовый совхоз и малое многопрофильное предприятие "Казачий стан" (далее - ММП "Казачий стан") заключили договор купли-продажи, объектом которого явилась находящаяся в аварийном состоянии база отдыха "Лаго-Наки" ("Вольница").
Приказом директора ММП "Казачий стан" от 25.11.1991 поставлено на баланс приобретенное имущество лагеря труда и отдыха "Лаго-Наки", который в дальнейшем предусмотрено именовать конно-спортивной базой отдыха (КСБО) "Вольница". Согласно приказу лагерь труда и отдыха "Лаго-Наки" ("Вольница") представлен следующими основными средствами: строение с баней, деревянные сараи барачного типа, сторожка, сарай (конюшня) и сарай (дизельная), забор, надворный туалет.
Этим же приказом предусматривалось оформление в органах власти Апшеронского района в бессрочное пожизненное пользование ММП "Казачий стан" земельного участка в сложившихся границах площадью 4,06 га, в том числе 3,06 га оставить для использования в сельскохозяйственных целях, 1 га для размещения объектов КСБО "Вольница".
Техник-землеустроитель Краснодарского филиала института "Росгипрозем" 15.12.1992 определил размеры и точные границы землепользования ММП "Казачий стан", о чем составлен соответствующий акт.
В пояснительной записке к акту установления размеров и точных границ землепользования отражено, что отвод в натуре земельного участка произведен ММП "Казачий стан" под базу отдыха "Вольница" из земель сельскохозяйственного товарищества "Самурское", площадь участка составила 4,06 га.
Распоряжением администрации от 21.12.1992 N 405-р утвержден план внешних границ землепользования ММП "Казачий стан" под базу отдыха "Вольница" без права строительства производственных и жилых строений площадью 4,06 га.
Государственным актом КК-2 N 81, выданным ММП "Казачий стан" на основании распоряжения администрации от 21.12.1992 N 405-р удостоверено право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком площадью 4,06 га, в границах, указанных на чертеже, для базы отдыха "Вольница" (3,06 га пастбища, 1,0 га другие земли).
На основании постановления администрации от 20.07.2000 N 339 (в ЕГРП 04.10.2000 внесена запись о праве постоянного (бессрочного) пользования общества на земельный участок площадью 40 585 кв. м, расположенный в Апшеронском районе, на плато Лаго-Наки, в 15 км от станицы Даховской, предоставленный для размещения туристическо-спортивной базы "Серебряный ключ" (категория земель не указана).
Распоряжением от 19.12.2003 N 1230-р "О переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности общества и заключении договора купли-продажи" признано утратившим силу постановление администрации от 20.07.2000 N 339, прекращено право постоянного (бессрочного) пользования общества на земельный участок с кадастровым номером 23:02:1104040:0010 общей площадью 40 585 кв. м. Указанный участок предоставлен в собственность общества как участок из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
Данная категория земель указана в свидетельстве о государственной регистрации права на спорный участок - от 10.09.2004 23-АБ N 507570
Распоряжением председателя исполкома Апшеронского районного Совета депутатов от 29.01.2004 N 68-р в распоряжение от 19.12.2003 N 1230-р внесены изменения и дополнения в части сроков оплаты выкупаемого обществом участка и подписания договора купли-продажи.
Из кадастрового паспорта земельного участка от 06.04.2010 видно, что участок площадью 40 585 кв. м, расположенный в Апшеронском районе (Мезмайское лесничество, плато Лаго-Наки), являющийся собственностью общества, поставлен на государственный кадастровый учет 19.03.2003 с кадастровым номером 23:02:1104040:10, отнесен к категории земель особо охраняемых территорий и объектов (т. 2, л.д. 45).
Аналогичные сведения о принадлежности указанного участка к землям особо охраняемых территорий и объектов отражены в кадастровом плане земельного участка от 27.02.2006 (т. 2, л.д. 43).
Однако в кадастровом плане от 21.03.2003 данного участка содержится указание на его отнесение к землям промышленности (т. 2, л.д. 37).
Общество, полагая, что в государственном кадастре недвижимости имеет место кадастровая ошибка в части указания категории земельного участка с кадастровым номером 23:02:1104040:10, обратилось в суд с настоящими требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости) ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости; воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Часть 4 статьи 28 данного Закона устанавливает, что кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 Закона о кадастре недвижимости заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Согласно правовой позиции, сформулированной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 13016/11 и от 15.12.2011 N 12651/11, фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и сходиться со сведениями, внесенными в кадастр.
Как следует из материалов дела, ММП "Казачий стан", которое впоследствии присоединилось к ООО "Фирма Профспорт ЛТД" на основании распоряжения администрации от 21.12.1992 N 405-р выдан государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком площадью 4,06 га, для базы отдыха "Вольница" (3,06 га пастбища, 1,0 га другие земли).
На основании постановления от 20.07.2000 N 339 переоформлено право постоянного (бессрочного) пользования указанным участком с ММП "Казачий стан" на ООО "Фирма Профспорт ЛТД".
На момент издания указанных ненормативно-правовых актов земельные правоотношения регламентировались нормами Земельного кодекса РСФСР.
Согласно статьям 70, 72 Земельного кодекса РСФСР все земли в пределах городской, поселковой черты и черты сельских населенных пунктов находятся в ведении городских, поселковых, сельских Советов народных депутатов. Городская, поселковая черта, черта сельского населенного пункта - внешняя граница земель города, поселка, сельского населенного пункта, которая отделяет их от других категорий земель. Городская, поселковая черта и черта сельских населенных пунктов устанавливается и изменяется органами, утверждающими генеральные планы, проекты планировки и застройки городов, поселков и сельских населенных пунктов.
В соответствии со статьей 83 Земельного кодекса РСФСР землями промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения и иного назначения признаются земли, предоставленные соответствующими Советами народных депутатов в пользование или аренду предприятиям, учреждениям и организациям для осуществления возложенных на них специальных задач. Зоны с особыми условиями использования земель устанавливаются в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации промышленных, транспортных и иных объектов. Земельные участки, на которых устанавливаются указанные зоны, у собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов не изымаются, но в их пределах вводится особый режим использования земель, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.
В выданном обществу свидетельстве на право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 40 585 кв. м указано назначение земельного участка - для размещения туристическо-спортивной базы "Серебряный ключ".
В распоряжении председателя исполнительного комитета Апшеронского районного совета депутатов от 19.12.2003 N 1230-р указано о предоставлении в собственность ООО "Фирма Профспорт ЛТД" земельного участка с кадастровым номером 23:02:1104040:10 из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
На основании указанного распоряжения с обществом заключен договор купли-продажи земельного участка от 22.06.2004 N 1/06, на основании которого заявителю выдано свидетельство 23-АБ N 507570. В указанном свидетельстве в качестве объекта права указан земельный участок для размещения туристической базы, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земель иного специального назначения, площадью 40 585 кв. м (т. 1 л.д. 79).
Первоначально земельный участок с кадастровым номером 23:02:1104040:10 был поставлен на кадастровый учет 19.03.2003 (т. 1 л.д. 19-20).
Согласно кадастровому плану земельного участка от 21.03.2003 N 02/03-421 для земельного участка с кадастровым номером 23:02:1104040:10 установлена категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земель иного назначения (т. 2 л.д. 37).
На дату постановки земельного участка на кадастровый учет нормативно-правовым актом, регламентирующим порядок ведения кадастрового учета земель, являлся Федеральный закон Российской Федерации N 28-ФЗ от 02.01.2000 "О государственном земельном кадастре" (далее - Закон N 28-ФЗ).
Согласно частям 2, 3 статьи 17 Закона N 28-ФЗ, действовавшим в редакции на момент постановки спорного земельного участка на кадастровый учет, сведения о состоянии и об использовании земельных участков, их площадях, местоположении, экономических и качественных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных о межевании земельных участков, сведений, представленных правообладателями земельных участков, результатов проведения топографо-геодезических, картографических, мониторинговых, землеустроительных, почвенных, геолого-геоморфологических и иных обследований и изысканий. В отношении каждой категории земель применяется определенный перечень сведений о земельных участках. Сведения о правах на земельные участки и об ограничениях (обременениях) этих прав вносятся в Единый государственный реестр земель на основании сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также на основании иных документов о правах на земельные участки, являющихся юридически действительными на момент внесения указанных сведений в государственный земельный кадастр.
На основании распоряжения председателя исполнительного комитета от 15.11.2002 N 1199-р в соответствии с Земельным кодексом земельные участки общей площадью 83 га, предоставленные для лечебно-оздоровительных, спортивных, туристических целей за пределами населенных пунктов отнесены к категории - земли особо охраняемых территорий (т. 2 л.д. 39).
Постановлением Главы администрации Краснодарского края от 25.10.2005 N 969 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов Краснодарского края, в том числе, для земельного участка с кадастровым номером 23:02:1104040:10 (турбаза "Серебряный ключ") (т. 2 л.д. 40).
Соответствующие сведения о категории земли - земли особо охраняемых территорий, кадастровой стоимости - 4 622 631,5 руб. внесены в государственный кадастр недвижимости, что подтверждается кадастровым планом от 27.02.2006 N 02/06-03-564 (т. 2 л.д. 43).
Согласно кадастровому паспорту от 06.04.2010 N 2343/12/10-256949 земельный участок с кадастровым номером 23:02:1104040:10 имеет следующие характеристики: категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, кадастровая стоимость - 22 145 611,10 руб., разрешенное использование - для размещения туристическо-спортивной базы (т. 2 л.д. 45).
На основании письма ФГУП "Северо-Кавказское аэрогеодезическое предприятие" от 25.07.2012 решением органа кадастрового учета от 17.08.2012 N 00-р/12-17694 исправлена техническая ошибка - изменена категория земель, адрес, а также экономические характеристики земельного участка с кадастровым номером 23:02:1104040:10. Указана категория земельного участка на основании распоряжения председателя исполнительного комитета Апшеронского районного Совета депутатов от 19.12.2003 N 1230-р - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земель иного специального назначения, площадью 40 585 кв. м (т. 4 л.д. 12-13, т. 7 л.д. 18-19).
Согласно пунктам 1, 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Статьей 94 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к землям особо охраняемых территорий относятся земли: особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения; иные особо ценные земли в соответствии с названным Кодексом, федеральными законами.
В силу части 1 статьи 98 Земельного кодекса Российской Федерации к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты (часть 2 статьи 98 Земельного кодекса Российской Федерации).
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что из представленных в материалы дела документов, а именно: приказа директора МЧП "Казачий стан" от 25.11.1991, ситуационного плана земельного участка от 27.08.2009, рекламных материалов по оказанию обществом услуг отдыха, ведомости о составе и характеристике имущества МЧП "Казачий стан" 1996 года, ведомости учета основных средств общества 2007 года, ортофотоплана земельного участка и прилегающей местности видно, что на земельном участке находятся сооружения для целей рекреации (домики отдыха, вспомогательные помещения (санитарные узлы, сараи, дизельная и т.д.). По существу весь массив земельного участка занят объектами инфраструктуры базы отдыха - рекреационного объекта (т. 1 л.д. 61, т. 2 л.д. 47, 49, 135-136, т. 3 л.д. 39-42).
Право собственности на объекты недвижимости, расположенные на территории базы отдыха (21 объект: административное здание с пристройкой, домики альпийского типа, нежилое строение с сауной, кухня) зарегистрированы за ООО "Фирма Профспорт ЛТД" (т. 3 л.д. 18-37).
Спорный земельный участок площадью 40585 кв. м, расположенный в Апшеронском районе, Плато Лаго-Наки, в 15-ти км от ст. Даховской, был предоставлен ООО Фирма "Профспорт ЛТД" на основании постановления главы Администрации Апшеронского района от 20.07.2000 N 339 на праве постоянного (бессрочного) пользования для размещения туристическо-спортивной базы "Серебряный ключ".
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 04 октября 2012 года N 1162 утвержден Порядок формирования и ведения реестра субъектов и объектов туристской индустрии и туристских ресурсов Краснодарского края.
В соответствии с указанным Порядком на официальном сайте www.reestr.kurortkuban.ru в разделе "субъекты и объекты туристской индустрии Краснодарского края" опубликована информация об использовании земельного участка обществом с ограниченной ответственностью "ГЕОРЕСУРСЫ" турбаза "Серебряный ключ" по фактическому адресу: 352666, Краснодарский край, Апшеронский район, 15-й км. Автодороги ст. Даховской-Лагонаки, площадь земельного участка 40 585 кв. м. Указанный документ также подтверждает фактическое использование земельного участка, соответствующее рекреационному назначению и надлежащей категории земельного участка, установленной судом.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно установлена категория спорного земельного участка - "земли особо охраняемых территорий и объектов".
Представленное Козменко М.Г. в материалы дела письмо управления имущественных отношений Апшеронского района от 11.07.2014 об отсутствии в архивном отделе администрации муниципального образования Апшеронский район документов, свидетельствующих об установлении до 1992 года в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:02:1104040:10 категории земель земли особо охраняемых природных территорий, земли природоохранного назначения, земли рекреационного назначения, земли историко-культурного назначения, особо ценные земли, земли лесного фонда, не опровергает установленного судом факта фактического использования спорного участка в рекреационных целях.
Установив несоответствие категории земельного участка виду разрешенного использования и фактическому использованию земельного участка, суд первой инстанции обосновано обязал орган кадастрового учета внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости.
Признавая кадастровой ошибкой сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка - 0 руб., суд первой инстанции не учел следующего.
Пунктом 11 ч. 2 ст. 7 Закона о кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила проведения оценки), в соответствии с которыми организация проведения кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и его территориальными органами. Для проведения таких работ названные органы привлекают оценщиков или юридических лиц, имеющих право на заключение договора об оценке.
В соответствии с пунктами 4 и 9 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, на Роснедвижимость и ее территориальные органы возложены проверка результатов по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации, составление отчета по определению кадастровой стоимости земельных участков и представление результатов такой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение.
Пунктом 10 Правил проведения оценки установлено, что органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пунктам 3, 4 и 9 Правил проведения оценки государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного и других кадастров, основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Из материалов дела усматривается, что в государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:02:1104040:10 указаны сведения о кадастровой стоимости - 0 руб.
Между тем, в рамках настоящего дела заявителем оспариваются сведения о категории спорного земельного участка. С требованием об установлении кадастровой стоимости ООО "Фирма Профспорт ЛТД" не обращалось.
Орган кадастрового учета в своих пояснениях указывает, что при внесении сведений о категории земель - земли промышленности на основании решения от 17.08.2012 кадастровая стоимость не была рассчитана, поскольку вид разрешенного использования противоречил отнесению земельного участка к землям промышленности. Кадастровая стоимость земельного участка при категории земель - земли особо охраняемых территорий составляет 22 145 611,10 руб.
При этом согласно имеющемуся в материалах дела постановлению Главы администрации Краснодарского края от 25.10.2005 N 969 по результатам государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов Краснодарского края для земельного участка с кадастровым номером 23:02:1104040:10 (турбаза "Серебряный ключ") установлена кадастровая стоимость - 4 622 631,5 руб.
Как следует из постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 права общества, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Поскольку установление кадастровой стоимости спорного земельного участка не является предметом заявленных требований, а достоверная величина кадастровой стоимости спорного земельного участка судом не устанавливалась, суд первой инстанции необоснованно обязал управление внести изменения в государственный кадастр недвижимости применительно к земельному участку с кадастровым номером 23:02:1104040:10 площадью 40 585 кв. м, указав кадастровую стоимость - 22 145 611,1 руб.
Следовательно, в указанной части решение суда первой инстанции надлежит изменить.
Нарушение администрацией муниципального образования Апшеронский район порядка рассмотрения обращения ООО "Фирма "Профспорт ЛТД" от 19.09.2011, выразившееся в несоблюдении установленного статьей 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации" срока дачи ответа на данное обращение обоснованно признано незаконным судом первой инстанции.
Судом обоснованно отказано в признании незаконными решений органа кадастрового учета от 03.11.2011 N 14613/01-10 и от 05.10.2011 N 2343/5/11-199238.
Орган кадастрового учета в решении от 03.11.2011 N 14613/01-10 обоснованно указал на отсутствие государственном кадастре недвижимости в отношении спорного земельного участка технических ошибок, поскольку отнесение земельного участка к землям особо охраняемых территорий произведено в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка.
Решение от 05.10.2011 N 2343/5/11-199238 обоснованно отказано в осуществлении кадастрового учета вновь образованных земельных участков в составе земельного участка с кадастровым номером 23:02:1104040:10, поскольку в представленных материалах межевания имелись ошибки: границы вновь образованных земельных участков не совпадали с границами исходного земельного участка.
В соответствии с толкованием норм процессуального права в абзаце 2 пункта 2 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда от 28.05.2009 N 36 (ред. от 10.11.2011) "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" при заявлении о нарушении прав лиц, не привлеченных к участию в деле, проверяется, затрагивает ли принятый судебный акт непосредственно права и обязанности этих лиц.
После принятия к производству апелляционной жалобы лица, не участвовавшего в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции определяет, затрагивает ли принятый судебный акт непосредственно права или обязанности заявителя.
Если после принятия апелляционной жалобы к производству будет установлено, что заявитель не имеет права на обжалование судебного акта, то применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по жалобе подлежит прекращению.
Апелляционным судом установлено, что ни в мотивировочной, ни в резолютивной части решения суда от 26.05.2014 не содержится никаких выводов непосредственно о правах и обязанностях Козменко Г.Г., права указанного лица относительно предмета спора не установлены, какие-либо обязанности на него не возложены. Козменко Г.Г. в период с 24.01.2013 по 27.08.2013 являлся собственником спорного земельного участка. При этом Козменко Г.Г. в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательств того, каким образом оспариваемыми действиями нарушены его права. Ссылка указанного лица на то обстоятельство, что у него возникла обязанность по уплате земельного налога за период владения исходя из установленной судом категории земельного участка в сумме 193 774 руб. не принимается судом апелляционной инстанции. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что суд первой инстанции необоснованно обязал орган кадастрового учета внести изменения в государственный кадастр недвижимости в части указания кадастровой стоимости земельного участка.
Доказательства того, что судебным актом по настоящему делу нарушены права Козменко Г.Г. в материалах дела отсутствуют. В обжалуемом решении суда отсутствуют выводы о правах и обязанностях собственника спорного земельного участка в период с 24.01.2013 по 27.08.2013.
Таким образом, указанное лицо не имеет права на обжалование решения суда первой инстанции от 26.05.2014, в связи с чем, производство по апелляционной жалобе Козменко Г.Г., не наделенного правом апелляционного обжалования, подлежит прекращению применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспариваемым решением суда первой инстанции прекращено производство по делу в отношении требований Козменко Михаила Георгиевича на основании статей 50, 150, 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 пункта 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Согласно части 2 статьи 50 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, пользуются правами и несут обязанности истца (стороны) по делу.
Исходя из смысла вышеназванных норм права действующее арбитражное процессуальное законодательство не предусматривает возможности отнесения к подведомственности арбитражных судов споров между юридическим и физическим лицами, кроме споров, отнесенных положениями статьи 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к специальной подведомственности арбитражных судов, к каковым настоящий спор не относится.
Установив, что Козменко М.Г., привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, не обладает статусом индивидуального предпринимателя, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о невозможности рассмотрения арбитражным судом требований, заявленных физическим лицом.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

прекратить производство по апелляционной жалобе Козменко Георгия Георгиевича.
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.05.2014 по делу N А32-44933/2011 изменить.
Изложить 2, 3, 4 абзацы резолютивной части в следующей редакции:
"Признать наличие в государственном кадастре недвижимости кадастровой ошибки с 17.08.2012 применительно к следующим сведениям о земельном участке с кадастровым номером 23:02:1104040:10 площадью 40 585 кв. м:
- категория земель - "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения".
Считать надлежащими сведения о земельном участке с кадастровым номером 23:02:1104040:10 площадью 40 585 кв. м: категория земель - "земли особо охраняемых территорий и объектов".
ФГБУ "ФКП "Росреестра" в лице филиала по Краснодарскому краю внести изменения в государственный кадастр недвижимости применительно к земельному участку с кадастровым номером 23:02:1104040:10 площадью 40 585 кв. м, указав - категория земель - "земли особо охраняемых территорий и объектов".
В остальной части решение суда оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
О.Ю.ЕФИМОВА

Судьи
О.А.СУЛИМЕНКО
С.С.ФИЛИМОНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)