Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.07.2015 N 16АП-2215/2015 ПО ДЕЛУ N А63-12628/2014

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июля 2015 г. по делу N А63-12628/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июля 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Егорченко И.Н.,
судей Марченко О.В., Сулейманова З.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бабаяном Р.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу крестьянского хозяйства Адоньева Ивана Николаевича на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.04.2015 по делу N А63-12628/2014 (судья Карпель В.Л.)
по заявлению крестьянского хозяйства Адоньева Ивана Николаевича (ОГРНИП 1022600507962)
к администрации Александровского муниципального района Ставропольского края (ОГРН 1042601045233),
к отделу имущественных и земельных отношений администрации Александровского муниципального района Ставропольского края (ОГРН 1042601045893),
обществу с ограниченной ответственностью "Саблинское" (ОГРН 1042601023178)
об оспаривании решений, действий органов местного самоуправления, применении последствий недействительности ничтожной сделки,
при участии в судебном заседании представителя крестьянского хозяйства Адоньева Ивана Николаевича Мамаева В.А. (доверенность от 12.09.2014), представителей администрации Александровского муниципального района Ставропольского края Луговского Д.А. (доверенность N 01-898 от 26.03.2014), Фисакова В.М. (доверенность N 26АА1630254 от 21.08.2014),
в отсутствие иных участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,

установил:

крестьянское хозяйство Адоньева Ивана Николаевича (далее - крестьянское хозяйство, заявитель, КФХ Адоньева И.Н.) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к администрации Александровского муниципального района Ставропольского края (далее - администрация муниципального района), отделу имущественных и земельных отношений администрации Александровского муниципального района Ставропольского края (далее - отдел имущественных отношений), обществу с ограниченной ответственностью "Саблинское" (далее - ООО "Саблинское") о признании незаконным отказа главы администрации муниципального района от 24.04.2014 исх. N 01-1233 в предоставлении крестьянскому хозяйству в аренду земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена общей площадью 4 867 803 кв. м, с кадастровым номером 26:18:000000:724, в границах землепользования СПК ПКЗ "Ставропольский"; признании недействительным постановления администрации муниципального района от 23.06.2014 N 334; признании незаконным распоряжения отдела имущественных и земельных отношений об объявлении аукциона в газете "Александровская жизнь" от 23.06.2014, а также незаконными действий по организации и проведению аукциона, оформлению его результатов; признании недействительным протокола по итогам аукциона и распоряжения администрации муниципального района о заключении договора N 73 аренды земельного участка с кадастровым номером 26:18:000000:724, общей площадью 4 867 803 кв. м, в границах землепользования СПК ПКЗ "Ставропольский"; признании недействительной и применении последствий недействительности ничтожной сделки договора N 73 аренды земельного участка с кадастровым номером 26:18:000000:724, общей площадью 4 867 803 кв. м, в границах землепользования СПК ПКЗ "Ставропольский", заключенного 06.08.2014 между администрацией муниципального района (арендодатель) и ООО "Саблинское" (арендатор), аннулировании в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи от 15.09.2014 N 26-26-02/001/2014-517 (уточненные требования).
Решением суда от 01.04.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что аукцион проведен с соблюдением установленных требований, доказательств того, что имелись нарушения, которые могли повлиять на результат определения его победителя, заявителем не представлено, в связи с чем, оснований для признания недействительным аукциона и заключенного с его победителем договора аренды не имеется. Суд также указал, что крестьянское хозяйство не являлось правообладателем земельного участка, за счет которого сформирован спорный участок. В этом случае восстановление права крестьянского хозяйства на заключение договора аренды земельного участка избранным способом защиты невозможно, сама по себе констатация недействительности торгов и заключенной по их результатам сделки к восстановлению прав заявителя не приведет, следовательно, основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
Не согласившись с принятым судебным актом, крестьянским хозяйством подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители администрации муниципального района возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем, на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.04.2015 по делу N А63-12628/2014 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, постановлением администрации муниципального района от 01.10.2013 N 715 утверждена схема расположения многоконтурного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровый номер 26:18:000000:724, местоположение: Ставропольский край, Александровский район, в границах землепользования СПК ПКЗ "Ставропольский", площадью 4 867 803 кв. м, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.
14.03.2014 орган кадастрового учета рассмотрев заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 26.02.2014, межевой план от 24.02.2014, решение о приостановлении ГКУ от 1203.2014 N 26/301/14-28778, межевой план от 14.03.2014 принял решение N 26/301/14-30104 об учете изменений объекта недвижимости, согласно которому осуществлен кадастровый учет изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 26:18:000000:724, расположенного: Ставропольский край, Александровский район, в границах землепользования СПК ПКЗ "Ставропольский", в связи с исправлением ошибки в местоположении границ и площади земельного участка.
На основании решения органа кадастрового учета от 14.03.2014 N 26/301/14-30104 в ГКН внесены следующие изменения сведений о земельном участке с кадастровым номером 26:18:000000:724, площадь 4 867 803 кв. м (ранее 7 737 971 кв. м), граница земельного участка состоит из 20 контуров (ранее из 23).
22.03.2014 в газете "Александровская жизнь" N 22 в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) администрация муниципального района проинформировала о наличии свободных земельных участков (в том числе вышеуказанного), предназначенных для передачи в аренду из земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена.
09.04.2014 глава КФХ Адоньева И.Н. обратился в администрацию муниципального района с заявлением, в котором на основании статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ) просил предоставить крестьянскому хозяйству в аренду сроком на 49 лет для осуществления деятельности КФХ земельный участок с кадастровым номером 26:18:000000:724, местоположение: Ставропольский край, Александровский район, в границах землепользования СПК ПКЗ "Ставропольский" согласно объявлению в газете "Александровская жизнь" от 22.03.2014 N 22.
В связи с имевшей место публикацией в газете "Александровская жизнь" от 22.03.2014 N 22 с заявлениями о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 26:18:000000:724 в администрацию муниципального района обратились Чернышев В.Н. (заявление от 31.03.2014), Веревкин А.В. (заявление от 08.04.2014), Дорошенко Н.В. (заявление от 08.04.2014), глава КФХ Бахолдин М.В. (заявление от 21.04.2014), ООО "Саблинское" (заявление от 21.04.2014).
В письме от 24.04.2014 исх. N 01-1233 администрация муниципального района информировала крестьянское хозяйство о том, что в связи с наличием заявлений, поступивших от заинтересованных лиц после опубликования информационного сообщения, право аренды в отношении испрашиваемого земельного участка будет выставлено на торги; информационное сообщение о проведении аукциона будет опубликовано в газете "Александровская жизнь".
22.06.2014 администрация муниципального района приняла постановление N 334 о проведении торгов по продаже права на заключение договоров аренды сроком на 10 лет в форме аукциона открытого по составу участников и форме подачи предложений о величине годовой арендной платы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена (в том числе с кадастровым номером 26:18:000000:724), установив: начальную цену годовой арендной платы - 947 313 рублей; размер задатка для участия в аукционе - 40% от начальной величины годовой арендной платы (378 925 рублей); шаг аукциона 5% от начальной годовой величины арендной платы - 47 366 рублей.
Согласно пункту 4 постановления администрации муниципального района от 22.06.2014 N 334 организатору торгов (отделу имущественных отношений) поручено опубликовать информационное сообщение о проведении аукциона в газете "Александровская жизнь".
02.07.2014 отдел имущественных отношений в газете "Александровская жизнь" N 51 разместил объявление о проведении торгов по продаже права на заключение договоров аренды сроком на 10 лет в форме аукциона открытого по составу участников и форме подачи предложений о величине годовой арендной платы двумя лотами, в том числе лот N 1: земельный участок с кадастровым номером 26:18:000000:724, общей площадью 4 867 803 кв. м сельскохозяйственных угодий, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства; без обременений. Согласно объявлению для участия в аукционе претенденты представляют в отдел имущественных отношений (лично или через представителя) заявку на участие в аукционе по форме, утвержденной организатором торгов (приложение N 1).
Из протокола комиссии от 05.08.2014 о рассмотрении заявок и представленных документов претендентами для участия в аукционе лот N 1 следует, что к участию в аукционе допущены следующие претенденты: крестьянское хозяйство, ООО "Саблинское" и ООО ОПХ "Луч".
Согласно протоколу комиссии от 05.08.2014 о результатах аукциона лот N 1, по итогам проводимых торгов победителем аукциона признано ООО "Саблинское", предложившее наивысшую величину годовой арендной платы - 5 304 985 рублей; протокол комиссии о результатах аукциона вручен его участникам, претензий по проведению аукциона у них не имелось, о чем сделаны отметки в экземпляре протокола, копия которого представлена отделом имущественных отношений в материалы дела.
На основании протокола о результатах аукциона администрация муниципального района (арендодатель) и ООО "Саблинское" (арендатор) заключили договор от 06.08.2014 N 73 аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на который не разграничена, местоположение: Ставропольский край, Александровский район в границах землепользования СПК ПКЗ "Ставропольский, кадастровый номер 26:18:000000:724, общей площадью 4 867 803 кв. м сельскохозяйственных угодий, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.
03.09.2014 Минераловодским межрайонным отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю произведена государственная регистрация договора аренды (номер 26-26-02/001/2014-517).
Полагая, что договор от 06.08.2014 N 73 аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, отказ от 24.04.2014 исх. N 01-1233 в предоставлении в аренду земельного участка, действия заинтересованных лиц по организации и проведению торгов, а также протокол о результатах аукциона являются незаконными и нарушают его права и законные интересы, крестьянское хозяйство обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии со статьями 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные функции, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие таких актов закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов дела видно, что оспариваемый договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения заключен по результатам торгов по продаже права на заключение договоров аренды, участником которых являлось, в том числе крестьянское хозяйство. Обременение в виде аренды в пользу победителя торгов ООО "Саблинское" зарегистрировано в ЕГРП. С заключением договора от 06.08.2014 N 73 аренды земельного участка публично-правовые отношения по предоставлению земли прекратились, поэтому оценка оспариваемому крестьянским хозяйством отказу от 24.04.2014 исх. N 01-1233, а также действий заинтересованных лиц по организации и проведению торгов может быть дана только в совокупности с оценкой гражданско-правовой сделки, заключенной по итогам торгов.
Требования крестьянского хозяйства по существу направлены на оспаривание обременения, зарегистрированного в пользу ООО "Саблинское".
В силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 07.05.2013 N 100-ФЗ) по общему правилу, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 1). Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2).
В соответствии с пунктом 32 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ничтожная сделка является недействительной независимо от признания ее таковой судом. Учитывая, что Гражданский кодекс Российской Федерации не исключает возможности предъявления исков о признании недействительной ничтожной сделки, споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого заинтересованного лица.
Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Под заинтересованным лицом следует понимать лицо, имеющее юридически значимый интерес в данном деле. Такая юридическая заинтересованность может признаваться за участниками сделки либо за лицами, чьи права и интересы прямо нарушены оспариваемой сделкой. Заинтересованным в судебной защите является лицо, имеющее законное право или охраняемый законом интерес, а предъявленный этим лицом иск выступает средством защиты его нарушенного права и законных интересов (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.08.2005 N 3668/05, от 30.10.2012 N 8584/12).
В силу части 1 статьи 4, части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации поскольку крестьянское хозяйство не является стороной договора от 06.08.2014 N 73 аренды земельного участка, то оно должно доказать нарушение оспариваемой сделкой своих прав и законных интересов.
В обоснование права на иск крестьянское хозяйство ссылалось на то, что порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для осуществления деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств регламентирован статьей 12 Закона N 74-ФЗ. Указанная норма является специальной и устанавливает процедуру предоставления земельного участка, отличную от общего порядка предоставления земельного участка, предусмотренного статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, которая не требует обязательной заблаговременной публикации и информации о предоставлении земельного участка. Закон N 74-ФЗ не предусматривает обязательной процедуры торгов при наличии нескольких претендентов из числа фермеров, обратившихся в разное время. В данном случае Закон N 110-ФЗ применению не подлежал.
Между тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации (в ранее действовавшей редакции) гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным Кодексом, а также Законом N 74-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 12 Закона N 74-ФЗ граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг заявления.
Орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункты 3, 4 статьи 12 Закона N 74-ФЗ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 12 Закона N 74-ФЗ договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия такого решения.
Закон N 74-ФЗ не предусматривает порядок предоставления земельных участков в случае подачи двух и более заявок лиц, заинтересованных в ведении фермерского хозяйства, и в этом случае проведение торгов, предусмотренных пунктом 2 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, является обязательным.
Согласно пункту 2 статьи 10 Закона N 101-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом, принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а также права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляются в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 3 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
В отсутствие в Законе N 74-ФЗ соответствующих положений, регулирующих спорную ситуацию, и учитывая, что лицу, ведущему крестьянское (фермерское) хозяйство необходимы земли сельскохозяйственного назначения, применению подлежат правила, установленные пунктом 2 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, прямо содержащие норму о предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду в случае, если подано два и более заявлений на торгах (конкурсах, аукционах). Применение этой нормы в рассматриваемом случае вытекает также из статьи 2 Закона N 101-ФЗ, которой предусмотрено, что участниками отношений, регулируемых Законом N 101-ФЗ, являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, не исключая тем самым, его действие на крестьянские (фермерские) хозяйства.
Правовое регулирование спорной ситуации положениями пункта 2 статьи 10 Закона N 101-ФЗ соответствует установленным статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации принципам эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, гарантирует равный доступ всех лиц к приобретению земельных участков из публичной собственности. Иное толкование положений закона направлено на установление необоснованного приоритета земельных прав одних землепользователей по отношению к другим и противоречит приведенным выше принципам.
На основании пункта 4 статьи 477 Гражданского кодекса Российской Федерации торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
Организация и порядок проведения торгов определены положениями статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
В силу пунктов 1 и 4 статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть право на заключение договора аренды сформированного земельного участка. Порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно Правилам организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков" (далее - Правила), для участия в торгах претендент представляет организатору торгов в установленный в извещении о проведении торгов срок заявку, платежный документ для подтверждения перечисления претендентом задатка и иные документы в соответствии с перечнем, опубликованным в извещении о проведении торгов (пункт 10 Правил). В день определения участников торгов организатор торгов рассматривает заявки и документы претендентов, устанавливает факт поступления от претендентов задатков. По результатам рассмотрения документов организатор торгов принимает решение о признании претендентов участниками торгов или об отказе в допуске претендентов к участию в торгах, которое оформляется протоколом (пункт 14 Правил).
Претенденты, признанные участниками торгов, и претенденты, не допущенные к участию в торгах, уведомляются о принятом решении не позднее следующего рабочего дня с даты оформления данного решения протоколом путем вручения им под расписку соответствующего уведомления либо направления такого уведомления по почте заказным письмом (пункт 17 Правил). Результаты торгов оформляются протоколом, который является основанием для заключения с победителем торгов договора купли-продажи или аренды земельного участка (пункт 25 Правил).
Администрация и отдел имущественных отношений произвели действия по организации и проведению торгов по продаже права аренды земельного участка в соответствии с требованиями изложенных выше норм. Извещение о проведении торгов 02.07.2014 размещено в газете "Александровская жизнь", которое содержало сведения о дате проведения торгов, месте, времени порядке определения участников торгов.
Крестьянское хозяйство, обладая информацией о месте и времени проведения аукциона, приняло в нем участие, согласно протоколу комиссии о результатах аукциона уведомлено о принятом решении и претензий по проведению торгов у заявителя не имелось.
В силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 166, 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 44 постановления от 29.04.2010 N 10/22, право на обращение в суд с иском об оспаривании торгов и сделки, заключенной по их результатам, предоставлено заинтересованному лицу, под которым следует понимать лицо, имеющее юридически значимый интерес в данном деле. Такая юридическая заинтересованность может признаваться за участниками сделки либо за лицами, чьи права и законные интересы нарушены в процессе организации и проведения торгов (пункт 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными торгов, проводимых в рамках исполнительного производства", пункт 13 постановления Пленума N 32).
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что аукцион проведен с соблюдением установленных требований, доказательств того, что имелись нарушения, которые могли повлиять на результат определения его победителя, заявителем не представлено, в связи с чем, оснований для признания недействительным аукциона и заключенного с его победителем договора аренды не имеется.
При этом, суд первой инстанции также правомерно посчитал, что крестьянское хозяйство не являлся правообладателем земельного участка, за счет которого сформирован спорный участок. В этом случае восстановление права крестьянского хозяйства на заключение договора аренды земельного участка избранным способом защиты невозможно, сама по себе констатация недействительности торгов и заключенной по их результатам сделки к восстановлению прав заявителя не приведет, следовательно, основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
Не являясь стороной оспариваемой сделки, истец также не вправе требовать применения последствий его недействительности в порядке, установленном пунктом 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации. Соответствующий правовой подход изложен в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.10.2012 N 8584/12.
Отсутствие у крестьянского хозяйства права на обращение с иском в материальном смысле является основанием для отказа в удовлетворении заявленных им требований (статьи 1, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которой апелляционный суд согласен. Фактически доводы жалобы сводятся к несогласию апеллянта с выводами суда первой инстанции, положенными в обоснование принятого по делу судебного акта, что само по себе не может служить основанием для его отмены, ввиду правильного применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда по доводам, приведенным в жалобе.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.04.2015 по делу N А63-12628/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий
И.Н.ЕГОРЧЕНКО

Судьи
О.В.МАРЧЕНКО
З.М.СУЛЕЙМАНОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)