Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко О.В.,
судей: Егорченко И.Н., Казаковой Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Михайловым В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу:
ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Елканова Ф.Р. на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 18.12.2014 по делу N А61-3231/2014
по заявлению индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Елканова Ф.Р.
к Администрации местного самоуправления Ардонского района РСО-Алания,
о признании бездействия, выразившегося в нарушении требований пункта 4 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", а именно: в непринятии в установленный четырнадцатидневный срок решения о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами: 15:06:0020102:143, площадью 3704350 кв. м, 15:06:0020102:149 площадью 1919036 кв. м, 15:06:0020102:150 площадью 1622750 кв. м, 15:06:0020102:141 площадью 6070886 кв. м, 15:06:0020102:145 площадью 6700415 кв. м, 15:06:0010201:101 площадью 7487463 кв. м в аренду на сорок девять лет, незаконными; об устранении нарушения и обязании выполнить требования пункта 4 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", а именно обязать в установленные законом четырнадцатидневный срок принять и выдать (направить) главе крестьянского (фермерского) хозяйства решения о предоставлении требуемых им земельных участков в аренду на сорок девять лет,
в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,
установил:
индивидуальный предприниматель - глава крестьянского (фермерского) хозяйства Елканов Ф.Р. (далее по тексту - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания к администрации местного самоуправления Ардонского района Республики Северная Осетия-Алания (далее по тексту - администрация) о признании бездействия незаконными, выразившимися в нарушении требований пункта 4 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", а именно: в непринятии в установленный четырнадцатидневный срок решения о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами: 15:06:0020102:143, площадью 3704350 кв. м, 15:06:0020102:149 площадью 1919036 кв. м, 15:06:0020102:150 площадью 1622750 кв. м, 15:06:0020102:141 площадью 6070886 кв. м, 15:06:0020102:145 площадью 6700415 кв. м, 15:06:0010201:101 площадью 7487463 кв. м в аренду на сорок девять лет, об обязании принять и выдать (направить) главе крестьянского (фермерского) хозяйства решение о предоставлении земельного участка в аренду на сорок девять лет.
Решением суда от 18.12.2014 в удовлетворении требований отказано, по мотиву того, что спорные земельные участки не относятся к фонду распределения земель, а также недоказанностью заявителем необходимости в предоставлении земельных участков в указанной в заявлении площади.
Предприниматель не согласился с решением суда первой инстанции и подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить.
Отзывы на жалобу в суд не поступил.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещены судом о времени и месте проведения судебного разбирательства.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 18.12.2014 по делу N А61-3231/2014 отмене не подлежит по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 17.06.2014 в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей в отношении крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого является Елканов Ф.Р., внесена запись о создании крестьянского (фермерского) хозяйства.
05.07.2014 предприниматель обратился в Администрацию местного самоуправления Ардонского района Республики Северная Осетия-Алания с заявлениями о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами: 15:06:0020102:143, площадью 3704350 кв. м, 15:06:0020102:149 площадью 1919036 кв. м, 15:06:0020102:150 площадью 1622750 кв. м, 15:06:0020102:141 площадью 6070886 кв. м, 15:06:0020102:145 площадью 6700415 кв. м, 15:06:0010201:101 площадью 7487463 кв. м в аренду на сорок девять лет для производства сельскохозяйственной продукции. В заявлениях предприниматель указал на наличие одного члена крестьянского (фермерского) хозяйства, приложив копию свидетельства о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства и кадастровые паспорта земельных участков. Заявления вручены администрации 06.08.2014, что подтверждается почтовыми уведомлениями о вручении.
- К заявлениям приложены кадастровые паспорта земельных участков от 31.07.2014, согласно которым: земельный участок с кадастровым номером 15:06:0020102:143 поставлен на кадастровый учет 26.11.2010; располагается в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Северная Осетия-Алания, район Ардонский; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование: для сельскохозяйственной продукции; площадь: 3704350+/-16841 кв. м; кадастровая стоимость 27597407,5 руб., сведения о правах отсутствуют (кадастровый паспорт N 15/201/2014-73132); земельный участок с кадастровым номером 15:06:0020102:149 поставлен на кадастровый учет 26.11.2010; располагается в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Северная Осетия-Алания, район Ардонский; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование: для сельскохозяйственной продукции; площадь: 1919036+/-12122 кв. м; кадастровая стоимость 14296818,2 руб., сведения о правах отсутствуют (кадастровый паспорт N 15/201/2014-73125); земельный участок с кадастровым номером 15:06:0020102:150 поставлен на кадастровый учет 26.11.2010, располагается в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Северная Осетия-Алания, район Ардонский; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование: для сельскохозяйственной продукции; площадь: 1622750+/-11147 кв. м; кадастровая стоимость 12089487,5 руб., сведения о правах отсутствуют, земельный участок частично входит в зону "Охранная зона линии электропередачи ВЛ-35 кв, N 465 ПС "Кадгарон" - ПС "Архонская" (кадастровый паспорт N 15/201/2014-73128); земельный участок с кадастровым номером 15:06:0020102:141 поставлен на кадастровый учет 24.11.2010; располагается в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Северная Осетия-Алания, район Ардонский; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование: для сельскохозяйственной продукции; площадь: 6070886+/-21560 кв. м; кадастровая стоимость 45410227,28 руб., сведения о правах отсутствуют (кадастровый паспорт N 15/201/2014-73126); земельный участок с кадастровым номером 15:06:0020102:145 поставлен на кадастровый учет 26.11.2010, располагается в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Северная Осетия-Алания, район Ардонский, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, площадь: 6700415+/-22649 кв. м; кадастровая стоимость 49918091,75 руб., сведения о правах отсутствуют (кадастровый паспорт N 15/201/2014-73031); земельный участок с кадастровым номером 15:06:0020201:101 поставлен на кадастровый учет 28.01.2009, располагается в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Северная Осетия-Алания, район Ардонский, 2,5 севернее г. Ардон, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, площадь: 7487463+/-23943 кв. м; кадастровая стоимость 55781599,35 рублей, сведения о правах отсутствуют (кадастровый паспорт N 15/201/2014-73127);
- Ссылаясь на незаконность бездействия администрации, выразившегося в уклонении от оформления прав на указанные участки, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом, исходя из предмета спора, обстоятельств дела, а также правовой позиции предпринимателя, в том числе указанной в апелляционной жалобе следует, что заявления Елканова Ф.Р. рассмотрены, что подтверждается представленным в материалы дела письмом администрации N 491а от 26.08.2014 (т. 1 л.д. 71), в котором отказано в их удовлетворении предпринимателя в предоставлении земельных участков. Заявитель в апелляционной жалобе не оспаривает факт принятия решения по его заявлениям (письмо администрации N 491а от 26.08.2014), доводов опровергающих факт рассмотрения его заявлений жалоба не содержит.
Вместе с тем, предприниматель фактически обжалует бездействие администрации по принятию именно положительного решения о предоставлении ему земельных участков и одновременно просит устранить допущенные нарушения пункта 4 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" возложив обязанность на администрацию в четырнадцатидневный срок принять и выдать (направить) главе крестьянского (фермерского) хозяйства решения о предоставлении требуемых им земельных участков в аренду на сорок девять лет.
Рассматривая апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции исходит из следующих норм права.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для удовлетворения таких требований необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие таких действий (бездействия), решений закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) заявителя в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (статьи 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (пункт 1).
Граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя (пункт 5).
В случае, если фермерское хозяйство создано одним гражданином, он является главой фермерского хозяйства (пункт 1 статьи 16 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве).
Пунктом 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным Кодексом, а также федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Таким законом является Федеральный закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" N 174-ФЗ от 11.06.2003 (далее по тексту - Закон N 74-ФЗ), статья 12 которого регламентирует порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности.
В силу указанной нормы граждане, заинтересованные в предоставлении им участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания (расширения) фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. В заявлении должны быть указаны: цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые участки (собственность или аренда); условия предоставления земельных участков (за плату или бесплатно); срок аренды участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков; их предполагаемое местоположение. Решение о предоставлении земельного участка в аренду заявителю принимается уполномоченным органом в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого участка. Копия такого решения (с приложением кадастрового паспорта участка) направляется заявителю. Договор аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия решения о предоставлении участка в аренду.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 12 Закона N 74-ФЗ граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть, в том числе обоснованы размеры предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства).
По смыслу приведенной нормы в предоставлении земельного участка без торгов фермерскому хозяйству может быть отказано (земельный участок должен предоставляться по правилам статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" N 101-ФЗ от 24.07.2002), если заявление не содержит обоснования необходимости в испрашиваемом участке (указанной в нем площади), либо такое обоснование не соответствует содержанию приобщенных к нему документов.
Исследовав заявления главы хозяйства, а также иные представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что глава хозяйства не обосновал размеры испрашиваемых земельных участков, общая площадь которых является значительной. При этом, суд учитывает существующий на момент обращения в администрацию состав членов крестьянского (фермерского) хозяйства. На лиц, состоящих с хозяйством в трудовых отношениях, но не являющихся членами этого хозяйства, действие Закона N 74-ФЗ не распространяется. Это означает, что такие граждане не вправе претендовать на предоставление земельного участка для нужд фермерского хозяйства, в котором работают. Заявитель жалобы не учитывает, что земельный участок предоставляется только лицам, решившим создать фермерское хозяйство (объединению граждан, заинтересованных в осуществлении его деятельности). Поэтому при обосновании размера испрашиваемого в аренду (собственность) участка для создания фермерского хозяйства (осуществления его деятельности) должны учитываться не только экономические возможности и виды осуществляемой хозяйством деятельности, но и число членов фермерского хозяйства.
Поскольку, заявитель не доказал необходимость предоставления ему земельных участков, площадь которых является значительной с учетом намерения предпринимателя вести хозяйство в индивидуальном порядке, а именно земельных участков с кадастровыми номерами: 15:06:0020102:143, площадью 3704350 кв. м, 15:06:0020102:149 площадью 1919036 кв. м, 15:06:0020102:150 площадью 1622750 кв. м, 15:06:0020102:141 площадью 6070886 кв. м, 15:06:0020102:145 площадью 6700415 кв. м, 15:06:0010201:101 площадью 7487463 кв. м, суд первой инстанции обоснованно указал на отсутствие законных оснований для их предоставления.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая, что заявления Елканова Ф.Р. рассмотрены администрацией, обоснованно признаны судом первой инстанции не соответствующими статье 12 Закона N 74-ФЗ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии установленной статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупности условий, необходимых для признания оспариваемого бездействия в принятии положительного решения недействительным, что влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
Требование об обязании Администрации принять решение о предоставлении заявителю земельных участков для осуществления деятельности КФХ обоснованно оставлено без удовлетворения, ввиду отсутствия у арбитражного суда предусмотренных законом полномочий обязать муниципальный орган принять такое решение с учетом конкретных обстоятельств дела. При этом, данное требование не может быть расценено в качестве способа устранения нарушений прав и законных интересов главы КФХ, поскольку заключение договора аренды земельного участка возможно после проведения предусмотренных нормативными актами процедур и при наличии законных оснований.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы, фактически сводятся к несогласию заявителя с выводами суда первой инстанции, положенных в обоснование принятого по делу судебного акта, что само по себе не может служить основанием для его отмены, ввиду правильного применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права.
С учетом всех установленных обстоятельств, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 18.12.2014 по делу N А61-3231/2014 является законным и обоснованным, оснований для его отмены и принятию нового судебного акта не имеется.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе предпринимателя по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отнесению на заявителя, но взысканию не подлежит, поскольку уплачена при подаче жалобы в суд.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 18.12.2014 по делу N А61-3231/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
О.В.МАРЧЕНКО
Судьи
И.Н.ЕГОРЧЕНКО
Г.В.КАЗАКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.03.2015 N 16АП-108/2015 ПО ДЕЛУ N А61-3231/2014
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 марта 2015 г. по делу N А61-3231/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко О.В.,
судей: Егорченко И.Н., Казаковой Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Михайловым В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу:
ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Елканова Ф.Р. на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 18.12.2014 по делу N А61-3231/2014
по заявлению индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Елканова Ф.Р.
к Администрации местного самоуправления Ардонского района РСО-Алания,
о признании бездействия, выразившегося в нарушении требований пункта 4 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", а именно: в непринятии в установленный четырнадцатидневный срок решения о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами: 15:06:0020102:143, площадью 3704350 кв. м, 15:06:0020102:149 площадью 1919036 кв. м, 15:06:0020102:150 площадью 1622750 кв. м, 15:06:0020102:141 площадью 6070886 кв. м, 15:06:0020102:145 площадью 6700415 кв. м, 15:06:0010201:101 площадью 7487463 кв. м в аренду на сорок девять лет, незаконными; об устранении нарушения и обязании выполнить требования пункта 4 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", а именно обязать в установленные законом четырнадцатидневный срок принять и выдать (направить) главе крестьянского (фермерского) хозяйства решения о предоставлении требуемых им земельных участков в аренду на сорок девять лет,
в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,
установил:
индивидуальный предприниматель - глава крестьянского (фермерского) хозяйства Елканов Ф.Р. (далее по тексту - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания к администрации местного самоуправления Ардонского района Республики Северная Осетия-Алания (далее по тексту - администрация) о признании бездействия незаконными, выразившимися в нарушении требований пункта 4 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", а именно: в непринятии в установленный четырнадцатидневный срок решения о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами: 15:06:0020102:143, площадью 3704350 кв. м, 15:06:0020102:149 площадью 1919036 кв. м, 15:06:0020102:150 площадью 1622750 кв. м, 15:06:0020102:141 площадью 6070886 кв. м, 15:06:0020102:145 площадью 6700415 кв. м, 15:06:0010201:101 площадью 7487463 кв. м в аренду на сорок девять лет, об обязании принять и выдать (направить) главе крестьянского (фермерского) хозяйства решение о предоставлении земельного участка в аренду на сорок девять лет.
Решением суда от 18.12.2014 в удовлетворении требований отказано, по мотиву того, что спорные земельные участки не относятся к фонду распределения земель, а также недоказанностью заявителем необходимости в предоставлении земельных участков в указанной в заявлении площади.
Предприниматель не согласился с решением суда первой инстанции и подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить.
Отзывы на жалобу в суд не поступил.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещены судом о времени и месте проведения судебного разбирательства.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 18.12.2014 по делу N А61-3231/2014 отмене не подлежит по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 17.06.2014 в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей в отношении крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого является Елканов Ф.Р., внесена запись о создании крестьянского (фермерского) хозяйства.
05.07.2014 предприниматель обратился в Администрацию местного самоуправления Ардонского района Республики Северная Осетия-Алания с заявлениями о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами: 15:06:0020102:143, площадью 3704350 кв. м, 15:06:0020102:149 площадью 1919036 кв. м, 15:06:0020102:150 площадью 1622750 кв. м, 15:06:0020102:141 площадью 6070886 кв. м, 15:06:0020102:145 площадью 6700415 кв. м, 15:06:0010201:101 площадью 7487463 кв. м в аренду на сорок девять лет для производства сельскохозяйственной продукции. В заявлениях предприниматель указал на наличие одного члена крестьянского (фермерского) хозяйства, приложив копию свидетельства о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства и кадастровые паспорта земельных участков. Заявления вручены администрации 06.08.2014, что подтверждается почтовыми уведомлениями о вручении.
- К заявлениям приложены кадастровые паспорта земельных участков от 31.07.2014, согласно которым: земельный участок с кадастровым номером 15:06:0020102:143 поставлен на кадастровый учет 26.11.2010; располагается в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Северная Осетия-Алания, район Ардонский; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование: для сельскохозяйственной продукции; площадь: 3704350+/-16841 кв. м; кадастровая стоимость 27597407,5 руб., сведения о правах отсутствуют (кадастровый паспорт N 15/201/2014-73132); земельный участок с кадастровым номером 15:06:0020102:149 поставлен на кадастровый учет 26.11.2010; располагается в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Северная Осетия-Алания, район Ардонский; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование: для сельскохозяйственной продукции; площадь: 1919036+/-12122 кв. м; кадастровая стоимость 14296818,2 руб., сведения о правах отсутствуют (кадастровый паспорт N 15/201/2014-73125); земельный участок с кадастровым номером 15:06:0020102:150 поставлен на кадастровый учет 26.11.2010, располагается в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Северная Осетия-Алания, район Ардонский; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование: для сельскохозяйственной продукции; площадь: 1622750+/-11147 кв. м; кадастровая стоимость 12089487,5 руб., сведения о правах отсутствуют, земельный участок частично входит в зону "Охранная зона линии электропередачи ВЛ-35 кв, N 465 ПС "Кадгарон" - ПС "Архонская" (кадастровый паспорт N 15/201/2014-73128); земельный участок с кадастровым номером 15:06:0020102:141 поставлен на кадастровый учет 24.11.2010; располагается в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Северная Осетия-Алания, район Ардонский; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование: для сельскохозяйственной продукции; площадь: 6070886+/-21560 кв. м; кадастровая стоимость 45410227,28 руб., сведения о правах отсутствуют (кадастровый паспорт N 15/201/2014-73126); земельный участок с кадастровым номером 15:06:0020102:145 поставлен на кадастровый учет 26.11.2010, располагается в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Северная Осетия-Алания, район Ардонский, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, площадь: 6700415+/-22649 кв. м; кадастровая стоимость 49918091,75 руб., сведения о правах отсутствуют (кадастровый паспорт N 15/201/2014-73031); земельный участок с кадастровым номером 15:06:0020201:101 поставлен на кадастровый учет 28.01.2009, располагается в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Северная Осетия-Алания, район Ардонский, 2,5 севернее г. Ардон, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, площадь: 7487463+/-23943 кв. м; кадастровая стоимость 55781599,35 рублей, сведения о правах отсутствуют (кадастровый паспорт N 15/201/2014-73127);
- Ссылаясь на незаконность бездействия администрации, выразившегося в уклонении от оформления прав на указанные участки, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом, исходя из предмета спора, обстоятельств дела, а также правовой позиции предпринимателя, в том числе указанной в апелляционной жалобе следует, что заявления Елканова Ф.Р. рассмотрены, что подтверждается представленным в материалы дела письмом администрации N 491а от 26.08.2014 (т. 1 л.д. 71), в котором отказано в их удовлетворении предпринимателя в предоставлении земельных участков. Заявитель в апелляционной жалобе не оспаривает факт принятия решения по его заявлениям (письмо администрации N 491а от 26.08.2014), доводов опровергающих факт рассмотрения его заявлений жалоба не содержит.
Вместе с тем, предприниматель фактически обжалует бездействие администрации по принятию именно положительного решения о предоставлении ему земельных участков и одновременно просит устранить допущенные нарушения пункта 4 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" возложив обязанность на администрацию в четырнадцатидневный срок принять и выдать (направить) главе крестьянского (фермерского) хозяйства решения о предоставлении требуемых им земельных участков в аренду на сорок девять лет.
Рассматривая апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции исходит из следующих норм права.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для удовлетворения таких требований необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие таких действий (бездействия), решений закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) заявителя в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (статьи 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (пункт 1).
Граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя (пункт 5).
В случае, если фермерское хозяйство создано одним гражданином, он является главой фермерского хозяйства (пункт 1 статьи 16 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве).
Пунктом 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным Кодексом, а также федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Таким законом является Федеральный закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" N 174-ФЗ от 11.06.2003 (далее по тексту - Закон N 74-ФЗ), статья 12 которого регламентирует порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности.
В силу указанной нормы граждане, заинтересованные в предоставлении им участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания (расширения) фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. В заявлении должны быть указаны: цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые участки (собственность или аренда); условия предоставления земельных участков (за плату или бесплатно); срок аренды участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков; их предполагаемое местоположение. Решение о предоставлении земельного участка в аренду заявителю принимается уполномоченным органом в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого участка. Копия такого решения (с приложением кадастрового паспорта участка) направляется заявителю. Договор аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия решения о предоставлении участка в аренду.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 12 Закона N 74-ФЗ граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть, в том числе обоснованы размеры предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства).
По смыслу приведенной нормы в предоставлении земельного участка без торгов фермерскому хозяйству может быть отказано (земельный участок должен предоставляться по правилам статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" N 101-ФЗ от 24.07.2002), если заявление не содержит обоснования необходимости в испрашиваемом участке (указанной в нем площади), либо такое обоснование не соответствует содержанию приобщенных к нему документов.
Исследовав заявления главы хозяйства, а также иные представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что глава хозяйства не обосновал размеры испрашиваемых земельных участков, общая площадь которых является значительной. При этом, суд учитывает существующий на момент обращения в администрацию состав членов крестьянского (фермерского) хозяйства. На лиц, состоящих с хозяйством в трудовых отношениях, но не являющихся членами этого хозяйства, действие Закона N 74-ФЗ не распространяется. Это означает, что такие граждане не вправе претендовать на предоставление земельного участка для нужд фермерского хозяйства, в котором работают. Заявитель жалобы не учитывает, что земельный участок предоставляется только лицам, решившим создать фермерское хозяйство (объединению граждан, заинтересованных в осуществлении его деятельности). Поэтому при обосновании размера испрашиваемого в аренду (собственность) участка для создания фермерского хозяйства (осуществления его деятельности) должны учитываться не только экономические возможности и виды осуществляемой хозяйством деятельности, но и число членов фермерского хозяйства.
Поскольку, заявитель не доказал необходимость предоставления ему земельных участков, площадь которых является значительной с учетом намерения предпринимателя вести хозяйство в индивидуальном порядке, а именно земельных участков с кадастровыми номерами: 15:06:0020102:143, площадью 3704350 кв. м, 15:06:0020102:149 площадью 1919036 кв. м, 15:06:0020102:150 площадью 1622750 кв. м, 15:06:0020102:141 площадью 6070886 кв. м, 15:06:0020102:145 площадью 6700415 кв. м, 15:06:0010201:101 площадью 7487463 кв. м, суд первой инстанции обоснованно указал на отсутствие законных оснований для их предоставления.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая, что заявления Елканова Ф.Р. рассмотрены администрацией, обоснованно признаны судом первой инстанции не соответствующими статье 12 Закона N 74-ФЗ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии установленной статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупности условий, необходимых для признания оспариваемого бездействия в принятии положительного решения недействительным, что влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
Требование об обязании Администрации принять решение о предоставлении заявителю земельных участков для осуществления деятельности КФХ обоснованно оставлено без удовлетворения, ввиду отсутствия у арбитражного суда предусмотренных законом полномочий обязать муниципальный орган принять такое решение с учетом конкретных обстоятельств дела. При этом, данное требование не может быть расценено в качестве способа устранения нарушений прав и законных интересов главы КФХ, поскольку заключение договора аренды земельного участка возможно после проведения предусмотренных нормативными актами процедур и при наличии законных оснований.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы, фактически сводятся к несогласию заявителя с выводами суда первой инстанции, положенных в обоснование принятого по делу судебного акта, что само по себе не может служить основанием для его отмены, ввиду правильного применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права.
С учетом всех установленных обстоятельств, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 18.12.2014 по делу N А61-3231/2014 является законным и обоснованным, оснований для его отмены и принятию нового судебного акта не имеется.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе предпринимателя по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отнесению на заявителя, но взысканию не подлежит, поскольку уплачена при подаче жалобы в суд.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 18.12.2014 по делу N А61-3231/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
О.В.МАРЧЕНКО
Судьи
И.Н.ЕГОРЧЕНКО
Г.В.КАЗАКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)