Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что обратился к ответчику с заявлением об издании постановления о предоставлении ему в аренду земельного участка и заключении договора аренды на испрашиваемый земельный участок, однако ему было отказано.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Калинин О.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Зубовой Л.М.,
судей Варламовой Е.А., Фоминой Н.И.,
при секретаре М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 апреля 2015 года апелляционную жалобу администрации Воскресенского муниципального района Московской области
на решение Воскресенского городского суда Московской области от 22 января 2015 года по делу по заявлению О. к муниципальному учреждению "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области" о признании решения незаконным,
заслушав доклад судьи Варламовой Е.А.,
объяснения представителя О. - Б.,
установила:
О. обратился в суд с уточненным заявлением, в котором просил признать решение (ответ) МУ "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области" незаконным, обязать администрацию в установленный законом срок принять решение о предоставлении заявителю на праве аренды земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 10975 кв. м, разрешенное использование: для производства и складирования строительных материалов и металлоконструкции, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного социального назначения, расположенного по адресу: <данные изъяты>.
Указал, что он обратился в администрацию Воскресенского муниципального района Московской области с заявлением предоставить ему в аренду вышеуказанный земельный участок. Письмом от 24.05.2011 года N <данные изъяты> администрация сообщила ему, что не возражает предоставить земельный участок общей площадью 10975 кв. м в аренду для производства и складирования строительных материалов и металлоконструкций. Также, администрацией предварительно было согласовано место размещения объекта для строительства производства и складирования строительных материалов и металлоконструкций, утвердив акт от 30.09.2011 года о выборе указанного земельного участка и схему его расположения. На основании указанных решений был сформирован межевой план и земельный участок.
30.05.2014 г. был поставлен на государственный кадастровый учет под кадастровым номером <данные изъяты>. Далее заявитель обратился к администрации с заявлением от 30.05.2014 г. об издании постановления о предоставлении ему в аренду земельного участка и заключения договора аренды на испрашиваемый земельный участок. Однако, письмом от 24.06.2014 г. <данные изъяты> администрация отказала в предоставлении испрашиваемого земельного участка, уведомив, что после проведения работ по оценке стоимости годовой арендной платы, земельный участок будет предоставлен на торгах (аукционе) в соответствии со ст. ст. 29 и 38 ЗК РФ.
В судебное заседание О. и представитель заинтересованного лица МУ "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области" не явились, извещались надлежащим образом.
Представитель заявителя в судебное заседание явилась, заявленные требования поддержала.
Решением Воскресенского городского суда Московской области от 22 января 2014 года заявленные требования О. удовлетворены.
Администрация Воскресенского муниципального района Московской области в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, заявление удовлетворить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене обжалуемого решения суда не находит.
В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу ст. 29 ЗК РФ осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Полномочия субъектов РФ и органов местного самоуправления в области земельных отношений определены в ст. ст. 10 и 11 ЗК РФ.
Порядок предоставления земельных участков для строительства установлен ст. ст. 30 - 32 ЗК РФ.
В соответствии со ст. 30 ЗК РФ, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта определен в п. 5 ст. 30 ЗК РФ и состоит из: выбора земельного участка и принятия в порядке, установленном ст. 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 ЗК РФ.
На основании п. 1 ст. 31 ЗК РФ, лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Согласно п. 2 ст. 31 ЗК РФ, орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 5 ст. 31 ЗК РФ).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 6 ст. 31 ЗК РФ).
Согласно п. 1 ст. 32 ЗК РФ, решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленным федеральными законами.
Из материалов дела следует, что О. обратился в администрацию Воскресенского муниципального района Московской области с заявлением предоставить ему в аренду земельный участок, общей площадью 10975 кв. м для производства и складирования строительных материалов и металлоконструкций, расположенного по адресу: <данные изъяты>.
Письмом от 24.05.2011 года N <данные изъяты> МУ "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области сообщила О., что его заявление о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду администрацией Воскресенского муниципального района Московской области, рассмотрено повторно. В соответствии с п. 3 ст. 31 ЗК РФ население было проинформировано о предстоящем предоставлении в аренду земельного участка в газете "Наше слово" 16.04.2011 г. По истечении месяца со дня опубликования, заявлений от граждан и юридических лиц в администрацию Воскресенского муниципального района по испрашиваемому земельному участку не поступило. Рабочей комиссией принято решение в соответствии со ст. 29, 22 ЗК РФ оформлять предоставление испрашиваемого земельного участка в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта для производства и складирования строительных материалов и металлоконструкций (л.д. 15).
Усматривается, что администрация Воскресенского муниципального района Московской области своим постановлением от 11.12.2012 г. N <данные изъяты> предварительно согласовала гр. О. место размещения объекта для строительства и складирования строительных материалов и металлоконструкций, утвердив также акт от 30.09.2011 года о выборе указанного земельного участка, и схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, кадастровый квартал <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>. (л.д. 23).
На основании указанных решений был сформирован межевой план, 07.03.2014 г. земельный участок был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера <данные изъяты> (л.д. 10 - 11).
30.05.2014 г. О. обратился к Администрации Воскресенского муниципального района Московской области с заявлением об издании постановления о предоставлении ему в аренду земельного участка и заключения договора аренды на испрашиваемый земельный участок.
Как правильно установил суд, заявителем для предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду в администрацию был предоставлен необходимый пакет документов.
Письмом от 24.06.2014 г. N <данные изъяты>-0 администрация Воскресенского муниципального района Московской области отказала в предоставлении земельного участка, уведомив, что после проведения работ по оценке стоимости годовой арендной платы, земельный участок будет предоставлен на торгах (аукционе) в соответствии со ст. ст. 29 и 38 ЗК РФ.
С заявлением в суд О. обратился 25.11.2014 года, т.е. с пропуском установленного ч. 2 ст. 256 ГПК РФ трехмесячного срока.
Суд удовлетворил ходатайство представителя О. о восстановлении срока на обжалование решения администрации от 24.06.2014 года, сочтя причины пропуска процессуального срока уважительными.
Разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу о том, что администрация Воскресенского муниципального района Московской области не представила доказательства наличия оснований, предусмотренных ст. 27, 26 ЗК РФ для отказа в предоставлении земельного участка в аренду, а также не исполнила предусмотренную вышеназванными нормами ЗК РФ обязанность по предоставлению земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта строительства.
Довод администрации Воскресенского муниципального района Московской области о необходимости предоставления спорного земельного участка с торгов несостоятелен, поскольку заявка О. была единственной, иных заявок в течение месяца после публикации о предстоящем предоставлении земельного участка не поступило (л.д. 15).
Учитывая вышеизложенное, вывод суда об отсутствии оснований для отказа в удовлетворении заявления О. является правильным.
Доводы апелляционной жалобы направлены на несогласие с выводами суда, однако их не опровергают, оснований к отмене обжалуемого решения суда не содержат.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Воскресенского городского суда Московской области от 22 января 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 20.04.2015 ПО ДЕЛУ N 33-7688/2015
Требование: О признании решения незаконным.Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что обратился к ответчику с заявлением об издании постановления о предоставлении ему в аренду земельного участка и заключении договора аренды на испрашиваемый земельный участок, однако ему было отказано.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 апреля 2015 г. по делу N 33-7688/2015
Судья: Калинин О.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Зубовой Л.М.,
судей Варламовой Е.А., Фоминой Н.И.,
при секретаре М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 апреля 2015 года апелляционную жалобу администрации Воскресенского муниципального района Московской области
на решение Воскресенского городского суда Московской области от 22 января 2015 года по делу по заявлению О. к муниципальному учреждению "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области" о признании решения незаконным,
заслушав доклад судьи Варламовой Е.А.,
объяснения представителя О. - Б.,
установила:
О. обратился в суд с уточненным заявлением, в котором просил признать решение (ответ) МУ "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области" незаконным, обязать администрацию в установленный законом срок принять решение о предоставлении заявителю на праве аренды земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 10975 кв. м, разрешенное использование: для производства и складирования строительных материалов и металлоконструкции, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного социального назначения, расположенного по адресу: <данные изъяты>.
Указал, что он обратился в администрацию Воскресенского муниципального района Московской области с заявлением предоставить ему в аренду вышеуказанный земельный участок. Письмом от 24.05.2011 года N <данные изъяты> администрация сообщила ему, что не возражает предоставить земельный участок общей площадью 10975 кв. м в аренду для производства и складирования строительных материалов и металлоконструкций. Также, администрацией предварительно было согласовано место размещения объекта для строительства производства и складирования строительных материалов и металлоконструкций, утвердив акт от 30.09.2011 года о выборе указанного земельного участка и схему его расположения. На основании указанных решений был сформирован межевой план и земельный участок.
30.05.2014 г. был поставлен на государственный кадастровый учет под кадастровым номером <данные изъяты>. Далее заявитель обратился к администрации с заявлением от 30.05.2014 г. об издании постановления о предоставлении ему в аренду земельного участка и заключения договора аренды на испрашиваемый земельный участок. Однако, письмом от 24.06.2014 г. <данные изъяты> администрация отказала в предоставлении испрашиваемого земельного участка, уведомив, что после проведения работ по оценке стоимости годовой арендной платы, земельный участок будет предоставлен на торгах (аукционе) в соответствии со ст. ст. 29 и 38 ЗК РФ.
В судебное заседание О. и представитель заинтересованного лица МУ "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области" не явились, извещались надлежащим образом.
Представитель заявителя в судебное заседание явилась, заявленные требования поддержала.
Решением Воскресенского городского суда Московской области от 22 января 2014 года заявленные требования О. удовлетворены.
Администрация Воскресенского муниципального района Московской области в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, заявление удовлетворить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене обжалуемого решения суда не находит.
В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу ст. 29 ЗК РФ осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Полномочия субъектов РФ и органов местного самоуправления в области земельных отношений определены в ст. ст. 10 и 11 ЗК РФ.
Порядок предоставления земельных участков для строительства установлен ст. ст. 30 - 32 ЗК РФ.
В соответствии со ст. 30 ЗК РФ, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта определен в п. 5 ст. 30 ЗК РФ и состоит из: выбора земельного участка и принятия в порядке, установленном ст. 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 ЗК РФ.
На основании п. 1 ст. 31 ЗК РФ, лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Согласно п. 2 ст. 31 ЗК РФ, орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 5 ст. 31 ЗК РФ).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 6 ст. 31 ЗК РФ).
Согласно п. 1 ст. 32 ЗК РФ, решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленным федеральными законами.
Из материалов дела следует, что О. обратился в администрацию Воскресенского муниципального района Московской области с заявлением предоставить ему в аренду земельный участок, общей площадью 10975 кв. м для производства и складирования строительных материалов и металлоконструкций, расположенного по адресу: <данные изъяты>.
Письмом от 24.05.2011 года N <данные изъяты> МУ "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области сообщила О., что его заявление о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду администрацией Воскресенского муниципального района Московской области, рассмотрено повторно. В соответствии с п. 3 ст. 31 ЗК РФ население было проинформировано о предстоящем предоставлении в аренду земельного участка в газете "Наше слово" 16.04.2011 г. По истечении месяца со дня опубликования, заявлений от граждан и юридических лиц в администрацию Воскресенского муниципального района по испрашиваемому земельному участку не поступило. Рабочей комиссией принято решение в соответствии со ст. 29, 22 ЗК РФ оформлять предоставление испрашиваемого земельного участка в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта для производства и складирования строительных материалов и металлоконструкций (л.д. 15).
Усматривается, что администрация Воскресенского муниципального района Московской области своим постановлением от 11.12.2012 г. N <данные изъяты> предварительно согласовала гр. О. место размещения объекта для строительства и складирования строительных материалов и металлоконструкций, утвердив также акт от 30.09.2011 года о выборе указанного земельного участка, и схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, кадастровый квартал <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>. (л.д. 23).
На основании указанных решений был сформирован межевой план, 07.03.2014 г. земельный участок был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера <данные изъяты> (л.д. 10 - 11).
30.05.2014 г. О. обратился к Администрации Воскресенского муниципального района Московской области с заявлением об издании постановления о предоставлении ему в аренду земельного участка и заключения договора аренды на испрашиваемый земельный участок.
Как правильно установил суд, заявителем для предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду в администрацию был предоставлен необходимый пакет документов.
Письмом от 24.06.2014 г. N <данные изъяты>-0 администрация Воскресенского муниципального района Московской области отказала в предоставлении земельного участка, уведомив, что после проведения работ по оценке стоимости годовой арендной платы, земельный участок будет предоставлен на торгах (аукционе) в соответствии со ст. ст. 29 и 38 ЗК РФ.
С заявлением в суд О. обратился 25.11.2014 года, т.е. с пропуском установленного ч. 2 ст. 256 ГПК РФ трехмесячного срока.
Суд удовлетворил ходатайство представителя О. о восстановлении срока на обжалование решения администрации от 24.06.2014 года, сочтя причины пропуска процессуального срока уважительными.
Разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу о том, что администрация Воскресенского муниципального района Московской области не представила доказательства наличия оснований, предусмотренных ст. 27, 26 ЗК РФ для отказа в предоставлении земельного участка в аренду, а также не исполнила предусмотренную вышеназванными нормами ЗК РФ обязанность по предоставлению земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта строительства.
Довод администрации Воскресенского муниципального района Московской области о необходимости предоставления спорного земельного участка с торгов несостоятелен, поскольку заявка О. была единственной, иных заявок в течение месяца после публикации о предстоящем предоставлении земельного участка не поступило (л.д. 15).
Учитывая вышеизложенное, вывод суда об отсутствии оснований для отказа в удовлетворении заявления О. является правильным.
Доводы апелляционной жалобы направлены на несогласие с выводами суда, однако их не опровергают, оснований к отмене обжалуемого решения суда не содержат.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Воскресенского городского суда Московской области от 22 января 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)