Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.02.2015 N 11АП-1446/2015 ПО ДЕЛУ N А65-23522/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 февраля 2015 г. по делу N А65-23522/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2015 года
В полном объеме постановление изготовлено 26 февраля 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Филипповой Е.Г., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новожиловой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 25.02.2015 в помещении суда апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.12.2014 по делу N А65-23522/2014 (судья Насыров А.Р.), принятое по заявлению Исполнительного комитета муниципального образования города Набережные Челны Республики Татарстан, г. Набережные Челны Республики Татарстан, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Вафиной Гульшат Тависовны, Фадеева Александра Ивановича, Шарипова Фарида Фанилевича и Мухаметова Ильяса Хазиповича, г. Набережные Челны Республики Татарстан, об оспаривании решения и предписания,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле; извещены надлежащим образом,

установил:

Исполнительный комитет муниципального образования города Набережные Челны (далее - Исполком) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Татарстанское УФАС России) от 11.08.2014 по делу N 06-157/2014 и его предписания от 11.08.2014.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Вафина Гульшат Тависовна, Фадеев Александр Иванович, Шарипов Фарид Фанилевич, Мухаметов Ильяс Хазипович.
Решением от 18.12.2014 по делу N А65-23522/2014 Арбитражный суд Республики Татарстан, частично удовлетворив указанное заявление, признал оспариваемое предписание Татарстанского УФАС России незаконным; в удовлетворении остальной части заявления было отказано.
В апелляционной жалобе Татарстанское УФАС России просило отменить указанное судебное решение, считая, что оно является незаконным и необоснованным.
Исполком, Вафина Г.Т. и Шарипов Ф.Ф. представили возражения на апелляционную жалобу, в которых отклонили жалобу, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, возражениях на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании материалов проверки, поступивших от Управления Президента Республики Татарстан по вопросам антикоррупционной политики для рассмотрения на наличие признаков нарушения Исполкомом антимонопольного законодательства при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства, Татарстанское УФАС России возбудило дело N 06-157/2014, при рассмотрении которого установило следующее:
- по заявлению от 18.05.2012 Вафиной Г.Т. (начальнику Набережно-Челнинского территориального отдела Госалкогольинспекции по РТ) на основании постановления Исполкома от 12.09.2012 N 4972 и согласно договору аренды от 01.10.2012 N 3252-А3 предоставлен в аренду земельный участок N 345 с кадастровым номером 16:52:020602:345 площадью 1316 кв. м, расположенный по адресу: г. Набережные Челны, 27 микрорайон "Замелекесье", сроком на 5 лет и с годовой арендной платой в размере 1149 руб.
- В печатном издании "Челнинские Известия" от 15.06.2012 N 46 (11620) был опубликован текст извещения следующего содержания: "Исполнительный комитет муниципального образования города Набережные Челны сообщает о поступлении заявлений о предоставлении земельных участков N 345 (0,1316 га), N 347 (0,1079 га), N 338 (0,1187 га), N 343 (0,0881 га), N 352а (0,1187 га), N 354а (0,0988 га) в 27 микрорайоне "Замелекесье" для индивидуального жилищного строительства";
- - по заявлению от 19.04.2011 Фадееву А.И. (главному врачу "Детской городской больницы N 2") на основании постановления Исполкома от 12.10.2012 N 6423 и согласно договору аренды от 24.10.2012 N 3279-А3 предоставлен в аренду земельный участок N 48Б с кадастровым номером 16:52:060401:217 площадью 1400 кв. м, расположенный по адресу: г. Набережные Челны, 68А микрорайон, сроком на 5 лет и с годовой арендной платой в размере 1082 руб.
- В печатном издании "Челнинские Известия" от 15.05.2012 N 37 (11611) был опубликован текст извещения следующего содержания: "Исполнительный комитет муниципального образования города Набережные Челны сообщает о поступлении заявлений о предоставлении земельных участков N 48Б (0,1400 га), N 02 (0,1500 га) в 68А микрорайоне для размещения домов индивидуальной жилой застройки";
- - по заявлению от 15.04.2010 Шарипову Ф.Ф. (начальнику Управления инноваций г. Набережные Челны) на основании постановления Исполкома от 02.11.2012 N 7664 и согласно договору аренды от 15.12.2012 N 3329-A3 предоставлен в аренду земельный участок N 346 с кадастровым номером 16:52:020602:346 площадью 1310 кв. м, расположенный по адресу: г. Набережные Челны, 27 микрорайон "Замелекесье", сроком на 5 лет и годовой арендной платой в размере 1141 руб.
- В печатном издании "Челнинские Известия" от 03.08.2012 N 60 (11634) был опубликован текст извещения следующего содержания: "Исполнительный комитет муниципального образования города Набережные Челны сообщает о поступлении заявлений о предоставлении земельных участков N 346 (0,1310 га), N 336 (0,0900 га), N 337 (0,0893 га), N 342 (0,0877 га) в 27 микрорайоне "Замелекесье" для размещения домов индивидуальной жилой застройки";
- - по заявлению от 28.07.2010 Мухаметову И.Х. (главе Комсомольского района г. Набережные Челны) на основании постановления Исполкома от 29.12.2012 N 9557 и согласно договору аренды от 24.01.2013 N 3366-А3 предоставлен в аренду земельный участок N 75 с кадастровым номером 16:52:030208:180 площадью 934 кв. м, расположенный по адресу г. Набережные Челны, 27 микрорайон "Камский", сроком на 5 лет и годовой арендной платой в размере 647 руб.
В печатном издании "Челнинские Известия" от 19.10.2012 N 82 (11656) был опубликован текст извещения следующего содержания: "Исполнительный комитет муниципального образования города Набережные Челны сообщает о поступлении заявлений о предоставлении земельных участков N 75 (0,0934 га) в микрорайоне "Камский" для размещения домов индивидуальной жилой застройки".
При этом в заявлениях о предоставлении земельных участков не были указаны предполагаемые места размещения индивидуальных жилых домов, а также примерные размеры запрашиваемых земельных участков. Кроме того, в извещениях, опубликованных в печатных изданиях "Челнинские известия", отсутствовали идентифицирующие данные о местоположении предоставляемых земельных участков и об их кадастровых номерах. В извещениях также не были указаны сведения об органе, принимающем заявления, а также о сроках подачи заявления.
Решением от 11.08.2014 по делу N 06-157/2014 Татарстанское УФАС России признало Исполком нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), что выразилось в передаче вышеуказанных земельных участков с нарушением порядка, установленного действующим законодательством, а это привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
На основании данного решения Татарстанское УФАС России 11.08.2014 выдало Исполкому предписание, обязав его прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, принять меры, направленные на отмену вышеупомянутых постановлений, расторжение соответствующих договоров аренды, возврата по актам приема-передачи земельных участков, в том числе через обращение в суд, а также сообщить о выполнении предписания не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
Как указано в пункте 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами положений антимонопольного законодательства", при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, арбитражные суды должны учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил довод Исполкома о том, что информация о предстоящем представлении земельных участков в установленном порядке была доведена до сведения населения г. Набережные Челны.
В пункте 3 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Согласно пункту 3 статьи 31 ЗК РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
По смыслу вышеприведенных норм, указанная информация направлена не только на защиту интересов населения, но и на выявление наличия потенциальных претендентов на данный земельный участок.
Следовательно, одним из основных условий законности предоставления земельных участков является максимальное обеспечение равных возможностей гражданам и юридическим лицам при приобретении земельных участков, а также предоставление полной и достоверной информации.
Порядок предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования города Набережные Челны установлен главой 6 Административного регламента, утвержденного решением Городского Совета муниципального образования города Набережные Челны от 13.12.2008 N 36/7 (далее - Административный регламент).
Согласно пункту 51 Административного регламента предоставление физическим и юридическим лицам земельных участков для индивидуального жилищного строительства осуществляется без предварительного согласования места размещения объекта путем проведения аукциона по продаже в собственность или права на заключение договора аренды земельного участка. Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться без проведения аукциона на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка, при условии опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, в случае, если по истечении месяца со дня опубликования указанного сообщения другие заявления не поступали.
В соответствии с пунктом 52 Административного регламента прием заявлении от граждан о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду для индивидуального жилищного строительства осуществляет Управление делопроизводством. При этом в заявлении должны быть указаны такие сведения как: предполагаемое место размещения индивидуального жилого дома, примерный размер земельного участка.
Пунктом 55 Административного регламента установлено, что при наличии возможности предоставления земельного участка Управление земельных и имущественных отношений публикует сообщение о приеме заявления о предоставлении в аренду земельного участка в газете "Челнинские известия", на официальном сайте Исполкома в сети "Интернет" с указанием местоположения земельного участка, его площади, вида разрешенного использования.
Одновременно Управление земельных и имущественных отношений организует проведение работ по формированию земельного участка (пункт 56 Административного регламента).
ФГУ "Земельная кадастровая палата" на основании межевого плана изготавливает кадастровый паспорт объекта недвижимости (пункт 57 Административного регламента).
Согласно пункту 58 Административного регламента после постановки на кадастровый учет и по истечении одного месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельного участка Управление земельных и имущественных отношений обеспечивает подготовку проекта постановления о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка или проекта постановления о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду без проведения аукциона, если других заявлений не поступало.
Необходимая информация о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства может быть размещена любым способом, обеспечивающим возможность ознакомления с ней населением. При этом информация должна содержать сведения о предоставляемом земельном участке, позволяющие его идентифицировать.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что вышеуказанные извещения, опубликованные в печатном издании "Челнинские Известия", не содержат необходимой информации о предстоящем предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а лишь констатируют факт поступления заявлений о предоставлении земельных участков.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно посчитал, что Исполком в нарушение пункта 3 статьи 31 ЗК РФ надлежащим образом не проинформировал жителей г. Набережные Челны о предстоящем предоставлении для индивидуального жилищного строительства тех земельных участков, которые были указаны Вафиной Г.Т., Фадеевым А.И., Шариповым Ф.Ф., Мухаметовым И.Х. в их заявлениях.
Таким образом, указанные извещения не подтверждают факт исполнения Исполкомом вышеприведенных требований пункта 3 статьи 30.1, пункта 3 статьи 31 и пункта 1 статьи 34 ЗК РФ ЗК РФ.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что своими действиями Исполком необоснованно создал преимущества для Вафиной Г.Т., Фадеева А.И., Шарипова Ф.Ф., Мухаметова И.Х. при получении ими прав на указанные земельные участки; исключил возможность эффективного распоряжения данными участками; привел к ограничению конкуренции, связанной с правом других лиц обратиться с заявлением о предоставлении земельных участков в аренду и приобрести их на равных условиях.
В суде апелляционной инстанции вышеприведенные выводы суда первой инстанции не оспариваются.
В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям обязательные для исполнения предписания об отмене актов, нарушающих антимонопольное законодательство; о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства; о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Согласно части 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции предписание выдается на основании решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства. В части 1 статьи 51 Закона о защите конкуренции указано, что предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит исполнению в установленный им срок.
Оспариваемое по настоящему делу предписание выдано Татарстанским УФАС России на основании законного решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства, направлено на прекращение нарушений антимонопольного законодательства, в том числе на принятие Исполкомом мер, направленных на отмену вышеуказанных постановлений, расторжение соответствующих договоров аренды и возврат земельных участков.
Это предписание содержит четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить Исполкому, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленных нарушений. Содержащиеся в предписании формулировки ясны, понятны и исключают возможность двоякого толкования.
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не исключает возможности отмены органом местного самоуправления ранее принятого им незаконного ненормативного правового акта, уже исполненного по состоянию на день его отмены.
В оспариваемом предписании говорится о необходимости принятия Исполкомом мер, направленных на расторжение договоров, а не на их расторжение Исполкомом в одностороннем порядке, как ошибочно посчитал суд первой инстанции. Конкретные меры, направленные на расторжение договоров, могут быть избраны самим Исполкомом при исполнении предписания. То обстоятельство, что на день вынесения оспариваемого предписания эти договора в судебном порядке не оспорены и не признаны недействительными, не исключает возможность указания в предписании на необходимость принятия мер, направленных на их расторжение.
Таким образом, требования оспариваемого предписания исполнимы.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции изменяет обжалованное судебное решение в связи с несоответствием изложенных в нем выводов обстоятельствам дела (пункт 3 части 1 статьи 270 АПК РФ), и, руководствуясь пунктом 3 статьи 269 АПК РФ, отказывает Исполкому в удовлетворении требования об оспаривании предписания Татарстанского УФАС России.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 декабря 2014 года по делу N А65-23522/2014 изменить.
Отказать Исполнительному комитету муниципального образования города Набережные Челны в удовлетворении требования о признании незаконным предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 11 августа 2014 года.
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 декабря 2014 года по делу N А65-23522/2014 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
В.С.СЕМУШКИН

Судьи
Е.Г.ФИЛИППОВА
А.А.ЮДКИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)