Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.05.2014 ПО ДЕЛУ N А55-25169/2013

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей; Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 мая 2014 г. по делу N А55-25169/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 мая 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Никоновой Т.В.,
с участием:
от Министерства имущественных отношений Самарской области - Белоусова Е.М., доверенность от 26 декабря 2013 г.,
от Управления Росреестра по Самарской области - Устинов О.В., доверенность от 30 декабря 2013 г.,
от третьего лица - Шалимов А.Ю., доверенность от 01 октября 2013 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 мая 2014 года, в зале N 7, апелляционную жалобу
Управления Росреестра по Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 31 января 2014 года по делу N А55-25169/2013, судья Черномырдина Е.В.,
по заявлению Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
к Управлению Росреестра по Самарской области,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора: ООО "МАРТ-СЕРВИС", г. Самара,
о признании незаконным отказа N 01/668/2013-967 от 17.09.2013 г.,

установил:

Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - заявитель) обратилось в арбитражный суд Самарской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа в государственной регистрации договора аренды земельного участка N 2199а-2012/2017 от 23.05.2012 г., содержащегося в Сообщении N 01/668/2013-967 от 17.09.2013 г. (л.д. 2-6).
Решением суда первой инстанции от 31 января 2014 года заявление удовлетворено.
Суд признал незаконным отказ Управления Росреестра по Самарской области от 17.09.2013 г. N 01/668/2013-967 в государственной регистрации договора N 2199а-2012/2017 от 23.05.2012 г. аренды земельного участка, и обязал Управление Росреестра по Самарской области по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем государственной регистрации договора аренды N 2199а-2012/2017 земельного участка общей площадью 77 кв. м, отнесенного к категории земель населенных пунктов, имеющего кадастровый номер 63:01:0401003:2210 по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, по ул. Белорусской, у дома N 136 корпус 2, под размещение временной одноэтажной автомойки (л.д. 150-154).
Принимая судебный акт, суд исходил из того, что оспариваемый отказ не соответствует требованиям статей 18, 20 Федерального закона от 21 июня 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и нарушает права и интересы заявителя.
В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Самарской области просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что решение суда первой инстанции незаконно.
Податель жалобы указывает, что по результатам проведенной правовой экспертизы представленных на регистрацию документов, было установлено, что у арендатора земельного участка - ООО "МАРТ-СЕРВИС" отсутствовало преимущественное право на заключение представленного на регистрацию договора, в связи с чем, его заключение возможно только по результатам торгов по продаже права на заключение договора аренды, однако документы, свидетельствующие о проведении данной процедуры на регистрацию представлены не были. Кроме того, было установлено, что при заключении указанного договора был нарушен существующий порядок предоставления земельного участка, а именно не было опубликовано сообщение в средствах массовой информации о предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка. В этой связи в проведении государственной регистрации вышеуказанного договора аренды было отказано.
Однако арбитражный суд первой инстанции, признавая отказ в регистрации незаконным, пришел к выводу о том, что на государственную регистрацию был представлены все необходимые и достаточные документы, для проведения государственной регистрации указанного договора.
Данный вывод противоречит нормам действующего законодательства.
В качестве документа, свидетельствующего, по мнению заявителя, о наличии у ОООО "МАРТ-СЕРВИС" преимущественного права на заключение спорного договора аренды, суд первой инстанции ссылается на договор аренды земельного участка от 30.12.2005 г. N 025264з.
Так, согласно разделу 3 указанного договора аренды условия данного договора применяются к отношениям, существующим между сторонами с 14.12.2004 г. и срок его действия определен до 31.10.2006 г., то есть договор аренды земельного участка от 30.12.2005 г. N 025264з заключен на срок более года.
Следовательно, указанный договор подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
Однако согласно данным ЕГРП договор аренды земельного участка от 30.12.2005 г. N 025264з не прошел процедуры государственной регистрации, а, следовательно, считается незаключенным.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе в полном объеме.
Представитель заявителя считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве от 26.05.2014 г. N 12/8432.
Представитель третьего лица считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве (вх. от 07.04.2014 г.).
По мнению подателя жалобы, основанием для отмены решения суда является якобы его незаконность и необоснованность, исходя из следующих обстоятельств:
- отсутствие у третьего лица - ООО "МАРТ-СЕРВИС" преимущественного права на заключение договора аренды земельного участка, т.к. данное право установленное пунктом 1 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, исключено сторонами договора в пункте 9.2 договора аренды,
- договор аренды земельного участка (сроком действия менее одного года), с учетом которого спорный договор был заключен с использованием преимущественного права арендатора, является незаключенным, т.к. не прошел государственную регистрацию,
- не соблюдены правила предоставления земельных участков, предусмотренные пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
По мнению третьего лица, данные доводы незаконны и не обоснованы, противоречат законодательству Российской Федерации и практике высших судебных инстанций.
Таким образом, первоначальный договор аренды земельного участка от 30.12.2005 г. N 025264з являлся действующим, не расторгался, не признан недействительным по решению суда, сторонами не изменялся.
В связи с этим считает, что довод Управления о том. что у третьего лица не имелось преимущественного права на заключение нового договора аренды земельного участка, т.к. данное положение исключено пунктом 9.2 договора аренды - противоречит закону.
Поэтому срок действия первоначального договора аренды N 025264з от 30.12.2005 г. составляет менее одного года (с 30.12.2005 г. по 31.10.2006 г.).
Соответственно данный договор является заключенным с момента его подписания, его государственная регистрация не требуется.
ООО "МАРТ-СЕРВИС" соответствует всем условиям, что подтверждается распоряжением Администрации Куйбышевского района г. Самара от 14.12.2004 г. N 843 и договором N 025264з от 30.12.2005 г.
В частности, пунктом 3 названной статьи 22 Кодекса установлено преимущественное право арендатора на заключение нового договора аренды земельного участка.
Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Согласно распоряжению председателя третьего судебного состава коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений от 05 мая 2014 года в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в составе суда в судебном заседании под председательством судьи Холодной С.Т., назначенном на 05 мая 2014 года по делу N А55-25169/2013 произведена замена судьей Засыпкиной Т.С. и Марчик Н.Ю. на судей Бажана П.В. и Рогалеву Е.М.
После замены судей дело рассматривалось сначала.
Исследовав доказательства по делу, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела распоряжением Администрации Куйбышевского района г. Самара от 14.12.2004 г. N 843 обществу с ограниченной ответственностью "МАРТ-СЕРВИС" в аренду предоставлен земельный участок площадью 77 кв. м, расположенный по адресу г. Самара, ул. Белорусская, около дома N 136 корпус 2 под размещение временной одноэтажной автомойки.
Между Комитетом по управлению имуществом г. Самара и ООО "МАРТ-СЕРВИС" заключен договор аренды земельного участка N 025264з от 30 декабря 2005 года, срок действия которого истек 31 октября 2006 года (л.д. 29-33).
При отсутствии возражений со стороны арендодателя, в силу части 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор аренды был возобновлен на неопределенный срок.
Между Министерством имущественных отношений Самарской области и ООО "МАРТ-СЕРВИС" был подписан договор аренды земельного участка N 2199а-2012/2017 от 23.05.2012 г., по условиям которого вышеназванный земельный участок предоставляется третьему лицу сроком до 08.04.2017 г. (л.д. 11-28).
Стороны указанного договора обратились в Управление Росреестра по Самарской области за его государственной регистрацией.
Сообщением N 01/668/2013-967 от 17.09.2013 г. в государственной регистрации договора было отказано, по причине отсутствия у арендатора преимущественного права на заключение нового договора аренды (л.д. 7-10).
Заявитель, посчитав отказ незаконным и нарушающим его права и интересы, обратился в арбитражный суд Самарской области с соответствующим заявлением.
31 января 2014 года Арбитражный суд Самарской области принял обжалуемое решение (л.д. 150-154).
Принимая судебный акт, арбитражный суд обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; указанные органы обязаны уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона Самарской области от 11.03.2005 г. N 94-ГД "О земле" юридические лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в соответствующий уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления.
В указанном в части 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (часть 3 указанной статьи).
Орган местного самоуправления на основании указанного в части 2 настоящей статьи заявления либо обращения уполномоченного на управление и распоряжение земельными участками органа исполнительной власти Самарской области с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (часть 4 указанной статьи).
Уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в части 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (часть 5 указанной статьи).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в части 5 настоящей статьи решения (часть 5 указанной статьи). На основании Постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 г. N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
В соответствии с пунктом 1 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок. Арендатор обязан письменно уведомить арендодателя о желании заключить такой договор в срок, указанный в договоре аренды, а если в договоре такой срок не указан, в разумный срок до окончания действия договора.
Кроме того, согласно пункту 3 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации по истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка.
Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, регламентирована постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара".
Абзацем 6 пункта 3.1 Порядка предусмотрена норма, позволяющая предоставлять земельные участки без проведения торгов в форме аукциона при условии расположения на таком земельном участке строений, сооружений, не подлежащих постановке на технический учет в качестве объектов капитального строительства; при наличии акта уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для размещения временного объекта, принятый до 01.07.2006 г., или акта принятия в эксплуатацию временного объекта, выданного уполномоченным органом местного самоуправления после предоставления в установленном законодательством порядке земельного участка, на котором расположен временный объект; подачи заявления о предоставлении земельного участка лицом, права которого на временный объект возникли на основании сделок или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
Заявитель соответствует всем вышеуказанным условиям, что подтверждено распоряжением Администрации Куйбышевского района г. Самара от 14.12.2004 г. N 843 и договором N 025264з от 30.12.2005 г.
Договор аренды земельного участка N 025264з заключен сторонами 30.12.2005 г. сроком с 14 декабря 2004 года до 31 октября 2006 года.
С учетом разъяснений пункта 8 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.02.2001 г. N 59 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона 21.07.1997 г. N 122 -ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", суд обоснованно сделал вывод о том, что договор аренды земельного участка N 025264з от 30.12.2005 г. был заключен на срок менее года, в связи с чем, государственной регистрации не подлежал.
Несостоятелен довод подателя жалобы относительно того, что министерством была нарушена процедура предоставления земельного участка, так как не было принято решение о предоставлении земельного участка третьему лицу.
Ни положениями гражданского, ни положениями земельного законодательства при продлении арендных отношений не предусмотрено принятие нового решения компетентного органа о предоставлении земельного участка, так как продление арендных отношений является безусловным правом сторон договора.
Указанное выше согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28.01.2008 г. по делу N А55-5246/07, от 26.02.2009 г. по делу N А55-9473/2008.
Таким образом, заявителем были представлены на регистрацию документы, достаточные для проведения регистрации спорного договора аренды, по форме и содержанию соответствующие требованиям закона.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба Управления Росреестра по Самарской области не содержит.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод относительно наличия оснований для удовлетворения требований Министерства имущественных отношений Самарской области.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 31 января 2014 года по делу N А55-25169/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
С.Т.ХОЛОДНАЯ

Судьи
П.В.БАЖАН
Е.М.РОГАЛЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)