Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 августа 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Ананьева Р.В., Коноплевой М.В.,
при участии представителей:
истца - общества с ограниченной ответственностью "РАА" - Галимова Ю.З., доверенность от 02.12.2011,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 13.02.2014 (судья Черномырдина Е.В.) постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2014 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Рогалева Е.М., Холодная С.Т.)
по делу N А55-27149/2013
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "РАА", г. Самара, к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "РАА" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - министерство) о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 63:01:0907003:603, площадью 50 кв. м расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. 22 Партсъезда в районе жилого дома N 30, о возложении обязанности в двухнедельный срок после вступления в законную силу решения суда по настоящему заявлению устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13.02.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2014, требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ министерства о предоставлении обществу в аренду вышеуказанного земельного участка. Обязал министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем принятия решения о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 63:01:0907003:603, площадью 50 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. 22 Партсъезда в районе жилого дома N 30.
Министерство, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь в ее обоснование на неправильное применение судом норм материального права.
В пояснениях кассационной жалобе общество просит в удовлетворении жалобы отказать, полагая судебные акты правильными.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Обществу на основании распоряжения администрации Советского района г. Самары (далее - администрация) от 23.04.2004 N 425 предоставлен в аренду земельный участок площадью 50 кв. м по указанному выше адресу.
26.09.2013 общество обратилось в министерство с заявлением о предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка, под установку павильона.
Министерство письмом от 02.10.2013 отказало заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Указанный отказ послужил основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно пунктами 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; указанные органы обязаны уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия решения.
На основании постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, регламентирована постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара" (далее - порядок).
Согласно пункту 2.1 порядка предоставления земельных участков граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему порядку.
К заявлению, указанному в пункте 2.1 настоящего порядка, прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к порядку.
Министерство не позднее следующего дня, с даты поступления документов, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.
Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
В случае если испрашиваемый земельный участок состоит на государственном кадастровом учете, а также, в случае если в порядке, установленном действующим законодательством, ранее был утвержден проект его границ, обращение об утверждении схемы расположения земельного участка Министерством не направляется.
Судами установлено, что испрашиваемый земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 63:01:0907003:603.
Согласно приказу от 02.11.2011 N 3281 министерством на общество возложена обязанность по уточнению площади земельного участка с кадастровым номером 63:01:0907003:603 согласно заключению Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 14.10.2011 N Д05-01-01/9475-0-2.
Абзацем 6 пункта 3.1. порядка предусмотрена возможность предоставления земельного участка без проведения торгов в форме аукциона в случае, если земельный участок испрашивается заявителем в аренду для использования под временный (некапитальный) объект и имеется акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду с заявленной целью использования, принятый до 01.07.2006 в соответствии с законодательством, действовавшим на момент его издания, правила, предусмотренные настоящим абзацем, применяются в том числе в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, права которого на временный (некапитальный) объект возникли на основании сделок или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
Согласно части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
В данном случае нестационарный торговый объект общества размещен на испрашиваемом земельном участке до утверждения вышеназванной схемы, о чем свидетельствует распоряжение администрации от 23.04.2004 N 425.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что оспариваемый обществом отказ противоречит статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации, части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", и нарушает права и законные интересы заявителя.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют позицию министерства в судах первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 13.02.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2014 по делу N А55-27149/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
С.Ю.МУРАВЬЕВ
Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
М.В.КОНОПЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 01.08.2014 ПО ДЕЛУ N А55-27149/2013
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 августа 2014 г. по делу N А55-27149/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 августа 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Ананьева Р.В., Коноплевой М.В.,
при участии представителей:
истца - общества с ограниченной ответственностью "РАА" - Галимова Ю.З., доверенность от 02.12.2011,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 13.02.2014 (судья Черномырдина Е.В.) постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2014 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Рогалева Е.М., Холодная С.Т.)
по делу N А55-27149/2013
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "РАА", г. Самара, к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "РАА" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - министерство) о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 63:01:0907003:603, площадью 50 кв. м расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. 22 Партсъезда в районе жилого дома N 30, о возложении обязанности в двухнедельный срок после вступления в законную силу решения суда по настоящему заявлению устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13.02.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2014, требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ министерства о предоставлении обществу в аренду вышеуказанного земельного участка. Обязал министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем принятия решения о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 63:01:0907003:603, площадью 50 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. 22 Партсъезда в районе жилого дома N 30.
Министерство, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь в ее обоснование на неправильное применение судом норм материального права.
В пояснениях кассационной жалобе общество просит в удовлетворении жалобы отказать, полагая судебные акты правильными.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Обществу на основании распоряжения администрации Советского района г. Самары (далее - администрация) от 23.04.2004 N 425 предоставлен в аренду земельный участок площадью 50 кв. м по указанному выше адресу.
26.09.2013 общество обратилось в министерство с заявлением о предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка, под установку павильона.
Министерство письмом от 02.10.2013 отказало заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Указанный отказ послужил основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно пунктами 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; указанные органы обязаны уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия решения.
На основании постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, регламентирована постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара" (далее - порядок).
Согласно пункту 2.1 порядка предоставления земельных участков граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему порядку.
К заявлению, указанному в пункте 2.1 настоящего порядка, прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к порядку.
Министерство не позднее следующего дня, с даты поступления документов, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.
Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
В случае если испрашиваемый земельный участок состоит на государственном кадастровом учете, а также, в случае если в порядке, установленном действующим законодательством, ранее был утвержден проект его границ, обращение об утверждении схемы расположения земельного участка Министерством не направляется.
Судами установлено, что испрашиваемый земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 63:01:0907003:603.
Согласно приказу от 02.11.2011 N 3281 министерством на общество возложена обязанность по уточнению площади земельного участка с кадастровым номером 63:01:0907003:603 согласно заключению Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 14.10.2011 N Д05-01-01/9475-0-2.
Абзацем 6 пункта 3.1. порядка предусмотрена возможность предоставления земельного участка без проведения торгов в форме аукциона в случае, если земельный участок испрашивается заявителем в аренду для использования под временный (некапитальный) объект и имеется акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду с заявленной целью использования, принятый до 01.07.2006 в соответствии с законодательством, действовавшим на момент его издания, правила, предусмотренные настоящим абзацем, применяются в том числе в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, права которого на временный (некапитальный) объект возникли на основании сделок или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
Согласно части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
В данном случае нестационарный торговый объект общества размещен на испрашиваемом земельном участке до утверждения вышеназванной схемы, о чем свидетельствует распоряжение администрации от 23.04.2004 N 425.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что оспариваемый обществом отказ противоречит статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации, части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", и нарушает права и законные интересы заявителя.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют позицию министерства в судах первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 13.02.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2014 по делу N А55-27149/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
С.Ю.МУРАВЬЕВ
Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
М.В.КОНОПЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)