Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена: 08 июля 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 15 июля 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Рогалевой Е.М., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - извещен, не явился,
от ответчика - извещен, не явился,
от третьего лица - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "АБЗ-275" на решение Арбитражного суда Самарской области от 01 апреля 2013 г. по делу N А55-34034/2012 (судья Стенина А.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АБЗ-275", г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
третье лицо - Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,
Общество с ограниченной ответственностью "АБЗ 275" (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом уточнения предмета заявленных требований, принятого судом первой инстанции, к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее ответчик, Министерство) о признании незаконным, изложенного в уведомлении от 14.09.2012 г. за N 12-1М935М2, отказа в предоставлении в собственность за выкуп земельного участка без номера в пос. Козелки, Красноглинского района г. Самары площадью 6 685 кв. м для размещения временной складской площадки для хранения продукции и о возложении на Министерство имущественных отношений Самарской области обязанности в течение 14 рабочих дней со дня вынесения решения суда направить в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории на основании заявления о предоставлении ООО "АБЗ 275" земельного участка в собственность за выкуп без номера в пос. Козелки Красноглинского района г. Самары площадью 6 685 кв. м для размещения временной складской площадки для хранения продукции.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 01 апреля 2013 г. по делу N А55-34034/2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда, считает, что судом не полностью выяснены обстоятельства дела и удовлетворить заявленные требования.
Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Заявитель ходатайствует об истребовании от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самары в письменном виде доказательств отнесения земельного участка к зоне Р-5 либо ПК-2.
Из материалов дела следует, что заявитель обращался в суд первой инстанции с аналогичным ходатайством и оно было удовлетворено.
В соответствии с ч. 2 ст. 64 АПК РФ в качестве доказательств допускаются объяснения лиц, участвующих в деле.
Из материалов дела также следует, что представитель Департамента строительства и архитектуры городского округа Самары в судебном заседании суда первой инстанции дал пояснения по вопросу отнесения земельного участка к зонам Р-5 и ПК-2 и суд первой инстанции дал оценку этому доказательству, а поэтому в удовлетворении ходатайства следует отказать.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Министерство с заявлением от 06.07.2012 г. N 12-1/1935/12 о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, пос. Козелки, участок б/н, площадью 6 685 кв. м, для размещения временной складской площадки для хранения продукции.
Министерство имущественных отношений Самарской области уведомлением от 14.09.2012 г. N 12-1/1935/12 отказало в предоставлении земельного участка и возвратили заявителю пакет документов.
В обоснование отказа ответчик ссылается на то, что испрашиваемый земельный участок находится в зоне садово-дачных участков и коллективных садов (Р-5), что не соответствует основным разрешенным видам использования земельных участков для данной зоны; земельный участок состоит из трех земельных участков, которые не имеют общей границы; на земельном участке отсутствуют объекты капитального строительства.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 ЗК РФ.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
В силу пункта 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; указанные органы обязаны уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
На основании постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Правительством Самарской области принято Постановление от 21.06.2006 года N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара" (в редакции Постановления Правительства Самарской области от 13.04.2012 года N 198).
Согласно пункту 2.1 Порядка предоставления земельных участков граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В заявлении о предоставлении земельного участка указываются цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Местоположение земельного участка определяется в соответствии с прилагаемым к заявлению о предоставлении земельного участка планом-схемой. Данный план-схема должен быть оформлен в соответствии с требованиями, установленными в отношении геодезической и картографической основы государственного кадастра недвижимости в статье 6 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" (п. 2.2.).
К заявлению, указанному в пункте 2.1 настоящего Порядка, заявителем в обязательном порядке прилагаются только те документы и информация, необходимость представления которых является исключительно обязанностью заявителя в соответствии с приложением N 2 к настоящему Порядку. При этом, заявитель вправе представить и иные необходимые для принятия решения о предоставлении земельного участка документы и информацию по собственной инициативе.
Пунктом 2.4 Порядка установлено, что Министерство в рамках осуществления межведомственного информационного взаимодействия в течение 14 рабочих дней с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка направляет межведомственные запросы в органы и организации в целях получения документов и информации, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка, в соответствии с приложением N 2 к настоящему Порядку.
При выявлении в процессе рассмотрения заявления препятствий для предоставления земельного участка, предусмотренных действующим законодательством, Министерство в течение 14 дней принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и направляет его в адрес заявителя с указанием причин невозможности предоставления земельного участка по данному делу.
В качестве оснований для отказа в предоставлении земельного участка, ответчик сослался на полученные от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара сведения от 24.07.2012 г. N САМВ-5610 о том, что испрашиваемый земельный участок, в соответствии с действующими Правилами застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденными Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61 находится в зоне садово-дачных участков и коллективных садов (Р-5); использование земельного участка для размещения временной складской площадки для хранения продукции не соответствует основным разрешенным видам использования земельных участков для данной зоны.
Согласно представленному плану границ земельного участка, испрашиваемый ООО "АБЗ-275" земельный участок состоит из трех земельных участков, которые не имеют общей границы.
В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам.
Согласно части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.
Из материалов дела следует, что заявителем испрашивался земельный участок в собственность для размещения временной складской площадки.
На момент обращения заявителя ответчику - 06.07.2012 г. и вынесения оспариваемого отказа - 12.09.2012 г. постановление Правительства Самарской области N 74 действовало в редакции от 13.04.2012 г., которым изменен порядок предоставления земельных участков. Новым Порядком не предусматривается исключительное право граждан и юридических лиц приобретения земельных участков в собственность под временными объектами без проведения аукциона.
Согласно п. 2.12 Порядка Министерство, в недельный срок, начиная с даты получения кадастрового паспорта земельного участка и отчета о рыночной стоимости земельного участка, принимает решение о проведении торгов в форме аукциона по продаже земельного участка и уведомляет о принятом решении заявителя. Указанное решение подлежит публикации в газете "Волжская коммуна" и размещению на официальном сайте Правительства Самарской области (п. 2.13).
Поскольку испрашиваемый земельный участок объективно не может быть предоставлен заявителю в собственность, оспариваемый отказ не нарушает права и законные интересы заявителя.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Самарской области от 01 апреля 2013 г. по делу N А55-34034/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.07.2013 ПО ДЕЛУ N А55-34034/2012
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июля 2013 г. по делу N А55-34034/2012
Резолютивная часть постановления объявлена: 08 июля 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 15 июля 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Рогалевой Е.М., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - извещен, не явился,
от ответчика - извещен, не явился,
от третьего лица - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "АБЗ-275" на решение Арбитражного суда Самарской области от 01 апреля 2013 г. по делу N А55-34034/2012 (судья Стенина А.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АБЗ-275", г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
третье лицо - Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "АБЗ 275" (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом уточнения предмета заявленных требований, принятого судом первой инстанции, к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее ответчик, Министерство) о признании незаконным, изложенного в уведомлении от 14.09.2012 г. за N 12-1М935М2, отказа в предоставлении в собственность за выкуп земельного участка без номера в пос. Козелки, Красноглинского района г. Самары площадью 6 685 кв. м для размещения временной складской площадки для хранения продукции и о возложении на Министерство имущественных отношений Самарской области обязанности в течение 14 рабочих дней со дня вынесения решения суда направить в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории на основании заявления о предоставлении ООО "АБЗ 275" земельного участка в собственность за выкуп без номера в пос. Козелки Красноглинского района г. Самары площадью 6 685 кв. м для размещения временной складской площадки для хранения продукции.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 01 апреля 2013 г. по делу N А55-34034/2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда, считает, что судом не полностью выяснены обстоятельства дела и удовлетворить заявленные требования.
Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Заявитель ходатайствует об истребовании от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самары в письменном виде доказательств отнесения земельного участка к зоне Р-5 либо ПК-2.
Из материалов дела следует, что заявитель обращался в суд первой инстанции с аналогичным ходатайством и оно было удовлетворено.
В соответствии с ч. 2 ст. 64 АПК РФ в качестве доказательств допускаются объяснения лиц, участвующих в деле.
Из материалов дела также следует, что представитель Департамента строительства и архитектуры городского округа Самары в судебном заседании суда первой инстанции дал пояснения по вопросу отнесения земельного участка к зонам Р-5 и ПК-2 и суд первой инстанции дал оценку этому доказательству, а поэтому в удовлетворении ходатайства следует отказать.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Министерство с заявлением от 06.07.2012 г. N 12-1/1935/12 о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, пос. Козелки, участок б/н, площадью 6 685 кв. м, для размещения временной складской площадки для хранения продукции.
Министерство имущественных отношений Самарской области уведомлением от 14.09.2012 г. N 12-1/1935/12 отказало в предоставлении земельного участка и возвратили заявителю пакет документов.
В обоснование отказа ответчик ссылается на то, что испрашиваемый земельный участок находится в зоне садово-дачных участков и коллективных садов (Р-5), что не соответствует основным разрешенным видам использования земельных участков для данной зоны; земельный участок состоит из трех земельных участков, которые не имеют общей границы; на земельном участке отсутствуют объекты капитального строительства.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 ЗК РФ.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
В силу пункта 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; указанные органы обязаны уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
На основании постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Правительством Самарской области принято Постановление от 21.06.2006 года N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара" (в редакции Постановления Правительства Самарской области от 13.04.2012 года N 198).
Согласно пункту 2.1 Порядка предоставления земельных участков граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В заявлении о предоставлении земельного участка указываются цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Местоположение земельного участка определяется в соответствии с прилагаемым к заявлению о предоставлении земельного участка планом-схемой. Данный план-схема должен быть оформлен в соответствии с требованиями, установленными в отношении геодезической и картографической основы государственного кадастра недвижимости в статье 6 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" (п. 2.2.).
К заявлению, указанному в пункте 2.1 настоящего Порядка, заявителем в обязательном порядке прилагаются только те документы и информация, необходимость представления которых является исключительно обязанностью заявителя в соответствии с приложением N 2 к настоящему Порядку. При этом, заявитель вправе представить и иные необходимые для принятия решения о предоставлении земельного участка документы и информацию по собственной инициативе.
Пунктом 2.4 Порядка установлено, что Министерство в рамках осуществления межведомственного информационного взаимодействия в течение 14 рабочих дней с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка направляет межведомственные запросы в органы и организации в целях получения документов и информации, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка, в соответствии с приложением N 2 к настоящему Порядку.
При выявлении в процессе рассмотрения заявления препятствий для предоставления земельного участка, предусмотренных действующим законодательством, Министерство в течение 14 дней принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и направляет его в адрес заявителя с указанием причин невозможности предоставления земельного участка по данному делу.
В качестве оснований для отказа в предоставлении земельного участка, ответчик сослался на полученные от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара сведения от 24.07.2012 г. N САМВ-5610 о том, что испрашиваемый земельный участок, в соответствии с действующими Правилами застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденными Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61 находится в зоне садово-дачных участков и коллективных садов (Р-5); использование земельного участка для размещения временной складской площадки для хранения продукции не соответствует основным разрешенным видам использования земельных участков для данной зоны.
Согласно представленному плану границ земельного участка, испрашиваемый ООО "АБЗ-275" земельный участок состоит из трех земельных участков, которые не имеют общей границы.
В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам.
Согласно части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.
Из материалов дела следует, что заявителем испрашивался земельный участок в собственность для размещения временной складской площадки.
На момент обращения заявителя ответчику - 06.07.2012 г. и вынесения оспариваемого отказа - 12.09.2012 г. постановление Правительства Самарской области N 74 действовало в редакции от 13.04.2012 г., которым изменен порядок предоставления земельных участков. Новым Порядком не предусматривается исключительное право граждан и юридических лиц приобретения земельных участков в собственность под временными объектами без проведения аукциона.
Согласно п. 2.12 Порядка Министерство, в недельный срок, начиная с даты получения кадастрового паспорта земельного участка и отчета о рыночной стоимости земельного участка, принимает решение о проведении торгов в форме аукциона по продаже земельного участка и уведомляет о принятом решении заявителя. Указанное решение подлежит публикации в газете "Волжская коммуна" и размещению на официальном сайте Правительства Самарской области (п. 2.13).
Поскольку испрашиваемый земельный участок объективно не может быть предоставлен заявителю в собственность, оспариваемый отказ не нарушает права и законные интересы заявителя.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 01 апреля 2013 г. по делу N А55-34034/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
Е.М.РОГАЛЕВА
С.Т.ХОЛОДНАЯ
Е.М.РОГАЛЕВА
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)