Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.10.2013 ПО ДЕЛУ N А13-14929/2012

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 октября 2013 г. по делу N А13-14929/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 31 октября 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Носач Е.В., судей Зайцевой А.Я. и Романовой А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мельничук И.Л.
при участии от закрытого акционерного общества "ИФК "ДИАЛ инвест" Багрянцева П.Б. по доверенности от 01.08.2013, Анурова А.Ю. по доверенности от 10.04.2013, от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Вологодской области Воробьева С.В. по доверенности от 28.01.2013 N АА 054227,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "ИФК "ДИАЛ инвест" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 4 июля 2013 года по делу N А13-14929/2013 (судья Попова С.В.),

установил:

закрытое акционерное общество "ИФК "ДИАЛ инвест" (ОГРН 1027739538958, далее - Общество, ЗАО "ИФК "ДИАЛ инвест") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Вологодской области (ОГРН 1027700485757, далее - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата") об установлении рыночной стоимости земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 35:06:0102003:31, общей площадью 40 271 кв. м, расположенного по адресу: Вологодская обл., Вожегодский р-н, Вожегодское городское поселение, п. Вожега, ул. Луева, д. 1 по состоянию на 01.01.2011 года в размере 1 570 000 руб.; установлении рыночной стоимости земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 35:06:0102003:25, общей площадью 1875 кв. м, расположенного по адресу: Вологодская обл., Вожегодский р-н, Вожегодское городское поселение, п. Вожега, ул. Луева, д. 1, по состоянию на 01.01.2011 года в размере 76 875 руб., о возложении обязанности изменения в записи в государственном кадастре недвижимости о кадастровой стоимости земельных участков.
Истец в ходе рассмотрения дела неоднократно уточнял исковые требования, окончательно просил суд установить рыночную стоимость земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 35:06:0102003:31, общей площадью 40 271 кв. м, расположенного по адресу: Вологодская обл., Вожегодский р-н, Вожегодское городское поселение, п. Вожега, ул. Луева, д. 1, по состоянию на 01.01.2011 в размере 3 980 000 руб.; установить рыночную стоимость земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 35:06:0102003:25, общей площадью 1875 кв. м, расположенного по адресу: Вологодская обл., Вожегодский р-н, Вожегодское городское поселение, п. Вожега, ул. Луева, д. 1, по состоянию на 01.01.2011 в размере 70 000 руб.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнение судом принято, поскольку не противоречит закону и не нарушает права других лиц.
Определениями суда от 31 января 2013 года, от 11 апреля 2013 года, от 28 мая 2013 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, Смирнова Светлана Анатольевна, Терехов Сергей Александрович, Умнов Владимир Анатольевич.
Решением суда от 4 июля 2013 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Доводы жалобы сводятся к следующему. Суд первой инстанции лишил истца права на судебную защиту, поскольку отказался разрешить спорные правоотношения, сославшись на вновь принятый нормативный акт, который не регулирует спорных правоотношений. Кадастровая стоимость принадлежащих истцу на праве собственности земельных участков с кадастровыми номерами 35:06:0102003:31 и 35:06:0102003:25 по состоянию на 01.01.2011 была установлена в размере 21 501 492 руб. и 1 001 100 руб. соответственно, что более чем в 60 раз выше кадастровой стоимостью указанных участков по состоянию на дату их приобретения (2008 год). Установленная новая кадастровая стоимость земельных участков (для истца - 946 368 руб. 50 коп. и 44 062 руб. 50 коп. соответственно) также подтверждает необоснованное завышение кадастровой стоимости земель истца, определенной на 01.01.2011 г., поскольку очевидно, что их рыночная стоимость за столь короткое время (с 2011 по 2013 год) не может измениться в 21 раз. Отказ в удовлетворении заявленных требований со ссылкой на приказ Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 N 206 (далее - Приказ от 27.12.2012 N 206), вступивший в силу 18.01.2013, о введении в действие новых результатов кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области, влечет за собой лишение истца права на судебную защиту, поскольку на дату обращения с иском в суд (декабрь 2012 года) действовало постановление Правительства Вологодской области от 30.12.2009 N 2154, спорные правоотношения касаются кадастровой стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2011, и, соответственно, Приказ от 27.12.2012 N 206 не разрешает этих правоотношений, поскольку устанавливает кадастровую стоимость на иную дату и обратной силы не имеет. Истец выбрал надлежащий (предусмотренный законом) способ защиты права, который влечет за собой восстановление прав и законных интересов истца, право на выбор способа защиты принадлежит истцу, а вывод суда первой инстанции о том, что невозможно установить дату рыночной стоимости на 01.01.2011, является неправомерным. Установление кадастровой стоимости Земельных участков в размере, превышающем их рыночную стоимость, влечет за собой нарушение прав истца вследствие возложения на него обязанности по уплате экономически необоснованного налога.
Представители Общества в судебном заседании апелляционной инстанции просят решение отменить, иск удовлетворить.
Представитель ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области заявило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя, оставляет рассмотрение апелляционной жалобы на усмотрение суда.
Лица, участвующие в деле надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили представили ходатайства о рассмотрении жалобы в их отсутствие. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав представителей истца и ответчика, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция находит жалобу не подлежащей удовлетворению ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Общество является общим долевым собственником земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 35:06:0102003:31, общей площадью 40 271 кв. м, расположенного по адресу: Вологодская обл., Вожегодский р-н, Вожегодское городское поселение, п. Вожега, ул. Луева, д. 1 (доля в праве 10/20), и собственником земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 35:06:0102003:25, общей площадью 1875 кв. м, расположенного по адресу: Вологодская обл., Вожегодский р-н, Вожегодское городское поселение, п. Вожега, ул. Луева, д. 1.
Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (свидетельства о государственной регистрации права от 05.11.2008 серии 35-СК N 121908, от 26.11.2008 серии 35-СК N 415232).
Постановлением Правительства Вологодской области от 30 декабря 2009 N 2154 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области", были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области, вступившие в силу с 1 января 2011 года.
В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость принадлежащего истцу земельного участка с кадастровым номером 35:06:0102003:31 составила 21 501 492 руб., с кадастровым номером 35:06:0102003:25 составила 1 001 100 руб.
Истец не согласился с результатами государственной кадастровой оценки земель и привлек оценщика для определения рыночной стоимости земельного участка.
На основании отчета об оценке рыночной стоимости земельных участков от 15.01.2013 N 3500/181212Ц-0054/Ю-01/0054, выполненного оценщиком Кузьминой Н.В., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:06:0102003:31, определенная на дату 01.01.2011 составила 3 980 000 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:06:0102003:25, определенная на дату 01.01.2011 составила 70 000 руб.
Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка нарушает права истца, необоснованно завышая налоговую базу, истец обратился с настоящим иском в суд об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере его рыночной стоимости.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, отказавшего в удовлетворении исковых требований ЗАО "ИФК "ДИАЛ инвест", суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ), в который была включена глава III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
При этом в силу статей 5 и 6 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, на спорные правоотношения по данному делу вышеуказанные нормы не распространяются и истец воспользоваться механизмом Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ не может.
Однако пункт 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции, действовавшей в период до вступления в законную силу Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 ЗК РФ действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 ЗК РФ, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции, изложенной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в Постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/11, права землепользователя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе, и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Кроме того, согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения обязанности на орган кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости только с момента вступления судебного акта в законную силу.
По перечисленным обстоятельствам действие судебного акта о признании кадастровой стоимости земельного участка равной его кадастровой стоимости на определенную дату не может распространяться на правоотношения, имевшие место до вступления в силу такого судебного акта.
Истцом в материалы дела представлен отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков от 15.01.2013 N 3500/181212Ц-0054/Ю-01/0054, в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:06:0102003:31, определенная на дату 01.01.2011 составила 3 980 000 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:06:0102003:25, определенная на дату 01.01.2011 составила 70 000 руб.
Согласно статье 12 Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу (статья 75 АПК РФ). Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 АПК РФ.
В настоящем деле (с учетом уточнения) истец заявил требование об установлении рыночной стоимости земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 35:06:0102003:31, общей площадью 40 271 кв. м, расположенного по адресу: Вологодская обл., Вожегодский р-н, Вожегодское городское поселение, п. Вожега, ул. Луева, д. 1, по состоянию на 01.01.2011 в размере 3 980 000 руб.; установить рыночную стоимость земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 35:06:0102003:25, общей площадью 1875 кв. м, расположенного по адресу: Вологодская обл., Вожегодский р-н, Вожегодское городское поселение, п. Вожега, ул. Луева, д. 1, по состоянию на 01.01.2011 в размере 70 000 руб.
Вместе с тем, согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения обязанности на орган кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Такое толкование названной нормы содержится в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
Рассмотрение заявления и принятие решения в порядке искового производства предполагает разрешение спорного правоотношения, определение обязанностей сторон с момента вступления судебного акта в законную силу (статьи 170, 180, 182 АПК РФ).
Достоверность определения кадастровой стоимости спорного земельного участка, как и нормативный акт о ее утверждении, предметом оспаривания по настоящему делу не являются.
Истцом предъявлено требование о пересмотре кадастровой стоимости и внесении изменений в сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости о кадастровой стоимости спорного земельного участка, то есть выбран другой способ защиты нарушенных прав.
С учетом изложенного, кадастровая стоимость земельного участка не может быть определена на прошлое время.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ, самостоятельно определив способы их судебной защиты (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 11 ГК РФ определено, что судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.
В противном случае право на заявленный иск в рамках данного конкретного дела у истца отсутствует.
Истец в рамках настоящего дела, по существу, заявляет об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такие изменения посредством принятия судебного решения в кадастровой стоимости земельного участка не могут повлечь за собой аннулирование первоначально внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка по результатам государственной кадастровой оценки.
Исключения могут касаться только тех случаев, когда уполномоченным органом в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка были внесены ошибочно в завышенном размере (Постановление Президиума ВАС РФ от 29.05.2012 N 17475/11).
Заявляя настоящий иск, Предприниматель нарушение своих прав усматривает в том, что содержащаяся в государственном кадастре недвижимости кадастровая стоимость спорных земельных участков не соответствует их рыночной стоимости.
Как указывалось выше, постановлением Правительства Вологодской области от 30 декабря 2009 N 2154 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области", были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области, вступившие в силу с 1 января 2011 года.
На момент подачи иска и на момент судебного разбирательства постановление Правительства Вологодской области от 30 декабря 2009 года N 2154 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области" утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Вологодской области от 18 января 2013 года N 51 "О признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства области".
Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27 декабря 2012 года N 206 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области", вступившим в силу со дня официального опубликования (опубликован в газете "Красный Север" 18 января 2013 года), утверждены новые результаты кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области.
Права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
С учетом приведенных выше положений ЗК РФ и правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, суд апелляционной инстанции исходит из того, что спор, в результате которого судом устанавливается рыночная стоимость земельного участка, подлежащая внесению в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, может возникнуть лишь в отношении актуальной кадастровой стоимости.
В данном случае, возбужденный истцом спор касается кадастровой стоимости земельного участка, утратившей свое значение с 18.01.2013 в связи с изданием постановления Правительства Вологодской области от 18 января 2013 года N 51 "О признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства области".
Таким образом, Общество лишено возможности обратиться в суд с требованием об изменении неактуальной кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка.
Как следует из информации ФГБУ "Федеральная кадастровая палата", кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 N 206 была определена по состоянию на 02.06.2012.
Новая кадастровая стоимость принадлежащих истцу земельных участков составляет: земельного участка с кадастровым номером 35:06:0102003:31 - 946 368 руб. 50 коп., земельного участка с кадастровым номером 35:06:0102003:25 - 44 062 руб. 50 коп.
Указанные обстоятельства подателем жалобы не оспариваются, возражений относительно величины данной стоимости ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции истец не заявил.
Кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется; в случае если на момент вступления в законную силу судебного акта уполномоченным органом утверждены результаты новой кадастровой оценки земель, установленная судом по состоянию на дату предыдущей оценки кадастровая стоимость не может быть внесена в кадастр.
Из правовой позиции, сформированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010, следует, что согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Следовательно, требование Общества об установлении судом рыночной стоимости земельных участков с иного момента, в данном случае с 01.01.2011, не соответствует вышеуказанной позиции.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что требование истца о возможности изменения кадастровой стоимости земельного участка за предыдущий период - с 01.01.2011 с учетом результатов отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка от 15.01.2013, а именно - равной его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2011 в размере 3 980 000 руб. и 70 000 руб. удовлетворению не подлежит.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 4 июля 2013 года по делу N А13-14929/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "ИФК "ДИАЛ инвест" - без удовлетворения.

Председательствующий
Е.В.НОСАЧ

Судьи
А.Я.ЗАЙЦЕВА
А.В.РОМАНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)