Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 07.09.2015 N Ф07-6695/2015 ПО ДЕЛУ N А26-6242/2014

Требование: О признании незаконным бездействия Правительства субъекта РФ, выразившегося в длительном непринятии решения о переводе земельных участков из состава земель запаса в земли особо охраняемых территорий и объектов; признании неправомерным отказа в переводе спорных земельных участков.

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Отказ мотивирован наличием установленного действующим законодательством ограничения перевода земельных участков другой категории в земли особо охраняемых территорий и объектов.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 сентября 2015 г. по делу N А26-6242/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Ракчеевой М.А., Рудницкого Г.М., при участии от Правительства Республики Карелия Рабачевой О.В. (доверенность от 24.04.2015), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Горбачева Вячеслава Владимировича на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.01.2015 (судья Ильющенко О.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2015 (судьи Барканова Я.В., Жиляева Е.В., Тимухина И.А.) по делу N А26-6242/2014,

установил:

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Горбачев Вячеслав Владимирович, ОГРНИП 311100131400046, ИНН 860502306360, обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к главе Республики Карелия в лице администрации главы Республики Карелия, место нахождения: 185028, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 19, ОГРН 1021000515843, ИНН 1001045528, и Правительству Республики Карелия, место нахождения: 185028, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 19, ОГРН 1131001009424, ИНН 1001272577 (далее - Правительство), о признании незаконным бездействия Правительства, выразившегося в длительном непринятии решения о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 10:20:0064702:681, 10:20:0064702:682, 10:20:0064702:385, 10:20:0064702:387 из состава земель запаса в земли особо охраняемых территорий и объектов; признании неправомерным отказа Правительства в переводе названных земельных участков из состава земель запаса в земли особо охраняемых территорий и объектов; обязании Правительства выдать акт (распоряжение) о переводе указанных земельных участков из состава земель запаса в земли особо охраняемых территорий и объектов (с учетом уточнения заявленных требований).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Деревянского сельского поселения, место нахождения: 185510, Республика Карелия, Прионежский р-н, с. Деревянное, Пионерская ул., д. 25, ОГРН 1051002320324, ИНН 1020011517 (далее - Администрация сельского поселения).
Решением от 23.01.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2015 данное решение оставлено без изменения.
Горбачев В.В. в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, неправильное применение судами норм права, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, суды, отказывая в удовлетворении требований предпринимателя по причине того, что на территории, где находятся спорные участки, не создана в установленном порядке особо охраняемая территория, не учли целевое назначение испрашиваемых участков; в соответствии с Генеральным планом Деревянского сельского поселения, утвержденным решением Совета Деревянского сельского поселения Прионежского муниципального района от 25.12.2013, спорные земельные участки расположены на территории, входящей в ландшафтно-рекреационную зону города Петрозаводска; отсутствие установленной на территории Прионежского района особо охраняемой территории не является препятствием для перевода земельного участка в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов; в результате длительного бездействия Правительства заявителю причиняется материальный ущерб в связи с невозможностью использования спорных земельных участков, а также земельного участка с кадастровым номером 10:20:064702:456.
Правительство в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, считая, что оспариваемые распоряжения являются законными, бездействие со стороны Правительства отсутствует; указывая, что в настоящее время на территории Прионежского муниципального района установлен порядок отнесения земель к категории особо охраняемых территорий местного значения, в связи с чем заявитель не лишен возможности повторно обратиться с заявлением о переводе спорных земельных участков в указанную категорию.
В судебном заседании представитель Правительства возражал против удовлетворения кассационной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, Горбачев В.В. лично не явился, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Горбачеву В.В. принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 55 430 кв. м с кадастровым номером 10:20:064702:456, расположенный по адресу: Республика Карелия, Прионежский р-н, северо-западная часть кадастрового квартала 10:20:064702, относящийся к землям особо охраняемых территорий и объектов, с разрешенным использованием "под строительство базы отдыха", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 18.06.2010 серии 10-АБ N 360864.
Для строительства автомобильного проезда (дороги) к базе отдыха и других объектов инфраструктуры, необходимых для эксплуатации базы отдыха, по заказу предпринимателя были сформированы земельные участки, в том числе участки с кадастровыми номерами 10:20:0064702:681, 10:20:0064702:682, 10:20:0064702:385, 10:20:0064702:387 из земель запаса.
В марте 2012 года Горбачев В.В. обратился к главе администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия с заявлениями о ходатайствовании перед Государственным комитетом Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд о переводе названных земельных участков, смежных с принадлежащим ему участком с кадастровым номером 10:20:064702:456, из земель запаса в земли особо охраняемых территорий и объектов.
Распоряжениями Правительства от 08.04.2013 N 184р-П, N 185р-П осуществлен перевод земельных участков с кадастровыми номерами 10:20:0064702:681, 10:20:0064702:682, 10:20:0064702:385, 10:20:0064702:387 из состава земель запаса в земли особо охраняемых территорий и объектов. Однако впоследствии указанные распоряжения признаны утратившими силу.
Распоряжениями Правительства от 13.05.2014 N 238р-П, N 247р-П, принятыми по результатам повторного заявления предпринимателя, отказано в переводе земельных участков с кадастровыми номерами 10:20:0064702:385, 10:20:0064702:387, 10:20:0064702:681, 10:20:0064702:682 из состава земель запаса в земли особо охраняемых территорий и объектов в связи с установленным частью 2 статьи 10 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон о переводе земельных участков) ограничением перевода земельных участков другой категории в земли особо охраняемых территорий и объектов.
Горбачев В.В., считая, что оснований для отказа в переводе испрашиваемых земельных участков в другую категорию земель не имелось, ссылаясь на то, что длительным бездействием Правительства по принятию решения, а также отказом Правительства в переводе земельных участков нарушаются права заявителя, обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, определение правового режима земель исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии со статьей 7 названного Кодекса земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на различные категории, в том числе земли особо охраняемых территорий и объектов, земли запаса.
В соответствии с частью 2 статьи 103 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию, за исключением случаев, если земли запаса включены в границы охотничьих угодий, случаев выполнения работ, связанных с пользованием недрами на таких землях, и иных предусмотренных федеральными законами случаев.
Порядок перевода земель из одной категории в другую установлен статьей 8 названного Кодекса, Законом о переводе земельных участков.
Статьей 4 упомянутого Закона предусмотрены основания отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, к числу которых относится установление в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод.
Особенности перевода земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли особо охраняемых территорий и объектов установлены статьей 10 Закона о переводе земельных участков, согласно части 2 которой такой перевод допускается в случае: создания особо охраняемых территорий; создания туристско-рекреационных особых экономических зон; в иных установленных Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами случаях.
В силу пунктов 3, 4 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, регионального и местного значения, порядок использования и охраны таких земель устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Суды, исследовав представленные в дело документы, выяснив, что на территории Прионежского муниципального района, Деревянского сельского поселения на момент принятия оспариваемых распоряжений Правительства не были разработаны указанные выше порядки и не созданы особо охраняемые территории местного значения, а также отсутствуют созданные в установленном порядке туристско-рекреационные особые экономические зоны, пришли к обоснованному выводу о законности оспариваемых отказов в переводе земельных участков из земель запаса в иную категорию и правомерно отказали в удовлетворении требований предпринимателя.
Несоблюдение органом исполнительной власти предусмотренных пунктом 4 статьи 3 Закона о переводе земельных участков сроков рассмотрения ходатайств Горбачева В.В. о переводе земельных участков из одной категории земель в другую не может служить основанием для признания незаконными оспариваемых распоряжений, по содержанию соответствующих действовавшему на момент их издания законодательству.
Довод подателя жалобы о том, что со стороны Правительства было допущено бездействие, обоснованно отклонен судами обеих инстанций, поскольку заявления предпринимателя были рассмотрены и по ним приняты решения, оформленные соответствующими распоряжениями.
Ссылка Горбачева В.В. на Генеральный план Деревянского сельского поселения несостоятельна, так как установление на территории поселения в результате градостроительного зонирования ландшафтно-рекреационной зоны не означает создание особо охраняемой территории.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает обжалуемые решение и постановление правильными и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов.
При подаче кассационной жалобы Горбачев В.В. уплатил государственную пошлину в сумме 3000 руб. С учетом подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46, заявителю следует возвратить из федерального бюджета 2850 руб., излишне перечисленных в качестве государственной пошлины по чеку-ордеру Карельского отделения N 8628 филиала N 181 от 24.07.2015, операция N 81.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.01.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2015 по делу N А26-6242/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Горбачева Вячеслава Владимировича - без удовлетворения.
Возвратить Горбачеву Вячеславу Владимировичу, ОГРНИП 311100131400046, ИНН 860502306360, из федерального бюджета 2850 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по кассационной жалобе.

Председательствующий
И.В.СЕРГЕЕВА

Судьи
М.А.РАКЧЕЕВА
Г.М.РУДНИЦКИЙ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)