Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 02.07.2014 ПО ДЕЛУ N А55-18575/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июля 2014 г. по делу N А55-18575/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплевой М.В.,
судей Петрушкина В.А., Карповой В.А.
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
заинтересованных лиц - извещены надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Министерства имущественных отношений Самарской области и Правительства Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 03.02.2014 (судья Щетинина М.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2014 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Кузнецов В.В., Рогалева Е.М.)
по делу N А55-18575/2013
по заявлению закрытого акционерного общества "СПИН-СПОРТ" (ОГРН 1036301034384), Самарская область, г. Тольятти, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, г. Самара, с привлечением третьих лиц: Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара, Правительства Самарской области, г. Самара, Федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля", г. Самара, о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости; обязании рассмотреть заявление и принять соответствующее решение,

установил:

закрытое акционерное общество "Спин-Спорт" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с уточнением требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 26.07.2013 N 13/6с-з об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости и обязании рассмотрения заявления Общества N 62-20 и принятия решения о пересмотре кадастровой стоимости в отношении спорного земельного участка с разрешенным использованием "для дальнейшей эксплуатации открытых площадок для отдыха на природе (лит. С), (лит. С1), (лит. С2)" с использованием сведений удельного показателя кадастровой стоимости земель, соответствующего 8-му виду разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения".
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) Правительство Самарской области, Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 03.02.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2014, заявленные требования удовлетворены.
В кассационных жалобах Управление Росреестра, Министерство и Правительство Самарской области просят принятые по делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, мотивируя неправильным применением судами норм материального и процессуального права, неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела. Заявители кассационных жалоб указывают, что обжалуемые Обществом сведения о кадастровой стоимости, ранее внесенных в государственный кадастр недвижимости, не актуальны, в связи с утверждением новых результатов кадастровой стоимости земельных участков постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 N 610 по состоянию на 01.01.2013.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Обществу на основании договора купли-продажи земельного участка от 20.07.2011 N 903 на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью 9975,00 кв. м, расположенный по адресу: г. Тольятти, Центральный район, южнее здания, имеющего адрес: Комсомольское шоссе, д. 28, назначение: земли населенных пунктов, для дальнейшей эксплуатации открытых площадок для отдыха на природе, с кадастровым номером 63:09:0305025:508, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.08.2011 серии 63-АЖ N 019385.
Постановлением Правительства Самарской области от 22.01.2013 N 9 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Самарской области" утверждена кадастровая стоимость земель по состоянию на 01.01.2011, и установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:09:0305025:508, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, южнее здания, имеющего адрес: Комсомольское шоссе, д. 28, в размере 45 662 358 руб., что свидетельствует об отнесении земельного участка к виду разрешенного использования - "земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, искусства и спорта". Расчет кадастровой стоимости земельного участка осуществлен исходя из удельного показателя указанной группы.
Общество 13.05.2013 обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра с заявлением о пересмотре результатов кадастровой стоимости земельного участка, ссылаясь на то, что применение данного удельного показателя кадастровой стоимости привел к повышенному расчету кадастровой стоимости спорного земельного участка и увеличенному размеру земельного налога.
Решением от 16.07.2013 N 13/6с-з Комиссия отклонила заявление Общества со ссылкой на то, что в соответствии с разделом В3 кадастрового паспорта на спорном земельном участке часть земельного участка занята площадкой для гольфа и теннисным кортом с грунтовым покрытием, и спорный земельный участок должен быть отнесен к виду разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, искусства и спорта".
Общество, ссылаясь на то, что названный земельный участок относится к виду разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения", обратилось в арбитражный суд с требованием о признании решения комиссии от 16.07.2013 N 13/6с-з незаконным.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частям 2, 3 статьи 201 АПК РФ для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказать соответствие обжалуемых ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону лежит на принявшим их государственном органе, органе местного самоуправления, ином органе, должностном лице.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссии) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Решения комиссии могут быть оспорены в арбитражном суде (абзац 5 названной статьи).
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Судебные инстанции установили, что в соответствии со свидетельствами о государственной регистрации права собственности Общества на сооружения от 30.12.2009 и 31.12.2009, объектами права являются "открытая площадка для отдыха на природе" (литера С, С1, С2), которые относятся к объектам рекреационного назначения.
Согласно кадастровым паспортам от 15.12.2009 на данные объекты недвижимости в графах "назначение" и "наименование" указано "открытые площадки для отдыха на природе".
В кадастровом паспорте земельного участка от 16.06.2010 N 63-00-102/10-253308 (лист В1) вид разрешенного использования земельного участка указан: "для дальнейшей эксплуатации открытых площадок для отдыха на природе" (лит. С), (лит. С1), (лит. С2). Удельный показатель кадастровой стоимости - 518 руб. 45 коп., что соответствует виду разрешенного использования: "земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения".
Таким образом, на момент проведения работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области по состоянию на 01.01.2011 на указанном земельном участке находились открытые площадки для отдыха на природе и земельный участок относился к виду разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения". Данные сведения содержались в ЕГКН и ЕГРП.
Однако из отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков следует, что спорный земельный участок с кадастровым номером 63:09:0305025:508 отнесен к виду разрешенного использования, как земли, предназначенные для "размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии".
При этом материалы дела не содержат доказательств того, что на спорном земельном участке расположены указанные выше объекты недвижимости.
Отсутствуют доказательства того, что спорный земельный участок в установленном законом порядке был отнесен к виду разрешенного использования как земли, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.
Отнесение земельного участка к группе видов разрешенного использования для целей государственной кадастровой оценки земель осуществляется в соответствии с правоустанавливающими документами на земельный участок.
В данном случае изменение вида разрешенного использования спорного земельного участка в установленном порядке не производилось.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам, установленным в статье 71 АПК РФ, суды пришли к правильному выводу о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка была определена на основании недостоверных сведений об объекте недвижимости, поскольку был применен неправильный вид разрешенного использования земельного участка, следовательно, у комиссии не имелось оснований для отклонения заявления о пересмотре кадастровой стоимости спорного земельного участка. Принятое решение комиссии не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Общества, в связи с чем суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
Довод заявителей кассационных жалоб о том, что оспариваемая Обществом кадастровая стоимость не актуальна в связи с принятием Правительством Самарской области в момент рассмотрения дела постановления от 13.11.203 N 610 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области", которым установлена иная кадастровая стоимость, подлежит отклонению.
Как установлено судом, в основу постановлений Правительства Самарской области от 22.01.2013 N 9 и от 13.11.203 N 610 легли одни и те же недостоверные сведения об отнесении спорного земельного участка к виду разрешенного использования "размещение административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии", в то время как земельный участок относится к виду разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения".
Принятие постановления Правительства Самарской области от 13.11.203 N 610, в котором также спорный земельный участок отнесен к виду разрешенного использования "размещение административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии", не может служить основанием для признания оспариваемого решения комиссии законным.
Иные доводы, изложенные в кассационных жалобах, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 03.02.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2014 по делу N А55-18575/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
М.В.КОНОПЛЕВА

Судьи
В.А.ПЕТРУШКИН
В.А.КАРПОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)