Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 19.09.2014 ПО ДЕЛУ N А46-1390/2010

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 сентября 2014 г. по делу N А46-1390/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 сентября 2014 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Орловой Н.В.
судей Сириной В.В.
Тамашакина С.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" на решение от 11.12.2013 Арбитражного суда Омской области (судья Яркова С.В.) и постановление от 03.04.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Золотова Л.А., Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.) по делу N А46-1390/2010 по заявлению открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" (630007, г. Новосибирск, ул. Советская, 5, ОГРН 1055406226237, ИНН 5406323202) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (107078, г. Москва, Орликов переулок, 10, стр. 1, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (644007, г. Омск, ул. Орджоникидзе, д. 56, ОГРН 1045504038524, ИНН 5503085391) о признании незаконными действий, обязании совершить действия.
Другие лица, участвующие в деле: администрация города Омска.
Суд

установил:

открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 11" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными действий: совершенных 27.12.2007 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - управление) по внесению в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:13 01 01:3016, местоположение установлено в 560 м северо-восточнее относительно 1-этажного здания, имеющего почтовый адрес: город Омск, Кировский административный округ, улица 2-я Солнечная, дом 65 (далее - земельный участок), в размере 169 057 945,28 руб.; совершенных 27.12.2010 управлением и Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - кадастровая палата) по внесению в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка в размере 184 688 918,89 руб.; обязании кадастровой палаты: с 27.12.2007 по 31.11.2008 исключить из государственного кадастра недвижимости кадастровую стоимость земельного участка в размере 184 688 918,89 руб.; с 01.12.2008 по 31.05.2012 исключить из государственного кадастра недвижимости кадастровую стоимость земельного участка в размере 169 057 945,28 руб.; с 27.12.2007 по 31.05.2012 включить в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка в размере 11 464 461,54 руб.
Решением от 31.10.2012 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 23.01.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда, требования общества были удовлетворены.
Постановлением от 24.05.2013 Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа решение и постановление отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, была привлечена администрация города Омска.
При новом рассмотрении дела общество настаивало на ранее заявленных требованиях.
Решением от 11.12.2013 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 03.04.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении требований заявителя было отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить принятые судебные акты, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Общество полагает, что судами нарушены нормы материального и процессуального права; судами неверно истолкована позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении от 15.12.2011 N 12651/11; цель, которую преследует общество при обращении в суд, удовлетворяется при принятии судебного решения, которым вносятся в кадастр необходимые изменения в правоотношения сторон, связанные с определением надлежащей группы вида разрешенного использования и соответствующей ей кадастровой стоимости земельного участка; формулирование требований в порядке главы 24 АПК РФ не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя без исследования вопроса о наличии оснований для указанных изменений в правоотношениях; на земельном участке расположены объекты недвижимости, входящие в производственно-технологический комплекс ТЭЦ-6 - структурного подразделения общества.
Определением от 23.06.2014 Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа производство по кассационной жалобе было приостановлено в связи с направлением в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации аналогичного дела N А46-1384/2010 Арбитражного суда Омской области между этими же сторонами.
В связи с размещением на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.06.2014 N 818/14 (далее - постановление N 818/14) по делу N А46-1384/2010 Арбитражного суда Омской производство по кассационной жалобе общества по рассматриваемому делу возобновлено определением от 18.08.2014 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа.
От заявителя поступило ходатайство о возможности рассмотрения дела без участия его представителя.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права считает, что решение и постановление подлежат отмене.
Из материалов дела следует, что общество с целью уменьшения кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка за счет устранения в кадастре недостоверных сведений о виде разрешенного использования участка, 20.07.2009 обратилось в управление с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объектов недвижимости в соответствии с прилагаемыми документами в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка.
Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) спорный земельный участок имеет вид разрешенного использования "для производственных целей". Сведения о фактическом использовании земельного участка не указаны.
Управление решением N 36/09-113634 приостановило осуществление кадастрового учета изменений в связи с тем, что в нарушение пункта 9 части 1 статьи 22, пункта 4 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), части 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а также пунктов 41, 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минюста России от 20.02.2008 N 35 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости", для осуществления кадастрового учета изменений земельного участка не представлены необходимые документы, подтверждающие изменение или установление вида разрешенного использования земельного участка.
По состоянию на 05.08.2009 в ГКН отсутствуют сведения о границах территориальной зоны, в состав которой входит земельный участок, а также о градостроительном регламенте, установленном для указанной территориальной зоны.
Для устранения причин приостановления осуществления кадастрового учета изменений, обществу было предложено обратиться с заявлением об учете изменений земельного участка после учета в государственном кадастре недвижимости сведений о границах территориальной зоны, имеющей отношение к испрашиваемому земельному участку, либо представить документ, подтверждающий в соответствии с федеральным законом измененное разрешенное использование земельного участка.
Указанные требования обществом не были устранены в установленный срок, в связи с чем управление решением от 11.11.2009 N 36/09-19361 отказало в осуществлении кадастрового учета изменений.
Общество, обращаясь в арбитражный суд, указало, что указанные действия управления по внесению в ГКН недостоверных сведений о виде разрешенного использования земельного участка, являются незаконными.
Арбитражные суды, отказывая обществу в удовлетворении требований, при новом рассмотрении руководствовались правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформированной в постановлении от 15.12.2011 N 12651/11 (далее - постановление N 12651/11), и исходили из того, что рассмотрение спора не в исковом, а в административном производстве привело к выводам о возможности внесения в ГКН новой кадастровой стоимости спорного земельного участка и нового вида разрешенного использования на момент совершения ответчиком оспариваемых действий, то есть к установлению их на прошедший период, в то время как установление в порядке искового производства новой кадастровой стоимости и нового вида разрешенного использования возможно лишь с момента вступления в силу решения суда.
Обществом выбран ненадлежащий способ защиты права, при котором невозможно рассмотреть спор об установлении кадастровой стоимости земельного участка по существу.
Между тем судами не учтено следующее.
Согласно части 2 статьи 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Земельный участок общества относится к категории "земли населенных пунктов".
Из положений статьи 85 ЗК РФ следует, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительным регламентом к ряду территориальных зон, включая производственные и иные территориальные зоны.
Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки и содержат перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства соответствующей территориальной зоны (пункты 8, 9 статьи 1, статья 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Учтенный в ГКН вид разрешенного использования должен соответствовать фактическому использованию участка и видам разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для данной территориальной зоны.
В силу статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи (определения рыночной стоимости земельного участка). Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно пункту 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", пункту 1.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" (далее - Методические указания), государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и в разрезе классификационных групп, объединенных сходством вида разрешенного использования.
По смыслу пункта 2.2, подпункта 2.2.4 Методических указаний определение стоимостных факторов осуществляется для каждой такой группы отдельно с возможностью выделения в ней подгрупп.
Это предполагает, в том числе необходимость отнесения на основании имеющейся у оценщика информации каждого оцениваемого участка к одной из групп (подгрупп) видов разрешенного использования.
Вследствие массового характера оценки возможности оценщика по собиранию дополнительной информации об объекте недвижимости ограничены. Из подпункта 2.2.3 Методических указаний усматривается, что основным источником таких сведений является ГКН. При этом вид разрешенного использования влияет на размер кадастровой стоимости земельного участка как в случае определения этой стоимости путем умножения площади участка на удельный показатель одного квадратного метра, определяемый в зависимости от вида разрешенного использования, так и в случае определения кадастровой стоимости конкретного участка путем ее оценки независимым оценщиком. Поэтому точность содержащейся в ГКН информации о виде разрешенного использования имеет для государственной кадастровой оценки определяющее значение, а правообладатель имеет законный интерес в уточнении содержащейся в ГКН информации.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что общество, преследуя цель уменьшения кадастровой стоимости земельного участка путем внесения в ГКН сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка, обратилось (20.07.2009) в орган кадастрового учета по процедуре учета изменений объекта недвижимости.
Так, фактическое использование земельного участка может быть изменено в соответствии с градостроительным законодательством, что подлежит отражению в ГКН. Изменение сведений о разрешенном использовании в таком случае производится на основании заявления заинтересованного лица и необходимых для кадастрового учета документов, с использованием процедуры кадастрового учета изменений объекта недвижимости.
По этой же процедуре в органы кадастрового учета вправе обратиться заявители в случаях, когда ими не оспаривается предыдущий вид использования, но его формулировка нуждается в уточнении. Вместе с тем должны быть соблюдены в совокупности два условия: сведения о виде разрешенного использования, вносимые в ГКН, должны соответствовать фактическому использованию участка и видам разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для соответствующей территориальной зоны. При отказе в учете таких изменений правообладатели вправе оспорить решение органа кадастрового учета по правилам главы 24 АПК РФ (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 13016/11 и N 12919/11).
При изменении вида разрешенного использования во внесудебном порядке кадастровая стоимость земельного участка также будет изменена с момента внесения органом кадастрового учета в ГКН сведений о новом виде разрешенного использования на будущее время в связи с применением удельного показателя, соответствующего новому виду разрешенного использования.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в случае признания в судебном порядке незаконным решения органа кадастрового учета, суд устанавливает обязанность этого органа совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Таким образом, допущенные нарушения подлежат устранению в установленный судом срок на будущее время после вступления решения суда в законную силу. Суд вправе в том числе обязать орган кадастрового учета внести в ГКН соответствующие сведения с момента вступления решения в законную силу.
Следовательно, если общество ссылается на то, что фактическое использование земли не менялось, но полагает, что оценщик или орган кадастрового учета ошибочно отнес земельный участок к ненадлежащей группе видов разрешенного использования, поскольку неверно истолковал словесное описание вида разрешенного использования, оно вправе обратиться в суд с требованием об установлении вида разрешенного использования и соответствующей данному виду кадастровой стоимости.
В соответствии с постановлением N 12651/11 такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета. Поскольку вид разрешенного использования будет установлен решением суда и сведения о кадастровой стоимости участка будут внесены в ГКН во исполнение судебного акта, то изменение кадастровой стоимости возможно только на будущее время.
Рассматриваемый спор относится к данной категории споров, поэтому заявленные обществом требования суду следовало квалифицировать как иск об установлении вида разрешенного использования и соответствующей этому виду кадастровой стоимости, и рассмотреть его по общим правилам искового производства.
Размер кадастровой стоимости подлежит установлению на основании нормативного акта публичного органа, действующего при рассмотрении дела судом.
Таким образом, арбитражные суды обосновано руководствовались постановлением N 12651/11, но не рассмотрели спор по существу и не определили надлежащий вид разрешенного использования земельного участка, на что было указано в постановлении от 24.05.2013 Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа.
Поскольку судебные акты, принятые по настоящему делу, повторно проверяются арбитражным судом кассационной инстанции, при этом обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела судами установлены не были, обжалуемые судебные акты по данному делу подлежат отмене с направлением дела на рассмотрение в Арбитражный суд Кемеровской области.
При рассмотрении дела суду необходимо учесть правовую позицию, изложенную в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 13016/11, N 12919/11 и от 03.06.2014 N 818/14; рассмотреть спор по правилам искового производства об установлении вида разрешенного использования и соответствующей этому виду кадастровой стоимости; исследовать и оценить в совокупности представленные доказательства, подтверждающие назначение объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, и соотнести их с инфраструктурой конкретного объекта электроэнергетики к единому технологическому процессу; дать оценку доводам сторон; рассмотреть спор в соответствии с подлежащим применению законодательством.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 11.12.2013 Арбитражного суда Омской области и постановление от 03.04.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-1390/2010 отменить.
Дело передать на рассмотрение в Арбитражный суд Кемеровской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Н.В.ОРЛОВА

Судьи
В.В.СИРИНА
С.Н.ТАМАШАКИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)