Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.03.2015 N 11АП-1345/2015 ПО ДЕЛУ N А55-21227/2014

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 марта 2015 г. по делу N А55-21227/2014


Резолютивная часть постановления объявлена: 16 марта 2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 20 марта 2015 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Корнилова А.Б., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
- от администрации городского округа Сызрань Самарской области - Кириенко Е.В., доверенность от 25.11.2013 г. N 02-269/6419;
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - Старкова Ю.К., доверенность от 29.12.2014 г. N 12-9292;
- от ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Самарской области - извещен, не явился;
- рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 30 декабря 2014 года по делу N А55-21227/2014 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению администрации городского округа Сызрань Самарской области, г. Сызрань,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
третье лицо - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным отказа в государственной регистрации и обязании,

установил:

Администрация городского округа Сызрань Самарской области (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Росреестра по Самарской области (далее - заинтересованное лицо) от 23.08.2014 N 08/713/2014-422 в государственной регистрации прекращения права собственности муниципального образования - городской округ Сызрань Самарской области на объект недвижимого имущества - земельный участок с кадастровым номер 63:08:0104003:79, с местоположением: Самарская область, г. Сызрань, ул. Коммунистическая, д. 17 и обязании Управления Росреестра по Самарской области произвести государственную регистрацию прекращения права собственности муниципального образования городской округ Сызрань Самарской области на объект недвижимого имущества - земельный участок, земли населенных пунктов, с кадастровым номером: 63:08:0104003:79, разрешенное использование: для центрального теплового пункта N 13, общей площадью 166 кв. м, адрес (местоположение): Самарская область, г. Сызрань, ул. Коммунистическая, д. 17.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30.12.2014 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Управление Росреестра по Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что арбитражный суд первой инстанции отмечает, что государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) по подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений. Вместе с тем, в решении о приостановлении государственной регистрации от 22.07.2014 г. заявителю было разъяснено о необходимости представления документов, подтверждающих основания прекращения права собственности на объект недвижимого имущества.
По мнению подателя жалобы, поскольку земельные участки имеют разные кадастровые номера, то, следовательно, идентифицируются как самостоятельные объекты недвижимости отличные друг от друга.
В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Самарской области указывает, что заключение кадастрового инженера надлежащим документом, подтверждающим прекращение право собственности заявителя на земельный участок с кадастровым номером 63:08:0104003:79, не является.
Податель жалобы также отмечает, что согласно данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним право собственности муниципального образования г.о. Сызрань Самарской области на земельный участок с кадастровым номером 63:08:0104003:79 зарегистрировано на основании абз. 2 п. 3 ст. 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ N от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ и решения Арбитражного суда Самарской области от 23.04.2002 г. по делу N А55-4182/02-40. В силу ст. 2 Закона о регистрации зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке путем оспаривания соответствующего правоустанавливающего документа. При этом указанный выше судебный акт никем не отменен и не оспорен.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Самарской области доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель администрации городского округа Сызрань Самарской области считает решение суда законным и обоснованным.
В судебное заседание представители других лиц, участвующих в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проведено в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
24.12.2013 на основании абзаца 2 пункта 3 статьи 3.1. Федерального закона Российской Федерации от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и решения Арбитражного суда Самарской от 23.04.2002 по делу N А55-4182/02-40 в Единый государственный реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись N 63-63-08/723/2013-667 о праве собственности Муниципального образования городской округ Сызрань Самарской области на земельный участок, кадастровый номер: 63:08:0104003:79, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для центрального теплового пункта N 13, общей площадь 166 кв. м, адрес объекта: Самарская область, г. Сызрань, ул. Коммунистическая, д. 17.
05.12.2012 на основании решения Арбитражного суда Самарской области от 13.07.2012 по делу N А55-14705/2012 в Единый государственный реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись 63-63-08/055/2012-350 о праве собственности Муниципального образования городской округ Сызрань Самарской области на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для центрального теплового пункта N 13, общей площадью 166 кв. м, кадастровый номер: 63:08:0104003:80, адрес объекта: Самарская область, г. Сызрань, ул. Коммунистическая, д. 17.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13.07.2012 по делу N А55-14705/2012 прекращено право собственности Российской Федерации и признано право собственности муниципального образования городской округ Сызрань Самарской области на вышеуказанный земельный участок.
Администрация городского округа Сызрань, действующая от имени муниципального образования городской округ Сызрань, обратилась за государственной регистрацией прекращения права собственности муниципального образования городской округ Сызрань Самарской области на объект недвижимого имущества - земельный участок, расположенный: адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Коммунистическая, д. 17, кадастровый номер: 63:08:0104003:79.
Управление Росреестра по Самарской области сообщением от 23.08.2014 N 08/713/2014-422 отказало в государственной регистрации прекращения права собственности на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.2007 N 122-ФЗ в связи с непредставлением документов, необходимых в соответствии с указанным Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в арбитражный суд.
При принятии решения об удовлетворении заявленных Администрацией городского округа Сызрань требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона от 21 июля 1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение согласно пункту 1 статьи 131 ГК РФ подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В силу ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, перечисленные в п. 1 настоящей статьи.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП (п. 1 ст. 18 Закона о регистрации).
В решении суд первой инстанции верно указал, что согласно статье 13 Федерального закона от 21 июля 1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" при проведении государственной регистрации осуществляются правовая экспертиза документов и проверка законности сделки, устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с указанным Законом.
Пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено, что государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений.
В соответствии с абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с указанным Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Исходя из положений п. 2 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Суд в решении правильно отметил, что пунктом 23 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 г. N 219, установлено, что подраздел I содержит краткое описание объекта недвижимого имущества на основании документов, удостоверенных организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества на территории регистрационного округа.
Следовательно, сведения об объекте недвижимости в ЕГРП вносятся на основании данных государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. п. 7, 10 - 21 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
Судом первой инстанции было установлено, что в ЕГРП содержатся записи о регистрации права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами: 63:08:0104003:79 и 63:08:0104003:80 с одинаковыми характеристиками (площадь, разрешенное использование, кадастровая стоимость, местонахождение, категория земель).
24.12.2013 на основании абзаца 2 пункта 3 статьи 3.1. Федерального закона Российской Федерации от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и решения Арбитражного суда Самарской от 23.04.2002 по делу N А55-4182/02-40 в Единый государственный реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись N 63-63-08/723/2013-667 о праве собственности муниципального образования городской округ Сызрань Самарской области на земельный участок, кадастровый номер: 63:08:0104003:79, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для центрального теплового пункта N 13, общей площадь 166 кв. м, адрес объекта: Самарская область, г. Сызрань, ул. Коммунистическая, д. 17 (л.д. 11).
05.12.2012 на основании решения Арбитражного суда Самарской области от 13.07.2012 по делу N А55-14705/2012 в Единый государственный реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись 63-63-08/055/2012-350 о праве собственности Муниципального образования городской округ Сызрань Самарской области на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для центрального теплового пункта N 13, общей площадью 166 кв. м, кадастровый номер: 63:08:0104003:80, адрес объекта: Самарская область, г. Сызрань, ул. Коммунистическая, д. 17 (л.д. 12).
Как следует из решения Арбитражного суда Самарской области от 23.04.2002 по делу N А55-4182/02-40 предметом спора является нежилое здание ЦТП N 13, Литера АА1 площадью 83,7 кв. м, расположенное по адресу: Самарская область. г. Сызрань. ул. Коммунистическая, д. 17.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13.07.2012 по делу N А55-4705/2012 установлено, что на земельном участке с кадастровым номером: 63:08:0104003:80 расположено нежилое ЦТП N 13, Литера АА1, площадью 83,7 кв. м, расположенное по адресу: Самарская область. г. Сызрань. ул. Коммунистическая, д. 17.
Суд правильно указал в решении, что указанный факт подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности от 15.04.2001 и свидетельством о государственной регистрации права от 27.11.2002 серия 63-АА 676642.
Вопреки выводам суда по делу N А55-14705/2012, что центральный тепловой пункт N 13 расположен на земельном участке с кадастровым номером: 63:08:0104003:80, регистрирующим органом проведена государственная регистрация права собственности заявителя на земельный участок с кадастровым номером: 63:08:0104003:79 на основании абзаца 2 пункта 3 статьи 3.1. Федерального закона Российской Федерации от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и решения Арбитражного суда Самарской от 23.04.2002 по делу N А55-4182/02-40, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 27.11.2002 серия 63-АА 676642 (л.д. 11).
Следовательно, у регистрирующего органа не имелось правовых оснований для осуществления государственной регистрации права собственности муниципального образования на этот же объект недвижимого имущества.
В решении суд первой инстанции правильно указал, что Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не допускает существование в ЕГРП сведений разных лиц на один и тот же объект недвижимого имущества, а также что наличие противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными правами в силу абз. 11 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является основанием для отказа в государственной регистрации права.
Кроме того, в материалы дела было представлено заключение кадастрового инженера Токаревой Г.Г., согласно которому кадастровые номера: 63:08:0104003:0050, 63:08:0104003:79, 63:08:0104003:80 принадлежат одному и тому же земельному участку, площадью 166 кв. м, по адресу: Самарская обл., г. Сызрань, ул. Коммунистическая, д. 17.
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение Управления Росреестра по Самарской области от 23.08.2014 N 08/713/2014-422 об отказе в государственной регистрации прекращения права собственности муниципального образования - городской округ Сызрань Самарской области на объект недвижимого имущества - земельный участок с кадастровым номер 63:08:0104003:79, с местоположением: Самарская область, г. Сызрань, ул. Коммунистическая, д. 17 противоречит пунктам статей 17 - 20 Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и нарушает права и законные интересы заявителя, что согласно ст. 201 АПК РФ является основанием для признания его незаконным, и удовлетворил заявленные администрацией г.о. Сызрань требования.
Доводы подателя апелляционной жалобы отклоняются арбитражным апелляционным судом в связи со следующим.
Основанием для внесения записи в ЕГРП послужил абзац 2 пункта 3 статьи 3.1. Федерального закона Российской Федерации "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ, то есть земельный участок отнесен к собственности муниципального образования в силу закона, ввиду нахождения на нем здания, находящегося в собственности соответствующего муниципального образования.
По решению Арбитражного суда Самарской области от 23.04.2002 г. по делу N А55-4182/02-40 предметом спора был не земельный участок, а нежилое здание с пристроем (здание ЦТП N 13) Литера АА1 площадью 83,70 кв. м.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13.07.2012 г. по делу N А55-14705/2012 установлено, что на выше указанном земельном участке расположено нежилое здание с пристроем (здание ЦТП N 13) Литера АА1, площадью 83,70 кв. м, что подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности от 15.04.2001 г. и свидетельством о государственной регистрации права от 27.11.2002 г. серия 63-АА 676642. В СОГРП 63-АА 676642 от 27.11.2002 г. указано, что в ЕГРП сделана запись регистрации 63-01/08-2/2002-8801.1 от 27.11.2002 года.
Вопреки выводам суда по делу N А55-14705/2012, что на земельном участке с КН 63:08:0104003:80 расположено ЦТП N 13, регистрирующим органом был сделан иной вывод, что на земельном участке с КН 63:08:0104003:79 расположено это же нежилое здание с пристроем (здание ЦТП N 13) Литера АА1, площадью 83,70 кв. м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 27.11.2002 г. серия 63-АА 676642, в ЕГРП сделана запись регистрации 63-01/08-2/2002-8801.1 от 27 ноября 2002 года.
То есть, одно здание ЦТП N 13 послужило основанием для внесения записи в ЕГРП на два земельных участка с различными кадастровыми номерами, но с одинаковыми характеристиками (площадь, разрешенное использование, кадастровая стоимость, местонахождение, категория земель).
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 9, абзаца 3 пункта 1 статьи 13 и абзаца 11 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее по тексту - Закон N 122-ФЗ) регистрирующий орган обязан осуществлять проверку юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, проверку законности сделок и проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документа лица или органа власти.
Основной задачей регистрирующего органа является проверка документов на соответствие их законодательству, то есть проведение правовой экспертизы представленных на регистрацию документов.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права на объект недвижимого имущества.
В соответствии с требованиями действующего законодательства, на всей территории РФ запись в ЕГРП о правах на земельный участок вносится единственный раз, а не по количеству актуальных сведений на земельный участок в государственном кадастре недвижимости.
В случае отсутствия записи о правах муниципального образования - городской округ Сызрань в ЕГРП на земельный участок с КН 63:08:0104003:79, сведения о земельном участке могли быть исключены из ГКН.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 30 декабря 2014 года по делу N А55-21227/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА

Судьи
А.Б.КОРНИЛОВ
С.Т.ХОЛОДНАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)