Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.10.2014 N 08АП-9738/2014 ПО ДЕЛУ N А70-2734/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 октября 2014 г. N 08АП-9738/2014

Дело N А70-2734/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 октября 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Золотовой Л.А., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Самовичем А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9738/2014) индивидуального предпринимателя Крицкого Александра Владимировича на решение Арбитражного суда Тюменской области от 22.07.2014 по делу N А70-2734/2014 (судья Стафеев С.А.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Крицкого Александра Владимировича к Администрации города Тюмени и Департаменту земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени о признании незаконными действий, выраженных в форме письма от 24.02.2014 г. N 141-07-495 и принятии мер, направленных на устранение допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Департамент дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени,
при участии в судебном заседании:
- индивидуальный предприниматель Крицкий Александр Владимирович - не явился, извещен;
- от Администрации города Тюмени - представитель не явился, извещена;
- от Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени - представитель не явился, извещен;
- от Департамента дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени - представитель не явился, извещен.

установил:

индивидуальный предприниматель Крицкий Александр Владимирович (далее по тексту - заявитель, ИП Крицкий А.В., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Администрации г. Тюмени (далее по тексту -Администрация) о признании незаконным действия Администрации, выраженного в форме письма от 24.02.2014 N 14-07-495 "об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 72:23:0217001:311", изданного и подписанного Департаментом земельных отношений и градостроительства Администрации г. Тюмени от имени Администрации г. Тюмени, содержащего ответ Администрации г. Тюмени об отказе в предоставлении в собственность заявителю земельного участка с кадастровым номером 72:23:0217001:311, площадью 3940 кв. м, адресное описание: г. Тюмень, ул. Ленина, для организации открытой автостоянки для хранения легкового автотранспорта на платной основе (с учетом изменения предмета заявленных требований, л.д. 45,46).
В качестве способа устранения допущенного нарушения прав и законных интересов заявитель просит суд обязать Администрацию г. Тюмени в лице Главы Администрации г. Тюмени издать распоряжение Администрации г. Тюмени о предоставлении в собственность за плату Крицкому А.В. земельного участка с кадастровым номером 72:23:0217001:311, площадью 3940 кв. м, с адресным описанием: г. Тюмень, ул. Ленина, для целей, не связанных со строительством, для организации открытой автостоянки для хранения легкового автотранспорта на платной основе; в недельный срок со дня принятия судебного акта Арбитражным судом Тюменской области по результатам рассмотрения дела N А70-2734/2014 вручить лично Крицкому А.В. заверенную копию такого распоряжения Администрации г. Тюмени с приложением подписанного договора купли-продажи земельного участка в трех экземплярах (по одному для сторон и один для государственной регистрации) и предложения о его заключении.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 22.07.2014 по делу N А70-2734/2014 предпринимателю отказано в удовлетворении требований, поскольку спорный земельный участок находился в безвозмездном срочном пользовании Департамента дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени.
Не согласившись с указанным судебным актом, предприниматель обратился с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Тюменской области от 22.07.2014 по делу N А70-2734/2014 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований.
В обоснование апелляционной жалобы и в дополнениях к апелляционной жалобе указывает на то, что у Администрации отсутствовали основания для отказа предпринимателю в предоставлении спорного земельного участка.
Предприниматель указал в жалобе, что ссылается на то, что в письме Департамента от 24.02.2014 N 14-07-495 "об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 72:23:0217001:311" не указаны основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность, предусмотренные статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации, поэтому соответствующее решение об отказе является незаконным. Департамент земельных отношений и градостроительства Администрации г. Тюмени не наделен полномочиями по изданию муниципальных правовых актов, в том числе по вопросам распоряжения земельными участками. Заявитель считает, что, поскольку положение о Департаменте земельных отношений и градостроительства Администрации г. Тюмени (распоряжение Администрации г. Тюмени от 09.04.2009 N 576), утверждено ненадлежащим органом местного самоуправления (в силу части 4 статьи 36 Устава муниципального образования городской округ г. Тюмень названное положение должно быть утверждено Тюменской городской Думой) у Департамента отсутствовали полномочия на издание приказа от 30.01.2014 N 16.
Податель жалобы считает, что приказ Департамента земельных ресурсов Администрации города Тюмени от 30.01.2014 N 16 о предоставлении Департаменту дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени в безвозмездное срочное пользование сроком на 11 месяцев спорного земельного участка не порождает у третьего лица прав на земельный участок с кадастровым номером 72:23:0217001:311, в связи с чем предоставление земельного участка Департаменту дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации г. Тюмени в безвозмездное срочное пользование не могло явиться основанием для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность заявителя.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания не представлены.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, дополнения к ней, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 10.02.2014 в Департамент земельных ресурсов Администрации г. Тюмени поступило заявление Предпринимателя от 10.02.2014 N 5, адресованное Главе Администрации г. Тюмени, о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 72:23:0217001:311, площадью 3940 кв. м, с адресным описанием: г. Тюмень, ул. Ленина, для целей, не связанных со строительством, а именно для организации открытой автостоянки для хранения легкового автотранспорта на платной основе. Заявление мотивировано ссылками на положения статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Письмом от 24.02.2014 N 14-07-495 "Об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 72:23:0217001:311", подписанным директором Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации г. Тюмени, Предпринимателю было отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка.
Отказ мотивирован ссылками на подпункт "б" пункта 2.20.1 Административного регламента предоставления муниципальных услуг в сфере земельных отношений, утвержденным Администрации г. Тюмени от 01.08.2011 N 81-пк (далее по тексту - Административный регламент), в связи с нахождением испрашиваемого земельного участка в безвозмездном срочном пользовании Департамента дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации г. Тюмени (на основании приказа Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации г. Тюмени от 30.01.2014 N 16).
Полагая, что отказ в предоставлении земельного участка не основан на нормах действующего законодательства, предприниматель обратился в Арбитражный суд Тюменской области с настоящим заявлением.
Арбитражным судом Тюменской области от 22.07.2014 по делу N А70-2734/2014 вынесено решение, обжалованное Предпринимателем в апелляционном порядке.
Исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, оценив доводы сторон, апелляционный суд пришел к выводу о том, что требования заявителя являются необоснованными и правомерно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения. При этом апелляционный суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, случаев установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, а также случаев резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Статьей 29 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного Кодекса.
Согласно статье 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относится управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Порядок предоставления заинтересованным лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством, регулируется статьей 34 ЗК РФ.
Вместе с тем, из содержания статьи 34 ЗК РФ следует, что в данной статье заключены лишь общие положения о порядке предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в то время как детальное регулирование соответствующей процедуры осуществляется в подзаконных нормативных актах.
При этом содержание и буквальный смысл статьи 34 ЗК РФ не свидетельствует о том, что Земельным кодексом Российской Федерации установлена безусловная обязанность органа местного самоуправления предоставить земельный участок в собственность обратившемуся лицу.
Так, пунктом 1 статьи 34 ЗК РФ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Как верно указал суд первой инстанции, согласно части 1 статьи 36 Устава г. Тюмени, утвержденного Решением Тюменской городской Думы от 16.03.2005 N 162, Администрация г. Тюмени является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления г. Тюмени, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий.
Согласно части 1 статьи 43 Устава г. Тюмени Администрация г. Тюмени в соответствии с федеральным законодательством, законами Тюменской области, муниципальными правовыми актами г. Тюмени осуществляет полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, водными объектами, отнесенными к муниципальной собственности города Тюмени, а также в соответствии с переданными государственными полномочиями осуществляет распоряжение земельными участками, лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Порядок управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности г. Тюмени, определен Положением о порядке управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города Тюмени, утвержденным решением Тюменской городской Думы от 31.05.2007 N 575 (далее по тексту - Положение N 575).
В соответствии с пунктом 1.2 Положения N 575 названный акт определяет порядок реализации правомочий собственника органами местного самоуправления г. Тюмени и их компетенцию в сфере управления и распоряжения земельными участками, принадлежащими на праве собственности муниципальному образованию городской округ г. Тюмень.
Пунктом 1.4 Положения N 575 установлено, что Администрация г. Тюмени является органом, уполномоченным на осуществление функций по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности г. Тюмени.
Согласно пункту 3.2 Положения N 575 к полномочиям Администрации г. Тюмени отнесено решение вопросов владения, пользования и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности г. Тюмени, в том числе управление и распоряжение земельными участками.
Согласно пункту 5.1 Положения N 575 предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в собственности г. Тюмени, осуществляется в соответствии с административным регламентом, утвержденным муниципальным правовым актом Администрации города Тюмени.
Таким образом, представительный орган местного самоуправления определил порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. При этом данным нормативным правовым актом установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в собственности г. Тюмени, осуществляется в соответствии с муниципальным правовым актом, принятым Администрацией г. Тюмени.
Судом первой инстанции было правильно установлено, что в данном случае таким муниципальным правовым актом является Административный регламент предоставления муниципальных услуг в сфере земельных отношений, утвержденным Администрации г. Тюмени от 01.08.2011 N 81-пк.
Ссылки подателя жалобы на то, что указанный выше муниципальный правовой акт не соответствует положениям федерального законодательства, имеющим большую юридическую силу, судом апелляционной инстанции отклоняется, как не основанный на соответствующих документах, поскольку в материалах дела отсутствуют и заявителем не приведены судебные акты, которыми положения Административного регламента были бы признаны не соответствующими закону и недействующими.
Согласно пункту 1.3 указанного Административного регламента предоставление муниципальных услуг осуществляется непосредственно Департаментом земельных отношений и градостроительства Администрации г. Тюмени.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2.20.1 Административного регламента в предоставлении земельного участка под временный объект либо для размещения временного объекта отказывается, в случае нахождения испрашиваемого земельного участка в собственности, аренде, постоянном (бессрочном) пользовании, безвозмездном (срочном) пользовании третьих лиц, в том числе согласование предоставления указанного земельного участка Совместной комиссией по выработке решений о предоставлении и передаче земельных участков юридическим лицам и гражданам.
Как следует из постановления Администрации г. Тюмени от 28.01.2010 N 11-пк "О порядке размещения временных объектов на территории г. Тюмени" автомобильные стоянки относятся к категории временных объектов, размещаемых на территории г. Тюмени.
Таким образом, процитированными выше нормами Административного регламента прямо предусмотрено, что земельные участки, не свободные от вещных прав третьих лиц, не могут быть предоставлены в собственность для целей, не связанных со строительством.
В рассматриваемом случае судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что испрашиваемый предпринимателем земельный участок с кадастровым номером 72:23:0217001:311 на основании договора от 21.04.2014 N 1971/14-10-М предоставлен Департаменту дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации г. Тюмени на условиях безвозмездного срочного пользования для благоустройства и организации парковочных мест автотранспорта (без права капитального строительства). Указанный договор заключен на период с 30.01.2014 по 29.12.2014.
Следовательно, является правильным вывод суда первой инстанции о том, что на момент обращения предпринимателя с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка испрашиваемый земельный участок находился в безвозмездном срочном пользовании третьего лица.
В апелляционной жалобе предприниматель ссылается на то, что приказ Департамента земельных ресурсов Администрации города Тюмени от 30.01.2014 N 16 о предоставлении Департаменту дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени в безвозмездное срочное пользование спорного земельного участка издан в отсутствие полномочий, в связи с чем является недействительным.
Отклоняя указанный довод, суд апелляционной инстанции исходит из того, что на сегодняшний день данной приказ в судебном порядке не оспорен, факт предоставления земельного участка третьему лицу подтверждается договором N 1971/14-10-М от 21.04.2014, который также не оспорен в судебном порядке.
При этом вопрос о полномочиях Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени по предоставлению земельного участка третьим лицам не подлежит рассмотрению в рамках данного дела, поскольку выходит за рамки предмета спора.
ИП Крицкий А.В. в апелляционной жалобе также ссылается на неприменение судом положений статьи 28 ЗК РФ.
Указанный довод апелляционным судом отклоняется, поскольку из текста заявления от 10.02.2014 следует, что ИП Крицкий А.В. обратился в Департамент с заявлением именно в порядке статьи 34 ЗК РФ, а не по статье 28 ЗК РФ. Предприниматель в заявлении просил предоставить земельный участок для целей, не связанных с капитальным строительством, а именно: для организации автостоянки транспортных средств на платной основе.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Поскольку апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 100 руб., согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на ее подателя, то на предпринимателя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Крицкого Александра Владимировича оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 22.07.2014 по делу N А70-2734/2014 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
А.Н.ЛОТОВ

Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
Н.А.ШИНДЛЕР















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)