Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего Сусловой Н.А.,
судей Жуковской С.В., Нагорновой О.Н.,
при секретаре Г.,
- рассмотрела в судебном заседании 24 февраля 2014 года дело по апелляционной жалобе администрации МО ГО "Сыктывкар" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26 ноября 2013 года, по которому удовлетворен иск К.Т. к администрации МО ГО "Сыктывкар" о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка;
- признан незаконным отказ администрации МО ГО "Сыктывкар" от 14.12.2011 г. N...;
- признано незаконным постановление администрации МО ГО "Сыктывкар" от 12.12.2011 N... в части утверждения протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам об отказе во включении К.Т. в список граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка;
- обязана администрация МО ГО "Сыктывкар" включить К.Т. в список граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка.
Заслушав доклад судьи Жуковской С.В., объяснения истицы К.Т., представителя ответчика Ш., судебная коллегия
установила:
К.Т. обратилась в суд с иском к администрации МО ГО "Сыктывкар" о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка.
В судебном заседании истица поддержала заявленные требования, представитель ответчика с иском не согласилась.
Суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик администрация МО ГО "Сыктывкар" просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что семья истицы К.Т. состоит из пяти человек, в т.ч супруг К.А. и трое несовершеннолетних детей...
25.11.2011 К.Т. обратилась в администрацию МО ГО Сыктывкар с заявлением о предоставлении земельного участка в черте города как многодетной семье.
Ответом от 14.12.2011 г. истице отказано во включении в список граждан на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по причине того, что ее супруг зарегистрирован в..., в связи с чем к компетенции администрации МО ГО "Сыктывкар" полномочия по постановке на учет на получение земельных участков, зарегистрированных в другом муниципальном образовании или граждан без постоянной регистрации в МО ГО "Сыктывкар", не относятся.
Разрешая спор, суд пришел к выводу об удовлетворении иска. При этом суд исходил из того, что отказ администрации во включении в список граждан на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по причине регистрации супруга по иному адресу, не предусмотрен законом.
Судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, основанным на правильном толковании и применении норм материального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 5 Закона Республики Коми от 28.06.2005 N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений" (в редакции, действовавшей на момент обращения истицы) земельные участки, находящиеся в государственной собственности Республики Коми или муниципальной собственности, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются однократно для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возможностью возведения жилого дома в соответствии с законодательством в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей.
Согласно ч. 2 и ч. 3 ст. 5 (1) Закона Республики Коми от 28.06.2005 N 59-РЗ в целях предоставления земельных участков граждане, имеющие право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, обращаются в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Коми или орган местного самоуправления по месту жительства, предусмотренные в части 1 настоящей статьи, с запросом о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка (далее - запрос о предоставлении земельного участка). В запросе о предоставлении земельного участка указываются:
1) фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего его личность;
2) кадастровый номер и площадь земельного участка - в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет;
3) предполагаемые местонахождение земельного участка и его площадь - в отношении земельного участка, не прошедшего государственный кадастровый учет;
4) цель получения земельного участка и указание на категорию граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, к которой относится заявитель;
5) почтовый адрес или адрес электронной почты для связи с заявителем.
С запросом о предоставлении земельного участка граждане, имеющие право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, представляют:
1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина, подтверждающий гражданство Российской Федерации и содержащий сведения о регистрации гражданина по месту жительства (предъявляется лично при подаче запроса);
2) документы, подтверждающие согласие гражданина или его законного представителя на обработку персональных данных указанных лиц, а также полномочия заявителя действовать от имени указанных лиц или их законных представителей при передаче персональных данных указанных лиц в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Коми или орган местного самоуправления, предусмотренные в части 1 настоящей статьи;
3) документы, подтверждающие отнесение гражданина к категории, указанной в пункте 2 части 2 статьи 5 настоящего Закона.
В соответствии с Законом Республики Коми от 28.06.2005 N 59-РЗ уполномоченный орган исполнительной власти Республики Коми или орган местного самоуправления, предусмотренные в части 1 статьи 5 (1), отказывают гражданам в рассмотрении запроса о предоставлении земельного участка и документов в случае, если запрос и (или) документы не соответствуют требованиям, указанным в частях 2 и 3 настоящей статьи (ч. 3 ст. 5 (1) Закона).
Уполномоченный орган исполнительной власти Республики Коми или орган местного самоуправления, предусмотренные в части 1 статьи 5 (1), принимают решения об отказе гражданам в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно при наличии следующих оснований:
1) с запросом о предоставлении земельного участка обратился гражданин, который не имеет право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возможностью возведения жилого дома в соответствии с законодательством;
2) испрашиваемый земельный участок обременен правом постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного срочного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды;
3) испрашиваемый земельный участок застроен зданием или сооружением, объектом незавершенного строительства, принадлежащим юридическим лицам и (или) иным гражданам;
4) испрашиваемый земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте;
5) испрашиваемый земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд;
6) испрашиваемый земельный участок находится в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о ее развитии;
7) в отношении испрашиваемого земельного участка принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта;
8) категория и (или) разрешенное использование испрашиваемого земельного участка не соответствуют целям использования земельного участка, указанным в запросе о предоставлении земельного участка (ч. 12 ст. 5 (1) Закона).
В соответствии с приведенными выше нормами права основным условием предоставления земельного участка в собственность является наличие у гражданина трех и более детей. При этом закон не указывает на обязательное условие - регистрацию обоих родителей по одному месту жительства.
При таких обстоятельствах, отказ истице в предоставлении бесплатно земельного участка является неправомерным, поскольку истицей с запросом о предоставлении земельного участка представлен пакет документов, перечисленных в ч. 3 ст. 5 (1) Закона Республики Коми от 28.06.2005 N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений". Наличие в составе семьи истца супруга, не имеющего регистрации по месту жительства истицы, не лишает саму истицу и ее детей права на получение земельного участка бесплатно в собственность, поскольку такое право гарантировано им как гражданам Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы отмену постановленного судом решения повлечь не могут, поскольку являлись предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции и им дана правильная правовая оценка, не согласиться с которой судебная коллегия оснований не усматривает.
Вместе с тем судебная коллегия, полагает необходимым уточнить резолютивную часть решения суда указанием о признании недействительным постановления администрации МО ГО "Сыктывкар" от 12.12.2011 N... в части утверждения протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам об отказе во включении К.Т. в список граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка.
В силу п. 1 ст. 61 Земельного кодекса Российской Федерации ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26 ноября 2013 года без изменения, апелляционную жалобу администрации МО ГО "Сыктывкар" - без удовлетворения.
Уточнить абзац 3 резолютивной части решения суда, изложив его в следующей редакции:
Признать недействительным постановление администрации МО ГО "Сыктывкар" от 12.12.2011 N... в части утверждения протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам об отказе во включении К.Т. в список граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 24.02.2014 ПО ДЕЛУ N 33-851/2014Г.
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 февраля 2014 г. по делу N 33-851/2014г.
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего Сусловой Н.А.,
судей Жуковской С.В., Нагорновой О.Н.,
при секретаре Г.,
- рассмотрела в судебном заседании 24 февраля 2014 года дело по апелляционной жалобе администрации МО ГО "Сыктывкар" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26 ноября 2013 года, по которому удовлетворен иск К.Т. к администрации МО ГО "Сыктывкар" о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка;
- признан незаконным отказ администрации МО ГО "Сыктывкар" от 14.12.2011 г. N...;
- признано незаконным постановление администрации МО ГО "Сыктывкар" от 12.12.2011 N... в части утверждения протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам об отказе во включении К.Т. в список граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка;
- обязана администрация МО ГО "Сыктывкар" включить К.Т. в список граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка.
Заслушав доклад судьи Жуковской С.В., объяснения истицы К.Т., представителя ответчика Ш., судебная коллегия
установила:
К.Т. обратилась в суд с иском к администрации МО ГО "Сыктывкар" о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка.
В судебном заседании истица поддержала заявленные требования, представитель ответчика с иском не согласилась.
Суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик администрация МО ГО "Сыктывкар" просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что семья истицы К.Т. состоит из пяти человек, в т.ч супруг К.А. и трое несовершеннолетних детей...
25.11.2011 К.Т. обратилась в администрацию МО ГО Сыктывкар с заявлением о предоставлении земельного участка в черте города как многодетной семье.
Ответом от 14.12.2011 г. истице отказано во включении в список граждан на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по причине того, что ее супруг зарегистрирован в..., в связи с чем к компетенции администрации МО ГО "Сыктывкар" полномочия по постановке на учет на получение земельных участков, зарегистрированных в другом муниципальном образовании или граждан без постоянной регистрации в МО ГО "Сыктывкар", не относятся.
Разрешая спор, суд пришел к выводу об удовлетворении иска. При этом суд исходил из того, что отказ администрации во включении в список граждан на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по причине регистрации супруга по иному адресу, не предусмотрен законом.
Судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, основанным на правильном толковании и применении норм материального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 5 Закона Республики Коми от 28.06.2005 N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений" (в редакции, действовавшей на момент обращения истицы) земельные участки, находящиеся в государственной собственности Республики Коми или муниципальной собственности, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются однократно для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возможностью возведения жилого дома в соответствии с законодательством в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей.
Согласно ч. 2 и ч. 3 ст. 5 (1) Закона Республики Коми от 28.06.2005 N 59-РЗ в целях предоставления земельных участков граждане, имеющие право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, обращаются в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Коми или орган местного самоуправления по месту жительства, предусмотренные в части 1 настоящей статьи, с запросом о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка (далее - запрос о предоставлении земельного участка). В запросе о предоставлении земельного участка указываются:
1) фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего его личность;
2) кадастровый номер и площадь земельного участка - в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет;
3) предполагаемые местонахождение земельного участка и его площадь - в отношении земельного участка, не прошедшего государственный кадастровый учет;
4) цель получения земельного участка и указание на категорию граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, к которой относится заявитель;
5) почтовый адрес или адрес электронной почты для связи с заявителем.
С запросом о предоставлении земельного участка граждане, имеющие право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, представляют:
1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина, подтверждающий гражданство Российской Федерации и содержащий сведения о регистрации гражданина по месту жительства (предъявляется лично при подаче запроса);
2) документы, подтверждающие согласие гражданина или его законного представителя на обработку персональных данных указанных лиц, а также полномочия заявителя действовать от имени указанных лиц или их законных представителей при передаче персональных данных указанных лиц в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Коми или орган местного самоуправления, предусмотренные в части 1 настоящей статьи;
3) документы, подтверждающие отнесение гражданина к категории, указанной в пункте 2 части 2 статьи 5 настоящего Закона.
В соответствии с Законом Республики Коми от 28.06.2005 N 59-РЗ уполномоченный орган исполнительной власти Республики Коми или орган местного самоуправления, предусмотренные в части 1 статьи 5 (1), отказывают гражданам в рассмотрении запроса о предоставлении земельного участка и документов в случае, если запрос и (или) документы не соответствуют требованиям, указанным в частях 2 и 3 настоящей статьи (ч. 3 ст. 5 (1) Закона).
Уполномоченный орган исполнительной власти Республики Коми или орган местного самоуправления, предусмотренные в части 1 статьи 5 (1), принимают решения об отказе гражданам в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно при наличии следующих оснований:
1) с запросом о предоставлении земельного участка обратился гражданин, который не имеет право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возможностью возведения жилого дома в соответствии с законодательством;
2) испрашиваемый земельный участок обременен правом постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного срочного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды;
3) испрашиваемый земельный участок застроен зданием или сооружением, объектом незавершенного строительства, принадлежащим юридическим лицам и (или) иным гражданам;
4) испрашиваемый земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте;
5) испрашиваемый земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд;
6) испрашиваемый земельный участок находится в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о ее развитии;
7) в отношении испрашиваемого земельного участка принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта;
8) категория и (или) разрешенное использование испрашиваемого земельного участка не соответствуют целям использования земельного участка, указанным в запросе о предоставлении земельного участка (ч. 12 ст. 5 (1) Закона).
В соответствии с приведенными выше нормами права основным условием предоставления земельного участка в собственность является наличие у гражданина трех и более детей. При этом закон не указывает на обязательное условие - регистрацию обоих родителей по одному месту жительства.
При таких обстоятельствах, отказ истице в предоставлении бесплатно земельного участка является неправомерным, поскольку истицей с запросом о предоставлении земельного участка представлен пакет документов, перечисленных в ч. 3 ст. 5 (1) Закона Республики Коми от 28.06.2005 N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений". Наличие в составе семьи истца супруга, не имеющего регистрации по месту жительства истицы, не лишает саму истицу и ее детей права на получение земельного участка бесплатно в собственность, поскольку такое право гарантировано им как гражданам Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы отмену постановленного судом решения повлечь не могут, поскольку являлись предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции и им дана правильная правовая оценка, не согласиться с которой судебная коллегия оснований не усматривает.
Вместе с тем судебная коллегия, полагает необходимым уточнить резолютивную часть решения суда указанием о признании недействительным постановления администрации МО ГО "Сыктывкар" от 12.12.2011 N... в части утверждения протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам об отказе во включении К.Т. в список граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка.
В силу п. 1 ст. 61 Земельного кодекса Российской Федерации ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26 ноября 2013 года без изменения, апелляционную жалобу администрации МО ГО "Сыктывкар" - без удовлетворения.
Уточнить абзац 3 резолютивной части решения суда, изложив его в следующей редакции:
Признать недействительным постановление администрации МО ГО "Сыктывкар" от 12.12.2011 N... в части утверждения протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам об отказе во включении К.Т. в список граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)