Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2014 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 19 марта 2014 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Кузнецова В.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
- от Общества с ограниченной ответственностью "СК Премиум" - Сидорова Т.В., доверенность от 29.04.2013 г. N 09;
- от Министерства строительства Самарской области - Лобанкова М.В., доверенность от 10.10.2013 г. N 3-49/161;
- от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - извещен, не явился;
- рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Министерства строительства Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 16 декабря 2013 года по делу N А55-20779/2013 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "СК Премиум", (ОГРН 1076319023230), г. Самара,
к Министерству строительства Самарской области, г. Самара,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заинтересованного лица: Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконным решения, об обязании,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СК Премиум" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Министерству строительства Самарской области (далее - заинтересованное лицо) о признании незаконным решения от 28.08.2013 об отказе в предоставлении земельных участков, площадью 685 кв. м и 751 кв., расположенных по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Гагарина, в районе дома N 108 и N 110, для строительства клуба многоцелевого и специализированного назначения, обязании Министерства строительства Самарской области по вступлению настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и интересов ООО "СК Премиум" путем принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта - клуба многоцелевого и специализированного назначения, утверждающее акты о выборе земельных участков, площадью 685 кв. м и 751 кв., расположенных по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Гагарина, в районе дома N 108 и N 110.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16.12.2013 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Министерство строительства Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что учитывая, что на момент принятия министерством решения по заявлению ООО "СК Премиум" уже действовало постановление Правительства Самарской области от 09.11.2012 N 639, министерство было обязано руководствоваться данным постановлением.
По мнению подателя жалобы, отказ министерства в предоставлении земельного участка основан на нормах действующего законодательства и не может быть признан незаконным, выводы суда первой инстанции о незаконности оспариваемого отказа министерства противоречат нормам действующего законодательства, регулирующего земельные правоотношения.
В судебном заседании представитель Министерства строительства Самарской области доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ООО "СК Премиум" считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Представитель Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие представителя Департамента.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
ООО "СК Премиум" обратилось в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области с заявлениями N 2176/об и N 2177/об от 22.01.2008 о предоставлении в аренду смежных земельных участков площадью 990 кв. м и 1300 кв. м для строительства клуба многоцелевого и специализированного назначения, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Гагарина, между домами 108-110 (в редакции дополнения к заявлению N 2176/об-Доп. от 04.08.2010 - площадь земельного участка - 684,7 кв. м, и N 2177/об.-Доп. от 04.08.2010-750,8 кв. м).
На основании Регламента взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта под строительство клуба многоцелевого и специализированного назначения были направлено в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара для организации работ по формированию земельного участка.
Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара 27.02.2008 было подготовлено и направлено в Министерство заключение от 22.02.2008 N СП-9/162-0-1 и от 27.02.2008 N СП-9/163-0-1 "О невозможности осуществления работ по формированию земельного участка", так как испрашиваемые земельные участки являются двором жилых домов 108,110, то есть территорией общего пользования, предназначенной для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома.
Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области в адрес ООО "СК Премиум" был направлен ответ N Д-21/232 от 13.03.2008 о невозможности осуществления работ по выбору испрашиваемых земельных участков для строительства клуба многоцелевого и специализированного назначения.
Вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Самарской области от 17 апреля 2009 г. по делу N А55-8543/2008 и по делу N А55-8544/2008 признаны незаконными действия Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара по невозможности подготовки акта выбора и проекта границ земельных участков для размещения клуба многоцелевого и специализированного назначения, на Департамент строительства и архитектуры г.о. Самары была возложена обязанность обеспечить выбор земельных участков по заявлениям ООО "СК Премиум" от N 2176/об и N 2177/об от 22.01.2008 (л.д. 25-28, 29-32).
В ходе осуществления выбора земельных участков площадь испрашиваемых участков уменьшилась до 685 кв. м и 751 кв. м, общая площадь смежных участков составляет 1436 кв. м. В Министерство строительства были поданы уточненные заявления относительно площади участков (дополнения к заявлению N 2177/об-Доп. от 04.08.2010, N 2176/об-Доп. от 04.08.2010).
Из пояснений представителя заявителя и материалов дела следует, что во исполнение указанных судебных актов Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара 23.11.2012 утверждена схема расположения земельного участка площадью 751 кв. м, что подтверждается распоряжением N РД-819 (л.д. 24) и земельного участка площадью 685 кв. м, о чем свидетельствует распоряжение N РД-818 (л.д. 23) и подготовлены Акты о выборе земельного участка.
Указанные схемы и Акты о выборе от 23.11.2012 были направлены Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара в адрес Министерства строительства, которые поступили в адрес последнего 13.12.2012.
По результатам рассмотрения указанных заявлений ООО "СК Премиум", письмом от 28.08.2013 N 3/8256 Министерство строительства Самарской области отказало заявителю в предоставлении испрашиваемых земельных участков в связи с тем, что в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 09.11.2012 N 639 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для строительства исключительно на торгах" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в г.о. Самара, для строительства клуба многоцелевого и специализированного назначения возможно исключительно на торгах (л.д. 8).
При принятии решения об удовлетворении заявленных обществом требований о признании указанного решения об отказе в предоставлении земельных участков незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Порядок предоставления земельных участков для строительства предусмотрен ст. ст. 30, 31, 32 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) и Регламентом взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74 (Далее - Регламент).
Материалами дела подтверждается, что представленные ООО "СК Премиум" в Министерство строительства заявления N 2176/об и N 2177/об от 22.01.2008 о предоставлении земельных участков, расположенных по улице Гагарина, между домами N 108 и N 110 в Советском районе г. Самары, в аренду для строительства клуба многоцелевого и специализированного назначения соответствуют вышеуказанным требованиям.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Земельного кодекса РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В случаях, предусмотренных федеральным законом, допускается утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Частью 6 статьи 31 Земельного кодекса РФ определено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Как следует из п. п. 3.8., 3.9. Регламента результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные уполномоченным органом схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Министерство строительства принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Судом верно отмечено в решении, что наличие утвержденных Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара 23.11.2012 схем расположения земельного участка площадью 751 кв. м и земельного участка площадью 685 кв. м, а также подготовленных актов о выборе, являются достаточными документами для принятия решения о предварительном согласовании ООО "СК Премиум" места размещения объекта - клуба многоцелевого и специализированного назначения и правильно учтено, что в данном случае указанные акты подготовлены органом местного самоуправления на основании вступивших в законную силу судебных актов Арбитражного суда Самарской области от 17 апреля 2009 г. по делу N А55-8543/2008 и по делу N А55-8544/2008.
Судом также правильно указано на то, что согласно пункту 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 1.2. статьи 30 ЗК РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 30 Земельного кодекса, введенным Федеральным законом от 27.12.2009 N 365-ФЗ и вступившим в силу с 01.01.2010, органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Перечень земельных участков, предоставление которых осуществляется исключительно на торгах, установлен Постановлением Правительства Самарской области N 639 от 09.11.2012.
Согласно п. 5 данное Постановление вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования. Первоначальный текст документа опубликован в издании "Волжская коммуна", N 418 (28346), 13.11.2012.
Таким образом, Постановление Правительства N 639 от 09.11.2012 вступило в силу только с 24.11.2012, то есть после обращения ООО "СК Премиум" в Министерство строительства с заявлениями N 2176/об и N 2177/об от 22.01.2008, после утверждения схемы расположения земельного участка и после оформления Акта о выборе и первичного направления в адрес Министерства, согласованного Акта о выборе.
Также Постановление Правительства N 639 от 09.11.2012 не содержит положений о применении его положений к отношениям, возникшим до его принятия.
Поскольку процедура предоставления земельного участка начата в соответствии с требованиями земельного законодательства до вступления в силу указанного Постановления Правительства, ссылка Министерства строительства на него, как на основание законности принятого решения об отказе в предоставление испрашиваемых земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта, включая утверждение акта о выборе земельных участков, не соответствует закону.
Пунктом 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.07.2011 N 20-П предусмотрено, что законодатель не вправе придавать обратную силу правовому регулированию, если оно ограничивает субъективные права лица, уже существующие в конкретных правоотношениях.
Кроме того, согласно статье 4 Гражданского Кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Совокупное толкование вышеприведенных норм свидетельствует о том, что в данном случае нормы Постановления Правительства Самарской области N 639 от 09.11.2012 об исключительности процедуры торгов не применяются к правоотношениям ООО "СК Премиум" по предоставлению земельных участков в аренду, так как и заявление, и схема расположения, и Акт о выборе совершены до принятия и вступления в силу данного нормативного правового акта.
Правомерность данных выводов подтверждается судебной практикой: решение Арбитражного суда Самарской области от 26.04.2013 по делу N А55-35235/2012, от 06.08.2013 по делу А55-7189/2013, Постановление Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда от 08 сентября 2011 года по делу N А55-6380/2011, от 05.04.2013 по делу N А55-29220/2012, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14 сентября 2012 г. по делу N А63-10391/2011.
Кроме того, установленный нормами Постановления Правительства N 639 от 09.11.2012 перечень земельных участков, предоставление которых осуществляется исключительно на торгах, не содержит указание на земельные участки, предоставляемые для строительства клуба многоцелевого и специализированного назначения.
В п. 1 Постановления N 639 установлено, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара осуществляется исключительно на торгах в случаях строительства: развлекательных комплексов (центров), объектов торговли, бытового обслуживания, общественного питания, объектов гостиничного хозяйства, складских объектов; гаражей, автостоянок, гаражных комплексов, паркингов; объектов автосервиса, автозаправочных и газозаправочных (газонаполнительных) станций; объектов, обеспечивающих коммерческую деятельность организаций в сферах образования, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры и искусства; промышленных объектов, объектов коммунального хозяйства, объектов материально-технического, продовольственного снабжения, объектов связи, не включенных в целевые либо адресные инвестиционные программы; объектов для обеспечения административно-управленческих функций финансовых, кредитных, страховых и общественных организаций; объектов оздоровительного и рекреационного назначения; объектов в зонах сельскохозяйственного использования или объектов сельскохозяйственного назначения; подачи для предоставления земельного участка двух и (или) более заявлений о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта; нахождения земельного участка на территории, в отношении которой уполномоченным органом местного самоуправления принято решение о подготовке документации по планировке соответствующей территории и установлены границы такой территории; нахождения земельного участка на территории, в отношении которой уполномоченным органом местного самоуправления утвержден проект планировки соответствующей территории.
При этом указанный ООО "СК Премиум" вид объекта не входит в данный перечень.
С учетом изложенного судом сделан правильный вывод о том, что оспариваемое решение Министерства строительства Самарской области от 28.08.2013 N 3/8256 об отказе ООО "СК Премиум" в предоставлении испрашиваемых земельных участков в аренду с предварительным согласованием места размещения многоцелевого и специализированного центра, не соответствует требованиям статей 28, 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, а также нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, что согласно ст. 201 АПК РФ является основанием для признания его незаконным.
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные Министерством строительства Самарской области в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 16 декабря 2013 года по делу N А55-20779/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
Н.Ю.МАРЧИК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.03.2014 N 11АП-1326/2014 ПО ДЕЛУ N А55-20779/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 марта 2014 г. по делу N А55-20779/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2014 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 19 марта 2014 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Кузнецова В.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
- от Общества с ограниченной ответственностью "СК Премиум" - Сидорова Т.В., доверенность от 29.04.2013 г. N 09;
- от Министерства строительства Самарской области - Лобанкова М.В., доверенность от 10.10.2013 г. N 3-49/161;
- от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - извещен, не явился;
- рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Министерства строительства Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 16 декабря 2013 года по делу N А55-20779/2013 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "СК Премиум", (ОГРН 1076319023230), г. Самара,
к Министерству строительства Самарской области, г. Самара,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заинтересованного лица: Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконным решения, об обязании,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СК Премиум" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Министерству строительства Самарской области (далее - заинтересованное лицо) о признании незаконным решения от 28.08.2013 об отказе в предоставлении земельных участков, площадью 685 кв. м и 751 кв., расположенных по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Гагарина, в районе дома N 108 и N 110, для строительства клуба многоцелевого и специализированного назначения, обязании Министерства строительства Самарской области по вступлению настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и интересов ООО "СК Премиум" путем принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта - клуба многоцелевого и специализированного назначения, утверждающее акты о выборе земельных участков, площадью 685 кв. м и 751 кв., расположенных по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Гагарина, в районе дома N 108 и N 110.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16.12.2013 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Министерство строительства Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что учитывая, что на момент принятия министерством решения по заявлению ООО "СК Премиум" уже действовало постановление Правительства Самарской области от 09.11.2012 N 639, министерство было обязано руководствоваться данным постановлением.
По мнению подателя жалобы, отказ министерства в предоставлении земельного участка основан на нормах действующего законодательства и не может быть признан незаконным, выводы суда первой инстанции о незаконности оспариваемого отказа министерства противоречат нормам действующего законодательства, регулирующего земельные правоотношения.
В судебном заседании представитель Министерства строительства Самарской области доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ООО "СК Премиум" считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Представитель Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие представителя Департамента.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
ООО "СК Премиум" обратилось в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области с заявлениями N 2176/об и N 2177/об от 22.01.2008 о предоставлении в аренду смежных земельных участков площадью 990 кв. м и 1300 кв. м для строительства клуба многоцелевого и специализированного назначения, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Гагарина, между домами 108-110 (в редакции дополнения к заявлению N 2176/об-Доп. от 04.08.2010 - площадь земельного участка - 684,7 кв. м, и N 2177/об.-Доп. от 04.08.2010-750,8 кв. м).
На основании Регламента взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта под строительство клуба многоцелевого и специализированного назначения были направлено в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара для организации работ по формированию земельного участка.
Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара 27.02.2008 было подготовлено и направлено в Министерство заключение от 22.02.2008 N СП-9/162-0-1 и от 27.02.2008 N СП-9/163-0-1 "О невозможности осуществления работ по формированию земельного участка", так как испрашиваемые земельные участки являются двором жилых домов 108,110, то есть территорией общего пользования, предназначенной для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома.
Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области в адрес ООО "СК Премиум" был направлен ответ N Д-21/232 от 13.03.2008 о невозможности осуществления работ по выбору испрашиваемых земельных участков для строительства клуба многоцелевого и специализированного назначения.
Вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Самарской области от 17 апреля 2009 г. по делу N А55-8543/2008 и по делу N А55-8544/2008 признаны незаконными действия Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара по невозможности подготовки акта выбора и проекта границ земельных участков для размещения клуба многоцелевого и специализированного назначения, на Департамент строительства и архитектуры г.о. Самары была возложена обязанность обеспечить выбор земельных участков по заявлениям ООО "СК Премиум" от N 2176/об и N 2177/об от 22.01.2008 (л.д. 25-28, 29-32).
В ходе осуществления выбора земельных участков площадь испрашиваемых участков уменьшилась до 685 кв. м и 751 кв. м, общая площадь смежных участков составляет 1436 кв. м. В Министерство строительства были поданы уточненные заявления относительно площади участков (дополнения к заявлению N 2177/об-Доп. от 04.08.2010, N 2176/об-Доп. от 04.08.2010).
Из пояснений представителя заявителя и материалов дела следует, что во исполнение указанных судебных актов Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара 23.11.2012 утверждена схема расположения земельного участка площадью 751 кв. м, что подтверждается распоряжением N РД-819 (л.д. 24) и земельного участка площадью 685 кв. м, о чем свидетельствует распоряжение N РД-818 (л.д. 23) и подготовлены Акты о выборе земельного участка.
Указанные схемы и Акты о выборе от 23.11.2012 были направлены Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара в адрес Министерства строительства, которые поступили в адрес последнего 13.12.2012.
По результатам рассмотрения указанных заявлений ООО "СК Премиум", письмом от 28.08.2013 N 3/8256 Министерство строительства Самарской области отказало заявителю в предоставлении испрашиваемых земельных участков в связи с тем, что в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 09.11.2012 N 639 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для строительства исключительно на торгах" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в г.о. Самара, для строительства клуба многоцелевого и специализированного назначения возможно исключительно на торгах (л.д. 8).
При принятии решения об удовлетворении заявленных обществом требований о признании указанного решения об отказе в предоставлении земельных участков незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Порядок предоставления земельных участков для строительства предусмотрен ст. ст. 30, 31, 32 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) и Регламентом взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74 (Далее - Регламент).
Материалами дела подтверждается, что представленные ООО "СК Премиум" в Министерство строительства заявления N 2176/об и N 2177/об от 22.01.2008 о предоставлении земельных участков, расположенных по улице Гагарина, между домами N 108 и N 110 в Советском районе г. Самары, в аренду для строительства клуба многоцелевого и специализированного назначения соответствуют вышеуказанным требованиям.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Земельного кодекса РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В случаях, предусмотренных федеральным законом, допускается утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Частью 6 статьи 31 Земельного кодекса РФ определено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Как следует из п. п. 3.8., 3.9. Регламента результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные уполномоченным органом схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Министерство строительства принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Судом верно отмечено в решении, что наличие утвержденных Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара 23.11.2012 схем расположения земельного участка площадью 751 кв. м и земельного участка площадью 685 кв. м, а также подготовленных актов о выборе, являются достаточными документами для принятия решения о предварительном согласовании ООО "СК Премиум" места размещения объекта - клуба многоцелевого и специализированного назначения и правильно учтено, что в данном случае указанные акты подготовлены органом местного самоуправления на основании вступивших в законную силу судебных актов Арбитражного суда Самарской области от 17 апреля 2009 г. по делу N А55-8543/2008 и по делу N А55-8544/2008.
Судом также правильно указано на то, что согласно пункту 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 1.2. статьи 30 ЗК РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 30 Земельного кодекса, введенным Федеральным законом от 27.12.2009 N 365-ФЗ и вступившим в силу с 01.01.2010, органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Перечень земельных участков, предоставление которых осуществляется исключительно на торгах, установлен Постановлением Правительства Самарской области N 639 от 09.11.2012.
Согласно п. 5 данное Постановление вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования. Первоначальный текст документа опубликован в издании "Волжская коммуна", N 418 (28346), 13.11.2012.
Таким образом, Постановление Правительства N 639 от 09.11.2012 вступило в силу только с 24.11.2012, то есть после обращения ООО "СК Премиум" в Министерство строительства с заявлениями N 2176/об и N 2177/об от 22.01.2008, после утверждения схемы расположения земельного участка и после оформления Акта о выборе и первичного направления в адрес Министерства, согласованного Акта о выборе.
Также Постановление Правительства N 639 от 09.11.2012 не содержит положений о применении его положений к отношениям, возникшим до его принятия.
Поскольку процедура предоставления земельного участка начата в соответствии с требованиями земельного законодательства до вступления в силу указанного Постановления Правительства, ссылка Министерства строительства на него, как на основание законности принятого решения об отказе в предоставление испрашиваемых земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта, включая утверждение акта о выборе земельных участков, не соответствует закону.
Пунктом 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.07.2011 N 20-П предусмотрено, что законодатель не вправе придавать обратную силу правовому регулированию, если оно ограничивает субъективные права лица, уже существующие в конкретных правоотношениях.
Кроме того, согласно статье 4 Гражданского Кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Совокупное толкование вышеприведенных норм свидетельствует о том, что в данном случае нормы Постановления Правительства Самарской области N 639 от 09.11.2012 об исключительности процедуры торгов не применяются к правоотношениям ООО "СК Премиум" по предоставлению земельных участков в аренду, так как и заявление, и схема расположения, и Акт о выборе совершены до принятия и вступления в силу данного нормативного правового акта.
Правомерность данных выводов подтверждается судебной практикой: решение Арбитражного суда Самарской области от 26.04.2013 по делу N А55-35235/2012, от 06.08.2013 по делу А55-7189/2013, Постановление Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда от 08 сентября 2011 года по делу N А55-6380/2011, от 05.04.2013 по делу N А55-29220/2012, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14 сентября 2012 г. по делу N А63-10391/2011.
Кроме того, установленный нормами Постановления Правительства N 639 от 09.11.2012 перечень земельных участков, предоставление которых осуществляется исключительно на торгах, не содержит указание на земельные участки, предоставляемые для строительства клуба многоцелевого и специализированного назначения.
В п. 1 Постановления N 639 установлено, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара осуществляется исключительно на торгах в случаях строительства: развлекательных комплексов (центров), объектов торговли, бытового обслуживания, общественного питания, объектов гостиничного хозяйства, складских объектов; гаражей, автостоянок, гаражных комплексов, паркингов; объектов автосервиса, автозаправочных и газозаправочных (газонаполнительных) станций; объектов, обеспечивающих коммерческую деятельность организаций в сферах образования, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры и искусства; промышленных объектов, объектов коммунального хозяйства, объектов материально-технического, продовольственного снабжения, объектов связи, не включенных в целевые либо адресные инвестиционные программы; объектов для обеспечения административно-управленческих функций финансовых, кредитных, страховых и общественных организаций; объектов оздоровительного и рекреационного назначения; объектов в зонах сельскохозяйственного использования или объектов сельскохозяйственного назначения; подачи для предоставления земельного участка двух и (или) более заявлений о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта; нахождения земельного участка на территории, в отношении которой уполномоченным органом местного самоуправления принято решение о подготовке документации по планировке соответствующей территории и установлены границы такой территории; нахождения земельного участка на территории, в отношении которой уполномоченным органом местного самоуправления утвержден проект планировки соответствующей территории.
При этом указанный ООО "СК Премиум" вид объекта не входит в данный перечень.
С учетом изложенного судом сделан правильный вывод о том, что оспариваемое решение Министерства строительства Самарской области от 28.08.2013 N 3/8256 об отказе ООО "СК Премиум" в предоставлении испрашиваемых земельных участков в аренду с предварительным согласованием места размещения многоцелевого и специализированного центра, не соответствует требованиям статей 28, 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, а также нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, что согласно ст. 201 АПК РФ является основанием для признания его незаконным.
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные Министерством строительства Самарской области в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 16 декабря 2013 года по делу N А55-20779/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
Н.Ю.МАРЧИК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)