Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Отказ мотивирован отсутствием информации о завершении правоохранительными органами проверки законности приобретения заявителем недвижимого имущества, расположенного на испрашиваемом участке.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июня 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Платоновой Е.А.,
судей Тороповой М.В., Беляевой Н.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (далее - Управление) на решение Арбитражного суда Пермского края от 14.11.2014 по делу N А50-15730/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенных надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Сервис-Трест" (далее - общество "Сервис-Трест") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным отказа Управления в рассмотрении заявления общества "Сервис-Трест" от 01.04.2014 N 5177 о предоставлении в аренду земельного участка площадью 13 600 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Индустриальный район, ул. Карпинского, д. 140, с разрешенным использованием: под существующие административные и производственные здания, сооружения; об обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества "Сервис-Трест" путем рассмотрения заявления названного общества о предоставлении в аренду земельного участка в порядке, предусмотренном ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), в том числе, совершить в установленном порядке действия, принять решения, направленные на образование испрашиваемого земельного участка, площадью 13 600 кв. м, имеющего местоположение: г. Пермь, Индустриальный район, ул. Карпинского, д. 140, с разрешенным использованием: под существующие административные и производственные здания сооружения.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 14.11.2014 (судья Батракова Ю.В.) заявленные требования удовлетворены. Отказ Управления в рассмотрении заявления общества, изложенный в письме от 22.05.2014 N 01-5177-08, признан незаконным. На Управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества "Сервис-Трест" путем рассмотрения заявления общества "Сервис-Трест" от 01.04.2014 N 5177 в порядке, предусмотренном ст. 36 ЗК РФ, в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015 (судьи Голубцова Ю.А., Гладких Е.О., Скромова Ю.В.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит обжалуемые судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела.
По мнению Управления, заявителем пропущен трехмесячный срок для обращения в суд, предусмотренный п. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), который следует исчислять спустя месяц после направления заявления о предоставлении земельного участка, то есть 01.05.2014. Заявитель жалобы указывает на то, что спорный земельный участок отсутствует как объект недвижимости, поскольку решение об образовании указанного земельного участка не принято, земельный участок не поставлен на кадастровый учет.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждается, что общество "Сервис-Трест" является собственником 1-этажного здания БЭРТОС и службы движения, лит. Ф, общей площадью 442,1 кв. м, 1-этажного панельного здания гаража для пожарных машин, лит. О, общей площадью 147,9 кв. м, 1-этажного здания аэровокзала, лит. Т, общей площадью 704,2 кв. м, расположенных по адресу: г. Пермь, Индустриальный район, ул. Карпинского, д. 140, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 14.09.2012, 01.06.2012.
Указанные объекты недвижимости находятся на земельном участке с кадастровым номером 59:01:4416078:72 площадью 51 858 кв. м, расположенном по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Карпинского, д. 140, являющимся собственностью Российской Федерации, что следует из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 27.03.2014.
Общество "Сервис-Трест" 28.09.2012, 30.10.2012 обращалось к Управлению с заявлениями о предоставлении в аренду земельного участка под объектами недвижимости, расположенными по адресу: г. Пермь, ул. Карпинского, д. 140.
Управление письме от 05.10.2012 N 01-16-16963/03 сообщил заявителю об отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка в аренду общества "Сервис-Трест" в связи с тем, что в заявлении не указаны уникальные характеристики испрашиваемого земельного участка, позволяющие определить его в качестве индивидуально-определенной вещи.
Управление в письме от 06.12.2012 N 01-16-19119/03 указало на необходимость проведения кадастровых работ по формированию земельного участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером 59:01:4416078:72.
По заявлению общества Управление в письме от 09.08.2013 N 01-1616963/03 сообщило обществу "Сервис-Трест" о приостановлении рассмотрения вопроса о разделе земельного участка с кадастровым номером 59:01:4416078:72 по причине проведения проверки отчуждения имущества АНО "ДЮСТК "Раллист" в собственность заявителя.
По заявлению общества от 01.04.2014 N 5177 о предоставлении земельного участка в порядке ст. 36 ЗК РФ Управление в письме от 22.05.2014 N 015177-08 отказало в рассмотрении по существу вопроса в связи с отсутствием информации о завершении проверки и принятии правоохранительными органами процессуального решения.
Полагая, что решения Управления об отказе в совершении действий по рассмотрению заявления от 01.04.2014 N 5177 является незаконными, нарушает права и законные интересы заявителя, общество "Сервис-Трест" обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Удовлетворяя заявленные требования, суды обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 ст. 36 ЗК РФ заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (п. 6 ст. 36 ЗК РФ).
Согласно п. 7 ст. 36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Судами установлено, что общество "Сервис-Трест" в целях приобретения права на спорный земельный участок под объектами недвижимости, принадлежащим ему на праве собственности, обратилось к Управлению с заявлением о предоставлении земельного участка в порядке, предусмотренном ст. 36 ЗК РФ.
Указанное в оспариваемом отказе Управления обстоятельство, а именно: отсутствие информации о завершении проверки и принятии правоохранительными органами процессуального решения, обоснованно оценены судами как не предусмотренные ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу о том, что отказ в предоставлении земельного участка не соответствует нормам земельного законодательства и нарушает права общества "Сервис-Трест", предусмотренные ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем правомерно удовлетворили заявленные требования.
Довод Управления о том, что спорный земельный участок отсутствует как объект недвижимости, обоснованно отклонен судом апелляционной инстанции в связи с тем, что указанное обстоятельство не являлось основанием принятия Управлением оспариваемого решения. Кроме того, вопрос об образовании земельного участка может быть рассмотрен Управлением в порядке гл. 1.1. ЗК РФ.
Довод Управления о пропуске заявителем предусмотренного ч. 4 ст. 198 АПК РФ срока обращения в суд также правомерно отклонен судом апелляционной инстанции как основанный на неверном толковании норм процессуального права.
Согласно ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Указанный процессуальный срок не может исчисляться с даты, предшествующей принятию оспариваемого отказа.
Принимая во внимание, что оспариваемый отказ принят Управлением 22.05.2014, а с рассматриваемым требованием заявитель обратился в суд 07.08.2014, суд апелляционной инстанции правильно указал на то, что процессуальный срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обществом "Сервис-Трест" не пропущен.
Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 14.11.2014 по делу N А50-15730/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.А.ПЛАТОНОВА
Судьи
М.В.ТОРОПОВА
Н.Г.БЕЛЯЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 11.06.2015 N Ф09-3228/15 ПО ДЕЛУ N А50-15730/2014
Требование: О признании незаконным отказа уполномоченного органа в рассмотрении заявления о предоставлении в аренду земельного участка, обязании устранить нарушение.Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Отказ мотивирован отсутствием информации о завершении правоохранительными органами проверки законности приобретения заявителем недвижимого имущества, расположенного на испрашиваемом участке.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июня 2015 г. N Ф09-3228/15
Дело N А50-15730/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июня 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Платоновой Е.А.,
судей Тороповой М.В., Беляевой Н.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (далее - Управление) на решение Арбитражного суда Пермского края от 14.11.2014 по делу N А50-15730/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенных надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Сервис-Трест" (далее - общество "Сервис-Трест") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным отказа Управления в рассмотрении заявления общества "Сервис-Трест" от 01.04.2014 N 5177 о предоставлении в аренду земельного участка площадью 13 600 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Индустриальный район, ул. Карпинского, д. 140, с разрешенным использованием: под существующие административные и производственные здания, сооружения; об обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества "Сервис-Трест" путем рассмотрения заявления названного общества о предоставлении в аренду земельного участка в порядке, предусмотренном ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), в том числе, совершить в установленном порядке действия, принять решения, направленные на образование испрашиваемого земельного участка, площадью 13 600 кв. м, имеющего местоположение: г. Пермь, Индустриальный район, ул. Карпинского, д. 140, с разрешенным использованием: под существующие административные и производственные здания сооружения.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 14.11.2014 (судья Батракова Ю.В.) заявленные требования удовлетворены. Отказ Управления в рассмотрении заявления общества, изложенный в письме от 22.05.2014 N 01-5177-08, признан незаконным. На Управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества "Сервис-Трест" путем рассмотрения заявления общества "Сервис-Трест" от 01.04.2014 N 5177 в порядке, предусмотренном ст. 36 ЗК РФ, в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015 (судьи Голубцова Ю.А., Гладких Е.О., Скромова Ю.В.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит обжалуемые судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела.
По мнению Управления, заявителем пропущен трехмесячный срок для обращения в суд, предусмотренный п. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), который следует исчислять спустя месяц после направления заявления о предоставлении земельного участка, то есть 01.05.2014. Заявитель жалобы указывает на то, что спорный земельный участок отсутствует как объект недвижимости, поскольку решение об образовании указанного земельного участка не принято, земельный участок не поставлен на кадастровый учет.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждается, что общество "Сервис-Трест" является собственником 1-этажного здания БЭРТОС и службы движения, лит. Ф, общей площадью 442,1 кв. м, 1-этажного панельного здания гаража для пожарных машин, лит. О, общей площадью 147,9 кв. м, 1-этажного здания аэровокзала, лит. Т, общей площадью 704,2 кв. м, расположенных по адресу: г. Пермь, Индустриальный район, ул. Карпинского, д. 140, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 14.09.2012, 01.06.2012.
Указанные объекты недвижимости находятся на земельном участке с кадастровым номером 59:01:4416078:72 площадью 51 858 кв. м, расположенном по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Карпинского, д. 140, являющимся собственностью Российской Федерации, что следует из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 27.03.2014.
Общество "Сервис-Трест" 28.09.2012, 30.10.2012 обращалось к Управлению с заявлениями о предоставлении в аренду земельного участка под объектами недвижимости, расположенными по адресу: г. Пермь, ул. Карпинского, д. 140.
Управление письме от 05.10.2012 N 01-16-16963/03 сообщил заявителю об отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка в аренду общества "Сервис-Трест" в связи с тем, что в заявлении не указаны уникальные характеристики испрашиваемого земельного участка, позволяющие определить его в качестве индивидуально-определенной вещи.
Управление в письме от 06.12.2012 N 01-16-19119/03 указало на необходимость проведения кадастровых работ по формированию земельного участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером 59:01:4416078:72.
По заявлению общества Управление в письме от 09.08.2013 N 01-1616963/03 сообщило обществу "Сервис-Трест" о приостановлении рассмотрения вопроса о разделе земельного участка с кадастровым номером 59:01:4416078:72 по причине проведения проверки отчуждения имущества АНО "ДЮСТК "Раллист" в собственность заявителя.
По заявлению общества от 01.04.2014 N 5177 о предоставлении земельного участка в порядке ст. 36 ЗК РФ Управление в письме от 22.05.2014 N 015177-08 отказало в рассмотрении по существу вопроса в связи с отсутствием информации о завершении проверки и принятии правоохранительными органами процессуального решения.
Полагая, что решения Управления об отказе в совершении действий по рассмотрению заявления от 01.04.2014 N 5177 является незаконными, нарушает права и законные интересы заявителя, общество "Сервис-Трест" обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Удовлетворяя заявленные требования, суды обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 ст. 36 ЗК РФ заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (п. 6 ст. 36 ЗК РФ).
Согласно п. 7 ст. 36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Судами установлено, что общество "Сервис-Трест" в целях приобретения права на спорный земельный участок под объектами недвижимости, принадлежащим ему на праве собственности, обратилось к Управлению с заявлением о предоставлении земельного участка в порядке, предусмотренном ст. 36 ЗК РФ.
Указанное в оспариваемом отказе Управления обстоятельство, а именно: отсутствие информации о завершении проверки и принятии правоохранительными органами процессуального решения, обоснованно оценены судами как не предусмотренные ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу о том, что отказ в предоставлении земельного участка не соответствует нормам земельного законодательства и нарушает права общества "Сервис-Трест", предусмотренные ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем правомерно удовлетворили заявленные требования.
Довод Управления о том, что спорный земельный участок отсутствует как объект недвижимости, обоснованно отклонен судом апелляционной инстанции в связи с тем, что указанное обстоятельство не являлось основанием принятия Управлением оспариваемого решения. Кроме того, вопрос об образовании земельного участка может быть рассмотрен Управлением в порядке гл. 1.1. ЗК РФ.
Довод Управления о пропуске заявителем предусмотренного ч. 4 ст. 198 АПК РФ срока обращения в суд также правомерно отклонен судом апелляционной инстанции как основанный на неверном толковании норм процессуального права.
Согласно ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Указанный процессуальный срок не может исчисляться с даты, предшествующей принятию оспариваемого отказа.
Принимая во внимание, что оспариваемый отказ принят Управлением 22.05.2014, а с рассматриваемым требованием заявитель обратился в суд 07.08.2014, суд апелляционной инстанции правильно указал на то, что процессуальный срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обществом "Сервис-Трест" не пропущен.
Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 14.11.2014 по делу N А50-15730/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.А.ПЛАТОНОВА
Судьи
М.В.ТОРОПОВА
Н.Г.БЕЛЯЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)