Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Ответчиком было принято решение о проведении торгов по продаже земельного участка. В газете опубликовано постановление органа местного самоуправления о проведении торгов в форме открытого аукциона по продаже земельных участков.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Савельева Н.П.
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Кудриной Я.Г., Кубатовой О.А.
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Г. к администрации Партизанского муниципального района Приморского края, администрации Новолитовского сельского поселения об оспаривании действий администрации Партизанского муниципального района Приморского края по апелляционной жалобе администрации Партизанского муниципального района Приморского края на решение Партизанского районного суда Приморского края от 28 апреля 2015 года, которым исковое заявление Г. удовлетворено: признаны незаконными действия администрации Партизанского муниципального района Приморского края по формированию, осуществлению кадастрового учета и проведению торгов в форме открытого аукциона по продаже земельного участка площадью 5000 кв. м, кадастровый номер N, для ведения личного подсобного хозяйства, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир - дом. Участок находится примерно в 30 м от ориентира по направлению на юг. Почтовый адрес ориентира: <адрес>. Категория земель: земли населенных пунктов; признаны недействительными постановления администрации Партизанского муниципального района Приморского края от 28 марта 2014 года N "О формировании земельных участков", от 20 октября 2014 года N "О проведении торгов в форме открытого аукциона по продаже земельных участков на территории Партизанского муниципального района" в части формирования, осуществления кадастрового учета и проведению торгов в форме открытого аукциона по продаже указанного земельного участка; на администрацию Новолитовского сельского поселения возложена обязанность принять решение по заявлению Г. о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка для целей, не связанных со строительством, площадью 5000 кв. м, расположенного по адресу: Партизанский район, пос. Волчанец, в 30 м на юг от дома <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства на кадастровом плане или кадастровой карта соответствующей территории, в течение 14 дней со дня вступления решения суда в законную силу и передачи документации из администрации Партизанского муниципального района по заявлению Г. от 29 октября 2012 года о предоставлении указанного земельного участка; признаны недействительными внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке площадью 5000 кв. м с кадастровым номером N, расположенном по адресу: <адрес>, данная запись аннулирована.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г., объяснения Г., представителя администрации Партизанского муниципального района - Н., судебная коллегия
установила:
Г. обратилась в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что 29 октября 2012 года она обратилась в администрацию Партизанского муниципального района Приморского края с заявлением о предоставлении в долгосрочную аренду земельного участка площадью 5000 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> для ведения подсобного хозяйства. Во исполнение решения Партизанского районного суда Приморского края от 7 ноября 2013 года, которым удовлетворены требования Г. об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка, 27 февраля 2014 года в газете "Золотая долина" администрацией было размещено объявление о предполагаемом предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка, а постановлением от 6 марта 2014 года N - утверждена и выдана заявителю схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале N. После этого заявитель обратилась в Управление Росреестра по Приморскому краю для постановки земельного участка на кадастровый учет. Решением от 25 сентября 2014 года осуществление кадастрового учета было приостановлено из-за пересечения границ земельного участка с кадастровым номером N. В месячный срок с момента опубликования объявления о предполагаемом предоставлении земельного участка в аренду в адрес администрации Партизанского муниципального района поступили заявления от третьих лиц, в связи с чем, было принято решение о проведении торгов по продаже земельного участка. 23 октября 2014 года в газете "Золотая долина" опубликовано постановление администрации Партизанского муниципального района от 20 октября 2014 года N "О проведении торгов в форме открытого аукциона по продаже земельных участков на территории Партизанского муниципального района". С данным решением администрации Партизанского муниципального района заявитель не согласна. Считает, что постановления администрации противоречат пунктам 2 - 6 ст. 34 ЗК РФ, не предусматривающим проведение торгов в форме аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка независимо от количества поданных заявлений либо цели, для которой предоставляется земельный участок. Просит: признать незаконными действия администрации Партизанского муниципального района Приморского края по формированию, осуществлению кадастрового учета и проведению торгов в форме открытого аукциона по продаже земельного участка площадью 5000 кв. м (кадастровый номер N) для ведения личного подсобного хозяйства. Местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир - дом. Участок находится примерно в 30 метрах от ориентира по направлению на юг. Почтовый адрес ориентира: <адрес>. Категория земель: земли населенных пунктов; признать недействительными постановления администрации Партизанского муниципального района Приморского края от 28 марта 2014 года N "О формировании земельных участков", от 20 октября 2014 года N "О проведении торгов в форме открытого аукциона по продаже земельных участков на территории Партизанского муниципального района" в части формирования, осуществления кадастрового учета и проведению торгов в форме открытого аукциона по продаже земельного участка площадью 5 000 кв. м (кадастровый номер N) для ведения личного подсобного хозяйства. Местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир - дом. Участок находится примерно в 30 метрах от ориентира по направлению на юг. Почтовый адрес ориентира: <адрес>. Категория земель: земли населенных пунктов; возложить на администрацию Партизанского муниципального района Приморского края обязанность по принятию решения по заявлению Г. в течение 14 дней со дня вступления решения суда в законную силу о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка для целей, не связанных со строительством, площадью 5 000 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В дальнейшем истец уточнила требования, просила также признать недействительными внесенные в государственный кадастр сведения о земельном участке площадью 5000 кв. м с кадастровым номером N, расположенном по адресу: <адрес> и аннулировать запись.
В судебном заседании истец и ее представители поддержали требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель администрации Партизанского муниципального района Приморского края не согласился с заявленными требованиями, ссылаясь на то обстоятельство, что 29 октября 2012 года Г. обратилась в администрацию Партизанского муниципального района Приморского края с заявлением о предоставлении в долгосрочную аренду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. По результатам рассмотрения было принято решение об отказе в предоставлении участка, в связи с наложением границ испрашиваемого земельного участка на границы земельного участка, находящегося в собственности третьего лица. Решением Партизанского районного суда от 7 ноября 2013 года отказ в предоставлении Г. в аренду был признан незаконным и на администрацию возложена обязанность утвердить и выдать Г. схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории испрашиваемого земельного участка. Обязательств по предоставлению участка Г. без проведения аукциона на администрацию не возлагалось. Во исполнение решения суда информация о предполагаемом предоставлении участка в соответствии с требованиями п. 3 ч. 1 ст. 34 ЗК РФ была опубликована в газете "Золотая долина". 11 марта 2014 года в администрацию поступило встречное заявление от ФИО12 о выделении участка в аренду для ведения личного подсобного хозяйства, 18 марта 2014 года - от ФИО13. В связи с наличием нескольких претендентов на указанный земельный участок администрацией было принято решение о проведении аукциона по продаже спорного земельного участка. 28 марта 2014 года администрацией принято постановление N о формировании земельных участков, в состав которых вошел спорный участок, в целях его дальнейшей продажи с аукциона. После проведения кадастровых и оценочных работ в рамках формирования данного земельного участка администрацией 20 октября 2014 года принято постановление N о проведении торгов в форме открытого аукциона по продаже земельных участков. Выдача схемы расположения на кадастровом плане территории участка и проведение Г. топографических работ не дают заявителю преимущественного права перед третьими лицами на получение земельного участка в аренду и не обязывают администрацию проводить работы по формированию земельного участка в границах проведенной Г. топосъемки. Игнорирование администрацией заявлений ФИО12 и ФИО13 о предоставлении участка явилось бы нарушением требований законодательства и нормативно-правовых актов, влекущим за собой нарушение гарантированных законом прав и интересов указанных лиц.
Представитель привлеченной к участию в деле в качестве соответчика администрации Новолитовского сельского поселения пояснил, что на данный момент заявление Г. не поступало, принять решение без заявления нельзя. При поступлении заявления оно будет рассмотрено в рамках законодательства.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица ФФГБУ "ФКП Росреестра" по Приморскому краю в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в его отсутствие.
По делу вынесено указанное решение.
В апелляционной жалобе администрации Партизанского муниципального района Приморского края ставится вопрос об отмене решения как незаконного.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Удовлетворяя требования Г., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что администрацией Партизанского муниципального района Приморского края нарушена процедура предоставления земельного участка, установленная ст. 34 ЗК РФ, обязывающая орган местного самоуправления после выдачи заявителю схемы расположения земельного участка в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принять решение о предоставлении этого земельного участка и в недельный срок со дня принятия решения заключить договор аренды земельного участка.
Принятие оспариваемых постановлений повлекло нарушение прав Г. на приобретение земельного участка в соответствии с порядком, установленным ст. 34 ЗК РФ. Действия администрации по формированию спорного земельного участка и выставлению его на аукцион по продаже не соответствуют требованиям законодательства.
Вместе с тем, данные выводы суда постановлены при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и неверном применении норм материального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Во исполнение указанных требований закона, в целях осуществления обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, а также недопущения предоставления каких-либо предпочтений гражданам при подаче ими нескольких заявок, в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", руководствуясь Порядком разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг, утвержденным постановлением администрации Партизанского муниципального района от 4 мая 2012 года N 447, статьями 28, 31 Устава Партизанского муниципального района, администрация Партизанского муниципального района своим постановлением N 707 от 11 июля 2012 года утвердила административный регламент предоставления администрацией Партизанского муниципального района муниципальной услуги "Предоставление земельных участков в аренду, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность".
Указанный административный регламент является действующим, в судебном порядке не оспорен.
Согласно п. 3.4 Административного регламента основанием для начала административной процедуры "принятие решения о предоставлении земельного участка" является наличие зарегистрированного заявления и пакета поступивших документов.
Ответственное должностное лицо рассматривает заявление и прилагаемый к нему пакет документов на предмет наличия оснований для объявления торгов, опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельного участка либо передачи земельного участка без торгов в собственность, аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное бессрочное пользование.
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка для целей, не связанных со строительством, заявления не поступили, Управление готовит проект постановления о предоставлении такого земельного участка в аренду после его постановки на государственный кадастровый учет заявителем.
В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка Управление готовит проект постановления об организации и проведении торгов по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды.
По делу установлено, что 29 октября 2012 года Г. обратилась в администрацию Партизанского муниципального района Приморского края с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 5000 кв. м, расположенного в <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства.
9 июля 2013 года Г. отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка в связи с наложением его границ на границы земельного участка с кадастровым номером N, находящегося в собственности третьего лица.
Решением Партизанского районного суда от 7 ноября 2013 года отказ администрации Партизанского муниципального района Приморского края от 9 июля 2013 года в предоставлении Г. земельного участка в аренду признан незаконным, на администрацию Партизанского муниципального района Приморского края возложена обязанность утвердить и выдать Г. схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
6 марта 2014 года администрацией Партизанского муниципального района Г. была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Во исполнение положений административного регламента предоставления администрацией Партизанского муниципального района муниципальной услуги "Предоставление земельных участков в аренду, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность" администрацией 27 февраля 2014 года в газете "Золотая долина" N 16 была опубликована информация о предполагаемом предоставлении испрашиваемого Г. земельного участка.
11 и 18 марта 2014 года в администрацию Партизанского муниципального района Приморского края поступили встречные заявления от ФИО12 и ФИО13 о предоставлении участка в аренду для ведения личного подсобного хозяйства.
В связи с наличием нескольких претендентов на спорный земельный участок администрацией Партизанского муниципального района Приморского края 28 марта 2014 года было принято постановление N о формировании земельных участков, в состав которых вошел спорный участок, в целях их дальнейшей продажи с аукциона.
После проведения кадастровых и оценочных работ администрацией Партизанского муниципального района 20 октября 2014 года было принято постановление N о проведении торгов в форме открытого аукциона по продаже земельных участков на территории Партизанского муниципального района.
28 октября 2014 года Г. направлено уведомление о проведении 3 декабря 2014 года торгов в форме открытого аукциона по продаже спорного земельного участка.
По делу также установлено, что 9 сентября 2014 года Г. обратилась в ФФГБУ "ФКП Росреестра" по Приморскому краю с заявлением о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости.
Решением от 25 сентября 2014 года N осуществление кадастрового учета приостановлено, поскольку граница образуемого земельного участка пересекает границу земельного участка с кадастровым номером N.
Давая оценку всем указанным обстоятельствам, судебная коллегия приходит к выводу о том, что поскольку административным регламентом предоставления администрацией Партизанского муниципального района муниципальной услуги "Предоставление земельных участков в аренду, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность" предусмотрено проведение торгов по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды в случае поступления нескольких заявлений о предоставлении в аренду земельного участка, действия администрации Партизанского муниципального района по формированию, осуществлению кадастрового учета и проведению торгов по продаже спорного земельного участка являются законными и обоснованными.
Части 2 - 6 статьи 34 ЗК РФ не содержат каких-либо критериев выбора тех или иных заявок при их поступлении от нескольких граждан, а также не содержат какого-либо запрета на возможность проведения торгов в форме аукциона.
Отсутствие определенной в установленном порядке процедуры рассмотрения заявлений нескольких лиц, претендующих на один и тот же земельный участок недопустимо, поскольку в данном случае могут ущемляться интересы лиц, по заявлениям которых земельный участок не был предоставлен ввиду наличия заявок, поданных от иных лиц.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований Г.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Партизанского районного суда Приморского края от 28 апреля 2015 года отменить, вынести по делу новое решение.
В удовлетворении искового заявления Г. к администрации Партизанского муниципального района Приморского края, администрации Новолитовского сельского поселения об оспаривании действий администрации Партизанского муниципального района Приморского края отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИМОРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 09.07.2015 ПО ДЕЛУ N 33-5704
Требование: О признании незаконными действий по формированию, осуществлению кадастрового учета.Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Ответчиком было принято решение о проведении торгов по продаже земельного участка. В газете опубликовано постановление органа местного самоуправления о проведении торгов в форме открытого аукциона по продаже земельных участков.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 июля 2015 г. по делу N 33-5704
Судья Савельева Н.П.
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Кудриной Я.Г., Кубатовой О.А.
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Г. к администрации Партизанского муниципального района Приморского края, администрации Новолитовского сельского поселения об оспаривании действий администрации Партизанского муниципального района Приморского края по апелляционной жалобе администрации Партизанского муниципального района Приморского края на решение Партизанского районного суда Приморского края от 28 апреля 2015 года, которым исковое заявление Г. удовлетворено: признаны незаконными действия администрации Партизанского муниципального района Приморского края по формированию, осуществлению кадастрового учета и проведению торгов в форме открытого аукциона по продаже земельного участка площадью 5000 кв. м, кадастровый номер N, для ведения личного подсобного хозяйства, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир - дом. Участок находится примерно в 30 м от ориентира по направлению на юг. Почтовый адрес ориентира: <адрес>. Категория земель: земли населенных пунктов; признаны недействительными постановления администрации Партизанского муниципального района Приморского края от 28 марта 2014 года N "О формировании земельных участков", от 20 октября 2014 года N "О проведении торгов в форме открытого аукциона по продаже земельных участков на территории Партизанского муниципального района" в части формирования, осуществления кадастрового учета и проведению торгов в форме открытого аукциона по продаже указанного земельного участка; на администрацию Новолитовского сельского поселения возложена обязанность принять решение по заявлению Г. о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка для целей, не связанных со строительством, площадью 5000 кв. м, расположенного по адресу: Партизанский район, пос. Волчанец, в 30 м на юг от дома <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства на кадастровом плане или кадастровой карта соответствующей территории, в течение 14 дней со дня вступления решения суда в законную силу и передачи документации из администрации Партизанского муниципального района по заявлению Г. от 29 октября 2012 года о предоставлении указанного земельного участка; признаны недействительными внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке площадью 5000 кв. м с кадастровым номером N, расположенном по адресу: <адрес>, данная запись аннулирована.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г., объяснения Г., представителя администрации Партизанского муниципального района - Н., судебная коллегия
установила:
Г. обратилась в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что 29 октября 2012 года она обратилась в администрацию Партизанского муниципального района Приморского края с заявлением о предоставлении в долгосрочную аренду земельного участка площадью 5000 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> для ведения подсобного хозяйства. Во исполнение решения Партизанского районного суда Приморского края от 7 ноября 2013 года, которым удовлетворены требования Г. об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка, 27 февраля 2014 года в газете "Золотая долина" администрацией было размещено объявление о предполагаемом предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка, а постановлением от 6 марта 2014 года N - утверждена и выдана заявителю схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале N. После этого заявитель обратилась в Управление Росреестра по Приморскому краю для постановки земельного участка на кадастровый учет. Решением от 25 сентября 2014 года осуществление кадастрового учета было приостановлено из-за пересечения границ земельного участка с кадастровым номером N. В месячный срок с момента опубликования объявления о предполагаемом предоставлении земельного участка в аренду в адрес администрации Партизанского муниципального района поступили заявления от третьих лиц, в связи с чем, было принято решение о проведении торгов по продаже земельного участка. 23 октября 2014 года в газете "Золотая долина" опубликовано постановление администрации Партизанского муниципального района от 20 октября 2014 года N "О проведении торгов в форме открытого аукциона по продаже земельных участков на территории Партизанского муниципального района". С данным решением администрации Партизанского муниципального района заявитель не согласна. Считает, что постановления администрации противоречат пунктам 2 - 6 ст. 34 ЗК РФ, не предусматривающим проведение торгов в форме аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка независимо от количества поданных заявлений либо цели, для которой предоставляется земельный участок. Просит: признать незаконными действия администрации Партизанского муниципального района Приморского края по формированию, осуществлению кадастрового учета и проведению торгов в форме открытого аукциона по продаже земельного участка площадью 5000 кв. м (кадастровый номер N) для ведения личного подсобного хозяйства. Местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир - дом. Участок находится примерно в 30 метрах от ориентира по направлению на юг. Почтовый адрес ориентира: <адрес>. Категория земель: земли населенных пунктов; признать недействительными постановления администрации Партизанского муниципального района Приморского края от 28 марта 2014 года N "О формировании земельных участков", от 20 октября 2014 года N "О проведении торгов в форме открытого аукциона по продаже земельных участков на территории Партизанского муниципального района" в части формирования, осуществления кадастрового учета и проведению торгов в форме открытого аукциона по продаже земельного участка площадью 5 000 кв. м (кадастровый номер N) для ведения личного подсобного хозяйства. Местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир - дом. Участок находится примерно в 30 метрах от ориентира по направлению на юг. Почтовый адрес ориентира: <адрес>. Категория земель: земли населенных пунктов; возложить на администрацию Партизанского муниципального района Приморского края обязанность по принятию решения по заявлению Г. в течение 14 дней со дня вступления решения суда в законную силу о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка для целей, не связанных со строительством, площадью 5 000 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В дальнейшем истец уточнила требования, просила также признать недействительными внесенные в государственный кадастр сведения о земельном участке площадью 5000 кв. м с кадастровым номером N, расположенном по адресу: <адрес> и аннулировать запись.
В судебном заседании истец и ее представители поддержали требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель администрации Партизанского муниципального района Приморского края не согласился с заявленными требованиями, ссылаясь на то обстоятельство, что 29 октября 2012 года Г. обратилась в администрацию Партизанского муниципального района Приморского края с заявлением о предоставлении в долгосрочную аренду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. По результатам рассмотрения было принято решение об отказе в предоставлении участка, в связи с наложением границ испрашиваемого земельного участка на границы земельного участка, находящегося в собственности третьего лица. Решением Партизанского районного суда от 7 ноября 2013 года отказ в предоставлении Г. в аренду был признан незаконным и на администрацию возложена обязанность утвердить и выдать Г. схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории испрашиваемого земельного участка. Обязательств по предоставлению участка Г. без проведения аукциона на администрацию не возлагалось. Во исполнение решения суда информация о предполагаемом предоставлении участка в соответствии с требованиями п. 3 ч. 1 ст. 34 ЗК РФ была опубликована в газете "Золотая долина". 11 марта 2014 года в администрацию поступило встречное заявление от ФИО12 о выделении участка в аренду для ведения личного подсобного хозяйства, 18 марта 2014 года - от ФИО13. В связи с наличием нескольких претендентов на указанный земельный участок администрацией было принято решение о проведении аукциона по продаже спорного земельного участка. 28 марта 2014 года администрацией принято постановление N о формировании земельных участков, в состав которых вошел спорный участок, в целях его дальнейшей продажи с аукциона. После проведения кадастровых и оценочных работ в рамках формирования данного земельного участка администрацией 20 октября 2014 года принято постановление N о проведении торгов в форме открытого аукциона по продаже земельных участков. Выдача схемы расположения на кадастровом плане территории участка и проведение Г. топографических работ не дают заявителю преимущественного права перед третьими лицами на получение земельного участка в аренду и не обязывают администрацию проводить работы по формированию земельного участка в границах проведенной Г. топосъемки. Игнорирование администрацией заявлений ФИО12 и ФИО13 о предоставлении участка явилось бы нарушением требований законодательства и нормативно-правовых актов, влекущим за собой нарушение гарантированных законом прав и интересов указанных лиц.
Представитель привлеченной к участию в деле в качестве соответчика администрации Новолитовского сельского поселения пояснил, что на данный момент заявление Г. не поступало, принять решение без заявления нельзя. При поступлении заявления оно будет рассмотрено в рамках законодательства.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица ФФГБУ "ФКП Росреестра" по Приморскому краю в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в его отсутствие.
По делу вынесено указанное решение.
В апелляционной жалобе администрации Партизанского муниципального района Приморского края ставится вопрос об отмене решения как незаконного.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Удовлетворяя требования Г., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что администрацией Партизанского муниципального района Приморского края нарушена процедура предоставления земельного участка, установленная ст. 34 ЗК РФ, обязывающая орган местного самоуправления после выдачи заявителю схемы расположения земельного участка в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принять решение о предоставлении этого земельного участка и в недельный срок со дня принятия решения заключить договор аренды земельного участка.
Принятие оспариваемых постановлений повлекло нарушение прав Г. на приобретение земельного участка в соответствии с порядком, установленным ст. 34 ЗК РФ. Действия администрации по формированию спорного земельного участка и выставлению его на аукцион по продаже не соответствуют требованиям законодательства.
Вместе с тем, данные выводы суда постановлены при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и неверном применении норм материального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Во исполнение указанных требований закона, в целях осуществления обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, а также недопущения предоставления каких-либо предпочтений гражданам при подаче ими нескольких заявок, в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", руководствуясь Порядком разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг, утвержденным постановлением администрации Партизанского муниципального района от 4 мая 2012 года N 447, статьями 28, 31 Устава Партизанского муниципального района, администрация Партизанского муниципального района своим постановлением N 707 от 11 июля 2012 года утвердила административный регламент предоставления администрацией Партизанского муниципального района муниципальной услуги "Предоставление земельных участков в аренду, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность".
Указанный административный регламент является действующим, в судебном порядке не оспорен.
Согласно п. 3.4 Административного регламента основанием для начала административной процедуры "принятие решения о предоставлении земельного участка" является наличие зарегистрированного заявления и пакета поступивших документов.
Ответственное должностное лицо рассматривает заявление и прилагаемый к нему пакет документов на предмет наличия оснований для объявления торгов, опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельного участка либо передачи земельного участка без торгов в собственность, аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное бессрочное пользование.
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка для целей, не связанных со строительством, заявления не поступили, Управление готовит проект постановления о предоставлении такого земельного участка в аренду после его постановки на государственный кадастровый учет заявителем.
В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка Управление готовит проект постановления об организации и проведении торгов по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды.
По делу установлено, что 29 октября 2012 года Г. обратилась в администрацию Партизанского муниципального района Приморского края с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 5000 кв. м, расположенного в <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства.
9 июля 2013 года Г. отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка в связи с наложением его границ на границы земельного участка с кадастровым номером N, находящегося в собственности третьего лица.
Решением Партизанского районного суда от 7 ноября 2013 года отказ администрации Партизанского муниципального района Приморского края от 9 июля 2013 года в предоставлении Г. земельного участка в аренду признан незаконным, на администрацию Партизанского муниципального района Приморского края возложена обязанность утвердить и выдать Г. схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
6 марта 2014 года администрацией Партизанского муниципального района Г. была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Во исполнение положений административного регламента предоставления администрацией Партизанского муниципального района муниципальной услуги "Предоставление земельных участков в аренду, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность" администрацией 27 февраля 2014 года в газете "Золотая долина" N 16 была опубликована информация о предполагаемом предоставлении испрашиваемого Г. земельного участка.
11 и 18 марта 2014 года в администрацию Партизанского муниципального района Приморского края поступили встречные заявления от ФИО12 и ФИО13 о предоставлении участка в аренду для ведения личного подсобного хозяйства.
В связи с наличием нескольких претендентов на спорный земельный участок администрацией Партизанского муниципального района Приморского края 28 марта 2014 года было принято постановление N о формировании земельных участков, в состав которых вошел спорный участок, в целях их дальнейшей продажи с аукциона.
После проведения кадастровых и оценочных работ администрацией Партизанского муниципального района 20 октября 2014 года было принято постановление N о проведении торгов в форме открытого аукциона по продаже земельных участков на территории Партизанского муниципального района.
28 октября 2014 года Г. направлено уведомление о проведении 3 декабря 2014 года торгов в форме открытого аукциона по продаже спорного земельного участка.
По делу также установлено, что 9 сентября 2014 года Г. обратилась в ФФГБУ "ФКП Росреестра" по Приморскому краю с заявлением о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости.
Решением от 25 сентября 2014 года N осуществление кадастрового учета приостановлено, поскольку граница образуемого земельного участка пересекает границу земельного участка с кадастровым номером N.
Давая оценку всем указанным обстоятельствам, судебная коллегия приходит к выводу о том, что поскольку административным регламентом предоставления администрацией Партизанского муниципального района муниципальной услуги "Предоставление земельных участков в аренду, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность" предусмотрено проведение торгов по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды в случае поступления нескольких заявлений о предоставлении в аренду земельного участка, действия администрации Партизанского муниципального района по формированию, осуществлению кадастрового учета и проведению торгов по продаже спорного земельного участка являются законными и обоснованными.
Части 2 - 6 статьи 34 ЗК РФ не содержат каких-либо критериев выбора тех или иных заявок при их поступлении от нескольких граждан, а также не содержат какого-либо запрета на возможность проведения торгов в форме аукциона.
Отсутствие определенной в установленном порядке процедуры рассмотрения заявлений нескольких лиц, претендующих на один и тот же земельный участок недопустимо, поскольку в данном случае могут ущемляться интересы лиц, по заявлениям которых земельный участок не был предоставлен ввиду наличия заявок, поданных от иных лиц.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований Г.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Партизанского районного суда Приморского края от 28 апреля 2015 года отменить, вынести по делу новое решение.
В удовлетворении искового заявления Г. к администрации Партизанского муниципального района Приморского края, администрации Новолитовского сельского поселения об оспаривании действий администрации Партизанского муниципального района Приморского края отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)