Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2014
текст постановления изготовлен в полном объеме 14 января 2014
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.Н. Хайкиной
судей С.В. Кривошеиной, Т.В. Павлюк
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гальчук М.М. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от истца: Куралова К.С. - доверенность от 28.05.13
от ответчика: без участия, извещен
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 01.11.2013 по делу N А27-11028/2013 (судья Н.К. Фуртуна)
по иску индивидуального предпринимателя Мяуса Сергея Анатольевича (ОГРН 313774605001196, ИНН 420506078975) к Комитету по управлению государственным имуществом Кемеровской области о внесении изменений в договор аренды земельного участка,
установил:
Индивидуальный предприниматель Мяус Сергей Анатольевич (далее - истец, Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Комитету по управлению государственным имуществом Кемеровской области (далее - ответчик, Комитет) о внесении в протокол определения величины арендной платы (приложение), являющийся неотъемлемой частью договора аренды от 25.05.2012 N 18-05-С/12 земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201009:1555, расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Терешковой, 74, площадью 16948 кв. м, следующих изменений:
слова, начиная с "Расчет арендной платы..." и заканчивая "...количество периодов внесения арендной платы в году." заменить словами:
"С 13.03.2012 арендная плата устанавливается 120 820 руб. 30 коп. (сто двадцать тысяч восемьсот двадцать рублей 30 копеек) в месяц, определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 2 процентов от кадастровой стоимости:
А = КС х 2% / П, где:
- А - размер арендной платы в месяц;
- КС = 72 492 188,84 - кадастровая стоимость земельного участка (руб.);
- 2% - предусмотрено подпунктом "д" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, для расчета арендной платы в случае предоставления в аренду земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации;
- П = 12 - количество периодов внесения арендной платы в году.".
Решением суда от 01.11.2013 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы Комитет указывает на неправильное применение судом первой инстанции положений Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (далее - Основные принципы).
Ответчик о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в судебное заседание представитель не явился. На основании ст. 156 АПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствии представителя апеллянта.
Представитель истца в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменных пояснениях.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная инстанция считает его не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, решением Комитета от 25.03.2009 N 3-2/1046 Предпринимателю предварительно согласовано место размещения торгово-сервисного центра по продаже и техническому обслуживанию легковых автомобилей на земельном участке, из земель населенных пунктов, площадью 16 929,76 кв. м, расположенном по ул. Терешковой, 74 в городе Кемерово.
В отношении земельного участка проведены кадастровые работы, 10.02.2012 указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет, его площадь составила 16 948 кв. м.
Решением от 13.03.2012 N 10-2/785 Предпринимателю предоставлен в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 42:24:0201009:1555, площадью 16 948 кв. м, расположенный по ул. Терешковой, 74 в городе Кемерово, для строительства торгово-сервисного центра по продаже и техническому обслуживанию легковых автомобилей.
25.05.2012 между Комитетом (арендодатель) и Предпринимателем (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 18-05-С/12, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает во временное возмездное владение и пользование земельный участок с кадастровым номером 42:24:0201009:1555, площадью 16 948 кв. м, из земель населенных пунктов, находящийся по адресу: г. Кемерово, Ленинский район, ул. Терешковой, 74, разрешенное использование: для строительства торгово-сервисного центра по продаже и техническому обслуживанию автомобилей.
Срок действия договора установлен с момента его заключения по 28.02.2013. Условия настоящего договора применяются к отношениям сторон, возникшим с момента начала фактического использования - с 13.03.2012.
Поскольку арендатор продолжал пользоваться земельным участком по истечении срока действия договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, на основании пункта 7.2. договора аренды земельного участка N 18-05-С/12 от 25.05.2012 и статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается продленным на неопределенный срок.
Согласно пункту 3.1 договора аренды земельного участка N 18-05-С/12 от 25.05.2012 размер арендной платы и платы за фактическое использование земельного участка определяется в порядке, указанном в протоколе определения величины арендной платы, являющемся неотъемлемой частью договора.
Пунктом 3.6 договора аренды земельного участка N 18-05-С/12 от 25.05.2012 предусмотрено право арендодателя изменять в одностороннем порядке размер арендной платы в случае принятия законов или иных нормативных актов уполномоченных органов, изменяющих размер арендной платы, условия и сроки ее внесения; изменения кадастровой стоимости земельного участка; определения рыночной стоимости размера арендной платы земельного участка; при изменении условий использования земельных участков, влекущее при расчете размера арендной платы применение установленных нормативными правовыми актами дополнительных коэффициентов.
17.06.2013 Предприниматель обратился в Комитет с предложением изменить вышеуказанный договор, рассчитать арендную плату в размере 2 процентов от кадастровой стоимости в соответствии с положениями подпункта "д" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (далее - Правила определения размера арендной платы).
На обращение Предпринимателя о перерасчете арендной платы по договору Комитет в письме от 16.07.2013 N 9-6-07/1163 сообщил о том, что размер арендной платы изменению не подлежит. Особый порядок определения размера арендной платы в отношении земельных участков, предоставленных для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта Земельным кодексом Российской Федерации и порядком, в соответствии с которым Комитетом произведен расчет арендной платы, не предусмотрен.
В связи с этим Предприниматель обратился в арбитражный суд с иском о внесении изменений в договор аренды земельного участка N 18-05-С/12 от 25.05.2012.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводам о необходимости определения размера арендной платы с учетом положений Основных принципов и Правил определения размера арендной платы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582.
Апелляционная инстанция соглашается с выводами суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год. Законом могут быть предусмотрены иные минимальные сроки пересмотра размера арендной платы для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества.
Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ сторона может обратиться в суд за изменением условий договора при существенном нарушении договора другой стороной и в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или договором.
К иным случаям относятся, в том числе недостижение сторонами согласия по изменению договора.
Как следует из материалов дела, Комитет отказал Предпринимателю во внесении изменений в договор аренды земельного участка N 18-05-С/12 от 25.05.2012 в части определения размера арендной платы в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В силу пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно пункту 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, Основные принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.
При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Нормативные акты публичных образований, устанавливающие ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, включая участки, государственная собственность на которые не разграничена, либо устанавливающие методики и формулы расчета арендной платы за эти участки или отдельные элементы (величины, коэффициенты и т.п.) таких методик и формул, не могут не учитывать принципы и положения, предусмотренные федеральным законом.
Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11 и подлежит применению арбитражными судами с момента опубликования постановления в установленном порядке.
Комитет, ссылаясь в апелляционной жалобе на установление размера арендной платы соглашением сторон, не учитывает, что Основные принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а также что размер регулируемой арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности, не может быть выше ставок, установленных Правилами определения размера арендной платы для аналогичных земельных участков из земель, находящихся в федеральной собственности.
Указание Комитета на положения пункта 10 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) судом апелляционной инстанции отклоняется.
В силу абзаца 5 пункта 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Однако указанное не означает, что порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации без учета основных принципов определения арендной платы, в том числе принципа экономической обоснованности, заключающегося в недопустимости установления размера арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности, выше размера арендной платы для аналогичных земельных участков из земель, находящихся в федеральной собственности.
Фактически доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 17.04.2012 N 15837/11, являющейся обязательной для применения арбитражными судами, и не опровергают выводов суда первой инстанции.
Согласно подпункту "д" пункта 3 Правил определения размера арендной платы в отношении земельных участков, предоставленных в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 2 процентов от кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 Правил определения размера арендной платы размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации, определяется на основании, в том числе, кадастровой стоимости земельных участков в расчете на год.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201009:1555 кадастровая стоимость составляла 72 492 188,84 рублей.
Таким образом, с учетом расчета арендной платы на основании подпункта "д" пункта 3 Правил определения размера арендной платы с 13.03.2012 арендная плата за земельный участок с кадастровым номером 42:24:0201009:1555 составит 120 820,30 рублей в месяц.
В связи с этим судом первой инстанции правомерно удовлетворены исковые требования Общества о внесении изменений в договор аренды земельного участка N 18-05-С/12 от 25.05.2012.
При вынесении решения судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы материалы дела, дана надлежащая правовая оценка доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению, не допущено нарушений норм процессуального права.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь статьями 156, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 01.11.2013 по делу N А27-11028/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
С.Н.ХАЙКИНА
Судьи
С.В.КРИВОШЕИНА
Т.В.ПАВЛЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.01.2014 ПО ДЕЛУ N А27-11028/2013
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 января 2014 г. по делу N А27-11028/2013
резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2014
текст постановления изготовлен в полном объеме 14 января 2014
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.Н. Хайкиной
судей С.В. Кривошеиной, Т.В. Павлюк
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гальчук М.М. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от истца: Куралова К.С. - доверенность от 28.05.13
от ответчика: без участия, извещен
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 01.11.2013 по делу N А27-11028/2013 (судья Н.К. Фуртуна)
по иску индивидуального предпринимателя Мяуса Сергея Анатольевича (ОГРН 313774605001196, ИНН 420506078975) к Комитету по управлению государственным имуществом Кемеровской области о внесении изменений в договор аренды земельного участка,
установил:
Индивидуальный предприниматель Мяус Сергей Анатольевич (далее - истец, Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Комитету по управлению государственным имуществом Кемеровской области (далее - ответчик, Комитет) о внесении в протокол определения величины арендной платы (приложение), являющийся неотъемлемой частью договора аренды от 25.05.2012 N 18-05-С/12 земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201009:1555, расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Терешковой, 74, площадью 16948 кв. м, следующих изменений:
слова, начиная с "Расчет арендной платы..." и заканчивая "...количество периодов внесения арендной платы в году." заменить словами:
"С 13.03.2012 арендная плата устанавливается 120 820 руб. 30 коп. (сто двадцать тысяч восемьсот двадцать рублей 30 копеек) в месяц, определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 2 процентов от кадастровой стоимости:
А = КС х 2% / П, где:
- А - размер арендной платы в месяц;
- КС = 72 492 188,84 - кадастровая стоимость земельного участка (руб.);
- 2% - предусмотрено подпунктом "д" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, для расчета арендной платы в случае предоставления в аренду земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации;
- П = 12 - количество периодов внесения арендной платы в году.".
Решением суда от 01.11.2013 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы Комитет указывает на неправильное применение судом первой инстанции положений Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (далее - Основные принципы).
Ответчик о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в судебное заседание представитель не явился. На основании ст. 156 АПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствии представителя апеллянта.
Представитель истца в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменных пояснениях.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная инстанция считает его не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, решением Комитета от 25.03.2009 N 3-2/1046 Предпринимателю предварительно согласовано место размещения торгово-сервисного центра по продаже и техническому обслуживанию легковых автомобилей на земельном участке, из земель населенных пунктов, площадью 16 929,76 кв. м, расположенном по ул. Терешковой, 74 в городе Кемерово.
В отношении земельного участка проведены кадастровые работы, 10.02.2012 указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет, его площадь составила 16 948 кв. м.
Решением от 13.03.2012 N 10-2/785 Предпринимателю предоставлен в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 42:24:0201009:1555, площадью 16 948 кв. м, расположенный по ул. Терешковой, 74 в городе Кемерово, для строительства торгово-сервисного центра по продаже и техническому обслуживанию легковых автомобилей.
25.05.2012 между Комитетом (арендодатель) и Предпринимателем (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 18-05-С/12, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает во временное возмездное владение и пользование земельный участок с кадастровым номером 42:24:0201009:1555, площадью 16 948 кв. м, из земель населенных пунктов, находящийся по адресу: г. Кемерово, Ленинский район, ул. Терешковой, 74, разрешенное использование: для строительства торгово-сервисного центра по продаже и техническому обслуживанию автомобилей.
Срок действия договора установлен с момента его заключения по 28.02.2013. Условия настоящего договора применяются к отношениям сторон, возникшим с момента начала фактического использования - с 13.03.2012.
Поскольку арендатор продолжал пользоваться земельным участком по истечении срока действия договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, на основании пункта 7.2. договора аренды земельного участка N 18-05-С/12 от 25.05.2012 и статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается продленным на неопределенный срок.
Согласно пункту 3.1 договора аренды земельного участка N 18-05-С/12 от 25.05.2012 размер арендной платы и платы за фактическое использование земельного участка определяется в порядке, указанном в протоколе определения величины арендной платы, являющемся неотъемлемой частью договора.
Пунктом 3.6 договора аренды земельного участка N 18-05-С/12 от 25.05.2012 предусмотрено право арендодателя изменять в одностороннем порядке размер арендной платы в случае принятия законов или иных нормативных актов уполномоченных органов, изменяющих размер арендной платы, условия и сроки ее внесения; изменения кадастровой стоимости земельного участка; определения рыночной стоимости размера арендной платы земельного участка; при изменении условий использования земельных участков, влекущее при расчете размера арендной платы применение установленных нормативными правовыми актами дополнительных коэффициентов.
17.06.2013 Предприниматель обратился в Комитет с предложением изменить вышеуказанный договор, рассчитать арендную плату в размере 2 процентов от кадастровой стоимости в соответствии с положениями подпункта "д" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (далее - Правила определения размера арендной платы).
На обращение Предпринимателя о перерасчете арендной платы по договору Комитет в письме от 16.07.2013 N 9-6-07/1163 сообщил о том, что размер арендной платы изменению не подлежит. Особый порядок определения размера арендной платы в отношении земельных участков, предоставленных для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта Земельным кодексом Российской Федерации и порядком, в соответствии с которым Комитетом произведен расчет арендной платы, не предусмотрен.
В связи с этим Предприниматель обратился в арбитражный суд с иском о внесении изменений в договор аренды земельного участка N 18-05-С/12 от 25.05.2012.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводам о необходимости определения размера арендной платы с учетом положений Основных принципов и Правил определения размера арендной платы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582.
Апелляционная инстанция соглашается с выводами суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год. Законом могут быть предусмотрены иные минимальные сроки пересмотра размера арендной платы для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества.
Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ сторона может обратиться в суд за изменением условий договора при существенном нарушении договора другой стороной и в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или договором.
К иным случаям относятся, в том числе недостижение сторонами согласия по изменению договора.
Как следует из материалов дела, Комитет отказал Предпринимателю во внесении изменений в договор аренды земельного участка N 18-05-С/12 от 25.05.2012 в части определения размера арендной платы в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В силу пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно пункту 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, Основные принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.
При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Нормативные акты публичных образований, устанавливающие ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, включая участки, государственная собственность на которые не разграничена, либо устанавливающие методики и формулы расчета арендной платы за эти участки или отдельные элементы (величины, коэффициенты и т.п.) таких методик и формул, не могут не учитывать принципы и положения, предусмотренные федеральным законом.
Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11 и подлежит применению арбитражными судами с момента опубликования постановления в установленном порядке.
Комитет, ссылаясь в апелляционной жалобе на установление размера арендной платы соглашением сторон, не учитывает, что Основные принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а также что размер регулируемой арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности, не может быть выше ставок, установленных Правилами определения размера арендной платы для аналогичных земельных участков из земель, находящихся в федеральной собственности.
Указание Комитета на положения пункта 10 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) судом апелляционной инстанции отклоняется.
В силу абзаца 5 пункта 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Однако указанное не означает, что порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации без учета основных принципов определения арендной платы, в том числе принципа экономической обоснованности, заключающегося в недопустимости установления размера арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности, выше размера арендной платы для аналогичных земельных участков из земель, находящихся в федеральной собственности.
Фактически доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 17.04.2012 N 15837/11, являющейся обязательной для применения арбитражными судами, и не опровергают выводов суда первой инстанции.
Согласно подпункту "д" пункта 3 Правил определения размера арендной платы в отношении земельных участков, предоставленных в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 2 процентов от кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 Правил определения размера арендной платы размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации, определяется на основании, в том числе, кадастровой стоимости земельных участков в расчете на год.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201009:1555 кадастровая стоимость составляла 72 492 188,84 рублей.
Таким образом, с учетом расчета арендной платы на основании подпункта "д" пункта 3 Правил определения размера арендной платы с 13.03.2012 арендная плата за земельный участок с кадастровым номером 42:24:0201009:1555 составит 120 820,30 рублей в месяц.
В связи с этим судом первой инстанции правомерно удовлетворены исковые требования Общества о внесении изменений в договор аренды земельного участка N 18-05-С/12 от 25.05.2012.
При вынесении решения судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы материалы дела, дана надлежащая правовая оценка доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению, не допущено нарушений норм процессуального права.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь статьями 156, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 01.11.2013 по делу N А27-11028/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
С.Н.ХАЙКИНА
Судьи
С.В.КРИВОШЕИНА
Т.В.ПАВЛЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)