Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 16.01.2014 ПО ДЕЛУ N 33-32/2014

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 января 2014 г. по делу N 33-32/2014


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Кривцовой О.Ю.,
судей Смирновой О.В.,
Фроловой Т.Е.,
при секретаре Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Н. на решение Уфимского районного суда РБ от дата, которым постановлено:
в удовлетворении иска Н. к Администрации МР Уфимский район РБ о признании незаконным отказа в предоставлении доли (пая) из земель сельскохозяйственного назначения, обязании принять решение о предоставлении Н. доли (пая) из земель сельскохозяйственного назначения отказать.
Заслушав доклад судьи Фроловой Т.Е., судебная коллегия

установила:

Н. обратилась в суд с иском к Администрации МР Уфимский район РБ о признании незаконным отказа в предоставлении доли (пая) земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения.
В обоснование исковых требований указала, что на основании решения Уфимского районного суда РБ от дата она включена в список граждан, имеющих право на однократное бесплатное получение земельной доли (пая) из земель сельскохозяйственного назначения.
Н. обращалась в Администрации СП Таптыковского сельсовета МР Уфимский район РБ с заявлением о включении ее в списки на получение земельного участка.
По результатам рассмотрения данного заявления истице было разъяснено, что распоряжение земельными участками осуществляется Администрацией МР Уфимский район РБ, в связи с чем дата Н. обратилась к ответчику с просьбой о предоставлении причитающейся ей земельной доли (пая).
Письмом Администрации МР Уфимский район РБ N... от дата в удовлетворении данных требований истицы было отказано со ссылкой на то, что указанное заявление подано ею за пределами установленных законом сроков.
Просила суд признать незаконным отказ Администрации МР Уфимский район РБ в предоставлении доли (пая) земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, обязать ответчика принять решение о предоставлении Н. доли (пая) земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения.
Суд вынес приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Н. просит решение суда отменить, указала, что судом были неверно оценены фактические обстоятельства дела, в частности, тот факт, что право истицы на получение испрашиваемой доли (пая) уже установлено вступившим в законную силу судебным актом - решением Уфимского районного суда РБ от дата. Также указала, что до дата неоднократно обращалась к Администрации СП Таптыковский сельсовет МР Уфимский район РБ, впоследствии аналогичное заявление было подано ею ответчику.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о месте и времени судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав Н., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя Администрации МР Уфимский район Республики Башкортостан К., полагавшую решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно позиции Европейского суда по правам человека, судебное разбирательство должно осуществляться посредством такого механизма, который обеспечивает наиболее эффективную судебную защиту для целей полного восстановления нарушенных прав и охраняемых законом интересов, создание чрезмерных правовых препятствий при разрешении спора является недопустимым.
Концепция собственности или имущества толкуется Европейским судом по правам человека очень широко и включает в себя широкий спектр экономических интересов субъектов права, которые могут быть нарушены при деятельности органов государственной власти, вводящих ограничения права собственности.
Согласно ст. 1 Протокола N 1 от 20 марта 1952 года к "Конвенции о защите прав человека и основных свобод" от 04 ноября 1950 года каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.
Ст. 35 Конституции РФ гарантирует охрану права частной собственности, право наследования.
Как следует из ст. 36 Конституции РФ, граждане вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.
Так, ст. 21 Закона Республики Башкортостан от 05 января 2004 года N 59-З "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" установлено, что приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Республики Башкортостан, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного строительства, гаражного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также занятых зданиями, строениями, сооружениями, осуществляется с 1 января 2006 года.
Бесплатная однократная приватизация гражданами земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с настоящим Законом осуществляется до 01 января 2012 года.
Списки граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), утвержденные с 1 января 2006 года до 1 января 2012 года решениями общих собраний, указанных в части 5 статьи 21.2 настоящего Закона, являются основанием для принятия уполномоченными органами решений о бесплатной однократной приватизации гражданами земельных участков.
Решения о бесплатной однократной приватизации гражданами земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на основании списков граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), утвержденных до 1 января 2012 года решениями общих собраний, указанных в части 5 статьи 21.2 настоящего Закона, принимаются уполномоченными органами после 1 января 2012 года, но не позднее 1 июля 2012 года.
В соответствии с ч. 1, 3, 5 ст. 21.2 Закона Республики Башкортостан от 05 января 2004 года N 59-З "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" гражданам, имеющим право в соответствии с законодательством на получение земельной доли (пая), земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются на праве общей собственности бесплатно однократно.
Право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) имеют: граждане, имевшие по состоянию на 1 января 1992 года право на получение земельной доли (пая) при реорганизации колхозов, совхозов и иных сельскохозяйственных предприятий в соответствии с решениями трудовых коллективов; работники сельскохозяйственной организации (предприятия), уволенные из этой организации (предприятия) после 1 января 1992 года по сокращению численности или штата либо в связи с ее (его) ликвидацией; работники сельскохозяйственной организации (предприятия), постоянно работающие в ней (нем) и постоянно проживающие в сельском поселении (муниципальном образовании), на территории которого расположена данная сельскохозяйственная организация (предприятие); пенсионеры, вышедшие на пенсию в сельскохозяйственной организации (предприятии) и проживающие на территории сельского поселения (муниципального образования), в котором сельскохозяйственная организация (предприятие) образована; работники предприятий и организаций здравоохранения, культуры, образовательных учреждений, расположенных на территории сельского поселения (муниципального образования), в котором сельскохозяйственная организация (предприятие) образована; временно отсутствующие работники сельскохозяйственной организации (предприятия) - военнослужащие срочной службы, стипендиаты хозяйства, работники, направленные на повышение квалификации, лица, имеющие право вернуться в соответствии с действующим законодательством на прежнее место работы (в случае их возвращения), женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком.
Списки граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), утверждаются решением общего собрания сельскохозяйственной организации (предприятия).
Таким образом, субъектом Российской Федерации - Республикой Башкортостан была установлена возможность бесплатного предоставления земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, право на реализацию которого ограничено сроком - до 01 января 2012 года.
Правила установления размера земельной доли (пая) в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, особенности совершения сделок с ними и выделение земельных участков в счет земельных долей (паев) в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, установлены ст. 21.3 Закона Республики Башкортостан от 05 января 2004 года N 59-З "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан".
Процедура бесплатного однократного предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, гражданам на праве общей собственности путем организации и проведения работы по бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, составления (уточнения) списков граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), определения площадей сельскохозяйственных угодий, подлежащих бесплатной передаче в собственность граждан, определения (уточнения) среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в собственность граждан и размера земельной доли (пая) в сельскохозяйственной организации (предприятии) оформления прав на земельные доли (паи), была установлена в соответствии с Порядком работы внутрихозяйственных и районных комиссий по бесплатному однократному предоставлению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, гражданам на праве общей собственности, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 15 марта 2006 года N 60.
Первоначально указанная процедура предусматривала:
- - осуществление, внутрихозяйственной комиссией по бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, деятельности по принятию заявлений граждан на участие в бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
- - составлению (уточнению) списков граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая); определение площадей сельскохозяйственных угодий, подлежащих приватизации, и размера земельной доли (пая) в сельскохозяйственной организации.
В последующем указанные списки граждан утверждались общим собранием сельскохозяйственной организации или общим собранием граждан, имеющих право на получение земельной доли. Затем районная комиссия по бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляла утверждение площадей сельскохозяйственных угодий, подлежащих бесплатной приватизации по каждой сельскохозяйственной организации, и производит согласование указанных выше решений общих собраний. После чего утвержденные общими собраниями, и согласованные районной комиссией вышеуказанные списки граждан, рассматривались уполномоченным органом, который при отсутствии замечаний принимает решение о бесплатной приватизации гражданами земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с ранее определенными площадями сельскохозяйственных угодий, подлежащих приватизации, и размерами земельных долей (паев) граждан в сельскохозяйственной организации.
Согласно ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
В Постановлении Европейского суда по правам человека от 26 июля 2007 года по делу "Махмудов против Российской Федерации" указано, что "бремя доказывания лежит на том, кто делает утверждение, а не на том кто его отрицает".
Как следует из ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Разрешая спор, суд правильно применил нормы права и пришел к выводу о том, что заявленные истцами требования являются необоснованными, удовлетворению не подлежат.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они согласуются с материалами дела и соответствуют действующему законодательству.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что вступившим в законную силу судебным актом - решением Уфимского районного суда РБ от дата на Администрацию СП Таптыковский сельсовет МР Уфимский район РБ возложена обязанность включить Н. в список граждан, имеющих право на однократное бесплатное получение земельной доли (пая) из земель сельскохозяйственного назначения (л.д. 8).
дата истица обратилась к Администрации СП Таптыковский сельсовет МР Уфимский район РБ с заявлением о предоставлении ей земельной доли (пая) в соответствии с приведенным решением, по результатам рассмотрения которого Н. разъяснено, что распоряжение земельными участками осуществляется Администрацией МР Уфимский район РБ (л.д. 9).
дата Н. обратилась к ответчику с просьбой о предоставлении причитающейся ей земельной доли (пая).
Письмом Администрации МР Уфимский район РБ N... от дата в удовлетворении данных требований истицы было отказано со ссылкой на то, что, согласно ст. 21 Закона Республики Башкортостан от 05 января 2004 года N 59-З "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан", решения о бесплатной однократной приватизации гражданами земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на основании списков граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), принимаются уполномоченными органами после 1 января 2012 года, но не позднее 01 июля 2012 года. Однако, в указанные законом сроки заявление от Н. в Администрацию МР Уфимский район РБ не поступало (л.д. 11).
При вынесении обжалуемого решения суд исходил из того, что, согласно Письму Администрации СП Таптыковский сельсовет МР Уфимский район РБ N... от дата, внутрихозяйственная комиссия по выделению земельных паев прекратила свою работу с дата, постановление главы Администрации МР Уфимский район РБ о включении в список граждан на получение паев было подписано дата (л.д. 32).
Соответственно, на момент вынесения решения Уфимского районного суда РБ от дата, которым истица включена в списки граждан, имеющих право на получение земельной доли (пая), внутрихозяйственная комиссия по выделению земельных паев прекратила свою деятельность, соответствующий список уже был сформирован, подписан и утвержден постановлением Администрации МР Уфимский район РБ.
На основании изложенного, суд посчитал возможным в удовлетворении исковых требований Н. отказать.
С данным решением судебная коллегия считает необходимым согласиться, поскольку оно основано на правильном применении действующего законодательства, объективной оценке фактических обстоятельств дела.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы о том, что право истицы на получение испрашиваемой доли (пая) уже установлено вступившим в законную силу судебным актом - решением Уфимского районного суда РБ от дата.
Указанные доводы являлись предметом подробного исследования в суде первой инстанции, основаны на неверном толковании норм права, им была дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия полагает возможным согласиться.
Так, согласно ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вместе с тем, решением Уфимского районного суда РБ от дата разрешены исковые требования Н. к Администрации СП Таптыковский сельсовет МР Уфимский район РБ о признании права на получение пая, Администрация МР Уфимский район РБ при рассмотрении дела не участвовала, вследствие чего установленные данным решением обстоятельства не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора.
Не могут повлечь отмену или изменение обжалуемого судебного акта доводы апелляционной жалоб о том, что до дата истица неоднократно обращалась к Администрации СП Таптыковский сельсовет МР Уфимский район РБ, впоследствии аналогичное заявление было подано ею ответчику.
Указанные доводы основаны на ошибочном толковании действующего законодательства.
Так, субъектом Российской Федерации - Республикой Башкортостан была установлена возможность бесплатного предоставления земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, право на реализацию которого ограничено сроком - до дата.
Кроме того, законом для включения в указанный список необходимо документальное выражение лицом своей воли на получение земельной доли (пая) путем подачи заявления в соответствующую комиссию с приложением всех необходимых документов.
Однако каких-либо доказательств, подтверждающих факт своевременного обращения истицы в уполномоченный орган с заявлением на участие в бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, суду не представлено и судом не добыто.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения. Они направлены на иную оценку доказательств и не могут служить основанием к отмене решения суда.
Таким образом, жалоба не содержит ссылку на обстоятельства, ставящие под сомнение выводы суда, свидетельствующие о незаконности обжалуемого решения.
Решение судом постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, значимые для дела обстоятельства судом установлены правильно, доказательства надлежаще оценены судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к его отмене, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Уфимского районного суда РБ от 21 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Н. - без удовлетворения.

Председательствующий
О.Ю.КРИВЦОВА

Судьи
О.В.СМИРНОВА
Т.Е.ФРОЛОВА
Справка: судья
А.В.КУЗНЕЦОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)