Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.07.2013 N 05АП-3492/2013 ПО ДЕЛУ N А51-24376/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июля 2013 г. N 05АП-3492/2013

Дело N А51-24376/2012

Резолютивная часть постановления оглашена 02 июля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 июля 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Н.Н. Анисимовой, С.В. Гуцалюк,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрация Хасанского муниципального районаадминистрации Хасанского муниципального района
апелляционное производство N 05АП-3492/2013
на решение от 04.02.2013
судьи Т.Е. Мангер
по делу N А51-24376/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВостокМедикон" (ИНН 2538123050, ОГРН 1082538006869, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 30.09.2008)
к администрации Хасанского муниципального района (ИНН 2531007110, ОГРН 1052502757251, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 29.10.2002)
о признании незаконным отказов,
при участии:
- от ООО "ВостокМедикон": Рогачев В.Г., генеральный директор, выписка из ЕГРЮЛ, паспорт;
- от администрации Хасанского муниципального района: Антоненко П.В., представитель по доверенности от 02.04.2013 N 07, сроком действия один год, без права передоверия, паспорт; Пивень Е.В., представитель по доверенности от 27.11.2012 N 37, сроком действия один год, без права передоверия, паспорт;

- установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ВостокМедикон" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными отказов администрации Хасанского муниципального района (далее - ответчик, администрация) в принятии решения о предварительном согласовании места размещения объектов, оформленных письмами N 4822 от 09.08.2012 и N 4820 от 09.08.12; об устранении в течение 14 дней допущенного нарушения прав общества и принятии решения о предварительном согласовании места размещения объектов.
Решением суда от 04.02.2013, заявленные требования удовлетворены, на администрацию возложена обязанность в четырнадцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о предварительном согласовании обществу с ограниченной ответственностью "ВостокМедикон" места размещения (строительства) объекта - базы отдыха сезонного типа на земельном участке площадью 20 000 кв. м, расположенном на о.Антипенко в Хасанском муниципальном районе и решение о предварительном согласовании обществу с ограниченной ответственностью "ВостокМедикон" места размещения (строительства) объекта двух домиков рыболова с прилегающей территорией на о.Сибирякова в Хасанском муниципальном районе с учетом результатов информирования населения о возможном предоставлении земельного участка для строительства.
Не согласившись с решением суда, администрация подала апелляционную жалобу, в которой просит судебный акт отменить, в удовлетворении заявленных требований обществу отказать. В обоснование доводов жалобы и дополнения к ней администрация указывает следующее: Администрация Хасанского муниципального района вправе решать вопрос о придании островам Антипенко и Сибирякова статуса особо охраняемых территорий и, как следствие, отказывать физическим и юридическим лицам в предоставлении земельных участков, если есть вероятность того, что их предоставление может негативно сказаться на правах лиц, проживающих в Хасанском районе. Учитывая специфику земельных участков, испрашиваемых заявителем для целей строительства, и оценив последствия их застройки и последующей эксплуатации объектов недвижимости, а также принимая во внимание, что предоставление земельных участков приведет к невозможности посещения людьми остальной островной части территории, так как испрашиваемые земельные участки полностью перекрывают единственно возможные места причаливания с пологого пляжа при том, что остальная береговая линия является скалистой и обрывистой, что приведет к значительному снижению общей инвестиционной привлекательности Хасанкого муниципального района, на совещании при главе Хасанского муниципального района 20.07.2012 было принято решение об оформлении островов в собственность Хасанского муниципального района для придания им статуса особо охраняемой территории местного значения. Суд необоснованно не принял во внимание тот факт, что администрацией велась активная подготовка к приданию островам Антипенко и Сибирякова статуса особо охраняемых территорий, а именно: Думой Хасанского муниципального района 30.10.2012 было принято решение о согласовании оформления островов в муниципальную собственность, в начале декабря проделана работа по заключению муниципального контракта на выполнение землеустроительных работ, для чего в бюджете района предусмотрены необходимые денежные средства. В связи с закрытием с 01.11.2012 по 30.04.1013 навигации, землеустроительные работы представилось возможным осуществить только с мая 2013 года. Без землеустроительных работ невозможна постановка на кадастровый учет земельных участков, планируемых к переводу в режим особо охраняемых территорий местного значения и оформления островов в муниципальную собственность. Кроме того, в отношении земельного участка, испрашиваемого на острове Сибирякова, не была пройдена процедура публикации о предоставлении земельного участка в аренду под строительство в порядке ст. 31 ЗК РФ, что само по себе является препятствием к принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
В заседании суда апелляционной инстанции представители администрации доводы апелляционной жалобы поддержали и представили доказательства постановки на кадастровый учет земельный участков с кадастровыми номерами 25:20:05021:4 в границах территории острова Антипенко и 25:20:000000:356 в границах острова Сибирякова с разрешенным использованием: для создания условий массового отдыха населения в категории земель: особо охраняемых территорий и объектов.
Представитель общества на доводы апелляционной жалобы возразил, указав, в том числе, на то, что до настоящего времени спорные острова относятся к землям рекреационного назначения, на которых не запрещено строительство туристических баз и домиков рыболовов и охотников, в связи с чем, препятствия для принятия ответчиком решений о предварительном согласовании места размещения объектов отсутствуют. Процедура выбора земельного участка под строительство была начата ранее принятия администрацией решения об инициировании процедуры придании островам Антипенко и Сибирякова статуса особо охраняемых территорий местного значения, в связи с чем, решение об отнесении испрашиваемых земельных участков к категории особо охраняемых территорий местного значения не будет иметь обратной силы. Обстоятельства передачи островов в муниципальную собственность не меняют категорию земли, поэтому не имеют правового значения для разрешения спорной ситуации. Кроме того, по мнению заявителя, поскольку обязанность по информированию населения о предоставлении земельного участка под строительство возложена на орган местного самоуправления, следовательно, ненадлежащее исполнение администрацией указанной обязанности не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований в части возложения судом на администрацию обязанности по принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
24.04.2009 общество с ограниченной ответственностью "ВостокМедикон" обратилось к главе администрации Хасанского муниципального района с заявлениями о выдаче актов выбора земельного участка и предварительном согласовании мест размещения базы отдыха на 15 деревянных домиков сезонного типа на земельном участке, расположенном на о.Антипенко, а также двух домиков рыболова на земельном участке, расположенном на о.Сибирякова.
Письмом администрации от 01.07.2009 N 2921 в выдаче актов выбора земельных участков и предварительном согласовании мест размещения объектов было отказано.
Решением арбитражного суда Приморского края от 19.10.2009 по делу N А51-10894/2009 признаны незаконными действия Администрации Хасанского муниципального района, выразившиеся в отказе в выдаче акта выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объектов - базы отдыха на 15 деревянных домиков сезонного типа на земельном участке площадью 2 га, расположенном на о.Антипенко Хасанского района, и 2 домиков рыболова на земельном участке площадью 1,2 га, расположенном на о.Сибирякова Хасанского муниципального района, выраженного в письме N 2921 от 01.07.2009.
Арбитражный суд обязал Администрацию Хасанского муниципального района в четырнадцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу выдать обществу с ограниченной ответственностью "ВостокМедикон" акт о выборе земельного участка для строительства базы отдыха на 15 деревянных домиков сезонного типа на земельном участке площадью 2 га, расположенном на о.Антипенко, и 2 домиков рыболова на земельном участке площадью 1,2 га, расположенном на о.Сибирякова, в Хасанском муниципальном районе с утвержденными схемами расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2009 решение суда оставлено без изменения.
Постановлением судебного пристава-исполнителя по Хасанскому району УФССП России по Приморскому краю возбуждено исполнительное производство в отношении администрации Хасанского муниципального района.
Распоряжением от 09.07.2010 N 496 администрацией Хасанского муниципального района утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, находящегося на землях особо охраняемых территорий и объектов в 302 метрах к северо-западу от высоты с отметкой 105.2, расположенного на острове Сибирякова, под размещение двух домиков рыболова с прилегающей территорией.
Распоряжением от 02.08.2010 N 538 администрацией Хасанского муниципального района утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, находящегося на землях особо охраняемых территорий и объектов, расположенного на острове Антипенко, в 910 метрах к юго-западу от высоты с отметкой 102,4м, под проектирование базы отдыха сезонного типа.
15.02.2012 общество обратилось в администрацию Хасанского муниципального района с заявлением о согласовании акта выбора места размещения земельного участка под строительство объекта "Два домика рыболовов" с прилегающей территорией площадью 7 335 кв. м, расположенных на острове Сибирякова, ориентировочно в 302 м к северо-западу от высоты с отметкой 105, 2 кв. м.
По результатам рассмотрения заявления администрация в письме от 29.02.2012 N 1068 пояснила заявителю, что в соответствии со статьей 34 ЗК РФ органом местного самоуправления будет проведена публикация о предстоящем предоставлении спорного земельного участка, что и было сделано в Бюллетене муниципальных правовых актов Хасанского муниципального района (выпуск N 9 от 02.03.2012).
В тот же день, 29.02.2012, комиссия в составе начальника управления по распоряжению землями и муниципальным имуществом администрации Хасанского муниципального района и генерального директора ООО "ВостокМедикон" был произведен выбор площадки под строительство базы отдыха сезонного типа на земельном участке площадью 20 000 кв. м, испрашиваемого ООО "ВостокМедикон", расположенного на острове Антипенко, ориентировочно в 910 м к юго-западу от высоты с отметкой 102,4м и площадки для размещения двух домиков рыболова с прилегающей территорией на земельном участке площадью 7 335 кв. м, испрашиваемого ООО "ВостокМедикон", расположенного на острове Сибирякова, ориентировочно в 302 м к северо-западу от высоты с отметкой 105, 2 м.
Распоряжениями от 27.04.2012 N 504, 505 администрацией Хасанского муниципального района утверждены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, находящихся в Хасанском районе Приморского края: на о.Сибирякова, примерно в 302 м по направлению на северо-запад от высоты с отметкой 105, 2 м под строительство двух домиков рыболова с прилегающей территорией; на о.Антипенко, примерно в 910 м по направлению на юго-запад от высоты с отметкой 102, 4 м, под строительство базы отдыха сезонного типа соответственно.
27.06.2012 письмами N 02-04/1650 и N 02-04/1651 Управлением по охране объектов культурного наследия Приморского края по результатам проведенного археологического обследования было согласовано выделение обществу спорных земельных участков для испрашиваемых целей.
09.07.2012 ООО "ВостокМедикон" обратилось в администрацию Хасанского муниципального района с заявлениями о предварительном согласовании места размещения (строительства) объектов на спорных земельных участках.
20.07.2012 на совещании при главе Хасанского муниципального района было принято решение о придании территории островам Антипенко и Сибирякова статуса особо охраняемых территорий местного значения без права строительства на них каких-либо объектов недвижимости; юридическому отделу поручено подготовить документы для предоставления в Думу Хасанского муниципального района вопроса об оформлении права собственности Хасанского муниципального района за островными территориями.
По результатам рассмотрения заявлений общества администрация отказала в предварительном согласовании места размещения объектов на указанных земельных участках, поскольку островам Сибирякова и Антипенко планируется придать статус особо охраняемой территории местного значения без права строительства на них каких-либо объектов.
Решения по земельным участкам оформлены письмами от 09.08.2012 N 4820 и N 4822 соответственно.
30.10.2012 Думой Хасанского муниципального района было принято решение о согласовании оформления островов в муниципальную собственность для создания условий массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан в водным объектам общего пользования и их береговым полосам.
Не согласившись с решениями администрации об отказе в предварительном согласовании места размещения объектов, оформленными письмами N 4820 и N 4822 от 09.08.2012, посчитав их не соответствующими нормам действующего законодательства и нарушающим права и законные интересы заявителя, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По пункту 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого правового акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь обязанность доказывания нарушенного права в соответствии со статьей 65 АПК РФ лежит на заявителе.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со ст. 94 ЗК РФ в состав земель особо охраняемых территорий входят земли особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также земли природоохранного назначения, рекреационного назначения, историко-культурного назначения и иные особо ценные земли в соответствии с Кодексом и федеральными законами.
В силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать иные (кроме названных в пункте 1 статьи 2 указанного Федерального закона государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов) категории особо охраняемых природных территорий (территории, на которых находятся памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и другие).
Согласно пункта 6 статьи 2 названного Закона особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение.
В отношении особо охраняемых природных территорий местного значения пункт 6 указанной статьи устанавливает, что они являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.
Постановлением Администрации Приморского края от 31.03.1995 N 155 "О выделении особо охраняемых природных территорий рекреационного назначения в Хасанском районе" выделены земли рекреационного назначения в Хасанском районе, остров Антипенко и остров Сибирякова в том числе включены в рекреационную зону.
Соответствующими положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесены вопросы создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района, а также осуществления муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения (п. 22 ч. 1 ст. 15 названного Закона).
Законодательным Собранием Приморского края принят Закон Приморского края от 11 мая 2005 года N 245-КЗ "Об особо охраняемых природных территориях Приморского края", статья 6 которого предусматривает порядок признания и образования особо охраняемых природных территорий краевого и местного значения.
Частью 2 данной статьи установлено, что территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения постановлением Администрации Приморского края по представлению органа местного самоуправления.
Иные особо охраняемые природные территории местного значения образуются решениями органов местного самоуправления.
Порядок отнесения земель, находящихся в границах Хасанского муниципального района, к землям особо охраняемых территорий местного значения установлен нормативным правовым актом Думы Хасанского муниципального района от 04.09.2009 N 33-НПА "О порядке отнесения земель, находящихся в границах Хасанского муниципального района, к землям особо охраняемых территорий местного значения, их использование и охрана".
Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.
Согласно подпункту 15 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе создание условий для массового отдыха населения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам. В соответствии с п. 2 ст. 15 указанного Закона органы местного самоуправления муниципального района обладают всеми правами и полномочиями органов местного самоуправления поселения на межселенных территориях.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 указанного Закона местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения.
Пунктом 10 (абзац 2) статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
При реализации своих полномочий по решению вопросов местного значения органы местного самоуправления в силу статьи 1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" должны действовать, исходя из интересов населения с учетом сложившихся исторических и местных традиций.
В соответствии с приведенными нормами права органы местного самоуправления имеют право в интересах населения осуществлять в рамках предоставленных полномочий деятельность по организации особо охраняемых природных территорий местного значения. Тем самым им обеспечивается возможность самостоятельно принимать решения по вопросам местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, к объектам которой подлежат отнесению объекты особо охраняемых природных территорий местного значения, в случае их образования в установленном порядке.
Данная правовая позиция соответствует позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.05.2012 N 604/12 по делу N А12-2570/2011.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 ЗК РФ стадий и условий выбора земельного участка под строительство, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после публичного информирования о предоставлении земельного участка (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10).
Информирование органом местного самоуправления населения о возможном предоставлении земельных участков является публичной обязанностью, направленной на обеспечение принципа баланса интересов общества и законных интересов граждан (подпункт 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации), которую по смыслу пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации следует отличать от информирования заинтересованных лиц о предоставлении участка в аренду, а также о порядке и условиях предоставления участка, и порядке подачи и рассмотрения заявок заинтересованных лиц.
Пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации установлена обязанность органов местного самоуправления об информировании граждан, в частности предусмотрено право граждан и общественных организаций на участие в решение вопросов, затрагивающих их интересы при предоставлении земельных участков для строительства (абзацы 2 и 3 пункта 3 статьи 31 Кодекса).
При этом из изложенных норм следует, что Кодекс не исключает возможности прекращения процедуры предоставления земельного участка для строительства на стадии его выбора и формирования на основании выявленного нарушения прав и законных интересов граждан и организаций, обратившихся в орган местного самоуправления после такого публичного информирования, либо в связи с принятием в интересах неопределенного круга лиц решения о придании территории статуса особо охраняемой природной территории местного значения, препятствующего предоставлению земельного участка под строительство.
Следовательно, информирование населения о возможном предоставлении земельного участка не обязательно должно заканчиваться выбором предполагаемого земельного участка для строительства, поскольку после публикации допустима конкуренция как частных интересов (наличие двух и более претендентов), так и конкуренция публичных и частных интересов в отношении испрашиваемого земельного участка.
Определение круга лиц, имеющих право претендовать на испрашиваемый под строительство земельный участок, возможно лишь после обеспечения принципа сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленного в пункте 11 статьи 1 ЗК РФ.
Следовательно, администрация Хасанского муниципального района вправе на стадии публичного информирования о предоставлении земельного участка под строительство ставить перед Думой Хасанского муниципального района вопрос о придании островам статуса особо охраняемых природных территорий местного значения в порядке, предусмотренном федеральными законами и нормативным правовым актом Думы Хасанского муниципального района от 04.09.2009 N 33-НПА "О порядке отнесения земель, находящихся в границах Хасанского муниципального района, к землям особо охраняемых территорий местного значения, их использование и охрана".
Придание спорной территории статуса особо охраняемых территорий местного значения исключает возможность выбора земельного участка под строительство.
Однако, материалы дела доказательств такого обращения к Думе Хасанского муниципального района по установленной процедуре не содержат, в связи с чем, апелляционная коллегия поддерживает вывод арбитражного суда первой инстанции о незаконности оспариваемых отказов по изложенным в них основаниям.
При этом, обязав администрацию принять решение о предварительном согласовании обществу под строительство земельные участки, при наличии в материалах дела решения Думы Хасанского муниципального района от 30.10.2012 о согласовании администрации Хасанского муниципального района островов Антипенко и Сибирякова в собственность для создания условий массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан в водным объектам общего пользования и их береговым полосам, суд первой инстанций нарушил публичные права Хасанского муниципального района в лице администрации по организации обустройства мест массового отдыха населения, а также права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Кроме того, судом первой инстанции необоснованно не принят во внимание тот факт, что информация о возможном предоставлении земельного участка для строительства объекта двух домиков рыболова с прилегающей территорией на о.Сибирякова в порядке ст. 31 ЗК РФ не публиковалась, что само по себе является безусловным препятствием к принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
При названных обстоятельствах оспариваемый судебный акт подлежит изменению в части примененного судом первой инстанции способа восстановления нарушенного права.
Во исполнение требований пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная коллегия возлагает на администрацию Хасанского муниципального района обязанность повторно рассмотреть вопрос о предварительном согласовании обществу с ограниченной ответственностью "ВостокМедикон" места размещения (строительства) объектов.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 04.02.2013 по делу N А51-24376/2012 изменить в части способа восстановления нарушенного права.
Обязать администрацию Хасанского муниципального района в месячный срок повторно рассмотреть вопрос о предварительном согласовании обществу с ограниченной ответственностью "ВостокМедикон" места размещения (строительства) объекта - базы отдыха сезонного типа на земельном участке площадью 20 000 кв. м, расположенном на о.Антипенко в Хасанском муниципальном районе и места размещения (строительства) объекта двух домиков рыболова с прилегающей территорией на о.Сибирякова в Хасанском муниципальном районе с учетом результатов информирования населения о возможном предоставлении земельного участка для строительства.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА

Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
С.В.ГУЦАЛЮК















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)