Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обстоятельства: Управление ссылалось на то, что спорный участок образован из участка, находящегося в федеральной собственности, решение о его передаче из собственности РФ в муниципальную не принималось.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 5 ноября 2014 г.
Полный текст постановления изготовлен 5 ноября 2014 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ИНН 2308095506, ОГРН 1032304166377), органа, осуществляющего публичные полномочия, - Департамента имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Сочи (ИНН 2320034940, ОГРН 1022302919374) и третьих лиц: администрации муниципального образования город-курорт Сочи (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Сочи и администрации муниципального образования город-курорт Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.05.2014 (судья Левченко О.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2014 (судьи Филимонова С.С., Соловьева М.В., Сулименко О.А.) по делу N А32-38453/2013, установил следующее.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - территориальное управление) обратилось в арбитражный суд к Департаменту имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Сочи (далее - департамент) с заявлением, в котором просило признать недействительным распоряжение департамента от 04.06.2013 N 2663-р о включении в реестр объектов муниципальной собственности земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:651 площадью 67 098 кв. м, расположенного по адресу: город-курорт Сочи, Лазаревский район, ул. Социалистическая.
Требования мотивированы следующим. Спорный участок образован из земельного участка с кадастровым номером 23:49:0100000:0007 площадью 171 тыс. кв. м, находящегося в федеральной собственности. Поскольку решения о передаче участка из собственности Российской Федерации в собственность муниципального образования уполномоченный орган не принимал, его включение в реестр муниципальных объектов не соответствует закону и нарушает права публичного собственника (Российской Федерации).
Определением от 21.11.2013 (т. 1, л.д. 1) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования город-курорт Сочи (далее - администрация) и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - Управление Росреестра).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.05.2014, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2014, ходатайство о восстановлении срока на подачу заявления и требования удовлетворены. Распоряжение департамента от 04.06.2013 N 2663-р о включении в реестр объектов муниципальной собственности спорного земельного участка признано недействительным.
Судебные инстанции установили, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0100000:0007 площадью 171 тыс. кв. м по адресу: г. Сочи, пос. Лазаревское, ул. Социалистическая, 1, первоначально предоставленный в постоянное (бессрочное) пользование судоверфи N 1 (государственный акт от 05.06.1991 серии А-I N 628144). Из письма Управления Росреестра от 01.11.2013 N 5001/53-12 заявителю стало известно о том, что в соответствии с распоряжением департамента от 04.06.2013 N 2663-р образован и включен в реестр муниципальной собственности города-курорта Сочи земельный участок площадью 67 098 кв. м с кадастровым номером 23:49:0000000:651. Ссылаясь на то, что данный участок образован за счет федеральных земель, территориальное управление обратилось в суд. На основании кадастровых выписок судебные инстанции установили, что участок с кадастровым номером 23:49:0000000:651 образован из участка с кадастровым номером 23:49:0100000:0007 в результате последовательных действий по разделу (выделу), уточнению границ и площади. Поскольку спорный участок образован из земельного участка, на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации до вступления в силу Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 244-ФЗ), он относится к федеральной собственности (статьи 11.2, 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс)). Территориальное управление (уполномоченный орган по распоряжению федеральным имуществом) не принимало решения о передаче участка из федеральной собственности в муниципальную собственность. Основания для принятия департаментом распоряжения от 06.06.2013 N 253 о включении в реестр муниципальной собственности земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:651 отсутствовали, поэтому суды удовлетворили заявленные требований со ссылкой на статьи 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). При восстановлении срока на подачу заявления (часть 4 статьи 198 Кодекса) суд первой инстанции исходил из того, что об оспариваемом распоряжении заявителю стало известно в ноябре 2013 года из письма Управления Росреестра (т. 1, л.д. 324; т. 2, л.д. 24).
Департамент и администрация обжаловали решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. В жалобе заявители просят указанные акты отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, а также несоответствие сделанных ими выводов обстоятельствам дела и доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Участок площадью 67 098 кв. м (кадастровый номер 23:49:0000000:651) включен в реестр муниципальной собственности распоряжением департамента от 04.06.2013 N 2663-р на основании норм Закона N 244-ФЗ. С заявлением об оспаривании распоряжения от 04.06.2013 территориальное управление обратилось в суд 18.11.2013, то есть с пропуском срока, установленного частью 4 статьи 198 Кодекса. Доказательств уважительности пропуска срока заявителем не представлено, поэтому оснований для его восстановления у суда не имелось. Помимо этого в данном случае отсутствуют условия для удовлетворения соответствующего требования (статьи 198, 200 и 201 Кодекса). В нарушение статьи 65 Кодекса территориальное управление не представлено доказательств принадлежности Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:651. Документы об образовании спорного земельного участка данное обстоятельство не подтверждают. Отсутствуют и доказательства, свидетельствующие о нарушении прав (интересов) заявителя в имущественной сфере.
От иных участвующих в деле лиц отзывы на жалобу не поступили.
Участники процесса, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителя в суд кассационной инстанции не обеспечили.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, в удовлетворении кассационной жалобы следует отказать.
Как видно из материалов дела и установили судебные инстанции, в соответствии с решением Сочинского исполнительного комитета Совета народных депутатов судоверфи N 1 для размещения объектов жилищного и производственного назначения предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 17,10 га, расположенный в пос. Лазаревский г. Сочи, в подтверждение чего выдан государственный акт на право пользования землей от 05.06.1991 серии А-I N 628144 (т. 1, л.д. 38-45).
По сведениям государственного земельного кадастра (кадастровый план от 29.12.2003 N 12024) в декабре 2003 года для размещения объектов жилищного и производственного назначения в Лазаревском районе г. Сочи по ул. Социалистическая, 1 сформирован земельный участок ориентировочной площадью 171 тыс. кв. м; в ходе кадастрового учета участку, в отношении которого установлен особый режим использования земли (вторая зона округа санитарной охраны), присвоен кадастровый номер 23:49:0100000:0007 (т. 1, л.д. 47-49).
24 марта 2004 года в ЕГРП внесена запись N 23-01.46-5.2004-6 о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0100000:0007 площадью 171 тыс. кв. м, расположенный по адресу: г. Сочи, пос. Лазаревское, ул. Социалистическая, 1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 25.03.2004 серии 23-АБ N 206982 (т. 1, л.д. 26).
Из представленных в дело кадастровых выписок о земельных участках от 09.09.2013, от 07.03.2014, от 13.03.2014 и от 11.03.2014 (т. 1, л.д. 32-34, 68-106, 112-315) усматривается, что в ходе проведения кадастровых работ по уточнению границ и площади земельного участка с кадастровым номером 23:49:0100000:0007 на кадастровый учет 19.08.2004 поставлен земельный участок с кадастровым номером 23:49:0109016:5 площадью 171 тыс. кв. м
31 мая 2005 года на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 23:49:0109016:9 площадью 167 423 кв. м, образованный из участка с кадастровым номером 23:49:0109016:5.
Из земельного участка с кадастровым номером 23:49:0109016:9 сформирован и поставлен на кадастровый учет (09.02.2006) земельный участок с кадастровым номером 23:49:0109016:36 площадью 165 692 кв. м.
Из указанного участка образован и поставлен на кадастровый учет (20.04.2006) земельный участок с кадастровым номером 23:49:0109016:37, из которого, в свою очередь, был образован (10.12.2007) участок с кадастровым номером 23:49:0109016:45 площадью 153 957 кв. м
10 декабря 2007 года на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:571 площадью 143 707 кв. м, сформированный из участка с кадастровым номером 23:49:0109016:45.
Земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:571 разделен на три самостоятельных участка (с кадастровыми номерами 23:49:0000000:651, 23:49:0109016:49 и 23:49:0109023:6). Земельные участки, образованные в результате раздела, поставлены на государственный кадастровый учет 27.07.2010.
Распоряжением департамента от 04.06.2013 N 2663-р образован и включен в реестр муниципальной собственности города-курорта Сочи земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:651 площадью 67 098 кв. м (ранее учтенный в государственном кадастре недвижимости за номером 23:49:0000000:571), расположенный по адресу: Краснодарский край, город-курорт Сочи, Лазаревский район, ул. Социалистическая. Участок включен в реестр муниципальной собственности на основании Закона N 244-ФЗ (т. 1, л.д. 28).
Ссылаясь на то, что о наличии и содержании распоряжения от 04.06.2013 N 2663-р представителю федерального собственника стало известно в ноябре 2013 года из письма Управления Росреестра, территориальное управление оспорило указанный акт в судебном порядке и заявило ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока.
Согласно части 1 статьи 198 Кодекса организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если они полагают, что оспариваемое решение и действие (бездействие) не соответствуют закону (иному нормативному правовому акту) и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для удовлетворения таких требований необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие таких действий (бездействия), решений закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) заявителя в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (статьи 200 и 201 Кодекса).
Порядок образования участков закреплен в статье 11.2 Земельного кодекса. Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 1). Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 3).
Пункт 6 Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 N 396 (действовало до 29.06.2009) также предусматривал возможность образования новых земельных участков путем деления существующего земельного участка на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок.
При разрешении спора судебные инстанции установили, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:651 с разрешенным использованием - для размещения объектов жилищного и производственного назначения образован из участка с кадастровым номером 23:49:0100000:0007 (с таким же видом разрешенного использования) в результате последовательных действий (преобразований) по разделу (выделу), уточнению границ и площади. Данный вывод судов первой и апелляционной инстанций основан на представленных в материалы дела сведениях государственного кадастра недвижимости, отраженных в кадастровых выписках от 09.09.2013, от 07.03.2014, от 13.03.2014 и от 11.03.2014.
В силу пункта 2 статьи 11.4 Земельного кодекса при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела участки.
Исходный (преобразуемый) земельный участок с кадастровым номером 23:49:0100000:0007 находился в федеральной собственности (свидетельство о государственной регистрации права от 25.03.2004 серии 23-АБ N 206982). Следовательно, образованный из него (в результате цепи преобразований) участок с кадастровым номером 23:49:0000000:651 также относится к собственности Российской Федерации.
Право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0100000:0007, расположенный во второй зоне округа санитарной охраны курорта федерального значения, было зарегистрировано в ЕГРП до вступления в силу Закона N 244-ФЗ (запись регистрации N 23-01.46-5.2004-6 от 24.03.2004).
Согласно частям 1 и 4 статьи 1 Закона N 244-ФЗ из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации либо собственность поселений, муниципальных районов или городских округов передаются земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением земельных участков, право федеральной собственности на которые зарегистрировано по основаниям, указанным в пунктах 1 - 4 части 4 статьи 1 Закона N 244-ФЗ.
Передача земельных участков осуществляется в порядке, установленном федеральным законом, с учетом особенностей, предусмотренных частью 6 статьи 1 Закона N 244-ФЗ (часть 5 статьи 1). В указанной норме предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, обязан принять решение о передаче из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или в муниципальную собственность земельных участков, указанных в частях 1 - 4 настоящей статьи, в двухмесячный срок с даты поступления соответствующего предложения органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Материалы дела не подтверждают соблюдение органами местного самоуправления процедуры передачи земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:651 из федеральной собственности в собственность муниципального образования город-курорт Сочи. Как установили при разрешении спора судебные инстанции, соответствующего решения территориальное управление (уполномоченный орган по распоряжению федеральным имуществом) не принимало.
Основания для включения в реестр муниципальной собственности земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:651 в обход процедуры, закрепленной в Законе N 244-ФЗ, у департамента отсутствовали. Поэтому суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о несоответствии распоряжения от 06.06.2013 N 253 закону и нарушении им прав (законных интересов) Российской Федерации.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Довод кассационной жалобы о необоснованном восстановлении территориальному управлению срока на подачу заявления подлежит отклонению.
Согласно части 4 статьи 198 Кодекса заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
При обращении в суд территориальное управление указало на то, что о наличии и содержании распоряжения от 04.06.2013 N 2663-р ему стало известно в ноябре 2013 года из письма Управления Росреестра от 01.11.2013 N 5001/53-12 (т. 1, л.д. 27). В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие об информированности представителя федерального собственника о нарушении прав Российской Федерации в результате принятия оспариваемого распоряжения ранее даты, указанной заявителем.
С заявлением в порядке главы 24 Кодекса территориальное управление обратилось 18.11.2013 (т. 1, л.д. 5). Следовательно, закрепленный в части 4 статьи 198 Кодекса срок в данном случае не пропущен. Указание в решении суда первой инстанции на восстановление срока не может быть квалифицировано как процессуальное нарушение, влекущее отмену судебного акта в кассационном порядке (часть 3 статьи 288 Кодекса).
Довод жалобы о недоказанности принадлежности Российской Федерации спорного участка отклоняется как противоречащий обстоятельствам, установленным судами первой и апелляционной инстанций, а также документам государственного кадастрового учета о последовательном преобразовании земельного участка, находящегося в федеральной собственности.
Окружной суд не усматривает оснований для отмены (изменения) решения и апелляционного постановления по доводам, приведенным в жалобе. Нарушения норм процессуального права, влекущие отмену судебных актов, не установлены.
Органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.05.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2014 по делу N А32-38453/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.Е.ЕПИФАНОВ
Судьи
В.А.АНЦИФЕРОВ
А.И.МЕЩЕРИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 05.11.2014 N Ф08-8308/2014 ПО ДЕЛУ N А32-38453/2013
Требование: О признании недействительным распоряжения о включении в реестр объектов муниципальной собственности земельного участка.Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обстоятельства: Управление ссылалось на то, что спорный участок образован из участка, находящегося в федеральной собственности, решение о его передаче из собственности РФ в муниципальную не принималось.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 ноября 2014 г. по делу N А32-38453/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 5 ноября 2014 г.
Полный текст постановления изготовлен 5 ноября 2014 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ИНН 2308095506, ОГРН 1032304166377), органа, осуществляющего публичные полномочия, - Департамента имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Сочи (ИНН 2320034940, ОГРН 1022302919374) и третьих лиц: администрации муниципального образования город-курорт Сочи (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Сочи и администрации муниципального образования город-курорт Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.05.2014 (судья Левченко О.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2014 (судьи Филимонова С.С., Соловьева М.В., Сулименко О.А.) по делу N А32-38453/2013, установил следующее.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - территориальное управление) обратилось в арбитражный суд к Департаменту имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Сочи (далее - департамент) с заявлением, в котором просило признать недействительным распоряжение департамента от 04.06.2013 N 2663-р о включении в реестр объектов муниципальной собственности земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:651 площадью 67 098 кв. м, расположенного по адресу: город-курорт Сочи, Лазаревский район, ул. Социалистическая.
Требования мотивированы следующим. Спорный участок образован из земельного участка с кадастровым номером 23:49:0100000:0007 площадью 171 тыс. кв. м, находящегося в федеральной собственности. Поскольку решения о передаче участка из собственности Российской Федерации в собственность муниципального образования уполномоченный орган не принимал, его включение в реестр муниципальных объектов не соответствует закону и нарушает права публичного собственника (Российской Федерации).
Определением от 21.11.2013 (т. 1, л.д. 1) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования город-курорт Сочи (далее - администрация) и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - Управление Росреестра).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.05.2014, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2014, ходатайство о восстановлении срока на подачу заявления и требования удовлетворены. Распоряжение департамента от 04.06.2013 N 2663-р о включении в реестр объектов муниципальной собственности спорного земельного участка признано недействительным.
Судебные инстанции установили, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0100000:0007 площадью 171 тыс. кв. м по адресу: г. Сочи, пос. Лазаревское, ул. Социалистическая, 1, первоначально предоставленный в постоянное (бессрочное) пользование судоверфи N 1 (государственный акт от 05.06.1991 серии А-I N 628144). Из письма Управления Росреестра от 01.11.2013 N 5001/53-12 заявителю стало известно о том, что в соответствии с распоряжением департамента от 04.06.2013 N 2663-р образован и включен в реестр муниципальной собственности города-курорта Сочи земельный участок площадью 67 098 кв. м с кадастровым номером 23:49:0000000:651. Ссылаясь на то, что данный участок образован за счет федеральных земель, территориальное управление обратилось в суд. На основании кадастровых выписок судебные инстанции установили, что участок с кадастровым номером 23:49:0000000:651 образован из участка с кадастровым номером 23:49:0100000:0007 в результате последовательных действий по разделу (выделу), уточнению границ и площади. Поскольку спорный участок образован из земельного участка, на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации до вступления в силу Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 244-ФЗ), он относится к федеральной собственности (статьи 11.2, 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс)). Территориальное управление (уполномоченный орган по распоряжению федеральным имуществом) не принимало решения о передаче участка из федеральной собственности в муниципальную собственность. Основания для принятия департаментом распоряжения от 06.06.2013 N 253 о включении в реестр муниципальной собственности земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:651 отсутствовали, поэтому суды удовлетворили заявленные требований со ссылкой на статьи 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). При восстановлении срока на подачу заявления (часть 4 статьи 198 Кодекса) суд первой инстанции исходил из того, что об оспариваемом распоряжении заявителю стало известно в ноябре 2013 года из письма Управления Росреестра (т. 1, л.д. 324; т. 2, л.д. 24).
Департамент и администрация обжаловали решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. В жалобе заявители просят указанные акты отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, а также несоответствие сделанных ими выводов обстоятельствам дела и доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Участок площадью 67 098 кв. м (кадастровый номер 23:49:0000000:651) включен в реестр муниципальной собственности распоряжением департамента от 04.06.2013 N 2663-р на основании норм Закона N 244-ФЗ. С заявлением об оспаривании распоряжения от 04.06.2013 территориальное управление обратилось в суд 18.11.2013, то есть с пропуском срока, установленного частью 4 статьи 198 Кодекса. Доказательств уважительности пропуска срока заявителем не представлено, поэтому оснований для его восстановления у суда не имелось. Помимо этого в данном случае отсутствуют условия для удовлетворения соответствующего требования (статьи 198, 200 и 201 Кодекса). В нарушение статьи 65 Кодекса территориальное управление не представлено доказательств принадлежности Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:651. Документы об образовании спорного земельного участка данное обстоятельство не подтверждают. Отсутствуют и доказательства, свидетельствующие о нарушении прав (интересов) заявителя в имущественной сфере.
От иных участвующих в деле лиц отзывы на жалобу не поступили.
Участники процесса, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителя в суд кассационной инстанции не обеспечили.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, в удовлетворении кассационной жалобы следует отказать.
Как видно из материалов дела и установили судебные инстанции, в соответствии с решением Сочинского исполнительного комитета Совета народных депутатов судоверфи N 1 для размещения объектов жилищного и производственного назначения предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 17,10 га, расположенный в пос. Лазаревский г. Сочи, в подтверждение чего выдан государственный акт на право пользования землей от 05.06.1991 серии А-I N 628144 (т. 1, л.д. 38-45).
По сведениям государственного земельного кадастра (кадастровый план от 29.12.2003 N 12024) в декабре 2003 года для размещения объектов жилищного и производственного назначения в Лазаревском районе г. Сочи по ул. Социалистическая, 1 сформирован земельный участок ориентировочной площадью 171 тыс. кв. м; в ходе кадастрового учета участку, в отношении которого установлен особый режим использования земли (вторая зона округа санитарной охраны), присвоен кадастровый номер 23:49:0100000:0007 (т. 1, л.д. 47-49).
24 марта 2004 года в ЕГРП внесена запись N 23-01.46-5.2004-6 о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0100000:0007 площадью 171 тыс. кв. м, расположенный по адресу: г. Сочи, пос. Лазаревское, ул. Социалистическая, 1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 25.03.2004 серии 23-АБ N 206982 (т. 1, л.д. 26).
Из представленных в дело кадастровых выписок о земельных участках от 09.09.2013, от 07.03.2014, от 13.03.2014 и от 11.03.2014 (т. 1, л.д. 32-34, 68-106, 112-315) усматривается, что в ходе проведения кадастровых работ по уточнению границ и площади земельного участка с кадастровым номером 23:49:0100000:0007 на кадастровый учет 19.08.2004 поставлен земельный участок с кадастровым номером 23:49:0109016:5 площадью 171 тыс. кв. м
31 мая 2005 года на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 23:49:0109016:9 площадью 167 423 кв. м, образованный из участка с кадастровым номером 23:49:0109016:5.
Из земельного участка с кадастровым номером 23:49:0109016:9 сформирован и поставлен на кадастровый учет (09.02.2006) земельный участок с кадастровым номером 23:49:0109016:36 площадью 165 692 кв. м.
Из указанного участка образован и поставлен на кадастровый учет (20.04.2006) земельный участок с кадастровым номером 23:49:0109016:37, из которого, в свою очередь, был образован (10.12.2007) участок с кадастровым номером 23:49:0109016:45 площадью 153 957 кв. м
10 декабря 2007 года на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:571 площадью 143 707 кв. м, сформированный из участка с кадастровым номером 23:49:0109016:45.
Земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:571 разделен на три самостоятельных участка (с кадастровыми номерами 23:49:0000000:651, 23:49:0109016:49 и 23:49:0109023:6). Земельные участки, образованные в результате раздела, поставлены на государственный кадастровый учет 27.07.2010.
Распоряжением департамента от 04.06.2013 N 2663-р образован и включен в реестр муниципальной собственности города-курорта Сочи земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:651 площадью 67 098 кв. м (ранее учтенный в государственном кадастре недвижимости за номером 23:49:0000000:571), расположенный по адресу: Краснодарский край, город-курорт Сочи, Лазаревский район, ул. Социалистическая. Участок включен в реестр муниципальной собственности на основании Закона N 244-ФЗ (т. 1, л.д. 28).
Ссылаясь на то, что о наличии и содержании распоряжения от 04.06.2013 N 2663-р представителю федерального собственника стало известно в ноябре 2013 года из письма Управления Росреестра, территориальное управление оспорило указанный акт в судебном порядке и заявило ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока.
Согласно части 1 статьи 198 Кодекса организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если они полагают, что оспариваемое решение и действие (бездействие) не соответствуют закону (иному нормативному правовому акту) и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для удовлетворения таких требований необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие таких действий (бездействия), решений закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) заявителя в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (статьи 200 и 201 Кодекса).
Порядок образования участков закреплен в статье 11.2 Земельного кодекса. Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 1). Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 3).
Пункт 6 Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 N 396 (действовало до 29.06.2009) также предусматривал возможность образования новых земельных участков путем деления существующего земельного участка на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок.
При разрешении спора судебные инстанции установили, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:651 с разрешенным использованием - для размещения объектов жилищного и производственного назначения образован из участка с кадастровым номером 23:49:0100000:0007 (с таким же видом разрешенного использования) в результате последовательных действий (преобразований) по разделу (выделу), уточнению границ и площади. Данный вывод судов первой и апелляционной инстанций основан на представленных в материалы дела сведениях государственного кадастра недвижимости, отраженных в кадастровых выписках от 09.09.2013, от 07.03.2014, от 13.03.2014 и от 11.03.2014.
В силу пункта 2 статьи 11.4 Земельного кодекса при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела участки.
Исходный (преобразуемый) земельный участок с кадастровым номером 23:49:0100000:0007 находился в федеральной собственности (свидетельство о государственной регистрации права от 25.03.2004 серии 23-АБ N 206982). Следовательно, образованный из него (в результате цепи преобразований) участок с кадастровым номером 23:49:0000000:651 также относится к собственности Российской Федерации.
Право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0100000:0007, расположенный во второй зоне округа санитарной охраны курорта федерального значения, было зарегистрировано в ЕГРП до вступления в силу Закона N 244-ФЗ (запись регистрации N 23-01.46-5.2004-6 от 24.03.2004).
Согласно частям 1 и 4 статьи 1 Закона N 244-ФЗ из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации либо собственность поселений, муниципальных районов или городских округов передаются земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением земельных участков, право федеральной собственности на которые зарегистрировано по основаниям, указанным в пунктах 1 - 4 части 4 статьи 1 Закона N 244-ФЗ.
Передача земельных участков осуществляется в порядке, установленном федеральным законом, с учетом особенностей, предусмотренных частью 6 статьи 1 Закона N 244-ФЗ (часть 5 статьи 1). В указанной норме предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, обязан принять решение о передаче из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или в муниципальную собственность земельных участков, указанных в частях 1 - 4 настоящей статьи, в двухмесячный срок с даты поступления соответствующего предложения органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Материалы дела не подтверждают соблюдение органами местного самоуправления процедуры передачи земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:651 из федеральной собственности в собственность муниципального образования город-курорт Сочи. Как установили при разрешении спора судебные инстанции, соответствующего решения территориальное управление (уполномоченный орган по распоряжению федеральным имуществом) не принимало.
Основания для включения в реестр муниципальной собственности земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:651 в обход процедуры, закрепленной в Законе N 244-ФЗ, у департамента отсутствовали. Поэтому суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о несоответствии распоряжения от 06.06.2013 N 253 закону и нарушении им прав (законных интересов) Российской Федерации.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Довод кассационной жалобы о необоснованном восстановлении территориальному управлению срока на подачу заявления подлежит отклонению.
Согласно части 4 статьи 198 Кодекса заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
При обращении в суд территориальное управление указало на то, что о наличии и содержании распоряжения от 04.06.2013 N 2663-р ему стало известно в ноябре 2013 года из письма Управления Росреестра от 01.11.2013 N 5001/53-12 (т. 1, л.д. 27). В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие об информированности представителя федерального собственника о нарушении прав Российской Федерации в результате принятия оспариваемого распоряжения ранее даты, указанной заявителем.
С заявлением в порядке главы 24 Кодекса территориальное управление обратилось 18.11.2013 (т. 1, л.д. 5). Следовательно, закрепленный в части 4 статьи 198 Кодекса срок в данном случае не пропущен. Указание в решении суда первой инстанции на восстановление срока не может быть квалифицировано как процессуальное нарушение, влекущее отмену судебного акта в кассационном порядке (часть 3 статьи 288 Кодекса).
Довод жалобы о недоказанности принадлежности Российской Федерации спорного участка отклоняется как противоречащий обстоятельствам, установленным судами первой и апелляционной инстанций, а также документам государственного кадастрового учета о последовательном преобразовании земельного участка, находящегося в федеральной собственности.
Окружной суд не усматривает оснований для отмены (изменения) решения и апелляционного постановления по доводам, приведенным в жалобе. Нарушения норм процессуального права, влекущие отмену судебных актов, не установлены.
Органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.05.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2014 по делу N А32-38453/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.Е.ЕПИФАНОВ
Судьи
В.А.АНЦИФЕРОВ
А.И.МЕЩЕРИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)