Судебные решения, арбитраж
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Илюшова О.Л.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Сухаревой С.И.
судей Петровой Ю.Ю. и Быханова А.В.
при секретаре Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании <дата> дело N <...> по апелляционным жалобам П., У.А.А., ООО "Бутик N 4" на решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> по иску Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга к П., У.А.А., ООО "Бутик N 4" о принятии решения об образовании земельного участка, подлежащего изъятию для государственных нужд,
Заслушав доклад судьи Сухаревой С.И., объяснения представителя ООО "Бутик N 4" Т. по доверенности от <дата>, представителя У.А.А. - И. по доверенности от <дата>, П., поддержавших доводы апелляционных жалоб, представителя Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга К. по доверенности от <дата>, представителя СПб ГКУ "Дирекция транспортного строительства" Р. по доверенности от <дата>, возражавших против доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-
Петербурга обратился в суд с иском к П., У.А.А., ООО "Бутик N 4", просив принять решение об образовании земельного участка площадью 2197 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, кадастровый номер N <...>, подлежащего изъятию для государственных нужд Санкт-Петербурга, в связи с реконструкцией объекта "Реконструкция автодороги N <...> "Санкт-Петербург - Киев" (<адрес>) на участке от дороги на <адрес> до <адрес> в административных границах Санкт-Петербурга", путем раздела земельного участка без согласия ответчиков, являющихся собственниками указанного земельного участка, в соответствии со схемой раздела земельного участка.
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что в границах Объекта расположен земельный участок с кадастровым номером N <...>, принадлежащий на праве общей долевой собственности: П., У.А.А., ООО "Бутик N 4". Часть указанного земельного участка, площадью 2197 кв. м, подлежит выкупу для государственных нужд Санкт-Петербурга, в связи со строительством названного Объекта. С целью формирования земельного участка, подлежащего изъятию для государственных нужд Санкт-Петербурга ответчикам была направлена схема раздела земельного участка, но письмом от <дата> N б/н ответчики сообщили, что представленная документация сопровождается отказом. До настоящего времени ответчики отказываются от подписания схемы раздела земельного участка, от подписания заявления на раздел земельного участка, для дальнейшей подачи его в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, отказываются от производства землеустроительных, межевых кадастровых работ, необходимых для формирования земельного участка, подлежащего изъятию. Для решения имущественно-правовых вопросов с ответчиками Комитетом были предприняты возможные попытки урегулировать спор мирным путем, однако спор не разрешен и ставит под угрозу строительство социально значимого для города Санкт-Петербург объекта, и может привести к неэффективным затратам бюджета.
Решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> исковые требования удовлетворены. Принято решение об образовании земельного участка площадью 2197 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, кадастровой номер N <...>, подлежащего изъятию для государственных нужд Санкт-Петербурга, в связи с реконструкцией объекта "Реконструкция автодороги М-20 "Санкт-Петербург - Киев" (Пулковское - Киевское шоссе) на участке от дороги на <адрес> до <адрес> в административных границах Санкт-Петербурга", путем раздела земельного участка без согласия П., У.А.А. и ООО "Бутик N 4", являющихся собственниками данного участка, в соответствии со схемой раздела земельного участка.
С П., У.А.А., ООО "Бутик N 4" взыскана государственная пошлина в доход государства в размере <...> рублей с каждого.
В апелляционных жалобах П., У.А.А. и ООО "Бутик N 4" просят решение суда отменить, считая его неправильным и в удовлетворении заявленных требований отказать.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, обсудив доводы апелляционных жалоб, не усматривает оснований для отмены решения Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от <дата>.
Судом первой инстанции установлено, что П., У.А.А. и ООО "Бутик N 4" являются собственниками N <...>, N <...> и N <...> долей соответственно в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 43934 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером N <...>.
<дата> между Комитетом по благоустройству и дорожному хозяйству и ЗАО "Производственное объединение "Возрождение" заключен государственный контракт N <...> по выполнению работ по строительству с разработкой рабочей документации объекта - "Реконструкция автодороги М-20 (<адрес>) на участке от дороги на <адрес> до <адрес> в административных границах Санкт-Петербурга" (далее по тексту Объект).
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от <дата> N <...> "О мерах по совершенствованию государственного управления в области благоустройства и дорожного хозяйства", Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству Санкт-Петербурга переименован в Комитет по Развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга.
<дата> Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургский ГУ "Дирекция транспортного строительства" и ЗАО "ПО "Возрождение" заключили соглашение о перемене лиц в обязательстве по государственному контракту от <дата> N <...>, в соответствии которым СПб ГУ "Дирекция транспортного строительства" приняло на себя права и обязанности Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга.
Согласно пункту 3.6 Положения о Комитете по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга (далее - Комитет), утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от <дата> N <...> "О мерах по совершенствованию государственного управления в области благоустройства и дорожного хозяйства", Комитет осуществляет юридические действия, связанные с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных нужд Санкт-Петербурга. Санкт-Петербургское ГУ "Дирекция транспортного строительства" является подведомственным Комитету.
В связи с тем, что в зону строительства Объекта попадает часть земельного участка, ориентировочной площадью 2197 кв. м, принадлежащего ответчикам, <дата> Комитетом по благоустройству и дорожному хозяйству Санкт-Петербурга и <дата> - СПб ГКУ "Дирекция транспортного строительства" в адрес ответчиков с целью формирования земельного участка, подлежащего изъятию для государственных нужд Санкт-Петербурга, направлена схема раздела земельного участка ответчиков на три участка.
Письмом от <дата> ответчики сообщили, что представленная документация сопровождается отказом.
В соответствии со ст. 279 ГК РФ, земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии со ст. 282 ГК РФ, если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение трех лет с момента направления собственнику участка уведомления, указанного в пункте 3 статьи 279 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 49 ЗК РФ, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Учитывая, что в границы строительства Объекта попадает только часть земельного участка, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что изъятие земельного участка для государственных нужд целиком не будет соответствовать указанным положениям Земельного кодекса, а также статье 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающей принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
В соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
В соответствии с порядком взаимодействия исполнительных органов государственной власти при утверждении границ земельного участка, утвержденным распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от <дата> N <...>, при формировании земельных участков, образовавшихся путем разделения земельных участков, ранее прошедших государственный кадастровый учет, на которые оформлены правоустанавливающие документы, издается правовой акт Комитета об утверждении границ земельных участков независимо от их площади.
Согласно п. 6.1 порядок утверждения границ земельного участка осуществляется при наличии графических материалов, в том числе схемы (плана) земельного участка, утвержденной в установленном порядке Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству.
Подготовка проекта правового акта об утверждении границ земельного участка осуществляется после выполнения в установленном порядке кадастровых работ на основании обращения заявителя (гражданина) к КЗР с комплектом документов, необходимых для его подготовки. После издания правового акта Комитета об утверждении границ земельного участка осуществляется в установленном порядке кадастровый учет земельного участка с присвоением кадастрового номера.
В соответствии с п. 1 ст. 6 ЗК РФ, объектами земельных отношений являются части земельных участков. Из анализа действующего законодательства следует, что в случае изъятия для государственных нужд только части земельного участка, необходимо произвести раздел соответствующего земельного участка с образованием новых земельных участков.
Оценивая в совокупности содержание вышеуказанных норм, следует, что изъятие части земельного участка предусматривает выполнение кадастровых работ, связанных с формированием нового земельного участка (образуемого в результате раздела), осуществлением кадастрового учета, которые не могут быть осуществлены без соответствующего обращения собственника земельного участка.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от <дата> N <...> "О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при изъятии земельных участков для государственных нужд Санкт-Петербурга", установлен порядок подготовки проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга об изъятии земельного участка.
Данный порядок также предполагает образование изымаемого земельного участка в качестве самостоятельного объема земельных отношений согласно требованиям статьи 11.1 Земельного кодекса РФ (проведение кадастровых работ в отношении изымаемой части земельного участка и проведение государственного кадастрового учета) для издания постановления Правительства Санкт-Петербурга об изъятии земельного участка для государственных нужд.
С <дата> в соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от <дата> N <...> "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" осуществление государственного кадастрового учета земельных участков на территории Санкт-Петербурга, предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, отнесено к полномочиям Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Санкт-Петербургу.
Статьей 20 ФЗ от <дата> N 211-ФЗ "О Государственном кадастре недвижимости" определен круг лиц, имеющих право на обращение с заявлениями о кадастровом учете.
Таким образом, для осуществления в соответствии с указанными нормами закона дальнейших юридических действий по выкупу части земельного участка, принадлежащего ответчикам и попадающего в границы строительства объекта, необходимо сформировать объект изъятия - земельный участок, который должен быть получен в результате раздела земельного участка, принадлежащего собственникам, для чего собственникам необходимо подать заявление в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга на раздел земельного участка, а также в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу".
Учитывая, что ответчики своими действиями создают невозможность издания постановления Правительства Санкт-Петербурга об изъятии земельного участка, являющегося частью земельного участка с кадастровым номером N <...>, для государственных нужд, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Ссылки апелляционных жалоб о том, что действующее законодательство не позволяет изымать часть земельного участка, не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку исковые требования Комитета направлены на принудительный раздел земельного участка с целью формирования отдельного земельного участка подлежащего дальнейшему изъятию.
Утверждения апелляционных жалоб о том, что при разрешении спора могут быть затронуты права ФГБУ "ФКП Росреестр" по Санкт-Петербургу, которое не было привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, являются несостоятельными, поскольку доказательств нарушения прав указанного органа не представлено.
Остальные доводы апелляционных жалоб по существу направлены на иное толкование действующего законодательства и на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательств, они не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчиков, выраженную ими в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда и поэтому не могут служить основанием для отмены постановленного по делу решения.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционные жалобы, которые не содержат предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА N 33-5850
Разделы:Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
N 33-5850
Судья: Илюшова О.Л.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Сухаревой С.И.
судей Петровой Ю.Ю. и Быханова А.В.
при секретаре Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании <дата> дело N <...> по апелляционным жалобам П., У.А.А., ООО "Бутик N 4" на решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> по иску Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга к П., У.А.А., ООО "Бутик N 4" о принятии решения об образовании земельного участка, подлежащего изъятию для государственных нужд,
Заслушав доклад судьи Сухаревой С.И., объяснения представителя ООО "Бутик N 4" Т. по доверенности от <дата>, представителя У.А.А. - И. по доверенности от <дата>, П., поддержавших доводы апелляционных жалоб, представителя Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга К. по доверенности от <дата>, представителя СПб ГКУ "Дирекция транспортного строительства" Р. по доверенности от <дата>, возражавших против доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-
Петербурга обратился в суд с иском к П., У.А.А., ООО "Бутик N 4", просив принять решение об образовании земельного участка площадью 2197 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, кадастровый номер N <...>, подлежащего изъятию для государственных нужд Санкт-Петербурга, в связи с реконструкцией объекта "Реконструкция автодороги N <...> "Санкт-Петербург - Киев" (<адрес>) на участке от дороги на <адрес> до <адрес> в административных границах Санкт-Петербурга", путем раздела земельного участка без согласия ответчиков, являющихся собственниками указанного земельного участка, в соответствии со схемой раздела земельного участка.
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что в границах Объекта расположен земельный участок с кадастровым номером N <...>, принадлежащий на праве общей долевой собственности: П., У.А.А., ООО "Бутик N 4". Часть указанного земельного участка, площадью 2197 кв. м, подлежит выкупу для государственных нужд Санкт-Петербурга, в связи со строительством названного Объекта. С целью формирования земельного участка, подлежащего изъятию для государственных нужд Санкт-Петербурга ответчикам была направлена схема раздела земельного участка, но письмом от <дата> N б/н ответчики сообщили, что представленная документация сопровождается отказом. До настоящего времени ответчики отказываются от подписания схемы раздела земельного участка, от подписания заявления на раздел земельного участка, для дальнейшей подачи его в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, отказываются от производства землеустроительных, межевых кадастровых работ, необходимых для формирования земельного участка, подлежащего изъятию. Для решения имущественно-правовых вопросов с ответчиками Комитетом были предприняты возможные попытки урегулировать спор мирным путем, однако спор не разрешен и ставит под угрозу строительство социально значимого для города Санкт-Петербург объекта, и может привести к неэффективным затратам бюджета.
Решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> исковые требования удовлетворены. Принято решение об образовании земельного участка площадью 2197 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, кадастровой номер N <...>, подлежащего изъятию для государственных нужд Санкт-Петербурга, в связи с реконструкцией объекта "Реконструкция автодороги М-20 "Санкт-Петербург - Киев" (Пулковское - Киевское шоссе) на участке от дороги на <адрес> до <адрес> в административных границах Санкт-Петербурга", путем раздела земельного участка без согласия П., У.А.А. и ООО "Бутик N 4", являющихся собственниками данного участка, в соответствии со схемой раздела земельного участка.
С П., У.А.А., ООО "Бутик N 4" взыскана государственная пошлина в доход государства в размере <...> рублей с каждого.
В апелляционных жалобах П., У.А.А. и ООО "Бутик N 4" просят решение суда отменить, считая его неправильным и в удовлетворении заявленных требований отказать.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, обсудив доводы апелляционных жалоб, не усматривает оснований для отмены решения Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от <дата>.
Судом первой инстанции установлено, что П., У.А.А. и ООО "Бутик N 4" являются собственниками N <...>, N <...> и N <...> долей соответственно в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 43934 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером N <...>.
<дата> между Комитетом по благоустройству и дорожному хозяйству и ЗАО "Производственное объединение "Возрождение" заключен государственный контракт N <...> по выполнению работ по строительству с разработкой рабочей документации объекта - "Реконструкция автодороги М-20 (<адрес>) на участке от дороги на <адрес> до <адрес> в административных границах Санкт-Петербурга" (далее по тексту Объект).
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от <дата> N <...> "О мерах по совершенствованию государственного управления в области благоустройства и дорожного хозяйства", Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству Санкт-Петербурга переименован в Комитет по Развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга.
<дата> Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургский ГУ "Дирекция транспортного строительства" и ЗАО "ПО "Возрождение" заключили соглашение о перемене лиц в обязательстве по государственному контракту от <дата> N <...>, в соответствии которым СПб ГУ "Дирекция транспортного строительства" приняло на себя права и обязанности Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга.
Согласно пункту 3.6 Положения о Комитете по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга (далее - Комитет), утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от <дата> N <...> "О мерах по совершенствованию государственного управления в области благоустройства и дорожного хозяйства", Комитет осуществляет юридические действия, связанные с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных нужд Санкт-Петербурга. Санкт-Петербургское ГУ "Дирекция транспортного строительства" является подведомственным Комитету.
В связи с тем, что в зону строительства Объекта попадает часть земельного участка, ориентировочной площадью 2197 кв. м, принадлежащего ответчикам, <дата> Комитетом по благоустройству и дорожному хозяйству Санкт-Петербурга и <дата> - СПб ГКУ "Дирекция транспортного строительства" в адрес ответчиков с целью формирования земельного участка, подлежащего изъятию для государственных нужд Санкт-Петербурга, направлена схема раздела земельного участка ответчиков на три участка.
Письмом от <дата> ответчики сообщили, что представленная документация сопровождается отказом.
В соответствии со ст. 279 ГК РФ, земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии со ст. 282 ГК РФ, если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение трех лет с момента направления собственнику участка уведомления, указанного в пункте 3 статьи 279 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 49 ЗК РФ, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Учитывая, что в границы строительства Объекта попадает только часть земельного участка, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что изъятие земельного участка для государственных нужд целиком не будет соответствовать указанным положениям Земельного кодекса, а также статье 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающей принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
В соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
В соответствии с порядком взаимодействия исполнительных органов государственной власти при утверждении границ земельного участка, утвержденным распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от <дата> N <...>, при формировании земельных участков, образовавшихся путем разделения земельных участков, ранее прошедших государственный кадастровый учет, на которые оформлены правоустанавливающие документы, издается правовой акт Комитета об утверждении границ земельных участков независимо от их площади.
Согласно п. 6.1 порядок утверждения границ земельного участка осуществляется при наличии графических материалов, в том числе схемы (плана) земельного участка, утвержденной в установленном порядке Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству.
Подготовка проекта правового акта об утверждении границ земельного участка осуществляется после выполнения в установленном порядке кадастровых работ на основании обращения заявителя (гражданина) к КЗР с комплектом документов, необходимых для его подготовки. После издания правового акта Комитета об утверждении границ земельного участка осуществляется в установленном порядке кадастровый учет земельного участка с присвоением кадастрового номера.
В соответствии с п. 1 ст. 6 ЗК РФ, объектами земельных отношений являются части земельных участков. Из анализа действующего законодательства следует, что в случае изъятия для государственных нужд только части земельного участка, необходимо произвести раздел соответствующего земельного участка с образованием новых земельных участков.
Оценивая в совокупности содержание вышеуказанных норм, следует, что изъятие части земельного участка предусматривает выполнение кадастровых работ, связанных с формированием нового земельного участка (образуемого в результате раздела), осуществлением кадастрового учета, которые не могут быть осуществлены без соответствующего обращения собственника земельного участка.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от <дата> N <...> "О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при изъятии земельных участков для государственных нужд Санкт-Петербурга", установлен порядок подготовки проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга об изъятии земельного участка.
Данный порядок также предполагает образование изымаемого земельного участка в качестве самостоятельного объема земельных отношений согласно требованиям статьи 11.1 Земельного кодекса РФ (проведение кадастровых работ в отношении изымаемой части земельного участка и проведение государственного кадастрового учета) для издания постановления Правительства Санкт-Петербурга об изъятии земельного участка для государственных нужд.
С <дата> в соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от <дата> N <...> "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" осуществление государственного кадастрового учета земельных участков на территории Санкт-Петербурга, предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, отнесено к полномочиям Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Санкт-Петербургу.
Статьей 20 ФЗ от <дата> N 211-ФЗ "О Государственном кадастре недвижимости" определен круг лиц, имеющих право на обращение с заявлениями о кадастровом учете.
Таким образом, для осуществления в соответствии с указанными нормами закона дальнейших юридических действий по выкупу части земельного участка, принадлежащего ответчикам и попадающего в границы строительства объекта, необходимо сформировать объект изъятия - земельный участок, который должен быть получен в результате раздела земельного участка, принадлежащего собственникам, для чего собственникам необходимо подать заявление в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга на раздел земельного участка, а также в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу".
Учитывая, что ответчики своими действиями создают невозможность издания постановления Правительства Санкт-Петербурга об изъятии земельного участка, являющегося частью земельного участка с кадастровым номером N <...>, для государственных нужд, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Ссылки апелляционных жалоб о том, что действующее законодательство не позволяет изымать часть земельного участка, не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку исковые требования Комитета направлены на принудительный раздел земельного участка с целью формирования отдельного земельного участка подлежащего дальнейшему изъятию.
Утверждения апелляционных жалоб о том, что при разрешении спора могут быть затронуты права ФГБУ "ФКП Росреестр" по Санкт-Петербургу, которое не было привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, являются несостоятельными, поскольку доказательств нарушения прав указанного органа не представлено.
Остальные доводы апелляционных жалоб по существу направлены на иное толкование действующего законодательства и на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательств, они не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчиков, выраженную ими в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда и поэтому не могут служить основанием для отмены постановленного по делу решения.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционные жалобы, которые не содержат предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)