Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Грачевой И.Л., Сергеевой И.В., при участии от уполномоченного по защите прав предпринимателей в Псковской области Вульфсона А.Д. (доверенность от 14.02.2014), от Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям Кулик Е.В. (доверенность от 15.10.2012), от общества с ограниченной ответственностью "Леонардо Керамиче" Ивановой Л.Н. (доверенность от 17.10.2014), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Леонардо Керамиче" и Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 28.04.2014 (судья Бударина Ж.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2014 (судьи Тарасова О.А., Виноградова Т.В., Докшина А.Ю.) по делу N А52-303/2014,
установил:
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Псковской области Слепченко Петр Михайлович (далее - Уполномоченный) в порядке статьи 53.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обратился в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании незаконным бездействия Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям (место нахождения: 180007, г. Псков, Пароменская ул., д. 21/33, ОГРН 1026000971831, ИНН 6027007117; далее - Комитет), выразившегося в нерассмотрении заявления общества с ограниченной ответственностью "Леонардо Керамиче" (место нахождения: 119415, Москва, ул. Удальцова, д. 6, ОГРН 1026002541751, ИНН 6015005732; далее - Общество) от 23.04.2013 о предоставлении в собственность для размещения магазина земельного участка площадью 298,7 кв. м, с кадастровым номером 60:27:0050215:31, расположенного по адресу: г. Псков, ул. М.Горького, у дома 29, а также в неполучении отчета оценщика и неподготовке проекта распоряжения о проведении аукциона, и о возложении на Комитет обязанности устранить допущенные нарушения путем рассмотрения заявления Общества, проведения оценки, подготовки проекта распоряжения (требования с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Общество и администрация города Пскова (место нахождения: 180001, г. Псков, ул. Некрасова, д. 22, ОГРН 1026000980246, ИНН 6027022330; далее - Администрация).
Решением суда первой инстанции от 28.04.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 13.08.2014 решение оставлено без изменения.
В кассационных жалобах Общество и Уполномоченный, ссылаясь на то, что выводы судов первой и апелляционной инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права, просит обжалуемые судебные акты отменить, вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представители Уполномоченного и Общества поддержали доводы, изложенные в кассационных жалобах, а представитель Комитета, ссылаясь на их необоснованность, просил оставить жалобы без удовлетворения.
Администрация, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направила, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Комитет с заявлением от 23.04.2013, в котором просило предоставить в собственность земельный участок площадью 298,7 кв. м, с кадастровым номером 60:27:0050215:31, расположенный по адресу: г. Псков, ул. М.Горького, у дома 29, для размещения магазина непродовольственных товаров.
К указанному заявлению Общество приложило все необходимые документы, предусмотренные приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок".
Комитет письмом от 06.11.2013 N 1/4/П-11281 отказал Обществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка со ссылкой на то, что площадь земельного участка, в силу строительных норм и правил обеспечения нормативной инфраструктурой и парковочными местами, не позволяет осуществлять строительство на данном участке.
Общество обратилось к Уполномоченному с жалобой от 31.01.2014 N 20-100 на отказ Комитета в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка для строительства магазина.
Рассмотрев вышеуказанную жалобу, Уполномоченный на основании пункта 4 статьи 4 Федерального закона от 07.05.2013 N 78-ФЗ "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" обратился в арбитражный суд с указанными требованиями.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ требование о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц может быть удовлетворено судом при наличии одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого решения и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения данным решением и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Суды обеих инстанций в удовлетворении заявленных требований отказали, не усмотрев предусмотренных названными нормами права оснований для признания оспариваемого бездействия незаконным.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В силу положений статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 1 Закона Псковской области от 29.12.2005 N 518-оз (в редакции от 15.07.2010) "Об отдельных положениях регулирования земельных отношений на территории Псковской области" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Пскове осуществляется Администрацией Псковской области (далее - Администрация области) или уполномоченным ею органом исполнительной власти области.
Постановлением Администрации области от 06.12.2007 N 435 утвержден "Порядок принятия решений по распоряжению земельными участками в городе Пскове, государственная собственность на которые не разграничена" (в редакции от 12.10.2012, далее - Порядок), в соответствии с которым решения о предоставлении земельных участков в городе Пскове, государственная собственность на которые не разграничена, принимает Администрация области, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящего постановления. Рассмотрение обращений по поводу предоставления земельных участков осуществляет Комитет в соответствии с установленным Порядком.
Комитет в 10-дневный срок после получения заявления, направленного заинтересованным лицом по правилам, установленным пунктом 14 данного Порядка, направляет в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Псковской области и администрацию города Пскова запросы о наличии прав на испрашиваемый земельный участок; проводит процедуру согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, организациями; обеспечивает определение разрешенного использования земельного участка; обеспечивает определение технических условий подключения объекта, предполагаемого к строительству, к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения; обеспечивает получение кадастрового паспорта земельного участка (пункт 16 Порядка).
Как следует из пункта 17 Порядка Комитет в течение 10 дней со дня поступления документов, указанных в пункте 16 настоящего Порядка, направляет заявителю сообщение о невозможности рассмотрения заявления и возвращает его в случае: невозможности однозначно определить местоположение испрашиваемого земельного участка; несоответствия размера земельного участка нормам отвода земель для конкретных видов деятельности, правилам землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной документации; невозможности предоставления земельного участка на испрашиваемом праве; отсутствия полномочий Администрации области по распоряжению землями, в состав которых входит испрашиваемый земельный участок; несоответствия заявления и прилагаемых к нему документов требованиям пунктов 14, 15 настоящего Порядка.
В случае установления невозможности предоставления земельного участка по итогам проведения работ, предусмотренных пунктом 16 настоящего Порядка, или по результатам согласования с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, организациями Комитет направляет заявителю уведомление с указанием причин невозможности предоставления данного земельного участка (пункт 18 указанного Порядка).
Суды, проанализировав материалы дела и с учетом приведенных нормативных положений, установили, что Комитет после получения заявление Общества о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность для размещения магазина, выполнил ряд действия направленных на определение разрешенного использования земельного участка, получения необходимых технических условий, установления возможности предоставления земельного участка для указанных целей. Комитет, установив невозможность предоставления испрашиваемого земельного участка, направил Обществу уведомление от 06.11.2013 N 1/4/П-11281, где сослался на письмо Администрации от 24.10.2014 N 4892, согласно которому площадь испрашиваемого земельного участка в силу строительных норм и правил обеспечения нормативной инфраструктурой и парковочными местами не позволяет осуществлять строительство магазина.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали, что Комитетом не допущено незаконное бездействие, поскольку в связи с обращением Общества совершены определенные действия, результатом которых явилось соответствующее решение.
Доводы Комитета о невозможности строительства магазина на испрашиваемом Обществом земельном участке проверены судами первой и апелляционной инстанций. В результате объективного и всестороннего исследования обстоятельств дела суды пришли к обоснованному выводу о том, что строительство магазина, для которого Общество просит предоставить земельный участок, противоречит Правилам землепользования и застройки муниципального образования "Город Псков" и Региональным нормативам градостроительного проектирования Псковской области.
Таким образом, отсутствуют основания для организации торгов для целей предоставления данного земельного участка под строительство.
При таком положении в удовлетворении заявленных требований отказано обоснованно.
Кассационная инстанция считает, что нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с этим основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационных жалоб отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 28.04.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2014 по делу N А52-303/2014 оставить без изменения, а кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Леонардо Керамиче" и Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий
А.В.КАДУЛИН
Судьи
И.Л.ГРАЧЕВА
И.В.СЕРГЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 09.12.2014 ПО ДЕЛУ N А52-303/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 декабря 2014 г. по делу N А52-303/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Грачевой И.Л., Сергеевой И.В., при участии от уполномоченного по защите прав предпринимателей в Псковской области Вульфсона А.Д. (доверенность от 14.02.2014), от Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям Кулик Е.В. (доверенность от 15.10.2012), от общества с ограниченной ответственностью "Леонардо Керамиче" Ивановой Л.Н. (доверенность от 17.10.2014), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Леонардо Керамиче" и Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 28.04.2014 (судья Бударина Ж.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2014 (судьи Тарасова О.А., Виноградова Т.В., Докшина А.Ю.) по делу N А52-303/2014,
установил:
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Псковской области Слепченко Петр Михайлович (далее - Уполномоченный) в порядке статьи 53.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обратился в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании незаконным бездействия Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям (место нахождения: 180007, г. Псков, Пароменская ул., д. 21/33, ОГРН 1026000971831, ИНН 6027007117; далее - Комитет), выразившегося в нерассмотрении заявления общества с ограниченной ответственностью "Леонардо Керамиче" (место нахождения: 119415, Москва, ул. Удальцова, д. 6, ОГРН 1026002541751, ИНН 6015005732; далее - Общество) от 23.04.2013 о предоставлении в собственность для размещения магазина земельного участка площадью 298,7 кв. м, с кадастровым номером 60:27:0050215:31, расположенного по адресу: г. Псков, ул. М.Горького, у дома 29, а также в неполучении отчета оценщика и неподготовке проекта распоряжения о проведении аукциона, и о возложении на Комитет обязанности устранить допущенные нарушения путем рассмотрения заявления Общества, проведения оценки, подготовки проекта распоряжения (требования с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Общество и администрация города Пскова (место нахождения: 180001, г. Псков, ул. Некрасова, д. 22, ОГРН 1026000980246, ИНН 6027022330; далее - Администрация).
Решением суда первой инстанции от 28.04.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 13.08.2014 решение оставлено без изменения.
В кассационных жалобах Общество и Уполномоченный, ссылаясь на то, что выводы судов первой и апелляционной инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права, просит обжалуемые судебные акты отменить, вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представители Уполномоченного и Общества поддержали доводы, изложенные в кассационных жалобах, а представитель Комитета, ссылаясь на их необоснованность, просил оставить жалобы без удовлетворения.
Администрация, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направила, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Комитет с заявлением от 23.04.2013, в котором просило предоставить в собственность земельный участок площадью 298,7 кв. м, с кадастровым номером 60:27:0050215:31, расположенный по адресу: г. Псков, ул. М.Горького, у дома 29, для размещения магазина непродовольственных товаров.
К указанному заявлению Общество приложило все необходимые документы, предусмотренные приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок".
Комитет письмом от 06.11.2013 N 1/4/П-11281 отказал Обществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка со ссылкой на то, что площадь земельного участка, в силу строительных норм и правил обеспечения нормативной инфраструктурой и парковочными местами, не позволяет осуществлять строительство на данном участке.
Общество обратилось к Уполномоченному с жалобой от 31.01.2014 N 20-100 на отказ Комитета в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка для строительства магазина.
Рассмотрев вышеуказанную жалобу, Уполномоченный на основании пункта 4 статьи 4 Федерального закона от 07.05.2013 N 78-ФЗ "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" обратился в арбитражный суд с указанными требованиями.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ требование о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц может быть удовлетворено судом при наличии одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого решения и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения данным решением и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Суды обеих инстанций в удовлетворении заявленных требований отказали, не усмотрев предусмотренных названными нормами права оснований для признания оспариваемого бездействия незаконным.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В силу положений статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 1 Закона Псковской области от 29.12.2005 N 518-оз (в редакции от 15.07.2010) "Об отдельных положениях регулирования земельных отношений на территории Псковской области" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Пскове осуществляется Администрацией Псковской области (далее - Администрация области) или уполномоченным ею органом исполнительной власти области.
Постановлением Администрации области от 06.12.2007 N 435 утвержден "Порядок принятия решений по распоряжению земельными участками в городе Пскове, государственная собственность на которые не разграничена" (в редакции от 12.10.2012, далее - Порядок), в соответствии с которым решения о предоставлении земельных участков в городе Пскове, государственная собственность на которые не разграничена, принимает Администрация области, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящего постановления. Рассмотрение обращений по поводу предоставления земельных участков осуществляет Комитет в соответствии с установленным Порядком.
Комитет в 10-дневный срок после получения заявления, направленного заинтересованным лицом по правилам, установленным пунктом 14 данного Порядка, направляет в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Псковской области и администрацию города Пскова запросы о наличии прав на испрашиваемый земельный участок; проводит процедуру согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, организациями; обеспечивает определение разрешенного использования земельного участка; обеспечивает определение технических условий подключения объекта, предполагаемого к строительству, к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения; обеспечивает получение кадастрового паспорта земельного участка (пункт 16 Порядка).
Как следует из пункта 17 Порядка Комитет в течение 10 дней со дня поступления документов, указанных в пункте 16 настоящего Порядка, направляет заявителю сообщение о невозможности рассмотрения заявления и возвращает его в случае: невозможности однозначно определить местоположение испрашиваемого земельного участка; несоответствия размера земельного участка нормам отвода земель для конкретных видов деятельности, правилам землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной документации; невозможности предоставления земельного участка на испрашиваемом праве; отсутствия полномочий Администрации области по распоряжению землями, в состав которых входит испрашиваемый земельный участок; несоответствия заявления и прилагаемых к нему документов требованиям пунктов 14, 15 настоящего Порядка.
В случае установления невозможности предоставления земельного участка по итогам проведения работ, предусмотренных пунктом 16 настоящего Порядка, или по результатам согласования с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, организациями Комитет направляет заявителю уведомление с указанием причин невозможности предоставления данного земельного участка (пункт 18 указанного Порядка).
Суды, проанализировав материалы дела и с учетом приведенных нормативных положений, установили, что Комитет после получения заявление Общества о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность для размещения магазина, выполнил ряд действия направленных на определение разрешенного использования земельного участка, получения необходимых технических условий, установления возможности предоставления земельного участка для указанных целей. Комитет, установив невозможность предоставления испрашиваемого земельного участка, направил Обществу уведомление от 06.11.2013 N 1/4/П-11281, где сослался на письмо Администрации от 24.10.2014 N 4892, согласно которому площадь испрашиваемого земельного участка в силу строительных норм и правил обеспечения нормативной инфраструктурой и парковочными местами не позволяет осуществлять строительство магазина.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали, что Комитетом не допущено незаконное бездействие, поскольку в связи с обращением Общества совершены определенные действия, результатом которых явилось соответствующее решение.
Доводы Комитета о невозможности строительства магазина на испрашиваемом Обществом земельном участке проверены судами первой и апелляционной инстанций. В результате объективного и всестороннего исследования обстоятельств дела суды пришли к обоснованному выводу о том, что строительство магазина, для которого Общество просит предоставить земельный участок, противоречит Правилам землепользования и застройки муниципального образования "Город Псков" и Региональным нормативам градостроительного проектирования Псковской области.
Таким образом, отсутствуют основания для организации торгов для целей предоставления данного земельного участка под строительство.
При таком положении в удовлетворении заявленных требований отказано обоснованно.
Кассационная инстанция считает, что нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с этим основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационных жалоб отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 28.04.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2014 по делу N А52-303/2014 оставить без изменения, а кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Леонардо Керамиче" и Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий
А.В.КАДУЛИН
Судьи
И.Л.ГРАЧЕВА
И.В.СЕРГЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)