Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.03.2010 ПО ДЕЛУ N А13-12174/2009

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 марта 2010 г. по делу N А13-12174/2009


Резолютивная часть постановления объявлена 2 марта 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 5 марта 2010 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Пестеревой О.Ю. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Вальковой Н.В.,
при участии от предпринимателя Фоминой Эльвиры Александровны ее представителей Клюшина Н.А. по доверенности от 06.11.2009, Оличева В.М. по доверенности от 08.12.2009, от администрации Вологодского муниципального района Федоровой М.С. по доверенности от 22.04.2009, от сельскохозяйственного производственного кооператива "Племзавод "Майский" Болотовой Я.Н. по доверенности от 08.02.2010,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу предпринимателя Фоминой Эльвиры Александровны на решение Арбитражного суда Вологодской области от 28 декабря 2009 года по делу N А13-12174/2009 (судья Киров С.А.),

установил:

предприниматель Фомина Эльвира Александровна обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к администрации Вологодского муниципального района (далее - администрация) о признании недействительным пункта 3 постановления главы Вологодского муниципального района от 03.07.2009 N 1149 "О предоставлении земельных участков в собственность за плату" в части признания утратившими силу подпунктов 1.2, 1.3, 1.4 пункта 1 постановления главы Вологодского муниципального района от 12.04.2006 N 324 "О предварительном согласовании, утверждении проектов границ, предоставлении в аренду и передачу в собственность участков" (с учетом уточнения требований, принятого судом). При участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: сельскохозяйственного производственного кооператива "Племзавод "Майский" (далее - кооператив), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее - управление).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 28 декабря 2009 года в удовлетворении заявленных требований предпринимателю отказано.
Фомина Э.А. с судебным решением не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции отменить его и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Представитель администрации в судебном заседании не согласился с апелляционной жалобой, указал, что решение суда считает законным и обоснованным.
Кооператив в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление ходатайством просит о рассмотрении дела без участия его представителя.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель предпринимателя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Управление надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей предпринимателя, администрации и кооператива, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, 01.07.2004 кооперативом и Василенко Э.А. (Фоминой Э.А.) заключен договор купли-продажи, в соответствии с которым предпринимателю переданы в собственность объекты недвижимости: здание телятника, водонапорная башня. В соответствии с соглашением к договору купли-продажи от 01.07.2004, заключенным сторонами договора, кооператив обязуется подготовить необходимые документы для межевания земельного участка под зданиями телятника, водонапорной башни, складом, расположенного по адресу: Вологодский район, поселок Рубцово, Рабоче-крестьянский сельсовет, не позднее 06.08.2004.
В связи с приобретением указанных объектов в собственность предприниматель 27.05.2004 обратился в администрацию с заявлением о разрешении аренды земельного участка для сельскохозяйственной деятельности, находящегося рядом с вышеперечисленными объектами. Также 06.06.2005 Фомина Э.А. обратилась в администрацию с заявлением о формировании и утверждении проектов границ земельных участков, расположенных под приобретенными объектами недвижимости, и земельного участка площадью 57 592 кв. м из земель сельхозназначения, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования кооператива. По результатам проведения землеустроительных работ земельные участки, расположенные под объектами недвижимости, сформированы, поставлены на кадастровый учет и переданы предпринимателю в собственность.
В отношении земельного участка для ведения крестьянского фермерского хозяйства 31.03.2006 составлен акт выбора земельного участка для предварительного согласования места расположения объекта строительства.
Постановлением главы Вологодского муниципального района от 12.04.2006 N 324 "О предварительном согласовании, утверждении проектов границ, предоставлении в аренду и передачу в собственность участков" утвержден акт выбора и проект границ земельного участка, предоставляемого в аренду предпринимателю для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Данное постановление вынесено в отношении земельных участков, расположенных по адресу: Вологодская область, Вологодский район, Лесковское сельское поселение, поселок Рубцово, дом 8. После принятия данного постановления Фоминой Э.А. выполнены землеустроительные работы по формированию предварительно согласованных земельных участков. Все вновь образуемые участки постановлены на государственный кадастровый учет.
Главой Вологодского муниципального района 03.07.2009 принято постановление N 1149 "О предоставлении земельных участков в собственность за плату Фоминой Э.А.", пунктом 3 которого постановление главы Вологодского муниципального района от 12.04.2006 N 324 "О предварительном согласовании, утверждении проектов границ, предоставлении в аренду и передачу в собственность участков" признано утратившим силу.
Полагая, что признание утратившими силу подпунктов 1.2, 1.3, 1.4 пункта 1 постановления N 324 не соответствует закону и нарушает его права на получение земельных участков в аренду, предприниматель обратился в суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая предпринимателю в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 28 ЗК РФ (в редакции Федерального закона от 10.05.2007 N 69-ФЗ) не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
- изъятия земельных участков из оборота;
- установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
- резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
В силу статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
На основании статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24.07.2002 N 101-ФЗ (далее - Закон N 101-ФЗ) земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).
Передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 ЗК РФ, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, предусмотренные пунктом 5 названной статьи.
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Согласно статье 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса (пункт 2).
Статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ) (в редакции, действовавшей на момент принятия постановления N 324) определено, что граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны:
1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);
2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);
3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);
4) срок аренды земельных участков;
5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
6) предполагаемое местоположение земельных участков.
Орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду с приложением проекта его границ.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней после представления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.
Из материалов дела следует, что постановление N 324 принято на основании заявления Фоминой Э.А. от 06.06.2005 о предоставлении земельного участка. При этом подпунктами 1.2, 1.3, 1.4 пункта 1 постановления N 324 утвержден акт выбора и местоположение земельных участков: площадью 0,2530 га, находящийся на землях поселений примерно в 174 м по направлению на юго-запад от ориентира - здания гостиницы, расположенного за пределами участка; площадью 0,0840 га, находящийся на землях поселений примерно в 250 м по направлению на юго-запад от ориентира - здания гостиницы, расположенного за пределами участка; площадью 5,7592 га, находящийся на землях сельскохозяйственного назначения, примерно в 100 м по направлению на юго-запад от ориентира - здания гостиницы, расположенного за пределами участка. Адрес ориентира для всех участков: Вологодская область, Вологодский район, Лесковское сельское поселение, поселок Рубцово, дом 8. Пунктом 3 постановления N 324 предусмотрено, что земельные участки, указанные в пункте 1 постановления, предоставляются предпринимателю Фоминой Э.А. в аренду сроком на 49 лет для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
В результате проведения землеустроительных работ и постановки на кадастровый учет земельный участки получили следующее описание, с указанием площади и кадастровых номеров: земельный участок с кадастровым номером 35:25:0603016:357, площадью 2345 кв. м, относящийся к землям населенных пунктов; земельный участок с кадастровым номером 35:25:0603016:358, площадью 767 кв. м, относящийся к землям населенных пунктов; земельный участок с кадастровым номером 35:25:0603075:446, площадью 57 804 кв. м, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Последний земельный участок входил в состав единого землепользования с кадастровым номером 35:25:0000000:311.
Вместе с тем, судом первой инстанции также установлено и подтверждается материалами дела, что постановлением администрации Вологодского района от 31.12.1998 N 592 кооперативом перерегистрировано право бессрочного (постоянного) пользования землей на площади 11 450 га, из них сельхозугодий - 60 га (пашни - 2 га, насаждений - 6 га, сенокосов - 33 га, пастбищ - 19 га). На основании указанного постановления кооперативу выдано свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования землей от 05.01.1999 N 26760. Постановлением главы Вологодского муниципального района от 28.02.2001 N 119 из земель, принадлежащих ООО "Искра", изъяты и переданы кооперативу земельные площади в размере 4435 га, в том числе земли собственности - 2297 га, земли бессрочного (постоянного) пользования - 2138 га.
Постановлением администрации Рабоче-крестьянского сельсовета Вологодского муниципального района от 19.06.2001 N 25 кооперативу предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование из земель населенных пунктов земельные участки в деревне Рубцово площадью 1923 га.
Согласно письму руководителя Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по городу Вологде и Вологодскому району от 23.06.2004 N 182-1-8 земли, расположенные под объектами недвижимости (2 скотных двора), находятся в черте населенного пункта Рубцово Рабоче-крестьянского сельсовета и под объектами недвижимости (склад и МФ), расположены вблизи поселка Рубцово на землях сельскохозяйственного назначения, принадлежат на праве постоянного (бессрочного) пользования кооперативу.
Представленные в судебное заседание документы свидетельствуют о том, что земельные участки, расположенные вблизи поселка Рубцово, на территории которых имелись объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности заявителю, на момент продажи объектов Фоминой Э.А. находились у кооператива на праве постоянного (бессрочного) пользования. После формирования земельных участков под объектами недвижимости предпринимателя и передачи их в его пользование титул владения кооператива на остальную часть земельных участков не изменился, следовательно, до настоящего времени право постоянного (бессрочного) пользования (далее - ПБП) на земельные участки возле поселка Рубцово Вологодского района сохраняется за кооперативом.
Отсутствие в Государственном кадастре недвижимости сведений относительно прав на земельный участок с кадастровым номером 35:25:0603075:446 не свидетельствует об отсутствии права постоянного (бессрочного) пользования кооператива на спорный земельный участок. Представленные в судебное заседание документы являются доказательством того, что спорный земельный участок входил в состав единого землепользования, предоставленного кооперативу на праве постоянного (бессрочного) пользования, при этом заявитель и его представители также не оспаривали право постоянного (бессрочного) пользования кооператива на спорный земельный участок. Это подтверждают и действия кооператива по согласованию границ при формировании земельных участков под объектами недвижимости предпринимателя, а также переписка между администрацией, кооперативом и предпринимателем.
Кроме того, кооператив при представлении необходимых документов и уточнении площади находящихся на праве постоянного бессрочного пользования земель может произвести регистрацию своего права в установленном законом порядке.
Доводы представителей заявителя о том, что ПБП кооператива в отношении спорных земельных участков прекратилось вследствие отказа последнего, обоснованно не приняты во внимание судом первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 20 ЗК РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется (в редакции Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 45 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса.
Статьей 53 ЗК РФ установлено, что при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса (пункт 3).
При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.
Копия указанного в настоящем пункте решения в трехдневный срок со дня его принятия направляется лицу, подавшему заявление об отказе от права на земельный участок (пункт 4).
Право на земельный участок, не зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, прекращается у лица, подавшего заявление об отказе от права на земельный участок, с момента принятия решения, указанного в пункте 4 настоящей статьи, за исключением случая отказа от права на земельный участок, образуемый в соответствии с настоящим Кодексом (пункт 5).
Кооператив в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании указали, что никакого отказа от права постоянного бессрочного пользования в администрацию как уполномоченный орган не направлялось, в настоящее время производятся землеустроительные работы по формированию земельных участков для последующего оформления права собственности на них.
Кроме того, как правильно указано судом первой инстанции, заявление о прекращении права бессрочного пользования на земельные участки площадью 58 951 кв. м, находящиеся в составе единого землепользования с кадастровым номером 35:25:00 00 000:0069, в связи с передачей их предпринимателю не может быть принято в качестве допустимого доказательства прекращения права бессрочного пользования, поскольку заявление не имеет даты, подписано лицом, полномочия которого на распоряжение правами кооператива не подтверждены.
Заявление от 27.01.2005 N 160 о согласии кооператива на изъятие 5,8951 га пастбищ, находящихся в бессрочном пользовании, не свидетельствует об отказе от права бессрочного пользования в том порядке, который определен статьей 53 ЗК РФ, а дословно говорит о согласии на изъятие участка. При этом доказательств проведения изъятия упомянутого участка в установленном законом порядке не представлено.
Кроме того, доказательств того, что заявления были направлены в администрацию, Комитет по управлению имуществом администрации Вологодского муниципального района (далее - комитет), не представлено.
Согласно пояснениям администрации и ее представителя указанные заявления ни в администрацию, ни в комитет не поступали, что подтверждено копиями листов журнала входящей корреспонденции.
Составление документа без направления уполномоченному лицу не может свидетельствовать о распоряжении принадлежащими правами.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция считает, что представленными доказательствами факт отказа кооператива от права бессрочного пользования и его прекращение не установлен.
Следовательно, утверждение проектов границ и предоставление в аренду земельных участков, в отношении которых действует право постоянного (бессрочного) пользования кооператива, явно нарушает его права и законные интересы, а также требования закона.
Прохождение по земельному участку с кадастровым номером 35:25:0603075:446 инженерных сетей от здания водонапорной башни также не является основанием для предоставления указанного земельного участка на правах аренды для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Использование земельных участков, на которых расположены объекты инженерной структуры, подразумевает особый режим в соответствии со статьей 87 Земельного кодекса Российской Федерации без изъятия участка у правообладателя или приватизацию соответствующей части земельного участка, на которых расположены инженерные сети, в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В отношении земельных участков с кадастровыми номерами 35:25:0603016:357, 35:25:0603016:358 судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что указанные участки входят в состав земель поселений поселка Рубцово Лесковского сельского поселения Вологодского района.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона N 74-ФЗ для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
В связи с тем, что указанные земельные участки входят в состав земель поселений, предоставление их заявителю для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства противоречит требованиям названного выше закона.
Кроме того, апелляционной инстанцией не принимаются доводы предпринимателя о том, что имелась необходимость привлечения к участию в деле в качестве третьего лица Управления Роспотребнадзора по Вологодской области в связи с тем, что не сформированы санитарно-защитные зоны применительно к земельным участкам, на которых расположены объекты недвижимости, принадлежащие предпринимателю. При этом соответствующего ходатайства представителем предпринимателя ни в судебном заседании первой инстанции, ни в апелляционной инстанции заявлено не было. В данном случае необходимо учитывать, что заявлено требование о признании недействительным пункта 3 постановления главы Вологодского муниципального района от 03.07.2009 N 1149 "О предоставлении земельных участков в собственность за плату" в части признания утратившими силу подпунктов 1.2, 1.3, 1.4 пункта 1 постановления главы Вологодского муниципального района от 12.04.2006 N 324 "О предварительном согласовании, утверждении проектов границ, предоставлении в аренду и передачу в собственность участков", которые не касаются земельных участков, на территории которых находились объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности заявителю. Таким образом, отсутствие санитарно-защитных зон на земельных участках, занятых объектами недвижимости, применительно к рассматриваемому требованию не имеет правового значения.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении требований предпринимателя Фоминой Э.А.
С учетом изложенного оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения жалобы не имеется.
Предпринимателем уплачена государственная пошлина в сумме 1000 рублей по квитанции открытого акционерного общества коммерческого банка "Севергазбанк" от 26 января 2010 года. Поскольку предпринимателю в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, за рассмотрение дела в апелляционной инстанции уплате подлежит госпошлина в сумме 50 рублей, в соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате данной суммы государственной пошлины остаются на предпринимателе. Излишне уплаченная им государственная пошлина в размере 950 рублей подлежит возврату из федерального бюджета согласно статье 104 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 28 декабря 2009 года по делу N А13-12174/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу предпринимателя Фоминой Эльвиры Александровны - без удовлетворения.
Возвратить предпринимателю Фоминой Эльвире Александровне из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 900 рублей.

Председательствующий
О.Б.РАЛЬКО

Судьи
О.Ю.ПЕСТЕРЕВА
О.А.ТАРАСОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)