Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 02 декабря 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 декабря 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Н.Н. Анисимовой, С.В. Гуцалюк,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу департамента земельных и имущественных отношений Приморского края,
апелляционное производство N 05АП-10598/2014
на решение от 04.07.2014
судьи В.В. Саломая
по делу N А51-13373/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания Бизнес-Эксперт М" (ИНН 7715656386, ОГРН 1077757573024, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 05.07.2007),
к департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 21.06.2007)
об оспаривании бездействия,
при участии в заседании:
- от общества: представитель И.В. Дубровина (паспорт, доверенность от 14.05.2013);
- от департамента: не явились, уведомлены надлежащим образом;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания Бизнес-Эксперт М" (далее по тексту - "заявитель", "общество") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (далее по тексту - "департамент") по не предоставлению земельного участка с кадастровым номером 25:28:050025:570 в аренду сроком на 49 лет для целей, не связанных со строительством - устройства спортивной площадки без трибун для зрителей с зелеными насаждениями и элементами благоустройства, и об обязании департамент предоставить обществу указанный земельный участок.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции общество ходатайствовало о восстановлении срока на обжалование бездействия департамента.
Ходатайство заявителя судом первой инстанции рассмотрено и отклонено со ссылкой на длящийся характер бездействия департамента. Решением Арбитражного суда Приморского края от 04.07.2014 бездействие департамента признано незаконным. В целях восстановления нарушенного права заявителя суд обязал департамент принять решение о предоставлении обществу земельного участка с кадастровым номером 25:28:050025:570 в аренду сроком на 49 лет для целей, не связанных со строительством - устройства спортивной площадки без трибун для зрителей с зелеными насаждениями и элементами благоустройства, направить его копию с приложением кадастрового паспорта в адрес общества и заключить с обществом договор аренды земельного участка в недельный срок со дня принятия решения.
Обжалуя указанное решение в апелляционном порядке, департамент настаивает на отсутствии оснований для предоставления спорного земельного участка в арену сроком на 49 лет, так как действующим законодательством не предусмотрено обязательное для арендодателя условие о заключении договоров аренды земельных участков на конкретный срок. Пояснил, что информация о предстоящем предоставлении земельного участка, опубликованная в издании "Приморская газета", не содержала сведений о сроке аренды и касалась ООО "Бизнес-Эксперт М", в то время как в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением обратилось юридическое лицо с иным наименованием. Обращает внимание суда апелляционной инстанции, что согласно кадастровому паспорту разрешенным использованием спорного земельного участка является "садоводство", в то время как суд обязал департамент предоставить земельный участок для устройства спортивной площадки без трибун для зрителей с зелеными насаждениями и элементами благоустройства.
Общество в представленном в материалы дела письменном отзыве, поддержанном представителем в судебном заседании, по доводам апелляционной жалобы возразило. Считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем обжалуемое решение суда отмене или изменению не подлежит.
В связи с уходом судьи Е.Н. Номоконовой в отпуск на основании определения Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2014 в порядке статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи Е.Н. Номоконовой на судью Н.Н. Анисимову.
Департамент в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанного лица.
Заслушав доводы заявителя, исследовав материалы дела, коллегия установила следующее.
Земельный участок площадью 1105 кв. м с кадастровым номером 25:28050025:570 был поставлен на кадастровый учет 06.06.2011 с разрешенным использованием "для целей, не связанных со строительством (садоводство)".
12.09.2012 общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 25:28050025:570, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Главная, 42, для целей, не связанных со строительством - устройства спортивной площадки без трибун для зрителей с зелеными насаждениями и элементами благоустройства. Одновременно общество просило изменить разрешенное использование земельного участка согласно указанной в заявлении цели в соответствии с градостроительным регламентом территориальной зоны застройки многоэтажными жилыми домами, в которой расположен спорный земельный участок.
Письмом от 25.09.2012 N 29/06/02-14/20687 департамент отказал обществу в предоставлении указанного земельного участка, сославшись на его нахождение на территории второй зоны округа санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока, в границах которой размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, запрещено. Кроме того департамент указал, что размещение спортивной площадки без трибун для зрителей возможно при условии, если общая площадь объектов капитального строительства на соответствующих земельных участках не превышает 150 кв. м.
Не согласившись с решением департамента, общество обжаловало его в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 01.08.2013 по делу N А51-15398/2013 отказ департамента признан незаконным. В целях восстановления нарушенных прав заявителя суд обязал департамент обеспечить подготовку и публикацию информации о предоставлении обществу в аренду сроком на 49 лет спорного земельного участка.
Указанное решение оставлено без изменений постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2013 и вступило в законную силу. Постановлением ФАС ДВО от 31.12.2013 N Ф03-6598/2013 судебные акты по делу N А51-15398/2013 оставлены без изменений.
Во исполнение судебных актов по делу N А51-15398/2013 департаментом в издании "Приморская газета" за 26.11.2013 N 115 (846) опубликована информация о предстоящем предоставлении ООО "Бизнес-Эксперт М" земельного участка, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Главная, 42, площадью 1105 кв. м в аренду для целей, не связанных со строительством - устройства спортивной площадки без трибун для зрителей с зелеными насаждениями и элементами благоустройства.
Письмом от 29.11.2013 N 20/03/02-14/33194 департамент предложил обществу представить кадастровый паспорт земельного участка.
26.12.2013 кадастровый паспорт земельного участка представлен обществом в департамент.
Письмом от 25.02.2014 N 20/03/02-13/5658 департамент уведомил заявителя о принятии распоряжения от 21.02.2014 N 359-рз "О разрешенном использовании земельного участка, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Главная, 42", согласно которому вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 25:28050025:570 изменен на "устройство спортивной площадки без трибун для зрителей с зелеными насаждениями и элементами благоустройства".
17.04.2013 общество обратилось в департамент за предоставлением информации о рассмотрении по существу заявления от 12.09.2012.
В связи с неполучением ответа на данное обращение, а также какой-либо информации о результатах рассмотрения заявления о предоставлении спорного земельного участка общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия бездействия департамента и из отсутствия оснований для отказа в предоставлении спорного земельного участка, указав, что целевое использование арендованного имущества определяется договором аренды исходя из градостроительного регламента территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, а не разрешенным использованием, обозначенным в кадастровом паспорте, которое в рассматриваемом случае не соответствует градостроительному регламенту.
Оценив доводы сторон и представленные в материалы дела документы, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным ввиду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконным решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - "ЗК РФ") осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, установлен статьей 34 ЗК РФ.
Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3 статьи 34 Кодекса).
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 3 статьи 34 Кодекса).
Как следует из материалов дела, заявитель обратился в департамент за предоставлением ранее сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 25:28050025:570, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Главная, 42, для целей, не связанных со строительством - устройства спортивной площадки без трибун для зрителей с зелеными насаждениями и элементами благоустройства
В ходе рассмотрения дела N А51-15398/2013, Арбитражный суд Приморского края пришел к выводу о соответствии заявления общества требованиям статьи 34 ЗК РФ и о возможности использования земельного участка в указанных обществом целях, поскольку заявленный вид использования земельного участка не противоречит градостроительному регламенту зоны застройки индивидуальными жилыми домами Ж-1, в границах которой он расположен. Каких-либо препятствий в предоставлении земельного участка выявлено не было.
Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Поскольку решение Арбитражного суда Приморского края от 01.08.2013 по делу N А51-15398/2013 вступило в законную силу, департамент обязан был рассмотреть заявление общества по существу с соблюдением установленного статьей 34 ЗК РФ порядка.
По правилам пункта 1 статьи 34 ЗК РФ уполномоченные органы обеспечивают подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Материалами дела подтверждается, что во исполнение требований пункта 1 статьи 34 ЗК РФ и решения Арбитражного суда Приморского края от 01.08.2013 по делу N А51-15398/2013 департаментом произведено публичное информирование населения, о чем имеется выкопировка из издания "Приморская газета" от 26.11.2013 N 115 (846).
Ознакомившись с текстом сообщения, коллегия находит указанную в нем информацию достаточной и соответствующей целям публичного информирования о предстоящем предоставлении земельного участка. Неверное указание в сообщении о предоставлении земельного участка наименования заявителя - ООО "Бизнес-Эксперт М" на выводы суда в данной части не влияют.
В соответствии с пунктом 5 статьи 34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Коллегией установлено, что кадастровый паспорт спорного земельного участка представлен заявителем в департамент 26.12.2013, то есть решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельного участка подлежало принятию департаментом не позднее 09.01.2014.
Между тем решение по заявлению общества о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 25:28050025:570 до настоящего времени не принято.
Объясняя несоблюдение сроков рассмотрения заявления общества, департамент пояснил, что в графе 9 "Разрешенное использование" кадастрового паспорта спорного земельного участка указано "для целей, не связанных со строительством (садоводство)", что не соответствует виду использования, указанному обществом, и препятствует принятию решения о предоставлении земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 этой статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Порядок проведения градостроительного зонирования территорий установлен Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее по тексту - "ГрК РФ").
В соответствии с пунктом 6 статьи 1 ГрК РФ под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
В силу пункта 4 статьи 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон, которые должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Аналогичные требования содержатся в пункте 2 статьи 85 ЗК РФ.
Пунктом 1 части 6 статьи 30 ГрК РФ предусмотрено, что виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки.
Пункт 3 статьи 85 ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
Как установлено Арбитражным судом Приморского края в ходе рассмотрения дела N А51-15398/2013, спорный земельный участок находится в границах зоны Ж-1, градостроительным регламентом которой к основным видам разрешенного использования относится размещение спортивных объектов и сооружений без трибун для зрителей.
То есть указанная заявителем цель использования земельного участка соответствует градостроительному регламенту зону Ж-1.
Действительно, первоначально спорный земельный участок был сформирован для ведения садоводства, и на момент его постановки на кадастровый учет - 06.06.2011 разрешенное использование земельного участка соответствовало градостроительному регламенту территориальной зоны Ж-1, в границах которой он находился.
Вместе с тем решением Думы г. Владивостока от 14.10.2011 N 742, вступившим в законную силу 18.10.2011 (опубликовано в Вестнике Думы г. Владивостока), была введена зона застройки индивидуальными жилыми домами, включающая территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства (Ж-4). При этом из видов разрешенного использования градостроительного регламента зоны Ж-1 ведение садоводства исключено.
Коллегия полагает, что по результатам изменения Правил землепользования вопрос об определении разрешенного использования спорного земельного участка, относится к компетенции департамента как органа, распоряжающегося земельными участками государственная собственность на которые не разграничена, о чем свидетельствует факт принятия департаментом распоряжения от 21.02.2014 N 359-рз "О разрешенном использовании земельного участка, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Главная, 42".
Таким образом, указание в кадастровом паспорте спорного земельного участка, представленном заявителем в департамент, такого вида разрешенного использования как "для целей, не связанных со строительством (садоводство)", не могло являться препятствием к его предоставлению заявителю.
Учитывая, что объективные причины, препятствующие департаменту принять решение о предоставлении спорного земельного участка в аренду заявителю в установленный пунктом 5 статьи 34 ЗК РФ срок отсутствовали, коллегия поддерживает выводы суда первой инстанции о наличии бездействия департамента.
В соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения о разрешенном использовании земельного участка относятся к дополнительным сведениям об объекте недвижимости и не влияют на его оборотоспособность.
Поскольку сведения об уникальных характеристиках спорного земельного участка, предусмотренные частью 1 статьи 7 вышеуказанного Федерального закона, в кадастровом паспорте имелись, и каких-либо противоречий в них департаментом установлено не было, департамент имел возможность предоставить спорный земельный участок заявителю одновременно с приведением его разрешенного использования в соответствие с градостроительным регламентом.
Ситуацию, когда распоряжение об изменении разрешенного использования земельного участка было принято 21.02.2014, то есть почти через 2 месяца после представления заявителем кадастрового паспорта, коллегия находит не соответствующей статье 34 ЗК РФ и нарушающей права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции обществом в материалы дела представлен кадастровый паспорт спорного земельного участка от 25.09.2014, из которого следует, что разрешенным использованием земельного участка является "спортивные объекты и сооружения без трибун для зрителей, зеленые насаждения и элементы благоустройства". Вместе с тем решение о предоставлении земельного участка департаментом так и не принято.
Согласно пункту 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно признал оспариваемое бездействие незаконным.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела. При выборе способа устранения нарушенного права арбитражный суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
Учитывая, что какие-либо основания для отказа в предоставлении спорного земельного участка заявителю установлены не были, порядок, предусмотренный статьей 34 ЗК РФ, соблюден в полном объеме, коллегия соглашается с судом первой инстанции о необходимости обязания департамент принять решение о предоставлении обществу земельного участка с кадастровым номером 25:28:050025:570 в аренду сроком на 49 лет для целей, не связанных со строительством - устройства спортивной площадки без трибун для зрителей с зелеными насаждениями и элементами благоустройства, направить обществу копию такого решения с приложением кадастрового паспорта и заключить договор аренды земельного участка.
Указанный способ соразмерен допущенному нарушению, отвечает целям восстановления нарушенного права заявителя и не выходит за пределы, необходимые для их применения.
Доводы департамента о том, что суд необоснованно обязал предоставить спорный земельный участок в аренду сроком на 49 лет, во внимание не принимаются, поскольку возможность предоставления земельного участка на такой срок установлена Арбитражным судом Приморского края в ходе рассмотрения дела N А51-15398/2013.
Предусмотренные судом первой инстанции сроки восстановления нарушенных прав коллегия находит соответствующими пункту 5 статьи 34 ЗК РФ.
С учетом изложенного, коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального и материального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено. Сроки на обжалование бездействия департамента обществом соблюдены, о чем судом первой инстанции указано в оспариваемом решении.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 04.07.2014 по делу N А51-13373/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
С.В.ГУЦАЛЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.12.2014 N 05АП-10598/2014 ПО ДЕЛУ N А51-13373/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 декабря 2014 г. N 05АП-10598/2014
Дело N А51-13373/2014
Резолютивная часть постановления оглашена 02 декабря 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 декабря 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Н.Н. Анисимовой, С.В. Гуцалюк,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу департамента земельных и имущественных отношений Приморского края,
апелляционное производство N 05АП-10598/2014
на решение от 04.07.2014
судьи В.В. Саломая
по делу N А51-13373/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания Бизнес-Эксперт М" (ИНН 7715656386, ОГРН 1077757573024, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 05.07.2007),
к департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 21.06.2007)
об оспаривании бездействия,
при участии в заседании:
- от общества: представитель И.В. Дубровина (паспорт, доверенность от 14.05.2013);
- от департамента: не явились, уведомлены надлежащим образом;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания Бизнес-Эксперт М" (далее по тексту - "заявитель", "общество") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (далее по тексту - "департамент") по не предоставлению земельного участка с кадастровым номером 25:28:050025:570 в аренду сроком на 49 лет для целей, не связанных со строительством - устройства спортивной площадки без трибун для зрителей с зелеными насаждениями и элементами благоустройства, и об обязании департамент предоставить обществу указанный земельный участок.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции общество ходатайствовало о восстановлении срока на обжалование бездействия департамента.
Ходатайство заявителя судом первой инстанции рассмотрено и отклонено со ссылкой на длящийся характер бездействия департамента. Решением Арбитражного суда Приморского края от 04.07.2014 бездействие департамента признано незаконным. В целях восстановления нарушенного права заявителя суд обязал департамент принять решение о предоставлении обществу земельного участка с кадастровым номером 25:28:050025:570 в аренду сроком на 49 лет для целей, не связанных со строительством - устройства спортивной площадки без трибун для зрителей с зелеными насаждениями и элементами благоустройства, направить его копию с приложением кадастрового паспорта в адрес общества и заключить с обществом договор аренды земельного участка в недельный срок со дня принятия решения.
Обжалуя указанное решение в апелляционном порядке, департамент настаивает на отсутствии оснований для предоставления спорного земельного участка в арену сроком на 49 лет, так как действующим законодательством не предусмотрено обязательное для арендодателя условие о заключении договоров аренды земельных участков на конкретный срок. Пояснил, что информация о предстоящем предоставлении земельного участка, опубликованная в издании "Приморская газета", не содержала сведений о сроке аренды и касалась ООО "Бизнес-Эксперт М", в то время как в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением обратилось юридическое лицо с иным наименованием. Обращает внимание суда апелляционной инстанции, что согласно кадастровому паспорту разрешенным использованием спорного земельного участка является "садоводство", в то время как суд обязал департамент предоставить земельный участок для устройства спортивной площадки без трибун для зрителей с зелеными насаждениями и элементами благоустройства.
Общество в представленном в материалы дела письменном отзыве, поддержанном представителем в судебном заседании, по доводам апелляционной жалобы возразило. Считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем обжалуемое решение суда отмене или изменению не подлежит.
В связи с уходом судьи Е.Н. Номоконовой в отпуск на основании определения Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2014 в порядке статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи Е.Н. Номоконовой на судью Н.Н. Анисимову.
Департамент в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанного лица.
Заслушав доводы заявителя, исследовав материалы дела, коллегия установила следующее.
Земельный участок площадью 1105 кв. м с кадастровым номером 25:28050025:570 был поставлен на кадастровый учет 06.06.2011 с разрешенным использованием "для целей, не связанных со строительством (садоводство)".
12.09.2012 общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 25:28050025:570, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Главная, 42, для целей, не связанных со строительством - устройства спортивной площадки без трибун для зрителей с зелеными насаждениями и элементами благоустройства. Одновременно общество просило изменить разрешенное использование земельного участка согласно указанной в заявлении цели в соответствии с градостроительным регламентом территориальной зоны застройки многоэтажными жилыми домами, в которой расположен спорный земельный участок.
Письмом от 25.09.2012 N 29/06/02-14/20687 департамент отказал обществу в предоставлении указанного земельного участка, сославшись на его нахождение на территории второй зоны округа санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока, в границах которой размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, запрещено. Кроме того департамент указал, что размещение спортивной площадки без трибун для зрителей возможно при условии, если общая площадь объектов капитального строительства на соответствующих земельных участках не превышает 150 кв. м.
Не согласившись с решением департамента, общество обжаловало его в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 01.08.2013 по делу N А51-15398/2013 отказ департамента признан незаконным. В целях восстановления нарушенных прав заявителя суд обязал департамент обеспечить подготовку и публикацию информации о предоставлении обществу в аренду сроком на 49 лет спорного земельного участка.
Указанное решение оставлено без изменений постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2013 и вступило в законную силу. Постановлением ФАС ДВО от 31.12.2013 N Ф03-6598/2013 судебные акты по делу N А51-15398/2013 оставлены без изменений.
Во исполнение судебных актов по делу N А51-15398/2013 департаментом в издании "Приморская газета" за 26.11.2013 N 115 (846) опубликована информация о предстоящем предоставлении ООО "Бизнес-Эксперт М" земельного участка, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Главная, 42, площадью 1105 кв. м в аренду для целей, не связанных со строительством - устройства спортивной площадки без трибун для зрителей с зелеными насаждениями и элементами благоустройства.
Письмом от 29.11.2013 N 20/03/02-14/33194 департамент предложил обществу представить кадастровый паспорт земельного участка.
26.12.2013 кадастровый паспорт земельного участка представлен обществом в департамент.
Письмом от 25.02.2014 N 20/03/02-13/5658 департамент уведомил заявителя о принятии распоряжения от 21.02.2014 N 359-рз "О разрешенном использовании земельного участка, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Главная, 42", согласно которому вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 25:28050025:570 изменен на "устройство спортивной площадки без трибун для зрителей с зелеными насаждениями и элементами благоустройства".
17.04.2013 общество обратилось в департамент за предоставлением информации о рассмотрении по существу заявления от 12.09.2012.
В связи с неполучением ответа на данное обращение, а также какой-либо информации о результатах рассмотрения заявления о предоставлении спорного земельного участка общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия бездействия департамента и из отсутствия оснований для отказа в предоставлении спорного земельного участка, указав, что целевое использование арендованного имущества определяется договором аренды исходя из градостроительного регламента территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, а не разрешенным использованием, обозначенным в кадастровом паспорте, которое в рассматриваемом случае не соответствует градостроительному регламенту.
Оценив доводы сторон и представленные в материалы дела документы, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным ввиду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконным решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - "ЗК РФ") осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, установлен статьей 34 ЗК РФ.
Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3 статьи 34 Кодекса).
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 3 статьи 34 Кодекса).
Как следует из материалов дела, заявитель обратился в департамент за предоставлением ранее сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 25:28050025:570, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Главная, 42, для целей, не связанных со строительством - устройства спортивной площадки без трибун для зрителей с зелеными насаждениями и элементами благоустройства
В ходе рассмотрения дела N А51-15398/2013, Арбитражный суд Приморского края пришел к выводу о соответствии заявления общества требованиям статьи 34 ЗК РФ и о возможности использования земельного участка в указанных обществом целях, поскольку заявленный вид использования земельного участка не противоречит градостроительному регламенту зоны застройки индивидуальными жилыми домами Ж-1, в границах которой он расположен. Каких-либо препятствий в предоставлении земельного участка выявлено не было.
Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Поскольку решение Арбитражного суда Приморского края от 01.08.2013 по делу N А51-15398/2013 вступило в законную силу, департамент обязан был рассмотреть заявление общества по существу с соблюдением установленного статьей 34 ЗК РФ порядка.
По правилам пункта 1 статьи 34 ЗК РФ уполномоченные органы обеспечивают подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Материалами дела подтверждается, что во исполнение требований пункта 1 статьи 34 ЗК РФ и решения Арбитражного суда Приморского края от 01.08.2013 по делу N А51-15398/2013 департаментом произведено публичное информирование населения, о чем имеется выкопировка из издания "Приморская газета" от 26.11.2013 N 115 (846).
Ознакомившись с текстом сообщения, коллегия находит указанную в нем информацию достаточной и соответствующей целям публичного информирования о предстоящем предоставлении земельного участка. Неверное указание в сообщении о предоставлении земельного участка наименования заявителя - ООО "Бизнес-Эксперт М" на выводы суда в данной части не влияют.
В соответствии с пунктом 5 статьи 34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Коллегией установлено, что кадастровый паспорт спорного земельного участка представлен заявителем в департамент 26.12.2013, то есть решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельного участка подлежало принятию департаментом не позднее 09.01.2014.
Между тем решение по заявлению общества о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 25:28050025:570 до настоящего времени не принято.
Объясняя несоблюдение сроков рассмотрения заявления общества, департамент пояснил, что в графе 9 "Разрешенное использование" кадастрового паспорта спорного земельного участка указано "для целей, не связанных со строительством (садоводство)", что не соответствует виду использования, указанному обществом, и препятствует принятию решения о предоставлении земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 этой статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Порядок проведения градостроительного зонирования территорий установлен Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее по тексту - "ГрК РФ").
В соответствии с пунктом 6 статьи 1 ГрК РФ под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
В силу пункта 4 статьи 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон, которые должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Аналогичные требования содержатся в пункте 2 статьи 85 ЗК РФ.
Пунктом 1 части 6 статьи 30 ГрК РФ предусмотрено, что виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки.
Пункт 3 статьи 85 ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
Как установлено Арбитражным судом Приморского края в ходе рассмотрения дела N А51-15398/2013, спорный земельный участок находится в границах зоны Ж-1, градостроительным регламентом которой к основным видам разрешенного использования относится размещение спортивных объектов и сооружений без трибун для зрителей.
То есть указанная заявителем цель использования земельного участка соответствует градостроительному регламенту зону Ж-1.
Действительно, первоначально спорный земельный участок был сформирован для ведения садоводства, и на момент его постановки на кадастровый учет - 06.06.2011 разрешенное использование земельного участка соответствовало градостроительному регламенту территориальной зоны Ж-1, в границах которой он находился.
Вместе с тем решением Думы г. Владивостока от 14.10.2011 N 742, вступившим в законную силу 18.10.2011 (опубликовано в Вестнике Думы г. Владивостока), была введена зона застройки индивидуальными жилыми домами, включающая территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства (Ж-4). При этом из видов разрешенного использования градостроительного регламента зоны Ж-1 ведение садоводства исключено.
Коллегия полагает, что по результатам изменения Правил землепользования вопрос об определении разрешенного использования спорного земельного участка, относится к компетенции департамента как органа, распоряжающегося земельными участками государственная собственность на которые не разграничена, о чем свидетельствует факт принятия департаментом распоряжения от 21.02.2014 N 359-рз "О разрешенном использовании земельного участка, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Главная, 42".
Таким образом, указание в кадастровом паспорте спорного земельного участка, представленном заявителем в департамент, такого вида разрешенного использования как "для целей, не связанных со строительством (садоводство)", не могло являться препятствием к его предоставлению заявителю.
Учитывая, что объективные причины, препятствующие департаменту принять решение о предоставлении спорного земельного участка в аренду заявителю в установленный пунктом 5 статьи 34 ЗК РФ срок отсутствовали, коллегия поддерживает выводы суда первой инстанции о наличии бездействия департамента.
В соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения о разрешенном использовании земельного участка относятся к дополнительным сведениям об объекте недвижимости и не влияют на его оборотоспособность.
Поскольку сведения об уникальных характеристиках спорного земельного участка, предусмотренные частью 1 статьи 7 вышеуказанного Федерального закона, в кадастровом паспорте имелись, и каких-либо противоречий в них департаментом установлено не было, департамент имел возможность предоставить спорный земельный участок заявителю одновременно с приведением его разрешенного использования в соответствие с градостроительным регламентом.
Ситуацию, когда распоряжение об изменении разрешенного использования земельного участка было принято 21.02.2014, то есть почти через 2 месяца после представления заявителем кадастрового паспорта, коллегия находит не соответствующей статье 34 ЗК РФ и нарушающей права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции обществом в материалы дела представлен кадастровый паспорт спорного земельного участка от 25.09.2014, из которого следует, что разрешенным использованием земельного участка является "спортивные объекты и сооружения без трибун для зрителей, зеленые насаждения и элементы благоустройства". Вместе с тем решение о предоставлении земельного участка департаментом так и не принято.
Согласно пункту 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно признал оспариваемое бездействие незаконным.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела. При выборе способа устранения нарушенного права арбитражный суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
Учитывая, что какие-либо основания для отказа в предоставлении спорного земельного участка заявителю установлены не были, порядок, предусмотренный статьей 34 ЗК РФ, соблюден в полном объеме, коллегия соглашается с судом первой инстанции о необходимости обязания департамент принять решение о предоставлении обществу земельного участка с кадастровым номером 25:28:050025:570 в аренду сроком на 49 лет для целей, не связанных со строительством - устройства спортивной площадки без трибун для зрителей с зелеными насаждениями и элементами благоустройства, направить обществу копию такого решения с приложением кадастрового паспорта и заключить договор аренды земельного участка.
Указанный способ соразмерен допущенному нарушению, отвечает целям восстановления нарушенного права заявителя и не выходит за пределы, необходимые для их применения.
Доводы департамента о том, что суд необоснованно обязал предоставить спорный земельный участок в аренду сроком на 49 лет, во внимание не принимаются, поскольку возможность предоставления земельного участка на такой срок установлена Арбитражным судом Приморского края в ходе рассмотрения дела N А51-15398/2013.
Предусмотренные судом первой инстанции сроки восстановления нарушенных прав коллегия находит соответствующими пункту 5 статьи 34 ЗК РФ.
С учетом изложенного, коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального и материального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено. Сроки на обжалование бездействия департамента обществом соблюдены, о чем судом первой инстанции указано в оспариваемом решении.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 04.07.2014 по делу N А51-13373/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
С.В.ГУЦАЛЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)