Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 ноября 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Борисовой Г.В., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Мак Ю.В.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции, дело N А56-23036/2014
по заявлению ООО "Балтнефтепровод"
к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу
об оспаривании постановления
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Балтнефтепровод" обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 03.04.2014 N 16-009/2014, вынесенного Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному Федеральному округу, о привлечении общества к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.6, статьей 8.1 КоАП РФ, ссылаясь на отсутствие события правонарушения.
Решением суда первой инстанции от 19.08.2014 оспариваемое постановление изменено в части назначения наказания и назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке.
Усмотрев наличие обстоятельств, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены решения ввиду рассмотрения дела в отсутствие представителя ответчика и доказательств его надлежащего извещения, определением от 20.10.2014 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции и произвел замену наименования заявителя на ООО "Транснефть-Балтика".
В настоящее судебное заседание представители сторон, извещенных надлежащим образом, не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Как усматривается из материалов дела, при проведении 10.02.2014 административным органом рейдовой проверки, на основании приказа о проведении рейдовой проверки от 10.02.2014 N 1IP-35/16, во Всеволожском районе Ленинградской области осмотрен земельный (лесной) участок, расположенный в выделе 1 квартала 203, выделе 34 квартала 191, выделе 5 квартала 202 Чернореченского участкового лесничества Кировского лесничества филиала ЛОГКУ "Ленобллес".
На момент осмотра установлено, что на земельном (лесном) участке в охранной зоне магистральных нефтепроводов проводятся работы по снятию плодородного слоя почвы (лесных почв) и перемещению в земляной вал над осями нефтепроводов и расчистке от кустарниковой растительности с использованием гусеничного экскаватора. Общая площадь земельного участка, на котором проведены работы по снятию и перемещению плодородного слоя почвы (лесных почв), составляет 3200 кв. метров, из которых 180 х 8 метров вдоль магистрального нефтепровода "Палкино - Приморск" и 220 х 8 метров вдоль магистрального нефтепровода "Кириши - Приморск".
На момент осмотра документов, подтверждающих право на использование земельного участка и проведения работ по снятию и перемещению плодородного слоя почвы (лесных почв) не представлено.
По факту нарушения статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации и частей 1, 2 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации в отношении общества определением от 10.02.2014 N 16-009/2014 возбуждено дело об административном правонарушении и назначено проведение административного расследования.
По результатам административного расследования административным органом 07.03.2014 в отношении общества составлен протокол N 16-009/2014 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.6, статьей 8.1 КоАП РФ.
Постановлением от 03.04.2014 N 16-009/2014 общество привлечено к ответственности в соответствии с вышеуказанной квалификацией с назначением наказания в виде штрафа в размере 60000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
В соответствии со статьей 45 Лесного кодекса РФ лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты. Из диспозиции статьи 9 Лесного кодекса РФ следует, что право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В обоснование заявленных требований общество указывает, что земельный участок, на котором производились работы, относится к землям промышленности, в подтверждение указанного довода ссылается на Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.10.2000 N 1530-р. Однако, в указанном постановлении указано на разрешение на перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и изъятие земель лесного фонда (т. 1 л.д. 17).
Доказательств осуществления на основании вышеуказанного Распоряжения перевода земельного участка лесного фонда в нелесной фонд, на котором выявлено правонарушение, в материалы дела не представлено.
Согласно распоряжению Правительства Ленинградской области от 04.11.2000 N 497-р, изданному в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.10.2000 N 1530-р, земли в соответствии с приложением предоставляются обществу под строительство нефтепровода с правом вырубки, однако в соответствии с пунктом 2.2 указанного Распоряжения вырубка леса производится по предварительно выписываемым лесорубочным билетам.
В указанных документах, распоряжении Правительства Ленинградской области от 04.11.2000 N 497-р с приложением, указания на перевод земель лесного фонда в земли промышленности также не содержится.
Кроме того, в пункте 2.8 распоряжения Правительства Ленинградской области от 04.11.2000 N 497-р указано, что: "по окончании строительства нефтепровода обществу произвести рекультивацию земельных участков и передать землепользователям в установленном порядке" (т. 2 л.д. 154).
В материалы дела представлена копия договора аренды от 12.08.2008 N 42-2008-02, в пункте 3 которого указано: "категория земель - земли лесного фонда, целевое назначение: защитные леса - государственные защитные полосы" (т. 2 л.д. 136).
Постановлением о привлечении к административной ответственности по статье 8.1 КоАП РФ обществу, ответственному за соблюдение требований законодательства в области окружающей среды и безопасную эксплуатацию магистрального нефтепровода, вменяется в вину нарушение экологических требований, установленных пунктом 1 статьи 34, пунктом 1 статьи 39, пунктом 1 статьи 46 Закона N 7-ФЗ.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Статьей 34 Закона N 7-ФЗ определено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно пункту 1 статьи 39 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Пунктом 1 статьи 46 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов является одним из видов использования лесов.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 N 223 в соответствии с частью 5 статьи 45 Лесного кодекса утверждены Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
Согласно пункту 15 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных Приказом Рослесхоза от 10.06.2011 N 223, при использовании лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов не допускается повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв за пределами предоставленного лесного участка и соответствующей охранной зоны.
Факт проведения работ, связанных с нарушением почвенного покрова за пределами предоставленного лесного участка подтверждается определением о возбуждении дела от 10.02.2014 N 16-009/2014, Актом о лесонарушении от 11.02.2014 N 15.
Пунктом 6 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных 22.12.1995 Приказом Минприроды Российской Федерации N 525, Роскомзема N 67, установлено, что порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы устанавливается органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Пунктом 11 Основных положений определено, что проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова осуществляется на основании выданных разрешений.
В рамках административного производства, установлено, что необходимое разрешение у общества отсутствует.
Частью 1 статьи 8.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы.
Прежде чем осуществлять работы по снятию и перемещению плодородного слоя почвы, должны получить в органах, предоставивших в пользование данный земельный участок, разрешение на проведение таких работ, которое выдается на основании проектов рекультивации.
Установлено, что общество при эксплуатации линейных объектов - магистральных нефтепроводов "Палкино - Приморск" и "Кириши - Приморск" и проведении работ по расчистке охранной зоны нефтепроводов, допустило несоблюдение экологических требований при эксплуатации линейных объектов, выразившееся в самовольном снятии и перемещении плодородного слоя почвы (лесных почв) в защитных лесах I и II пояса зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственного водоснабжения в выделе 1 квартала 203, выделе 34 квартала 191, выделе 5 квартала 202 Чернореченского участкового лесничества Кировского лесничества филиала ЛОГКУ "Ленобллес", чем нарушило статью 42 Земельного кодекса Российской Федерации; статьи 34, 39, часть 1 статьи 46 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; пункт 6 "Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы", утвержденных 22.12.1995 Приказом Минприроды РФ N 525, Роскомзема N 67; статьи 9, 45, части 1, 2 статьи 71 Лесного кодекса РФ.
Нарушения обществом требований вышеперечисленных нормативных актов подтверждаются материалами дела (протоколом осмотра с приложением фототаблицы, протоколом об административном правонарушении), в связи с чем административный орган правомерно привлек общество к ответственности по части 1 статьи 8.6, статье 8.1 КоАП РФ.
Довод общества о том, что административным органом необоснованно возбуждено дело об административном правонарушении отклоняется судом, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, в том числе, является обнаружение достаточных данных, указывающих на наличие события правонарушения.
В настоящем деле, поскольку обществом в ходе рейдовой проверки не было представлено документов, подтверждающих право на проведение работ, административным органом правомерно вынесено определение о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении, кроме того, впоследствии наличие состава правонарушения подтвердилось в ходе административного расследования.
Не обоснован довод общества о неправильной квалификации правонарушения, поскольку статьей 7.9 КоАП РФ предусмотрена ответственность за самовольное занятие лесных участков, а статья 8.6 КоАП РФ устанавливает ответственность за порчу любых земель, в том числе сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного фонда, земли водного фонда, земли запаса.
Процедура привлечения общества к ответственности соблюдена, наказание назначено в пределах срока давности привлечения к ответственности.
Апелляционный суд, оценив все доводы заявителя и фактические обстоятельства дела, не находит оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" по результатам рассмотрения заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд при наличии соответствующих оснований вправе принять решение об изменении оспариваемого решения административного органа.
Учитывая принципы соразмерности и справедливости наказания совершенному правонарушению, характер совершенного административного правонарушения, принимая во внимание, что общество ранее к ответственности не привлекалось, работы производились с целью недопущения негативного воздействия на окружающую среду, причинение вреда жизни и здоровью населения, апелляционный суд полагает, что оспариваемое постановление в части назначения наказания подлежит изменению.
Назначение наказания в виде штрафа в минимальном размере соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, оспариваемое постановление не содержит ссылок на отягчающие обстоятельства.
При назначении наказания суд, учитывая отсутствие доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, отягчающих ответственность, считает возможным назначить наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Учитывая изложенное, оспариваемое постановление подлежит изменению в части назначения наказания.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.08.2014 по делу N А56-23036/2014 отменить.
Изменить постановление от 03.04.2014 N 16-009/2014, вынесенное Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному Федеральному округу, о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Балтнефтепровод", в части назначения наказания и назначить наказание в виде штрафа в размере 20000 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Е.А.СОМОВА
Судьи
Г.В.БОРИСОВА
И.Б.ЛОПАТО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.11.2014 ПО ДЕЛУ N А56-23036/2014
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 ноября 2014 г. по делу N А56-23036/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 ноября 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Борисовой Г.В., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Мак Ю.В.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции, дело N А56-23036/2014
по заявлению ООО "Балтнефтепровод"
к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу
об оспаривании постановления
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Балтнефтепровод" обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 03.04.2014 N 16-009/2014, вынесенного Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному Федеральному округу, о привлечении общества к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.6, статьей 8.1 КоАП РФ, ссылаясь на отсутствие события правонарушения.
Решением суда первой инстанции от 19.08.2014 оспариваемое постановление изменено в части назначения наказания и назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке.
Усмотрев наличие обстоятельств, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены решения ввиду рассмотрения дела в отсутствие представителя ответчика и доказательств его надлежащего извещения, определением от 20.10.2014 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции и произвел замену наименования заявителя на ООО "Транснефть-Балтика".
В настоящее судебное заседание представители сторон, извещенных надлежащим образом, не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Как усматривается из материалов дела, при проведении 10.02.2014 административным органом рейдовой проверки, на основании приказа о проведении рейдовой проверки от 10.02.2014 N 1IP-35/16, во Всеволожском районе Ленинградской области осмотрен земельный (лесной) участок, расположенный в выделе 1 квартала 203, выделе 34 квартала 191, выделе 5 квартала 202 Чернореченского участкового лесничества Кировского лесничества филиала ЛОГКУ "Ленобллес".
На момент осмотра установлено, что на земельном (лесном) участке в охранной зоне магистральных нефтепроводов проводятся работы по снятию плодородного слоя почвы (лесных почв) и перемещению в земляной вал над осями нефтепроводов и расчистке от кустарниковой растительности с использованием гусеничного экскаватора. Общая площадь земельного участка, на котором проведены работы по снятию и перемещению плодородного слоя почвы (лесных почв), составляет 3200 кв. метров, из которых 180 х 8 метров вдоль магистрального нефтепровода "Палкино - Приморск" и 220 х 8 метров вдоль магистрального нефтепровода "Кириши - Приморск".
На момент осмотра документов, подтверждающих право на использование земельного участка и проведения работ по снятию и перемещению плодородного слоя почвы (лесных почв) не представлено.
По факту нарушения статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации и частей 1, 2 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации в отношении общества определением от 10.02.2014 N 16-009/2014 возбуждено дело об административном правонарушении и назначено проведение административного расследования.
По результатам административного расследования административным органом 07.03.2014 в отношении общества составлен протокол N 16-009/2014 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.6, статьей 8.1 КоАП РФ.
Постановлением от 03.04.2014 N 16-009/2014 общество привлечено к ответственности в соответствии с вышеуказанной квалификацией с назначением наказания в виде штрафа в размере 60000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
В соответствии со статьей 45 Лесного кодекса РФ лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты. Из диспозиции статьи 9 Лесного кодекса РФ следует, что право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В обоснование заявленных требований общество указывает, что земельный участок, на котором производились работы, относится к землям промышленности, в подтверждение указанного довода ссылается на Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.10.2000 N 1530-р. Однако, в указанном постановлении указано на разрешение на перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и изъятие земель лесного фонда (т. 1 л.д. 17).
Доказательств осуществления на основании вышеуказанного Распоряжения перевода земельного участка лесного фонда в нелесной фонд, на котором выявлено правонарушение, в материалы дела не представлено.
Согласно распоряжению Правительства Ленинградской области от 04.11.2000 N 497-р, изданному в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.10.2000 N 1530-р, земли в соответствии с приложением предоставляются обществу под строительство нефтепровода с правом вырубки, однако в соответствии с пунктом 2.2 указанного Распоряжения вырубка леса производится по предварительно выписываемым лесорубочным билетам.
В указанных документах, распоряжении Правительства Ленинградской области от 04.11.2000 N 497-р с приложением, указания на перевод земель лесного фонда в земли промышленности также не содержится.
Кроме того, в пункте 2.8 распоряжения Правительства Ленинградской области от 04.11.2000 N 497-р указано, что: "по окончании строительства нефтепровода обществу произвести рекультивацию земельных участков и передать землепользователям в установленном порядке" (т. 2 л.д. 154).
В материалы дела представлена копия договора аренды от 12.08.2008 N 42-2008-02, в пункте 3 которого указано: "категория земель - земли лесного фонда, целевое назначение: защитные леса - государственные защитные полосы" (т. 2 л.д. 136).
Постановлением о привлечении к административной ответственности по статье 8.1 КоАП РФ обществу, ответственному за соблюдение требований законодательства в области окружающей среды и безопасную эксплуатацию магистрального нефтепровода, вменяется в вину нарушение экологических требований, установленных пунктом 1 статьи 34, пунктом 1 статьи 39, пунктом 1 статьи 46 Закона N 7-ФЗ.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Статьей 34 Закона N 7-ФЗ определено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно пункту 1 статьи 39 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Пунктом 1 статьи 46 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов является одним из видов использования лесов.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 N 223 в соответствии с частью 5 статьи 45 Лесного кодекса утверждены Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
Согласно пункту 15 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных Приказом Рослесхоза от 10.06.2011 N 223, при использовании лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов не допускается повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв за пределами предоставленного лесного участка и соответствующей охранной зоны.
Факт проведения работ, связанных с нарушением почвенного покрова за пределами предоставленного лесного участка подтверждается определением о возбуждении дела от 10.02.2014 N 16-009/2014, Актом о лесонарушении от 11.02.2014 N 15.
Пунктом 6 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных 22.12.1995 Приказом Минприроды Российской Федерации N 525, Роскомзема N 67, установлено, что порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы устанавливается органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Пунктом 11 Основных положений определено, что проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова осуществляется на основании выданных разрешений.
В рамках административного производства, установлено, что необходимое разрешение у общества отсутствует.
Частью 1 статьи 8.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы.
Прежде чем осуществлять работы по снятию и перемещению плодородного слоя почвы, должны получить в органах, предоставивших в пользование данный земельный участок, разрешение на проведение таких работ, которое выдается на основании проектов рекультивации.
Установлено, что общество при эксплуатации линейных объектов - магистральных нефтепроводов "Палкино - Приморск" и "Кириши - Приморск" и проведении работ по расчистке охранной зоны нефтепроводов, допустило несоблюдение экологических требований при эксплуатации линейных объектов, выразившееся в самовольном снятии и перемещении плодородного слоя почвы (лесных почв) в защитных лесах I и II пояса зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственного водоснабжения в выделе 1 квартала 203, выделе 34 квартала 191, выделе 5 квартала 202 Чернореченского участкового лесничества Кировского лесничества филиала ЛОГКУ "Ленобллес", чем нарушило статью 42 Земельного кодекса Российской Федерации; статьи 34, 39, часть 1 статьи 46 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; пункт 6 "Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы", утвержденных 22.12.1995 Приказом Минприроды РФ N 525, Роскомзема N 67; статьи 9, 45, части 1, 2 статьи 71 Лесного кодекса РФ.
Нарушения обществом требований вышеперечисленных нормативных актов подтверждаются материалами дела (протоколом осмотра с приложением фототаблицы, протоколом об административном правонарушении), в связи с чем административный орган правомерно привлек общество к ответственности по части 1 статьи 8.6, статье 8.1 КоАП РФ.
Довод общества о том, что административным органом необоснованно возбуждено дело об административном правонарушении отклоняется судом, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, в том числе, является обнаружение достаточных данных, указывающих на наличие события правонарушения.
В настоящем деле, поскольку обществом в ходе рейдовой проверки не было представлено документов, подтверждающих право на проведение работ, административным органом правомерно вынесено определение о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении, кроме того, впоследствии наличие состава правонарушения подтвердилось в ходе административного расследования.
Не обоснован довод общества о неправильной квалификации правонарушения, поскольку статьей 7.9 КоАП РФ предусмотрена ответственность за самовольное занятие лесных участков, а статья 8.6 КоАП РФ устанавливает ответственность за порчу любых земель, в том числе сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного фонда, земли водного фонда, земли запаса.
Процедура привлечения общества к ответственности соблюдена, наказание назначено в пределах срока давности привлечения к ответственности.
Апелляционный суд, оценив все доводы заявителя и фактические обстоятельства дела, не находит оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" по результатам рассмотрения заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд при наличии соответствующих оснований вправе принять решение об изменении оспариваемого решения административного органа.
Учитывая принципы соразмерности и справедливости наказания совершенному правонарушению, характер совершенного административного правонарушения, принимая во внимание, что общество ранее к ответственности не привлекалось, работы производились с целью недопущения негативного воздействия на окружающую среду, причинение вреда жизни и здоровью населения, апелляционный суд полагает, что оспариваемое постановление в части назначения наказания подлежит изменению.
Назначение наказания в виде штрафа в минимальном размере соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, оспариваемое постановление не содержит ссылок на отягчающие обстоятельства.
При назначении наказания суд, учитывая отсутствие доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, отягчающих ответственность, считает возможным назначить наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Учитывая изложенное, оспариваемое постановление подлежит изменению в части назначения наказания.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.08.2014 по делу N А56-23036/2014 отменить.
Изменить постановление от 03.04.2014 N 16-009/2014, вынесенное Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному Федеральному округу, о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Балтнефтепровод", в части назначения наказания и назначить наказание в виде штрафа в размере 20000 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Е.А.СОМОВА
Судьи
Г.В.БОРИСОВА
И.Б.ЛОПАТО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)