Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25.12.2013
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Ярославского регионального общественного фонда помощи владельцам личных подсобных хозяйств и садоводам "Подворье"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 30.04.2013,
принятое судьей Сорокиной С.Р., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.09.2013,
принятое судьями Кононовым П.И., Буториной Г.Г., Ившиной Г.Г.,
по делу N А82-7384/2012
по заявлению Ярославского регионального общественного фонда помощи владельцам личных подсобных хозяйств и садоводам "Подворье"
к Департаменту архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля,
Территориальной администрации Дзержинского района мэрии города Ярославля
о признании незаконным ненормативного правового акта,
третье лицо - Управление земельных ресурсов мэрии города Ярославля,
и
Ярославский региональный общественный фонд помощи владельцам личных подсобных хозяйств и садоводам "Подворье" (далее - Фонд, ЯРОФ "Подворье") обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным решения Департамента архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля (далее - Департамент, ДАРТГ) от 16.03.2012 N 1601 об отзыве согласования по акту приемки в эксплуатацию временной постройки, не являющейся объектом капитального строительства, по Ленинградскому проспект, у дома 40а, от 19.10.2011, утвержденному распоряжением главы Территориальной администрации Дзержинского района мэрии города Ярославля от 20.10.2011 N 567, и обязании Департамента согласовать акт приемки в эксплуатацию временной постройки, не являющейся объектом капитального строительства, расположенной на Ленинградском проспекте, у дома 40а, от 19.10.2011.
Определением суда от 18.09.2012 на основании части 2.1 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело N А82-7384/2012 объединено с делом N А82-7422/2012, предметом которого является оспаривание распоряжения главы Территориальной администрации Дзержинского района мэрии города Ярославля от 02.04.2012 N 229 "О признании утратившим силу распоряжения главы территориальной администрации от 20.10.2011 N 567" и возложения на Территориальную администрацию Дзержинского района мэрии города Ярославля (далее - Администрация) обязанности утвердить акт приемки в эксплуатацию временной постройки, не являющейся объектом капитального строительства, расположенной по Ленинградскому проспекту, дом 40а.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечено Управление земельных ресурсов мэрии города Ярославля (далее - УЗР).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 30.04.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 17.09.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Фонд не согласился с принятыми по делу судебными актами и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы статей 30, 31, 32, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 9, 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статью 56 Правил землепользования и застройки города Ярославля, утвержденных решением муниципалитета города Ярославля (далее - Правила землепользования и застройки). Фонд указывает, что размещение спорного объекта было согласовано в 1995 году, до вступления в силу постановления мэра города Ярославля от 15.05.2007 N 1519, утвердившего Положение о размещении временных построек, не являющихся объектами капитального строительства, на территории города Ярославля, в связи с чем Департамент и Администрация не вправе были отказывать в выдаче согласования и утверждении акта приемки. По мнению Фонда, положения СП 42.13330.2011 (Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений") (далее - СП 42.13330.2011) к спорным правоотношениям не применяются, так как действие данных правил распространяется на объекты капитального строительства, а принадлежащий ЯРОФ "Подворье" киоск к таковым не относится.
Подробно доводы Фонда изложены в кассационной жалобе.
Департамент в отзыве на кассационную жалобу не согласился с доводами ЯРОФ "Подворье", посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в заседание суда кассационной инстанции не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность принятых Арбитражным судом Ярославской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по заявлению ЯРОФ "Подворье" органами местного самоуправления проводились мероприятия по предоставлению земельного участка для строительства, эксплуатации временной постройки - киоска по Ленинградскому проспекту (в районе пересечения с улицей Урицкого) в Дзержинском районе города Ярославля.
Главным специалистом отдела градостроительного мониторинга и разрешений Управления разрешений и информационных систем обеспечения градостроительной деятельности ДАРТГ был согласован акт приемки в эксплуатацию временной постройки от 19.10.2011.
Распоряжением главы Администрации от 20.10.2011 N 567 утвержден акт приемки в эксплуатацию временной постройки, не являющейся объектом капитального строительства.
Приказом начальника УЗР от 14.12.2011 N 3917 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории по Ленинградскому проспекту (в районе пересечения с улицей Урицкого) в Дзержинском районе.
Мэрией города Ярославля было принято постановление от 02.03.2012 N 495 о предоставлении в аренду Фонду земельного участка площадью 22 квадратных метра с кадастровым номером 76:23:010606:109 для эксплуатации временной постройки.
На основании данного постановления УЗР и ЯРОФ "Подворье" заключили договор от 15.03.2012 N 24041-в аренды находящегося в государственной собственности земельного участка со сроком аренды с 02.03.2012 на неопределенный срок.
Письмом от 16.03.2012 ДАРТГ N 1601 отозвал свое согласование от 19.10.2011 по приемке в эксплуатацию спорной временной постройки. В качестве оснований для отзыва указано, в частности, на размещение спорного объекта в нарушение требований пункта 12.35 СП 42.13330.2011, согласно которому расстояние по горизонтали от подземных сетей до фундаментов зданий и сооружений следует принимать для напорного коллектора - 5 метров, для ливневой канализации - 3 метра, для водопровода - 5 метров.
В связи с отзывом согласования распоряжением Администрации от 02.04.2012 N 229 признано утратившим силу распоряжение от 20.10.2011 N 567 "Об утверждении акта приемки в эксплуатацию временной постройки, не являющейся объектом капитального строительства".
Кроме того, постановлением мэрии города Ярославля от 23.04.2012 N 898 признано утратившим силу постановление от 02.03.2012 N 495 о предоставлении Фонду земельного участка в аренду.
Посчитав, что письмо ДАРТГ N 1601 от 16.03.2012 и распоряжение Администрации от 02.04.2012 N 229 противоречат действующему законодательству и нарушают его права и законные интересы заявителя в предпринимательской деятельности, ЯРОФ "Подворье" обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением.
Руководствуясь статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), Положением о порядке взаимодействия структурных подразделений мэрии города Ярославля при предоставлении и изъятии земельных участков на территории города Ярославля, утвержденным постановлением мэра города Ярославля от 23.04.2007 N 1227 (далее - Положение N 1227), Положением о размещении временных построек, не являющихся объектами капитального строительства, на территории города Ярославля, утвержденным постановлением мэра города Ярославля от 15.05.2007 N 1519 (далее - Положение N 1519), суд первой инстанции отказал в удовлетворении требования.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулирован статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина, юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Как следует из материалов дела и установили суды, размещение, принадлежащего Фонду киоска было согласовано в 1995 году, в связи с чем между сторонами сложились отношения по предоставлению земельного участка лишь для эксплуатации постройки, а не для ее строительства.
В соответствии с пунктами 3.3, 3.4 Положения N 1519 владельцы временных построек, размещенных на территории города до вступления в силу Положения, в соответствии с порядком, действовавшим в период размещения объекта, оформляют земельные отношения для эксплуатации временных построек в соответствии с разделом 6 Положения о порядке взаимодействия структурных подразделений мэрии г. Ярославля при предоставлении и изъятии земельных участков на территории города Ярославля, утвержденного постановлением мэра от 23.04.2007 N 1227, обратившись в Управление земельных ресурсов с заявлением и представив документы, являющиеся основанием для размещения временного объекта. Основаниями для размещения временных построек до вступления в силу настоящего Положения являются акты приемки в эксплуатацию временного сооружения или приказ директора Департамента о согласовании размещения объекта, оформленные в порядке, установленном постановлением мэра от 18.08.2006 N 3015 "Об утверждении Положения о порядке размещения временных сооружений в городе Ярославле", акты приемки в эксплуатацию временных сооружений, оформленные в порядке, установленном постановлениями мэра от 05.12.2005 N 5639 "Об упорядочении размещения временных сооружений в городе Ярославле", от 23.07.1998 N 1257 "Об упорядочении размещения временных сооружений торговли и сферы услуг в г. Ярославле", правовые акты органов государственной власти или органов городского самоуправления о предоставлении владельцу временного объекта земельного участка для строительства, организации, размещения, установки, эксплуатации временного объекта, принятые в соответствии с компетенцией таких органов в момент издания акта, копии топографических планов М 1:500 с указанием места размещения временного объекта, выданные владельцу временного объекта до 05.08.1998 органом мэрии города Ярославля по вопросам архитектуры и согласованные с органом мэрии города Ярославля по вопросам земельных отношений и иными органами и организациями.
В данном случае спорная временная постройка была размещена (построена) в 2011 году, то есть после вступления в силу Положения N 1519.
Пунктом 12.35 СП 42.13330.2011 предусмотрено, что расстояния по горизонтали (в свету) от ближайших подземных инженерных сетей до зданий и сооружений следует принимать по таблице 15.
В силу пункта 1.2 Положения N 1519 к временным постройкам, не являющимся объектами капитального строительства, относятся не относящиеся к объектам недвижимости постройки (сооружения), такие как: киоски, навесы, площадки, оборудованные навесом для ожидания пассажирами городского транспорта, с киоском (остановочный комплекс), площадки для обучения вождению автотранспортных средств, временные автостоянки и парковки, временные сооружения торговли и сферы услуг и другие подобные объекты (временные постройки).
Согласно пункту 23 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Таким образом, при размещении принадлежащего Фонду временного сооружения требования СП 42.13330.2011 должны были выполняться.
Согласно части 1 статьи 48 Закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что решение ДАРТГ от 16.03.2012 N 1601 об отзыве согласования акта приемки в эксплуатацию временной постройки и распоряжение Администрации 02.04.2012 N 229 о признании утратившим силу распоряжения от 20.10.2011 N 567, которым утвержден данный акт, соответствуют положениям статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 56 Правил землепользования и застройки, не нарушают права и законные интересы ЯРОФ "Подворье" в сфере предпринимательской деятельности.
Выводы судов соответствуют имеющимся в деле документам и не противоречат им.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Ярославской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 1000 рублей относятся на Фонд. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1000 рублей подлежит возврату ЯРОФ "Подворье" из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
решение Арбитражного суда Ярославской области от 30.04.2013 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.09.2013 по делу N А82-7384/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Ярославского регионального общественного фонда помощи владельцам личных подсобных хозяйств и садоводам "Подворье" - без удовлетворения.
Возвратить Ярославскому региональному общественному фонду помощи владельцам личных подсобных хозяйств и садоводам "Подворье" из федерального бюджета государственную пошлину с кассационной жалобы в сумме 1000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 30.10.2013 N 104.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 26.12.2013 ПО ДЕЛУ N А82-7384/2012
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 декабря 2013 г. по делу N А82-7384/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 25.12.2013
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Ярославского регионального общественного фонда помощи владельцам личных подсобных хозяйств и садоводам "Подворье"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 30.04.2013,
принятое судьей Сорокиной С.Р., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.09.2013,
принятое судьями Кононовым П.И., Буториной Г.Г., Ившиной Г.Г.,
по делу N А82-7384/2012
по заявлению Ярославского регионального общественного фонда помощи владельцам личных подсобных хозяйств и садоводам "Подворье"
к Департаменту архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля,
Территориальной администрации Дзержинского района мэрии города Ярославля
о признании незаконным ненормативного правового акта,
третье лицо - Управление земельных ресурсов мэрии города Ярославля,
и
установил:
Ярославский региональный общественный фонд помощи владельцам личных подсобных хозяйств и садоводам "Подворье" (далее - Фонд, ЯРОФ "Подворье") обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным решения Департамента архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля (далее - Департамент, ДАРТГ) от 16.03.2012 N 1601 об отзыве согласования по акту приемки в эксплуатацию временной постройки, не являющейся объектом капитального строительства, по Ленинградскому проспект, у дома 40а, от 19.10.2011, утвержденному распоряжением главы Территориальной администрации Дзержинского района мэрии города Ярославля от 20.10.2011 N 567, и обязании Департамента согласовать акт приемки в эксплуатацию временной постройки, не являющейся объектом капитального строительства, расположенной на Ленинградском проспекте, у дома 40а, от 19.10.2011.
Определением суда от 18.09.2012 на основании части 2.1 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело N А82-7384/2012 объединено с делом N А82-7422/2012, предметом которого является оспаривание распоряжения главы Территориальной администрации Дзержинского района мэрии города Ярославля от 02.04.2012 N 229 "О признании утратившим силу распоряжения главы территориальной администрации от 20.10.2011 N 567" и возложения на Территориальную администрацию Дзержинского района мэрии города Ярославля (далее - Администрация) обязанности утвердить акт приемки в эксплуатацию временной постройки, не являющейся объектом капитального строительства, расположенной по Ленинградскому проспекту, дом 40а.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечено Управление земельных ресурсов мэрии города Ярославля (далее - УЗР).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 30.04.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 17.09.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Фонд не согласился с принятыми по делу судебными актами и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы статей 30, 31, 32, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 9, 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статью 56 Правил землепользования и застройки города Ярославля, утвержденных решением муниципалитета города Ярославля (далее - Правила землепользования и застройки). Фонд указывает, что размещение спорного объекта было согласовано в 1995 году, до вступления в силу постановления мэра города Ярославля от 15.05.2007 N 1519, утвердившего Положение о размещении временных построек, не являющихся объектами капитального строительства, на территории города Ярославля, в связи с чем Департамент и Администрация не вправе были отказывать в выдаче согласования и утверждении акта приемки. По мнению Фонда, положения СП 42.13330.2011 (Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений") (далее - СП 42.13330.2011) к спорным правоотношениям не применяются, так как действие данных правил распространяется на объекты капитального строительства, а принадлежащий ЯРОФ "Подворье" киоск к таковым не относится.
Подробно доводы Фонда изложены в кассационной жалобе.
Департамент в отзыве на кассационную жалобу не согласился с доводами ЯРОФ "Подворье", посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в заседание суда кассационной инстанции не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность принятых Арбитражным судом Ярославской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по заявлению ЯРОФ "Подворье" органами местного самоуправления проводились мероприятия по предоставлению земельного участка для строительства, эксплуатации временной постройки - киоска по Ленинградскому проспекту (в районе пересечения с улицей Урицкого) в Дзержинском районе города Ярославля.
Главным специалистом отдела градостроительного мониторинга и разрешений Управления разрешений и информационных систем обеспечения градостроительной деятельности ДАРТГ был согласован акт приемки в эксплуатацию временной постройки от 19.10.2011.
Распоряжением главы Администрации от 20.10.2011 N 567 утвержден акт приемки в эксплуатацию временной постройки, не являющейся объектом капитального строительства.
Приказом начальника УЗР от 14.12.2011 N 3917 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории по Ленинградскому проспекту (в районе пересечения с улицей Урицкого) в Дзержинском районе.
Мэрией города Ярославля было принято постановление от 02.03.2012 N 495 о предоставлении в аренду Фонду земельного участка площадью 22 квадратных метра с кадастровым номером 76:23:010606:109 для эксплуатации временной постройки.
На основании данного постановления УЗР и ЯРОФ "Подворье" заключили договор от 15.03.2012 N 24041-в аренды находящегося в государственной собственности земельного участка со сроком аренды с 02.03.2012 на неопределенный срок.
Письмом от 16.03.2012 ДАРТГ N 1601 отозвал свое согласование от 19.10.2011 по приемке в эксплуатацию спорной временной постройки. В качестве оснований для отзыва указано, в частности, на размещение спорного объекта в нарушение требований пункта 12.35 СП 42.13330.2011, согласно которому расстояние по горизонтали от подземных сетей до фундаментов зданий и сооружений следует принимать для напорного коллектора - 5 метров, для ливневой канализации - 3 метра, для водопровода - 5 метров.
В связи с отзывом согласования распоряжением Администрации от 02.04.2012 N 229 признано утратившим силу распоряжение от 20.10.2011 N 567 "Об утверждении акта приемки в эксплуатацию временной постройки, не являющейся объектом капитального строительства".
Кроме того, постановлением мэрии города Ярославля от 23.04.2012 N 898 признано утратившим силу постановление от 02.03.2012 N 495 о предоставлении Фонду земельного участка в аренду.
Посчитав, что письмо ДАРТГ N 1601 от 16.03.2012 и распоряжение Администрации от 02.04.2012 N 229 противоречат действующему законодательству и нарушают его права и законные интересы заявителя в предпринимательской деятельности, ЯРОФ "Подворье" обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением.
Руководствуясь статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), Положением о порядке взаимодействия структурных подразделений мэрии города Ярославля при предоставлении и изъятии земельных участков на территории города Ярославля, утвержденным постановлением мэра города Ярославля от 23.04.2007 N 1227 (далее - Положение N 1227), Положением о размещении временных построек, не являющихся объектами капитального строительства, на территории города Ярославля, утвержденным постановлением мэра города Ярославля от 15.05.2007 N 1519 (далее - Положение N 1519), суд первой инстанции отказал в удовлетворении требования.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулирован статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина, юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Как следует из материалов дела и установили суды, размещение, принадлежащего Фонду киоска было согласовано в 1995 году, в связи с чем между сторонами сложились отношения по предоставлению земельного участка лишь для эксплуатации постройки, а не для ее строительства.
В соответствии с пунктами 3.3, 3.4 Положения N 1519 владельцы временных построек, размещенных на территории города до вступления в силу Положения, в соответствии с порядком, действовавшим в период размещения объекта, оформляют земельные отношения для эксплуатации временных построек в соответствии с разделом 6 Положения о порядке взаимодействия структурных подразделений мэрии г. Ярославля при предоставлении и изъятии земельных участков на территории города Ярославля, утвержденного постановлением мэра от 23.04.2007 N 1227, обратившись в Управление земельных ресурсов с заявлением и представив документы, являющиеся основанием для размещения временного объекта. Основаниями для размещения временных построек до вступления в силу настоящего Положения являются акты приемки в эксплуатацию временного сооружения или приказ директора Департамента о согласовании размещения объекта, оформленные в порядке, установленном постановлением мэра от 18.08.2006 N 3015 "Об утверждении Положения о порядке размещения временных сооружений в городе Ярославле", акты приемки в эксплуатацию временных сооружений, оформленные в порядке, установленном постановлениями мэра от 05.12.2005 N 5639 "Об упорядочении размещения временных сооружений в городе Ярославле", от 23.07.1998 N 1257 "Об упорядочении размещения временных сооружений торговли и сферы услуг в г. Ярославле", правовые акты органов государственной власти или органов городского самоуправления о предоставлении владельцу временного объекта земельного участка для строительства, организации, размещения, установки, эксплуатации временного объекта, принятые в соответствии с компетенцией таких органов в момент издания акта, копии топографических планов М 1:500 с указанием места размещения временного объекта, выданные владельцу временного объекта до 05.08.1998 органом мэрии города Ярославля по вопросам архитектуры и согласованные с органом мэрии города Ярославля по вопросам земельных отношений и иными органами и организациями.
В данном случае спорная временная постройка была размещена (построена) в 2011 году, то есть после вступления в силу Положения N 1519.
Пунктом 12.35 СП 42.13330.2011 предусмотрено, что расстояния по горизонтали (в свету) от ближайших подземных инженерных сетей до зданий и сооружений следует принимать по таблице 15.
В силу пункта 1.2 Положения N 1519 к временным постройкам, не являющимся объектами капитального строительства, относятся не относящиеся к объектам недвижимости постройки (сооружения), такие как: киоски, навесы, площадки, оборудованные навесом для ожидания пассажирами городского транспорта, с киоском (остановочный комплекс), площадки для обучения вождению автотранспортных средств, временные автостоянки и парковки, временные сооружения торговли и сферы услуг и другие подобные объекты (временные постройки).
Согласно пункту 23 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Таким образом, при размещении принадлежащего Фонду временного сооружения требования СП 42.13330.2011 должны были выполняться.
Согласно части 1 статьи 48 Закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что решение ДАРТГ от 16.03.2012 N 1601 об отзыве согласования акта приемки в эксплуатацию временной постройки и распоряжение Администрации 02.04.2012 N 229 о признании утратившим силу распоряжения от 20.10.2011 N 567, которым утвержден данный акт, соответствуют положениям статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 56 Правил землепользования и застройки, не нарушают права и законные интересы ЯРОФ "Подворье" в сфере предпринимательской деятельности.
Выводы судов соответствуют имеющимся в деле документам и не противоречат им.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Ярославской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 1000 рублей относятся на Фонд. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1000 рублей подлежит возврату ЯРОФ "Подворье" из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 30.04.2013 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.09.2013 по делу N А82-7384/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Ярославского регионального общественного фонда помощи владельцам личных подсобных хозяйств и садоводам "Подворье" - без удовлетворения.
Возвратить Ярославскому региональному общественному фонду помощи владельцам личных подсобных хозяйств и садоводам "Подворье" из федерального бюджета государственную пошлину с кассационной жалобы в сумме 1000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 30.10.2013 N 104.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА
Судьи
О.В.АЛЕКСАНДРОВА
Н.Ю.БАШЕВА
О.В.АЛЕКСАНДРОВА
Н.Ю.БАШЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)