Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 20 февраля 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 27 февраля 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Николаевой С.Ю., судей Балакиревой Е.М., Романенко С.Ш., при ведении протокола секретарем судебного заседания Аванесовой М.А., рассмотрев 20 февраля 2014 года в открытом судебном заседании в зале N 6 апелляционную жалобу Исполнительного комитета Муниципального образования Тукаевского муниципального района на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 декабря 2013 год, принятое по делу N А65-19254/2013 (судья Андриянова Л.В.)
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Байхед" (ОГРН 1111690058765), гор. Казань
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1021603478533),
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора:
- Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, гор. Казань,
- Кабинета Министров Республики Татарстан,
- Муниципального образования Тукаевский муниципальный район в лице Исполнительного комитета Муниципального образования Тукаевского муниципального района,
о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:39:012101:0057, общей площадью 640 178 кв. м, расположенного по адресу Республика Татарстан, Тукаевский район, тер.х-во "Мелекес", указав ее равной рыночной стоимости в размере 43 000 000 руб.,
при участии в судебном заседании:
- от истца - не явились, извещены надлежащим образом;
- от ответчика - не явились, извещены надлежащим образом;
- от третьих лиц - не явились, извещены надлежащим образом.
установил:
Истец - Общество с ограниченной ответственностью "Байхед" обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к ответчику - Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан об обязании изменить внесенную в государственный кадастр недвижимости по состоянию на 01 января 2011 года кадастровую стоимость земельного участка кадастровый номер 16:39:012101:0057, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский район, тер.х-во "Мелекес", категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, на его рыночную стоимость в размере 39 051 000 руб. на основании заключения эксперта N 50-13 от 22 апреля 2013 года; об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Татарстан внести в государственный кадастр недвижимости измененные сведения о кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2011 года.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 сентября 2013 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Кабинет Министров Республики Татарстан и Муниципальное образование Тукаевский муниципальный район Республики Татарстан в лице Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан.
Истец уточнил исковые требования и просил обязать ответчика внести изменения в государственный кадастр недвижимости в части кадастровой стоимости земельного участка кадастровый номер 16:39:012101:0057, общей площадью 640 178 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский район, тер.х-во "Мелекес", указав его рыночную стоимость в размере 39 051 000 руб.
Уточнение исковых требований принято судом в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 25 сентября 2013 года.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 октября 2013 года по делу назначена судебная экспертиза.
Истец уточнил исковые требования и просил обязать ответчика внести изменения в государственный кадастр недвижимости в части кадастровой стоимости земельного участка кадастровый номер 16:39:012101:0057, общей площадью 640 178 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский район, тер.х-во "Мелекес", указав его рыночную стоимость в размере 43 000 000 руб.
Уточнение исковых требований принято судом в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 декабря 2013 года исковые требования удовлетворены. Внесены изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка кадастровый номер 16:39:012101:0057 общей площадью 640 178 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский район, тер.х-во "Мелекес", с указанием кадастровой стоимости данного земельного участка в размере его рыночной стоимости 43 000 000 руб.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Суд первой инстанции назначил по делу судебную экспертизу. Экспертом определена рыночная стоимость принадлежащего истцу земельного участка, отличающаяся от его кадастровой стоимости.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. При этом суд первой инстанции руководствовался правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28 июня 2011 года.
Заявитель - Исполнительный комитет Муниципального образования Тукаевского муниципального района, не согласившись с решением суда первой инстанции, подал в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку решение суда является незаконным и необоснованным.
При этом заявитель апелляционной жалобы исходит из того, что государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Республики Татарстан выполнена в 2010 году в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан N 783-р от 18 мая 2010 года, в соответствии с методическими указаниями, утвержденными приказом Минэкономразвития России N 39 от 15 февраля 2007 года, постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08 апреля 2000 года. Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 от 24 декабря 2010 года, которое вступило в силу с 01 января 2011 года. Указанные акты не обжалованы, не изменены и являются действующими.
Также заявитель в жалобе указывает, что результаты рыночной оценки не могут совпадать с результатами кадастровой оценки, поскольку в основе лежат принципиально разные методы проведения оценки.
Кроме того, заявитель считает, что экспертное заключение N 04/11-13 содержит грубые нарушения действующего законодательства Российской Федерации в области оценочной деятельности. Стоимость, определенная экспертом, занижена в 4 раза относительно реальной рыночной стоимости земельного участка. Представленное экспертное заключение не соответствует определениям, данным в пункте 1 части 2 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители истца, ответчика и третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От истца в материалы дела поступил мотивированный отзыв, которым просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии их представителя, доводы апелляционной жалобы поддерживает в полном объеме.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве истца на апелляционную жалобу, арбитражный апелляционный суд установил.
Истцу принадлежит на праве собственности земельный участок кадастровый номер 16:39:012101:0057, общей площадью 640 178 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский район, тер.х-во "Мелекес".
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 от 24 декабря 2010 года утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан. Постановлением установлено, что результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан вводятся в действие с 01 января 2011 года.
Кадастровая стоимость земельного участка кадастровый номер 16:39:012101:0057, общей площадью 640 178 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский муниципальный район, тер.х-во "Мелекес", составляет 129 213 527 руб. 52 коп.
Кадастровая стоимость земельного участка определена на основе результатов государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 от 24 декабря 2010 года.
Истец с определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимостью принадлежащего ему земельного участка не согласился в связи с несоответствием рыночной стоимости участка, определенной независимым оценщиком.
Согласно представленному истцом отчету независимого оценщика по состоянию на 01 января 2011 года рыночная стоимость земельного участка кадастровый номер 16:39:012101:0057, общей площадью 640 178 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский район, тер.х-во "Мелекес", составляет 39 051 000 руб.
Федеральным законом от 22 июля 2010 года N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который была включена глава III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения, а также внесены изменения в статью 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Однако частью 1 статьи 5 Федеральным законом от 22 июля 2010 года N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что положения данного Федерального закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования данного Федерального закона и работы по проведению которой не завершились в указанный в данной части срок.
Принимая во внимание, что государственный контракт на проведение государственной кадастровой оценки заключен 26 июля 2010 года и результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан 24 декабря 2010 года, то есть по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона от 22 июля 2010 года N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", к отношениям сторон нормы указанного Федерального закона не применяются.
Тем не менее, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, подлежащей применению к отношениям сторон) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 года N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которой в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции, допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Данный вывод основан на правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28 июня 2011 года по делу N А27-4849/2010.
Согласно статье 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Истцом заявлено требование об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельных участков на их рыночную стоимость. Данное требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 октября 2013 года по делу назначена экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка.
Согласно правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10761/11 от 25 июня 2013 года по делу N А11-5098/2010, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости).
На эту же дату необходимо определять и рыночную стоимость тех объектов недвижимости, сведения о которых не были внесены в кадастр на момент формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в частности вновь образуемых земельных участков.
Согласно пункту 1.3 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации N 39 от 15 февраля 2007 года кадастровая стоимость земельного участка определяется по состоянию на 01 января года проведения кадастровых работ.
Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Республики Татарстан выполнена в 2010 году в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан N 783-р от 18 мая 2010 года. Государственный контракт на проведение государственной кадастровой оценки заключен 26 июля 2010 года, результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан 24 декабря 2010 года.
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка кадастровый номер 16:39:012101:0057, общей площадью 640 178 кв. м определена на 01 января 2010 года.
Согласно заключению эксперта по состоянию на 01 января 2010 года рыночная стоимость принадлежащего истцу на праве собственности земельного участка кадастровый номер 16:39:012101:0057, общей площадью 640 178 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский район, тер.х-во "Мелекес", составляет 43 000 000 руб.
В соответствии с правовой позицией, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28 июня 2011 года по делу N А27-4849/2010, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца и обязал ответчика внести изменения в государственный кадастр недвижимости в части кадастровой стоимости принадлежащего истцу на праве собственности земельного участка, указав ее равной рыночной стоимости.
Довод апелляционной жалобы о том, что экспертное заключение N 04/11-13 содержит грубые нарушения действующего законодательства Российской Федерации в области оценочной деятельности, не соответствует определениям, данным в пункте 1 части 2 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а стоимость, определенная экспертом, занижена в 4 раза относительно реальной рыночной стоимости земельного участка, не может быть принят судом.
Исполком доказательств того, что заключение эксперта не соответствует требованиям статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доказательств, опровергающих заключение, не представил. В судебное заседание суда первой инстанции было представлено уточненное экспертное заключение N 04/11-13.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену оспариваемого решения. Иных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, доводы жалобы выражают несогласие с ними и в целом направлены на переоценку доказательств при отсутствии к тому правовых оснований, в связи с чем, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права.
Иных доводов в обоснование апелляционной жалобы заявитель не представил, в связи с чем Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 декабря 2013 год, принятого по делу N А65-19254/2013 и для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы. Однако, заявители в соответствии с налоговым кодексом Российской Федерации освобождены от уплаты госпошлины, в связи с чем госпошлина взысканию в доход федерального бюджета не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 декабря 2013 год, принятое по делу N А65-19254/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Исполнительного комитета Муниципального образования Тукаевского муниципального района - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
С.Ю.НИКОЛАЕВА
Судьи
Е.М.БАЛАКИРЕВА
С.Ш.РОМАНЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.02.2014 ПО ДЕЛУ N А65-19254/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 февраля 2014 г. по делу N А65-19254/2013
Резолютивная часть постановления оглашена 20 февраля 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 27 февраля 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Николаевой С.Ю., судей Балакиревой Е.М., Романенко С.Ш., при ведении протокола секретарем судебного заседания Аванесовой М.А., рассмотрев 20 февраля 2014 года в открытом судебном заседании в зале N 6 апелляционную жалобу Исполнительного комитета Муниципального образования Тукаевского муниципального района на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 декабря 2013 год, принятое по делу N А65-19254/2013 (судья Андриянова Л.В.)
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Байхед" (ОГРН 1111690058765), гор. Казань
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1021603478533),
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора:
- Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, гор. Казань,
- Кабинета Министров Республики Татарстан,
- Муниципального образования Тукаевский муниципальный район в лице Исполнительного комитета Муниципального образования Тукаевского муниципального района,
о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:39:012101:0057, общей площадью 640 178 кв. м, расположенного по адресу Республика Татарстан, Тукаевский район, тер.х-во "Мелекес", указав ее равной рыночной стоимости в размере 43 000 000 руб.,
при участии в судебном заседании:
- от истца - не явились, извещены надлежащим образом;
- от ответчика - не явились, извещены надлежащим образом;
- от третьих лиц - не явились, извещены надлежащим образом.
установил:
Истец - Общество с ограниченной ответственностью "Байхед" обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к ответчику - Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан об обязании изменить внесенную в государственный кадастр недвижимости по состоянию на 01 января 2011 года кадастровую стоимость земельного участка кадастровый номер 16:39:012101:0057, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский район, тер.х-во "Мелекес", категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, на его рыночную стоимость в размере 39 051 000 руб. на основании заключения эксперта N 50-13 от 22 апреля 2013 года; об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Татарстан внести в государственный кадастр недвижимости измененные сведения о кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2011 года.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 сентября 2013 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Кабинет Министров Республики Татарстан и Муниципальное образование Тукаевский муниципальный район Республики Татарстан в лице Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан.
Истец уточнил исковые требования и просил обязать ответчика внести изменения в государственный кадастр недвижимости в части кадастровой стоимости земельного участка кадастровый номер 16:39:012101:0057, общей площадью 640 178 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский район, тер.х-во "Мелекес", указав его рыночную стоимость в размере 39 051 000 руб.
Уточнение исковых требований принято судом в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 25 сентября 2013 года.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 октября 2013 года по делу назначена судебная экспертиза.
Истец уточнил исковые требования и просил обязать ответчика внести изменения в государственный кадастр недвижимости в части кадастровой стоимости земельного участка кадастровый номер 16:39:012101:0057, общей площадью 640 178 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский район, тер.х-во "Мелекес", указав его рыночную стоимость в размере 43 000 000 руб.
Уточнение исковых требований принято судом в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 декабря 2013 года исковые требования удовлетворены. Внесены изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка кадастровый номер 16:39:012101:0057 общей площадью 640 178 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский район, тер.х-во "Мелекес", с указанием кадастровой стоимости данного земельного участка в размере его рыночной стоимости 43 000 000 руб.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Суд первой инстанции назначил по делу судебную экспертизу. Экспертом определена рыночная стоимость принадлежащего истцу земельного участка, отличающаяся от его кадастровой стоимости.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. При этом суд первой инстанции руководствовался правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28 июня 2011 года.
Заявитель - Исполнительный комитет Муниципального образования Тукаевского муниципального района, не согласившись с решением суда первой инстанции, подал в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку решение суда является незаконным и необоснованным.
При этом заявитель апелляционной жалобы исходит из того, что государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Республики Татарстан выполнена в 2010 году в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан N 783-р от 18 мая 2010 года, в соответствии с методическими указаниями, утвержденными приказом Минэкономразвития России N 39 от 15 февраля 2007 года, постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08 апреля 2000 года. Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 от 24 декабря 2010 года, которое вступило в силу с 01 января 2011 года. Указанные акты не обжалованы, не изменены и являются действующими.
Также заявитель в жалобе указывает, что результаты рыночной оценки не могут совпадать с результатами кадастровой оценки, поскольку в основе лежат принципиально разные методы проведения оценки.
Кроме того, заявитель считает, что экспертное заключение N 04/11-13 содержит грубые нарушения действующего законодательства Российской Федерации в области оценочной деятельности. Стоимость, определенная экспертом, занижена в 4 раза относительно реальной рыночной стоимости земельного участка. Представленное экспертное заключение не соответствует определениям, данным в пункте 1 части 2 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители истца, ответчика и третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От истца в материалы дела поступил мотивированный отзыв, которым просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии их представителя, доводы апелляционной жалобы поддерживает в полном объеме.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве истца на апелляционную жалобу, арбитражный апелляционный суд установил.
Истцу принадлежит на праве собственности земельный участок кадастровый номер 16:39:012101:0057, общей площадью 640 178 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский район, тер.х-во "Мелекес".
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 от 24 декабря 2010 года утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан. Постановлением установлено, что результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан вводятся в действие с 01 января 2011 года.
Кадастровая стоимость земельного участка кадастровый номер 16:39:012101:0057, общей площадью 640 178 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский муниципальный район, тер.х-во "Мелекес", составляет 129 213 527 руб. 52 коп.
Кадастровая стоимость земельного участка определена на основе результатов государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 от 24 декабря 2010 года.
Истец с определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимостью принадлежащего ему земельного участка не согласился в связи с несоответствием рыночной стоимости участка, определенной независимым оценщиком.
Согласно представленному истцом отчету независимого оценщика по состоянию на 01 января 2011 года рыночная стоимость земельного участка кадастровый номер 16:39:012101:0057, общей площадью 640 178 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский район, тер.х-во "Мелекес", составляет 39 051 000 руб.
Федеральным законом от 22 июля 2010 года N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который была включена глава III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения, а также внесены изменения в статью 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Однако частью 1 статьи 5 Федеральным законом от 22 июля 2010 года N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что положения данного Федерального закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования данного Федерального закона и работы по проведению которой не завершились в указанный в данной части срок.
Принимая во внимание, что государственный контракт на проведение государственной кадастровой оценки заключен 26 июля 2010 года и результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан 24 декабря 2010 года, то есть по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона от 22 июля 2010 года N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", к отношениям сторон нормы указанного Федерального закона не применяются.
Тем не менее, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, подлежащей применению к отношениям сторон) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 года N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которой в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции, допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Данный вывод основан на правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28 июня 2011 года по делу N А27-4849/2010.
Согласно статье 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Истцом заявлено требование об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельных участков на их рыночную стоимость. Данное требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 октября 2013 года по делу назначена экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка.
Согласно правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10761/11 от 25 июня 2013 года по делу N А11-5098/2010, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости).
На эту же дату необходимо определять и рыночную стоимость тех объектов недвижимости, сведения о которых не были внесены в кадастр на момент формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в частности вновь образуемых земельных участков.
Согласно пункту 1.3 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации N 39 от 15 февраля 2007 года кадастровая стоимость земельного участка определяется по состоянию на 01 января года проведения кадастровых работ.
Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Республики Татарстан выполнена в 2010 году в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан N 783-р от 18 мая 2010 года. Государственный контракт на проведение государственной кадастровой оценки заключен 26 июля 2010 года, результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан 24 декабря 2010 года.
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка кадастровый номер 16:39:012101:0057, общей площадью 640 178 кв. м определена на 01 января 2010 года.
Согласно заключению эксперта по состоянию на 01 января 2010 года рыночная стоимость принадлежащего истцу на праве собственности земельного участка кадастровый номер 16:39:012101:0057, общей площадью 640 178 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский район, тер.х-во "Мелекес", составляет 43 000 000 руб.
В соответствии с правовой позицией, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28 июня 2011 года по делу N А27-4849/2010, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца и обязал ответчика внести изменения в государственный кадастр недвижимости в части кадастровой стоимости принадлежащего истцу на праве собственности земельного участка, указав ее равной рыночной стоимости.
Довод апелляционной жалобы о том, что экспертное заключение N 04/11-13 содержит грубые нарушения действующего законодательства Российской Федерации в области оценочной деятельности, не соответствует определениям, данным в пункте 1 части 2 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а стоимость, определенная экспертом, занижена в 4 раза относительно реальной рыночной стоимости земельного участка, не может быть принят судом.
Исполком доказательств того, что заключение эксперта не соответствует требованиям статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доказательств, опровергающих заключение, не представил. В судебное заседание суда первой инстанции было представлено уточненное экспертное заключение N 04/11-13.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену оспариваемого решения. Иных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, доводы жалобы выражают несогласие с ними и в целом направлены на переоценку доказательств при отсутствии к тому правовых оснований, в связи с чем, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права.
Иных доводов в обоснование апелляционной жалобы заявитель не представил, в связи с чем Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 декабря 2013 год, принятого по делу N А65-19254/2013 и для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы. Однако, заявители в соответствии с налоговым кодексом Российской Федерации освобождены от уплаты госпошлины, в связи с чем госпошлина взысканию в доход федерального бюджета не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 декабря 2013 год, принятое по делу N А65-19254/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Исполнительного комитета Муниципального образования Тукаевского муниципального района - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
С.Ю.НИКОЛАЕВА
Судьи
Е.М.БАЛАКИРЕВА
С.Ш.РОМАНЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)