Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 15.12.2014 ПО ДЕЛУ N 3-25/2014

Требование: Об исправлении кадастровой ошибки.

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: По мнению заявителя, в сведениях государственного кадастра недвижимости допущена кадастровая ошибка, выразившаяся в отнесении земельного участка к седьмой группе видов разрешенного использования, а не к пятой, что повлекло значительное увеличение суммы взимаемого земельного налога и образование задолженности.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 15 декабря 2014 г. по делу N 3-25/2014


Омский областной суд в составе
председательствующего судьи Ершовой Л.А.
при секретаре Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 декабря 2014 г. в г. Омске гражданское дело по заявлению С. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Омского филиала об исправлении кадастровой ошибки,

установил:

С. обратилась в суд с вышеназванным исковым заявлением.
В обоснование требований ссылалась на то, что на основании свидетельства от 1 октября 1998 г. на праве постоянного (бессрочного) пользования владеет земельным участком площадью <...> кв. м с кадастровым номером <...>, расположенным по адресу: г. Омск, <...>.
Указанный земельный участок был отнесен к пятой группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания), кадастровая стоимость по состоянию на 31 декабря 2006 г. составляла <...> рублей.
После утверждения постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2007 г. N 174-п результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов муниципального образования г. Омск земельный участок был отнесен к седьмой группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства и религии). При этом кадастровая стоимость земельного участка значительно увеличилась и составила <...> рублей.
В 2011 г. проведена очередная государственная кадастровая оценка земельных участков в составе земель населенных пунктов муниципального образования г. Омск, земельный участок вновь отнесен к пятой группе видов разрешенного использования, кадастровая стоимость определена в размере <...> рублей.
На протяжении периода времени с 1998 г. по 2014 г. целевое назначение использования земельного участка "земли, фактически занимаемые нежилыми помещениями" не изменялось.
По мнению заявителя, в сведениях государственного кадастра недвижимости допущена кадастровая ошибка, выразившаяся в отнесении земельного участка к седьмой группе видов разрешенного использования в период с 27 декабря 2007 г. по 1 января 2012 г. В результате значительно увеличилась сумма взимаемого земельного налога, образовалась задолженность.
Ссылаясь на положения статей 1, 7, 28 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", статей 64, 66, 70 Земельного кодекса Российской Федерации с учетом заявления об изменении требований заявитель просила:
- - признать кадастровой ошибкой в государственном кадастре недвижимости сведения о седьмом виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <...>, кадастровой стоимости в размере <...> рублей и удельном показателе кадастровой стоимости в размере <...> рублей, внесенные в государственный кадастр недвижимости в период с 27 декабря 2007 г. по 1 января 2012 г.;
- - установить принадлежность земельного участка с кадастровым номером <...> к пятой группе видов разрешенного использования в период с 27 декабря 2007 г. по 1 января 2012 г., определить его кадастровую стоимость в размере <...> рублей и удельный показатель кадастровой стоимости в размере <...> рублей за один квадратный метр;
- - обязать филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра по Омской области" исправить кадастровую ошибку в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером <...>, исключив с 27 декабря 2007 г. из государственного кадастра недвижимости сведения о седьмой группе видов разрешенного использования, кадастровой стоимости в размере <...> рублей и удельном показателе кадастровой стоимости в размере <...> рублей за один квадратный метр; внести в государственный кадастр недвижимости с 27 декабря 2007 г. сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...>, рассчитанной исходя из пятого вида разрешенного использования в размере <...> рублей и удельном показателе кадастровой стоимости в размере <...> рублей за один квадратный метр (л.д. <...>).
В судебном заседании С., ее представитель К.Ю. заявленные требования поддержали в полном объеме.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области А. против удовлетворения заявленных требований возражала. Пояснила, что государственная кадастровая оценка земельного участка с кадастровым номером <...> по состоянию на 1 января 2007 г. осуществлена Омским филиалом ФГУП "ФКЦ "Земля" в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316, Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 г. N 39, Техническими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29 июня 2007 г. N П/0152. При этом земельный участок отнесен к седьмой группе видов разрешенного использования. Кадастровая стоимость земельного участка в размере <...> рублей утверждена постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2007 г. N 174-п.
По состоянию на 1 января 2011 г. проведена очередная кадастровая оценка земель населенных пунктов Омской области, земельный участок с кадастровым номером <...> отнесен к пятой группе видов разрешенного использования. Размер кадастровой стоимости земельного участка утвержден приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 26 сентября 2011 г. N 36-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Омской области".
Указала, что изменение сведений государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка не может носить ретроспективный характер (письменные возражения - л.д. <...>).
Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области Ш. просила в удовлетворении заявленных требований отказать, поддержала правовую позицию по делу представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области А. (письменные возражения - л.д. <...>).
Представитель Правительства Омской области К.А. в судебном заседании участия не принимала, просила о рассмотрении дела без участия представителя. В судебном заседании 28 ноября 2014 г. против удовлетворения заявленных требований возражала (л.д. <...>).
Изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости (часть 1 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Статьей 5 указанного Федерального закона предусмотрено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно положениям пунктов 11, 14 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся также дополнительные сведения об объекте недвижимости, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости; сведения о разрешенном использовании, если объектом недвижимости является земельный участок.
Возможность исправления воспроизведенных в государственном кадастре недвижимости ошибок в документах предусмотрена статьей 28 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно пунктам 1, 2 части 1 указанной статьи ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях); воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
В соответствии с частью 4 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Из совокупности приведенных норм следует, что для исправления кадастровой ошибки необходимо установить сам факт ее наличия; при этом исправление кадастровой ошибки, т.е. внесение в государственный кадастр недвижимости достоверных сведений и исключение недостоверных сведений, возможно до тех пор, пока оспариваемые сведения содержатся в кадастре, в том числе на основании вступившего в законную силу решения суда.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316.
Согласно пункту 10 указанных Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Пунктом 4 Правил установлено, что государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В период проведения в 2007 г. государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов муниципального образования г. Омск действовали Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные Приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 г. N 39 (далее - Методические указания) и Технические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные Приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29 июня 2007 г. N П/0152 (далее - Технические рекомендации).
Методическими указаниями установлены виды разрешенного использования земельных участков. В таблице 1 Приложения 2 к Техническим рекомендациям содержится перечень типовых видов разрешенного использования земельных участков с указанием их наименований и составов.
Приказом Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области от 24 июня 2007 г. N 78 "О присвоении группы видов разрешенного использования" в целях обеспечения проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов и в соответствии с письмом Роснедвижимости от 9 июня 2007 г. N КЯ/1382 "Об уточнении характеристик земельных участков" земельному участку с кадастровым номером <...> присвоен седьмой вид разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства и религии) (л.д. <...>).
При проведении исполнителем ФГУП "ФКЦ "Земля" оценочных работ, связанных с определением кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов муниципального образования г. Омск по состоянию на 1 января 2007 г., земельный участок был оценен исходя из отнесения к седьмой группе видов разрешенного использования (отчет N 05-09/02 от 27 ноября 2007 г., л.д. 14 - 15).
Постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2007 г. N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Омской области" (в редакции постановления Правительства Омской области от 26 ноября 2008 г. N 193-п) утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> в размере <...> рублей.
27 декабря 2007 г. на основании указанного постановления Правительства Омской области в государственный кадастр недвижимости внесена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> в размере <...> рублей (л.д. 26).
Аналогичная кадастровая стоимость земельного участка содержалась в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 31 декабря 2008 г., 31 декабря 2009 г., 31 декабря 2010 г., 31 декабря 2011 г. (л.д. 27 - 30).
Оценивая доводы заявителя о неправильном определении группы вида разрешенного использования, суд исходит из того, что на момент проведения рассматриваемой государственной кадастровой оценки документы, безусловно свидетельствующие о том, что спорный земельный участок относится к пятой группе видов разрешенного использования, отсутствовали.
Как следует из материалов дела, на основании свидетельства Комитета по земельным ресурсам г. Омска от 1 октября 1998 г. С. предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью <...> кв. м с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: г. Омск, <...>.
В качестве целевого назначения земельного участка указано - "земли, фактически занимаемые нежилыми помещениями" (л.д. <...>).
До указанного времени на основании постановления Главы администрации г. Омска от 25 августа 1994 г. N 755-п данный земельный участок был предоставлен в бессрочное пользование АОЗТ "Большевичка", передан по акту 20 сентября 1994 г. как фактически занимаемый складами на землях городской застройки (л.д. <...>).
По сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером <...> поставлен на государственный кадастровый учет 1 октября 1998 г., установлен вид разрешенного использования - фактически занимаемый нежилыми помещениями (л.д. <...>).
На земельном участке располагается нежилое помещение - мастерская площадью <...> кв. м, собственником <...> доли в настоящее время является заявитель (л.д. <...>). Однако на момент проведения государственной кадастровой оценки в 2007 г. в свидетельстве о государственной регистрации права на недвижимое имущество в качестве объекта права было указано - нежилое строение площадью <...> кв. м (л.д. <...>).
Государственная кадастровая оценка земли носит массовый характер; правообладатель земельного участка, считая, что принадлежащий ему земельный участок относится к иному виду разрешенного использования, имеет возможность в установленном порядке обратиться с заявлением об изменении вида разрешенного использования с последующим внесением сведений об измененном виде разрешенного использования земельного участка в Государственный кадастр недвижимости, а в случае отказа - оспорить соответствующее решение.
Таких действий С. своевременно произведено не было.
Распоряжением Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от 18 ноября 2010 г. N 8607-р "Об установлении вида использования земельного участка для целей государственной кадастровой оценки земель" уточнен вид использования земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: Омская область, г. Омск, <...>, фактически занимаемый нежилыми помещениями, для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пятый вид) (л.д. <...>).
Решением отдела кадастрового учета по г. Омску ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Омской области от 11 марта 2011 г. N 36/11-2780 уточнен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <...> (л.д. <...>).
Приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 26 сентября 2011 г. N 36-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Омской области" утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> в размере <...> рублей. По данным отчета N <...> "Об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Омской области", составленного ГП Омской области "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства" по состоянию на 1 января 2011 г., земельный участок был отнесен к пятому виду разрешенного использования.
Кадастровая стоимость земельного участка, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 31 декабря 2012 г., определенная по состоянию на 1 января 2012 г., составила <...> рублей (л.д. 31).
Таким образом, значительное увеличение кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> в период с 27 декабря 2007 г. по 31 декабря 2011 г. связано с отнесением земельного участка к седьмой группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства и религии).
Начиная с 1 января 2012 г. и по настоящее время в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> в размере <...> рублей, рассчитанной исходя из отнесения земельного участка к пятой группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания) (л.д. <...>).
Заявителем оспариваются сведения о кадастровой стоимости земельного участка, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости в период с 27 декабря 2007 г. до 1 января 2012 г., которые не являются актуальными на данный момент.
Федеральным законом от 22 июля 2010 г. N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон от 29 июля 1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в частности, включена глава III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" данная глава изложена в новой редакции, действующей с 22 июля 2014 г.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
В соответствии с положениями статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
На спорные правоотношения эти нормы не распространяются и заявитель указанным механизмом оспаривания кадастровой стоимости воспользоваться не может.
Однако приведенные выше положения статей 24.18, 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности", как и положения статьи 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", не предусматривают возможности ретроспективного пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, в том числе посредством использования механизма исправления кадастровой ошибки.
Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

требования С. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Омского филиала об исправлении кадастровой ошибки оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья
Омского областного суда
Л.А.ЕРШОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)