Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 12.11.2014 ПО ДЕЛУ N А57-22892/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 ноября 2014 г. по делу N А57-22892/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплевой М.В.,
судей Карповой В.А., Фатхутдиновой А.Ф.,
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом,
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и Комитета по управлению имуществом Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 02.04.2014 (судья Николаева Л.М.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2014 (председательствующий судья Борисова Т.С., судьи: Дубровина О.А., Жевак И.И.)
по делу N А57-22892/2013
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "СарАвто", г. Саратов (ОГРН 1096453004955, ИНН 6453105972) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии", г. Москва (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) в лице филиала по Саратовской области, г. Саратов (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной,
с привлечением третьих лиц: Комитета по управлению имуществом Саратовской области, г. Саратов, администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, г. Саратов, потребительского общества "Областная коллегия оценщиков", г. Саратов, Комитета по управлению имуществом г. Саратова, Федерального государственного унитарного предприятия "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации", г. Москва,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "СарАвто" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - Кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:48:040411:71, площадью 2774 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Саратов, п. "Солнечный", ул. им. Тархова С.Ф., равной его рыночной стоимости в размере 2 596 000 руб.; установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:48:040405:55, площадью 5000 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Саратов, между ул. им. Батавина П.Ф и ул. им. Уфимцева К.Г. равной его рыночной стоимости в размере 4 680 000 руб., а также об обязании Кадастровой палаты в течение десяти дней с момента вступлении в законную силу настоящего решения внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость указанных земельных участков в качестве новой кадастровой стоимости.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению имуществом Саратовской области, администрация муниципального образования "Город Саратов", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, потребительское общество "Областная коллегия оценщиков", Комитет по управлению имуществом г. Саратова, Федеральное государственное унитарное предприятие "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 02.04.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2014, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Кадастровая палата просит принятые по делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований к Кадастровой палате отказать, мотивируя неправильным применением судами норм материального права. Заявитель кассационной жалобы указывает, что Кадастровая палата является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку в полномочия Кадастровой палаты не входят функции по государственной кадастровой оценке земельных участков.
Комитет по управлению имуществом Саратовской области также обратился с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, указывая, что правом требования установления рыночной стоимости объекта в качестве его кадастровой стоимости обладает только собственник земельного участка, в то время как Общество владеет земельными участками на праве аренды. Также Комитет по управлению имуществом Саратовской области считает, что представленные экспертные заключения не соответствуют требованиям действующего законодательства, в связи с чем не могли быть приняты судом в качестве доказательств по данному делу.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером 64:48:040411:71, площадью 2774 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Саратов, п. "Солнечный", ул. им. Тархова С.Ф., разрешенное использование: проектирование и строительство временной стоянки для автомобилей и благоустройство территории, а также земельного участка с кадастровым номером 64:48:040405:55 площадью 5000 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Саратов, между ул. им. Батавина П.Ф. и ул. им. Уфимцева К.Г., разрешенное использование: предварительное согласование места размещения автостоянки с подсобным помещением.
В соответствии пунктом 1 Постановления Правительства Саратовской области от 27.11.2007 N 412-П "Об установлении размера арендной платы за земельные участки и сроков ее внесения" годовой размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Саратовской области, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается в зависимости от вида разрешенного использования в процентном отношении от кадастровой стоимости земельного участка.
Распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-р утверждены представленные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 02.06.2012, согласно приложениям N 1, 2 и 3, вступившие в силу со дня официального опубликования настоящего распоряжения - с 11.01.2013.
Согласно кадастровой оценке земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 02.06.2012 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:48:040411:71 утверждена в размере 7 019 551,52 руб.; земельного участка с кадастровым номером 64:48:040405:55 утверждена в размере 8 969 400 руб.
Не согласившись с результатами кадастровой оценки, Обществом была проведена рыночная оценка стоимости земельных участков по состоянию на 02.06.2012.
Согласно отчетам потребительского общества "Областная коллегия оценщиков" от 26.11.2013 N 1000-К/11 и от 26.11.2013 N 1001-К/11, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:48:040411:71 составляет 2 596 000 руб., а земельного участка с кадастровым номером 64:48:040405:55 составляет 4 680 000 руб. соответственно.
Общество, полагая, что установленные значения кадастровой стоимости земельного участка многократно превышают размер его рыночной стоимости, чем нарушаются его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
При принятии обжалуемых судебных актов суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что Общество, заявив требования по настоящему делу, по существу ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка, что является нарушением его прав.
При этом права Общества, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости.
Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права собственника, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. При этом предъявленное к органу государственного кадастрового учета требование о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка подлежит рассмотрению арбитражным судом по правилам искового производства, включая положения о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении действительной рыночной стоимости.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11 определена правовая позиция, согласно которой установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Исходя из положений главы III.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", подзаконных актов, регулирующих порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком.
На эту же дату необходимо определять и рыночную стоимость тех объектов недвижимости, сведения о которых не были внесены в кадастр на момент формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в частности вновь образуемых земельных участков.
Кадастровая стоимость вновь образованного земельного участка определяется самостоятельно кадастровым органом при постановке вновь образуемого земельного участка на кадастровый учет на основании имеющихся результатов проведенной государственной кадастровой оценки, утвержденных до образования такого участка.
Данная правовая позиция сформулирована в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11.
Таким образом, рыночная стоимость объекта должна быть доказана истцом на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.
В подтверждение заявленных требований Обществом в материалы дела представлены отчеты потребительского общества "Областная коллегия оценщиков" от 26.11.2013 N 1000-К/11 и от 26.11.2013 N 1001-К/11, в соответствии с которыми по состоянию на 02.06.2012 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:48:040411:71 составляет 2 596 000 руб., а земельного участка с кадастровым номером 64:48:040405:55 - 4 680 000 руб.
В целях подтверждения правильности и достоверности отчетов от 26.11.2013 N 1000-К/11 и от 26.11.2013 N 1001-К/11 Обществом в материалы дела также представлены экспертные заключения Некоммерческого партнерства саморегулируемой организации "Региональное ассоциация оценщиков Южного федерального округа" от 28.11.2013 N 28-11-13-03, от 10.12.2013 N 10-12-13-09, согласно которым отчеты об оценке от 26.11.2013 N 1000-К/11 и от 26.11.2013 N 1001-К/11 соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона об оценочной деятельности, а также требованиям федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартам и правилам оценочной деятельности.
В соответствии с требованиями статьи 65 АПК РФ доказательств несоответствия данных отчетов требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности лицами, участвующими в деле, при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанций не представлено.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в порядке статьи 71 АПК РФ, пришли к правильному выводу о том, что в государственном кадастре недвижимости должны быть отражены сведения о кадастровой стоимости спорных земельных участков с кадастровыми номерами 64:48:040411:71 и 64:48:040405:55, исходя из их рыночной стоимости, составляющих 2 596 000 руб. и 4 680 000 руб., соответственно.
Довод Кадастровой палаты в кассационной жалобе о том, что она является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, судебной коллегией отклоняется.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости предъявляется к органу кадастрового учета.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 12.12.1997 N 2-ФКЗ "О правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета).
Пунктом 5.1.3 положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, в числе прочего возложена функция по осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
На основании части 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и в соответствии с Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" на территории Саратовской области полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, а также по предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, переданы Кадастровой палате с 01.12.2010.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42 утвержден порядок ведения государственного кадастра недвижимости, в соответствии с которым решение о выполнении кадастровых процедур (в том числе, внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости) осуществляется на основании решения, принимаемого уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета.
Таким образом, органом кадастрового учета является Кадастровая палата, а, следовательно, суды правильно признали Кадастровую палату надлежащим ответчиком.
Довод в кассационной жалобе Комитета по управлению имуществом Саратовской области о том, что правом требования установления рыночной стоимости объекта в качестве его кадастровой стоимости обладает только собственник земельного участка, в то время как Общество владеет земельными участками на праве аренды, суд кассационной инстанции находит несостоятельным.
Согласно статье 6 Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки.
При этом действующее законодательство не связывает возможность заключения договора на проведение оценки объекта с наличием исключительно права собственности на этот объект. Наличие у Общества права аренды на земельные участки, арендная плата за пользование которыми определяется с учетом их кадастровой стоимости, является достаточным основанием для реализации права на проведение оценки стоимости соответствующих объектов.
Иные доводы, изложенные в кассационных жалобах, не опровергают правильность выводов судебных инстанций и не могут служить основанием для отмены принятых по делу судебных актов.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 02.04.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2014 по делу N А57-22892/2013 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
М.В.КОНОПЛЕВА

Судьи
В.А.КАРПОВА
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)