Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Горбик В.М., Старовойтовой О.Р.
при ведении протокола судебного заседания: Кривобоковым К.В.
при участии:
от истца: извещен, не явился,
от ответчика: извещен, не явился,
от 3-х лиц: извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1140/2014) Правительства Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 25.11.2013 по делу А42-8514/2012 (судья Лесной И.А.), принятое
по иску ООО "Возрождение"
к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
3-и лица: Комитет имущественных отношений г. Мурманска, Правительство Мурманской области
об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Возрождение" (место нахождения город Мурманск, ул. Домостроительная, д. 8, ОГРН 1105190008428; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (место нахождения: 107078, город Москва, переулок Орликов, дом 10, строение 1, ОГРН 1027700485757; далее - Учреждение) об установлении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 51:20:0003186:0004, площадью 10 849 кв. м, расположенного по адресу: г. Мурманск, Ленинский административный округ, улица Домостроительная, на участке расположено здание N 8 в размере 4 969 000 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет имущественных отношений г. Мурманска, Правительство Мурманской области.
Протокольным определением от 21.11.2013 судом приняты уточненные исковые требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 51:20:0003186:4, площадью 10 849 кв. м, расположенного по адресу г. Мурманск, улица Домостроительная, на участке расположено здание N 8 в размере рыночной стоимости 2 615 000 рублей.
Решением суда от 25.11.2013 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 51:20:0003186:4, площадью 10 849 кв. м, расположенного по адресу г. Мурманск, улица Домостроительная, на участке расположено здание N 8 в размере рыночной стоимости 2 615 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, Правительство Мурманской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что представленный истцом отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка не является допустимым доказательством по делу, поскольку данное доказательство получено с нарушением закона об оценочной деятельности. В качестве допущенных нарушений податель жалобы указывает, что по закону об оценочной деятельности правом на проведение оценки рыночной стоимости земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, наделены только органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, арендатору такого земельного участка право на проведение оценки рыночной стоимости не предоставлено. Кроме того, обязательным условием определения рыночной стоимости является наличие публичной оферты. Спорный участок не мог быть представлен на открытом рынке, поскольку в данном случае исключительное право аренды земельного участка принадлежит собственнику объектов недвижимости, расположенных на участке. Результаты проведенной по заказу арендатора оценки не подлежат учету при установлении кадастровой стоимости и внесению в сведения Государственного кадастра недвижимости.
В судебное заседание апелляционной инстанции участвующие в деле лица не явились.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, во исполнение договора от 04 октября 2000 года N 4244 ОАО "Плодоовощи" приняло в аренду земельный участок площадью 10849 м 2, с кадастровым номером 51:20:03-03-186:086:А (новый номер 51:20:003186:0004), расположенный по адресу: г. Мурманск, Ленинский административный округ, улица Домостроительная.
Соглашением от 24.01.2012 N б/н права и обязанности по договору аренды земельного участка N 4244 от 04.10.2000 перешли от ОАО "Плодоовощи" к ООО "Возрождение".
На основании постановления Правительства Мурманской области от 28.08.2012 N 425-ПП в государственный кадастр недвижимости внесены сведения, согласно которым кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет 82 228 476,64 рубля.
Кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 01 января 2011 года.
Истец, указывая, что действительная рыночная стоимость земельного участка значительно ниже кадастровой стоимости, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Первоначальные исковые требования основаны на Отчете от 01.12.2012 N 56/08-12, оценка проведена по состоянию на 20.09.2012.
Впоследствии истец уточнил исковые требования на основании отчета от 17.06.2013 N 56А/08-12, оценка проведена по состоянию на 01.01.2011.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, правильно применив нормы материального и процессуального права, частично удовлетворил иск.
Апелляционный суд, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта ввиду следующего.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Вместе с тем пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), которая была введена Законом N 167-ФЗ, также предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в Государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
По смыслу Постановления Президиума N 913/11 истцом предъявляется требование об изменении размера кадастровой стоимости, указанного в государственном кадастре недвижимости, следовательно, ответчиком по такому делу может являться то лицо, которое уполномочено вносить изменения в государственный кадастр недвижимости, вопреки доводам, указанным в отзыве Кадастровой палаты.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).
Величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в представленном истцом отчете оценки, не оспорена, ходатайств об экспертизе не заявлено; доказательств, свидетельствующих об иной величине рыночной стоимости земельного участка, лицами, участвующими в деле не представлено.
Рыночная стоимость земельного участка определена на дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость.
Несостоятелен довод подателя жалобы о том, что Общество, являющееся арендатором спорного участка, не вправе обращаться за проведением оценки рыночной стоимости арендуемого им имущества.
Согласно статье 6 Закона N 135-ФЗ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки.
При этом действующее законодательство не связывает возможность проведения оценки объекта с наличием исключительно права собственности на этот объект. Наличие у Общества права аренды земельного участка, арендная плата за пользование которым определяется с учетом его кадастровой стоимости, является достаточным основанием для реализации права на проведение оценки рыночной стоимости соответствующего объекта.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловными основаниями к отмене судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 25.11.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий
Е.В.ЖИЛЯЕВА
Судьи
В.М.ГОРБИК
О.Р.СТАРОВОЙТОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.03.2014 ПО ДЕЛУ N А42-8514/2012
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 марта 2014 г. по делу N А42-8514/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Горбик В.М., Старовойтовой О.Р.
при ведении протокола судебного заседания: Кривобоковым К.В.
при участии:
от истца: извещен, не явился,
от ответчика: извещен, не явился,
от 3-х лиц: извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1140/2014) Правительства Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 25.11.2013 по делу А42-8514/2012 (судья Лесной И.А.), принятое
по иску ООО "Возрождение"
к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
3-и лица: Комитет имущественных отношений г. Мурманска, Правительство Мурманской области
об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Возрождение" (место нахождения город Мурманск, ул. Домостроительная, д. 8, ОГРН 1105190008428; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (место нахождения: 107078, город Москва, переулок Орликов, дом 10, строение 1, ОГРН 1027700485757; далее - Учреждение) об установлении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 51:20:0003186:0004, площадью 10 849 кв. м, расположенного по адресу: г. Мурманск, Ленинский административный округ, улица Домостроительная, на участке расположено здание N 8 в размере 4 969 000 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет имущественных отношений г. Мурманска, Правительство Мурманской области.
Протокольным определением от 21.11.2013 судом приняты уточненные исковые требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 51:20:0003186:4, площадью 10 849 кв. м, расположенного по адресу г. Мурманск, улица Домостроительная, на участке расположено здание N 8 в размере рыночной стоимости 2 615 000 рублей.
Решением суда от 25.11.2013 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 51:20:0003186:4, площадью 10 849 кв. м, расположенного по адресу г. Мурманск, улица Домостроительная, на участке расположено здание N 8 в размере рыночной стоимости 2 615 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, Правительство Мурманской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что представленный истцом отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка не является допустимым доказательством по делу, поскольку данное доказательство получено с нарушением закона об оценочной деятельности. В качестве допущенных нарушений податель жалобы указывает, что по закону об оценочной деятельности правом на проведение оценки рыночной стоимости земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, наделены только органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, арендатору такого земельного участка право на проведение оценки рыночной стоимости не предоставлено. Кроме того, обязательным условием определения рыночной стоимости является наличие публичной оферты. Спорный участок не мог быть представлен на открытом рынке, поскольку в данном случае исключительное право аренды земельного участка принадлежит собственнику объектов недвижимости, расположенных на участке. Результаты проведенной по заказу арендатора оценки не подлежат учету при установлении кадастровой стоимости и внесению в сведения Государственного кадастра недвижимости.
В судебное заседание апелляционной инстанции участвующие в деле лица не явились.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, во исполнение договора от 04 октября 2000 года N 4244 ОАО "Плодоовощи" приняло в аренду земельный участок площадью 10849 м 2, с кадастровым номером 51:20:03-03-186:086:А (новый номер 51:20:003186:0004), расположенный по адресу: г. Мурманск, Ленинский административный округ, улица Домостроительная.
Соглашением от 24.01.2012 N б/н права и обязанности по договору аренды земельного участка N 4244 от 04.10.2000 перешли от ОАО "Плодоовощи" к ООО "Возрождение".
На основании постановления Правительства Мурманской области от 28.08.2012 N 425-ПП в государственный кадастр недвижимости внесены сведения, согласно которым кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет 82 228 476,64 рубля.
Кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 01 января 2011 года.
Истец, указывая, что действительная рыночная стоимость земельного участка значительно ниже кадастровой стоимости, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Первоначальные исковые требования основаны на Отчете от 01.12.2012 N 56/08-12, оценка проведена по состоянию на 20.09.2012.
Впоследствии истец уточнил исковые требования на основании отчета от 17.06.2013 N 56А/08-12, оценка проведена по состоянию на 01.01.2011.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, правильно применив нормы материального и процессуального права, частично удовлетворил иск.
Апелляционный суд, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта ввиду следующего.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Вместе с тем пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), которая была введена Законом N 167-ФЗ, также предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в Государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
По смыслу Постановления Президиума N 913/11 истцом предъявляется требование об изменении размера кадастровой стоимости, указанного в государственном кадастре недвижимости, следовательно, ответчиком по такому делу может являться то лицо, которое уполномочено вносить изменения в государственный кадастр недвижимости, вопреки доводам, указанным в отзыве Кадастровой палаты.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).
Величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в представленном истцом отчете оценки, не оспорена, ходатайств об экспертизе не заявлено; доказательств, свидетельствующих об иной величине рыночной стоимости земельного участка, лицами, участвующими в деле не представлено.
Рыночная стоимость земельного участка определена на дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость.
Несостоятелен довод подателя жалобы о том, что Общество, являющееся арендатором спорного участка, не вправе обращаться за проведением оценки рыночной стоимости арендуемого им имущества.
Согласно статье 6 Закона N 135-ФЗ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки.
При этом действующее законодательство не связывает возможность проведения оценки объекта с наличием исключительно права собственности на этот объект. Наличие у Общества права аренды земельного участка, арендная плата за пользование которым определяется с учетом его кадастровой стоимости, является достаточным основанием для реализации права на проведение оценки рыночной стоимости соответствующего объекта.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловными основаниями к отмене судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 25.11.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий
Е.В.ЖИЛЯЕВА
Судьи
В.М.ГОРБИК
О.Р.СТАРОВОЙТОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)