Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 марта 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Сурмаляна Г.А., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
при участии:
- от ИП Орлова А.П.: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;
- от Департамента имущественных отношений Краснодарского края: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Орлова Александра Петровича
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 22.07.2013 по делу N А32-30489/2012, принятое судьей Нигоевым Р.А.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Орлова Александра Петровича
к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края
о признании решений об отказе в предоставлении государственной услуги незаконным, обязании ДИО Краснодарского края предоставить государственную услугу по предоставлении в собственность за плату земельного участка
установил:
- ИП Орлов Александр Петрович, г. Армавир Краснодарского края обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (ДИО Краснодарского края), г. Краснодар о: -признании решений об отказе в предоставлении государственной услуги от 01.06.2012 N 52-1392ж/12-11.10, от 09.06.2012 N 52-1487ж/12-11.10, от 11.07.2012 N 52-1780ж/12-11.10 незаконными;
- -обязании ДИО Краснодарского края предоставить государственную услугу по предоставлении в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной собственности, площадью 12 567 кв. м с кадастровым N 23:38:0102002:231, категория земель: земли населенных пунктов, предназначенного дл производственных нужд, по адресу: Краснодарский край, г. Армавир, Северная Промзона, по цене, равной 2,5% от кадастровой стоимости.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.07.2013 в удовлетворении заявленного требования отказано. Судебный акт мотивирован тем, что поскольку предпринимателем не предоставлен расчет площади земельного участка, необходимого для эксплуатации принадлежащего ему объекта недвижимости, Департамент обоснованно отказал в предоставлении ему в собственность за плату земельного участка; установление выкупной стоимости земельного участка в размере 2,5% от его кадастровой стоимости не соответствует действующему законодательству. Кроме того, предпринимателем пропущен срок подачи заявления в суд, ходатайство о восстановлении процессуального срока предпринимателем не представлено.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили; о месте его и времени извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Суд, протокольным определением объявил в судебном заседании перерыв до 05.03.2014 до 16 час. 10 мин.
После перерыва судебное заседание продолжено.
Стороны своих представителей после перерыва не направили.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, предприниматель является собственником недвижимого имущества - участка "Кром" (участок ТЭП) Лит.Э, общей площадью 1 172,6 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Армавир, Промзона,16, что подтверждает договор купли- продажи N 8А от 21.03.2005, свидетельство о государственной регистрации права от 08.11.2005, а также выписка из ЕГРП от 25.04.2012.
Указанное недвижимое имущество расположено на земельном участке с кадастровым N 23:3860102002:231, площадью 12 567 кв. м, принадлежащем субъекту РФ- Краснодарскому краю на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права от 17.12.2009, выписка из ЕГРП от 25.04.2012).
Будучи собственником объектов недвижимости, заявитель в порядке ст. 36 Земельного кодекса РФ 21.05.2012 года обратился в ДИО Краснодарского края с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 12 567 кв. м с кадастровым N 23:3860102002:231. При этом, как указал заявитель, им были приложены к заявлению все необходимые документы согласно Приказу Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 года N 475.
Письмом от 01.06.2012 года N 52-1392ж/12-11.10 ДИО Краснодарского края отказал заявителю в предоставлении в собственность за плату испрашиваемого земельного участка. Отказ мотивирован тем, что заявитель нормативно не обосновал площади испрашиваемого земельного участка. Кроме того, для применения льготной цены выкупа испрашиваемого земельного участка заявителю предложено подтвердить, что объект недвижимости- участок "Кром" ранее находился в собственности Армавирского комбината искусственной подошвы.
Заявитель 04.06.2012 года обратился в ДИО Краснодарского края с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 12 567 кв. м с кадастровым N 23:3860102002:231.
Письмом от 09.06.2012 года N 52-1487ж/12-11.10 ДИО Краснодарского края отказал заявителю в предоставлении в собственность за плату испрашиваемого земельного участка. Отказ мотивирован тем, что заявителем нормативно не обоснована площадь испрашиваемого земельного участка.
Впоследствии заявитель 15.06.2012 года обратился в ДИО Краснодарского края с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 12 567 кв. м с кадастровым N 23:3860102002:231.
Письмом от 11.06.2012 года N 52-1780-ж/12-11-10 ДИО Краснодарского края отказал заявителю в предоставлении в собственность за плату испрашиваемого земельного участка. Отказ мотивирован тем, что заявителем нормативно не обоснована площадь испрашиваемого земельного участка.
Не предоставление заявителю в собственность за плату испрашиваемого земельного участка и явился основанием для обращения заявителя в суд.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии со статьей 28 Земельного кодекса РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В пункте 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ установлены случаи ограничения в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В материалах дела отсутствуют доказательства, что испрашиваемый заявителем в собственность и находящиеся в фактическом целевом пользовании заявителя земельный участок сельскохозяйственного назначения изъят из гражданского оборота либо ограничен в обороте.
Согласно ст. 36 Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом РФ.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Данный перечень утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 года N 475.
По смыслу ст. 35 Земельного кодекса РФ, при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
В соответствии со ст. 33 Земельного кодекса РФ, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Из материалов дела следует, что площадь объекта недвижимости заявителя составляет 1 172,6 кв. м, в то время, когда площадь испрашиваемого земельного участка составляет 12 567 кв. м, что существенно превышает площадь объекта недвижимости.
Согласно градостроительного заключения Управления архитектуры и градостроительства Администрации МО г. Армавир от 25.05.2012 б/н, минимальная площадь земельного участка, необходимого для эксплуатации участка КРОМ (участок ТЭП) Лит.Э, составляет 2 132 кв. м.
Из вывода градостроительного заключения Управления архитектуры и градостроительства Администрации МО г. Армавир от 25.05.2012 б/н следует, что земельный участок площадью 12 567 кв. м, расположенный по адресу: г. Армавир, Северная Промзона, полностью используется для эксплуатации объекта недвижимости (участок "Кром" (участок ТЭП), Лит.Э), соответствует нормам эксплуатации, расположенного на нем объекта недвижимости.
Вместе с тем, в данном заключении указано, что для эксплуатации данного объекта необходим земельный участок площадью 12 567 кв. м, данную площадь составляют: площадь застройки здания, площадка для разворота, подъезда к объекту, площадь технологических, санитарно-технических, энергетических и других установок, разворотная площадка и площадка для стоянки автотранспорта, пожарный проезд для доступа к зданию пожарных машин.
Однако в градостроительном заключении от 25.05.2012 не указано, какова площадь разворотов, подъезда, стоянок, технологических и иных установок, их количество.
Из письма Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 06.05.2013 года N 71-2585/13-04-01 следует, что нормативная площадь земельного участка, необходимая для эксплуатации объекта недвижимости, должна составлять 2 345,2 кв. м.
При указанных обстоятельствах, предоставить в собственность заявителя возможно только земельный участок, необходимый для использования принадлежащего ему объекта недвижимости в соответствии с нормами предоставления (ст. 33 Земельного кодекса РФ).
Поскольку заявителем не предоставлен расчет площади земельного участка, необходимого для эксплуатации принадлежащего ему объекта недвижимости, сд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заинтересованное лицо обоснованно отказало заявителю в предоставлении ему в собственность за плату земельного участка.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил требования заявителя об обязании ДИО Краснодарского края предоставить государственную услугу по предоставлении в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной собственности, площадью 12 567 кв. м с кадастровым N 23:38:0102002:231, категория земель: земли населенных пунктов, предназначенного дл производственных нужд, по адресу: Краснодарский край, г. Армавир, Северная Промзона, по цене, равной 2,5% от кадастровой стоимости.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", до 1 июля 2012 года осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения; коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений; юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками; гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
- двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
- двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Судом апелляционной инстанции установлено, что обществом были поданы заявления в ДИО Краснодарского края 21.05.2012, 04.06.2012, 15.06.2012 г. (штамп входящей корреспонденции ДИО) до 01.07.2012 г.
Однако, в связи с тем, что судом первой инстанции признаны законными решения об отказе в предоставлении государственной услуги от 01.06.2012 N 52-1392ж/12-11.10, от 09.06.2012 N 52-1487ж/12-11.10, от 11.07.2012 N 52-1780ж/12-11.10, подлежит отклонению требование об обязании ДИО Краснодарского края предоставить государственную услугу по предоставлении в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной собственности, площадью 12 567 кв. м с кадастровым N 23:38:0102002:231, категория земель: земли населенных пунктов, предназначенного дл производственных нужд, по адресу: Краснодарский край, г. Армавир, Северная Промзона, по цене, равной 2,5% от кадастровой стоимости.
Суд первой инстанции установил что, в соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Отказы ДИО Краснодарского края датированы 01.06.2012, 09.06.2012 (получен 13.06.2012 г. представителем по доверенности), за защитой нарушенного права заявитель обратился в суд 05.10.2012 (оттиск штемпеля почтового конверта), то есть по отказам ДИО Краснодарского края от 01.06.2012 и от 09.06.2012 заявителем пропущен срок на обжалование.
Доказательств подачи заявления в срок, наличия уважительности причин пропуска срока, а также ходатайств о восстановлении процессуального срока заявителем в материалы дела не представлено.
Пропуск процессуального срока является самостоятельным основанием для отказа заявителю в удовлетворении требований.
При указанных обстоятельствах, судом первой инстанции правомерно и обоснованно в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Судом апелляционной инстанции не принимается доводы апелляционной жалобы о том, что законодательством не предусмотрено условие обязательного предоставления доказательств расчета необходимой для эксплуатации площади земельного участка, а также, что суд неправомерно не нашел оснований для удовлетворения требований, касающихся установления выкупной стоимости земельного участка по цене, равной 2,5% от кадастровой стоимости, поскольку предпринимателем было подано заявление с полным перечнем прилагающихся документов.
Поскольку предпринимателем не предоставлен расчет площади земельного участка, необходимого для эксплуатации принадлежащего ему объекта недвижимости, заинтересованное лицо обоснованно отказало заявителю в предоставлении ему в собственность за плату земельного участка.
При указанных обстоятельствах, предоставить в собственность заявителя возможно только земельный участок, необходимый для использования принадлежащего ему объекта недвижимости в соответствии с нормами предоставления (ст. 33 Земельного кодекса РФ).
Согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 13535/10, собственник объекта недвижимости, требующий предоставления земельного участка под зданием (сооружением) в собственность, должен представить доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации приобретенных объектов недвижимого имущества, в том числе в заявленных целях.
Ввиду того, что судом первой инстанции было отказано в признании незаконными решений об отказе в предоставлении государственной услуги от 01.06.2012 N 52-1392ж/12-11.10, от 09.06.2012 N 52-1487ж/12-11.10, от 11.07.2012 N 52-1780ж/12-11.10, обоснованно было отказано в обязании ДИО Краснодарского края предоставить государственную услугу по предоставлении в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной собственности, площадью 12 567 кв. м с кадастровым N 23:38:0102002:231, категория земель: земли населенных пунктов, предназначенного дл производственных нужд, по адресу: Краснодарский край, г. Армавир, Северная Промзона, по цене, равной 2,5% от кадастровой стоимости.
По общему правилу выкупная стоимость земельного участка определяется на момент заключения договора купли-продажи с применением цен, установленных действующими в этот период нормативными правовыми актами (статьи 422, 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Заявитель оспаривает решения Департамента имущественных отношений Краснодарского края в порядке главы 24 АПК РФ. Требование общества об установлении конкретной выкупной стоимости земельного участка по цене, равной 2,5% от кадастровой стоимости, должно быть рассмотрено в рамках заключения договора купли-продажи.
Свою позицию суд апелляционной инстанции основывает на позиции, изложенной в Постановлении ФАССКО от 07.10.2013 г. по делу N А20-5303/2012.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.07.2013 по делу N А32-30489/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
М.В.СОЛОВЬЕВА
Судьи
Г.А.СУРМАЛЯН
С.С.ФИЛИМОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.03.2014 N 15АП-731/2014 ПО ДЕЛУ N А32-30489/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 марта 2014 г. N 15АП-731/2014
Дело N А32-30489/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 марта 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Сурмаляна Г.А., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
при участии:
- от ИП Орлова А.П.: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;
- от Департамента имущественных отношений Краснодарского края: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Орлова Александра Петровича
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 22.07.2013 по делу N А32-30489/2012, принятое судьей Нигоевым Р.А.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Орлова Александра Петровича
к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края
о признании решений об отказе в предоставлении государственной услуги незаконным, обязании ДИО Краснодарского края предоставить государственную услугу по предоставлении в собственность за плату земельного участка
установил:
- ИП Орлов Александр Петрович, г. Армавир Краснодарского края обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (ДИО Краснодарского края), г. Краснодар о: -признании решений об отказе в предоставлении государственной услуги от 01.06.2012 N 52-1392ж/12-11.10, от 09.06.2012 N 52-1487ж/12-11.10, от 11.07.2012 N 52-1780ж/12-11.10 незаконными;
- -обязании ДИО Краснодарского края предоставить государственную услугу по предоставлении в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной собственности, площадью 12 567 кв. м с кадастровым N 23:38:0102002:231, категория земель: земли населенных пунктов, предназначенного дл производственных нужд, по адресу: Краснодарский край, г. Армавир, Северная Промзона, по цене, равной 2,5% от кадастровой стоимости.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.07.2013 в удовлетворении заявленного требования отказано. Судебный акт мотивирован тем, что поскольку предпринимателем не предоставлен расчет площади земельного участка, необходимого для эксплуатации принадлежащего ему объекта недвижимости, Департамент обоснованно отказал в предоставлении ему в собственность за плату земельного участка; установление выкупной стоимости земельного участка в размере 2,5% от его кадастровой стоимости не соответствует действующему законодательству. Кроме того, предпринимателем пропущен срок подачи заявления в суд, ходатайство о восстановлении процессуального срока предпринимателем не представлено.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили; о месте его и времени извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Суд, протокольным определением объявил в судебном заседании перерыв до 05.03.2014 до 16 час. 10 мин.
После перерыва судебное заседание продолжено.
Стороны своих представителей после перерыва не направили.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, предприниматель является собственником недвижимого имущества - участка "Кром" (участок ТЭП) Лит.Э, общей площадью 1 172,6 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Армавир, Промзона,16, что подтверждает договор купли- продажи N 8А от 21.03.2005, свидетельство о государственной регистрации права от 08.11.2005, а также выписка из ЕГРП от 25.04.2012.
Указанное недвижимое имущество расположено на земельном участке с кадастровым N 23:3860102002:231, площадью 12 567 кв. м, принадлежащем субъекту РФ- Краснодарскому краю на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права от 17.12.2009, выписка из ЕГРП от 25.04.2012).
Будучи собственником объектов недвижимости, заявитель в порядке ст. 36 Земельного кодекса РФ 21.05.2012 года обратился в ДИО Краснодарского края с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 12 567 кв. м с кадастровым N 23:3860102002:231. При этом, как указал заявитель, им были приложены к заявлению все необходимые документы согласно Приказу Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 года N 475.
Письмом от 01.06.2012 года N 52-1392ж/12-11.10 ДИО Краснодарского края отказал заявителю в предоставлении в собственность за плату испрашиваемого земельного участка. Отказ мотивирован тем, что заявитель нормативно не обосновал площади испрашиваемого земельного участка. Кроме того, для применения льготной цены выкупа испрашиваемого земельного участка заявителю предложено подтвердить, что объект недвижимости- участок "Кром" ранее находился в собственности Армавирского комбината искусственной подошвы.
Заявитель 04.06.2012 года обратился в ДИО Краснодарского края с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 12 567 кв. м с кадастровым N 23:3860102002:231.
Письмом от 09.06.2012 года N 52-1487ж/12-11.10 ДИО Краснодарского края отказал заявителю в предоставлении в собственность за плату испрашиваемого земельного участка. Отказ мотивирован тем, что заявителем нормативно не обоснована площадь испрашиваемого земельного участка.
Впоследствии заявитель 15.06.2012 года обратился в ДИО Краснодарского края с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 12 567 кв. м с кадастровым N 23:3860102002:231.
Письмом от 11.06.2012 года N 52-1780-ж/12-11-10 ДИО Краснодарского края отказал заявителю в предоставлении в собственность за плату испрашиваемого земельного участка. Отказ мотивирован тем, что заявителем нормативно не обоснована площадь испрашиваемого земельного участка.
Не предоставление заявителю в собственность за плату испрашиваемого земельного участка и явился основанием для обращения заявителя в суд.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии со статьей 28 Земельного кодекса РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В пункте 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ установлены случаи ограничения в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В материалах дела отсутствуют доказательства, что испрашиваемый заявителем в собственность и находящиеся в фактическом целевом пользовании заявителя земельный участок сельскохозяйственного назначения изъят из гражданского оборота либо ограничен в обороте.
Согласно ст. 36 Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом РФ.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Данный перечень утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 года N 475.
По смыслу ст. 35 Земельного кодекса РФ, при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
В соответствии со ст. 33 Земельного кодекса РФ, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Из материалов дела следует, что площадь объекта недвижимости заявителя составляет 1 172,6 кв. м, в то время, когда площадь испрашиваемого земельного участка составляет 12 567 кв. м, что существенно превышает площадь объекта недвижимости.
Согласно градостроительного заключения Управления архитектуры и градостроительства Администрации МО г. Армавир от 25.05.2012 б/н, минимальная площадь земельного участка, необходимого для эксплуатации участка КРОМ (участок ТЭП) Лит.Э, составляет 2 132 кв. м.
Из вывода градостроительного заключения Управления архитектуры и градостроительства Администрации МО г. Армавир от 25.05.2012 б/н следует, что земельный участок площадью 12 567 кв. м, расположенный по адресу: г. Армавир, Северная Промзона, полностью используется для эксплуатации объекта недвижимости (участок "Кром" (участок ТЭП), Лит.Э), соответствует нормам эксплуатации, расположенного на нем объекта недвижимости.
Вместе с тем, в данном заключении указано, что для эксплуатации данного объекта необходим земельный участок площадью 12 567 кв. м, данную площадь составляют: площадь застройки здания, площадка для разворота, подъезда к объекту, площадь технологических, санитарно-технических, энергетических и других установок, разворотная площадка и площадка для стоянки автотранспорта, пожарный проезд для доступа к зданию пожарных машин.
Однако в градостроительном заключении от 25.05.2012 не указано, какова площадь разворотов, подъезда, стоянок, технологических и иных установок, их количество.
Из письма Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 06.05.2013 года N 71-2585/13-04-01 следует, что нормативная площадь земельного участка, необходимая для эксплуатации объекта недвижимости, должна составлять 2 345,2 кв. м.
При указанных обстоятельствах, предоставить в собственность заявителя возможно только земельный участок, необходимый для использования принадлежащего ему объекта недвижимости в соответствии с нормами предоставления (ст. 33 Земельного кодекса РФ).
Поскольку заявителем не предоставлен расчет площади земельного участка, необходимого для эксплуатации принадлежащего ему объекта недвижимости, сд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заинтересованное лицо обоснованно отказало заявителю в предоставлении ему в собственность за плату земельного участка.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил требования заявителя об обязании ДИО Краснодарского края предоставить государственную услугу по предоставлении в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной собственности, площадью 12 567 кв. м с кадастровым N 23:38:0102002:231, категория земель: земли населенных пунктов, предназначенного дл производственных нужд, по адресу: Краснодарский край, г. Армавир, Северная Промзона, по цене, равной 2,5% от кадастровой стоимости.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", до 1 июля 2012 года осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения; коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений; юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками; гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
- двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
- двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Судом апелляционной инстанции установлено, что обществом были поданы заявления в ДИО Краснодарского края 21.05.2012, 04.06.2012, 15.06.2012 г. (штамп входящей корреспонденции ДИО) до 01.07.2012 г.
Однако, в связи с тем, что судом первой инстанции признаны законными решения об отказе в предоставлении государственной услуги от 01.06.2012 N 52-1392ж/12-11.10, от 09.06.2012 N 52-1487ж/12-11.10, от 11.07.2012 N 52-1780ж/12-11.10, подлежит отклонению требование об обязании ДИО Краснодарского края предоставить государственную услугу по предоставлении в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной собственности, площадью 12 567 кв. м с кадастровым N 23:38:0102002:231, категория земель: земли населенных пунктов, предназначенного дл производственных нужд, по адресу: Краснодарский край, г. Армавир, Северная Промзона, по цене, равной 2,5% от кадастровой стоимости.
Суд первой инстанции установил что, в соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Отказы ДИО Краснодарского края датированы 01.06.2012, 09.06.2012 (получен 13.06.2012 г. представителем по доверенности), за защитой нарушенного права заявитель обратился в суд 05.10.2012 (оттиск штемпеля почтового конверта), то есть по отказам ДИО Краснодарского края от 01.06.2012 и от 09.06.2012 заявителем пропущен срок на обжалование.
Доказательств подачи заявления в срок, наличия уважительности причин пропуска срока, а также ходатайств о восстановлении процессуального срока заявителем в материалы дела не представлено.
Пропуск процессуального срока является самостоятельным основанием для отказа заявителю в удовлетворении требований.
При указанных обстоятельствах, судом первой инстанции правомерно и обоснованно в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Судом апелляционной инстанции не принимается доводы апелляционной жалобы о том, что законодательством не предусмотрено условие обязательного предоставления доказательств расчета необходимой для эксплуатации площади земельного участка, а также, что суд неправомерно не нашел оснований для удовлетворения требований, касающихся установления выкупной стоимости земельного участка по цене, равной 2,5% от кадастровой стоимости, поскольку предпринимателем было подано заявление с полным перечнем прилагающихся документов.
Поскольку предпринимателем не предоставлен расчет площади земельного участка, необходимого для эксплуатации принадлежащего ему объекта недвижимости, заинтересованное лицо обоснованно отказало заявителю в предоставлении ему в собственность за плату земельного участка.
При указанных обстоятельствах, предоставить в собственность заявителя возможно только земельный участок, необходимый для использования принадлежащего ему объекта недвижимости в соответствии с нормами предоставления (ст. 33 Земельного кодекса РФ).
Согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 13535/10, собственник объекта недвижимости, требующий предоставления земельного участка под зданием (сооружением) в собственность, должен представить доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации приобретенных объектов недвижимого имущества, в том числе в заявленных целях.
Ввиду того, что судом первой инстанции было отказано в признании незаконными решений об отказе в предоставлении государственной услуги от 01.06.2012 N 52-1392ж/12-11.10, от 09.06.2012 N 52-1487ж/12-11.10, от 11.07.2012 N 52-1780ж/12-11.10, обоснованно было отказано в обязании ДИО Краснодарского края предоставить государственную услугу по предоставлении в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной собственности, площадью 12 567 кв. м с кадастровым N 23:38:0102002:231, категория земель: земли населенных пунктов, предназначенного дл производственных нужд, по адресу: Краснодарский край, г. Армавир, Северная Промзона, по цене, равной 2,5% от кадастровой стоимости.
По общему правилу выкупная стоимость земельного участка определяется на момент заключения договора купли-продажи с применением цен, установленных действующими в этот период нормативными правовыми актами (статьи 422, 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Заявитель оспаривает решения Департамента имущественных отношений Краснодарского края в порядке главы 24 АПК РФ. Требование общества об установлении конкретной выкупной стоимости земельного участка по цене, равной 2,5% от кадастровой стоимости, должно быть рассмотрено в рамках заключения договора купли-продажи.
Свою позицию суд апелляционной инстанции основывает на позиции, изложенной в Постановлении ФАССКО от 07.10.2013 г. по делу N А20-5303/2012.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.07.2013 по делу N А32-30489/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
М.В.СОЛОВЬЕВА
Судьи
Г.А.СУРМАЛЯН
С.С.ФИЛИМОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)