Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 марта 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ракчеевой М.А., судей Грачевой И.Л., Сергеевой И.В., при участии от закрытого акционерного общества "Молодежный культурно-оздоровительный комплекс "Кыргызстан" директора Беляева А.Г. (протокол от 21.05.2013 N 7), Родионова Е.А. (доверенность от 26.01.2015), от Комитета по строительству Кабанцевой В.С. (доверенность от 12.01.2015, от правительства Санкт-Петербурга Кабанцевой В.С. (доверенность от 12.01.2015), Татариновой Н.Ю. (доверенность от 12.01.2015), от Комитета по градостроительству и архитектуре Курганова С.В. (доверенность от 12.01.2015), рассмотрев 23.03.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Молодежный культурно-оздоровительный комплекс "Кыргызстан" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.06.2014 (судья Чуватина Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2014 (судьи Жиляева Е.В., Старовойтова О.Р., Тимухина И.А.) по делу N А56-22654/2014,
установил:
Закрытое акционерное общество "Молодежный культурно-оздоровительный комплекс "Кыргызстан", место нахождения: 199004, Санкт-Петербург, 2-я линия В.О., д. 39-16, лит. А, ОГРН 1089847337711, ИНН 7801477870 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным оформленного письмом от 31.03.2014 N 14-13395/13 отказа Комитета по строительству, место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 76, ОГРН 1027810279397, ИНН 7830002342, в подготовке проекта постановления правительства Санкт-Петербурга о предоставлении для строительства оздоровительного комплекса следующих земельных участков в пос. Ушково Курортного р-на Санкт-Петербурга:
- - N 1 площадью 9129 кв. м с кадастровым номером 78:38:2261601:10, расположенного западнее д. 607, лит. Е по Приморскому шоссе;
- - N 1 площадью 14 352 кв. м с кадастровым номером 78:38:0022616:9, расположенного юго-западнее д. 8, лит. А по Детской ул.;
- - N 1 площадью 52 372 кв. м с кадастровым номером 78:38:0022616:10, расположенного южнее д. 8, лит. А по Детской ул.; а также об обязании Комитета по строительству подготовить проект постановления о предоставлении для строительства этих земельных участков.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены правительство Санкт-Петербурга, место нахождения: 191060, Санкт-Петербург, Смольный (далее - Правительство) и Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга, место нахождения: 191011, Санкт-Петербург, пл. Ломоносова, д. 2, ОГРН 1037843022524, ИНН 7830000994 (далее - КГА).
Решением от 30.06.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.11.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый.
Как указывает податель жалобы, судами не принято во внимание, что по истечении установленного пунктом 3.16 Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования, утвержденного постановлением Правительства от 30.12.2010 N 1813 (далее - Положение N 1813), срока для возврата документов Комитет по строительству обязан подготовить проект постановления о предоставлении земельного участка для строительства, однако в сроки, предусмотренные Положением N 1813 и пунктом 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Комитет этого не сделал. Податель жалобы считает, что нормами Земельного кодекса Российской Федерации не предусмотрены последствия истечения срока действия актов о выборе земельных участков, поэтому истечение указанного срока не меняет правового статуса оспариваемого отказа, оформленного письмом Комитета по строительству от 31.03.2014, а вывод судов о невозможности предоставления земельных участков по причине признания недействующими градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия неверен, поскольку испрашиваемые земельные участки расположены вне пределов таких зон и решение Санкт-Петербургского городского суда от 20.12.2010 по делу N 3-311/10 не касается градостроительных регламентов пос. Ушково.
В отзывах на кассационную жалобу Правительство, Комитет по строительству и КГА просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представители Комитета по строительству, Правительства и КГА - доводы, приведенные в отзывах на нее.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании заявления Общества о предоставлении ему земельных участков для строительства Правительство приняло постановление от 22.12.2009 N 1487 (далее - Постановление N 1487), которым разрешило Обществу провести изыскательские работы в пос. Ушково Курортного р-на Санкт-Петербурга на земельных участках площадью 9129 кв. м с кадастровым номером 78:38:2261601:10, расположенного западнее д. 607, лит. Е по Приморскому шоссе; площадью 14 352 кв. м с кадастровым номером 78:38:0022616:9, расположенного юго-западнее д. 8, лит. А по Детской ул.; площадью 52 372 кв. м с кадастровым номером 78:38:0022616:10, расположенного южнее д. 8, лит. А по Детской ул., в целях определения возможности проектирования и строительства оздоровительного комплекса.
КГА распоряжением от 25.01.2011 N 120-122 утвердил акты о выборе земельных участков площадью 9129 кв. м, 14 352 кв. м и 52 372 кв. м по указанным выше адресам.
В актах указано, что выбор земельных участков выполнен на основании инженерно-градостроительной документации, предоставленной в соответствии с действовавшим в указанный период Положением о порядке принятия решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства и реконструкции, утвержденным постановлением Правительства от 21.09.2004 N 1592.
После утверждения актов о выборе земельные участки поставлены на кадастровый учет, им присвоены кадастровые номера 78:38:2261601:10, 78:38:0022616:9, 78:38:0022616:10.
Общество 04.07.2013 обратилось в Комитет по строительству, осуществляющий в соответствии с Положением N 1813, подготовку проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для целей строительства, с заявлением о предоставлении спорных участков для строительства оздоровительного комплекса и подготовке проекта соответствующего постановления Правительства.
К заявлению Общество приложило заключения Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 23.11.2012 N 61801/к-61803/к, Комитета по управлению городским имуществом от 04.06.2013 N 13460-25, Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее - КГИОП) от 02.11.2012 N 2-11780-1, Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга от 09.04.2013 N 15-4689/13-0-1, сведения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу от 25.12.2012 N 04/010/2012-97-04/010/2012-99, кадастровые паспорта от 10.12.2012 N 78/201/12-9536, 78/201/12-9534, 78/201/12-9518, отчет об оценке рыночной и инвестиционной стоимости комплекса прав на объект недвижимости от 08.05.2013 N 681/13РВ-уч, экспертное заключение государственного унитарного предприятия "ГУИОН" от 03.07.2013 N 31-2-0144/2013.
Письмом от 08.07.2013 N 8498/13 Комитет по строительству возвратил документы Обществу на доработку, указав со ссылкой на результаты проведенной экспертизы следующее: рассматриваемые земельные участки согласно Закону Санкт-Петербурга от 19.01.2009 N 820-7 "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга" расположены в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности (ЗРЗ 1-3) исторически сложившихся центральных районов Санкт-Петербурга. При этом решением Санкт-Петербургского городского суда от 20.12.2010 по делу N 3-311/10, оставленным без изменения определением Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2011 N 78-Г11/13, отдельные положения правил землепользования и застройки, в частности утвержденные в их составе градостроительные регламенты, признаны недействующими в границах зон охраны объектов культурного наследия.
Также Комитет по строительству выявил, что участок с кадастровым номером 78:38:0022616:10, на котором расположены остатки разрушенного жилого здания, передан на праве постоянного (бессрочного) пользования государственному бюджетном учреждению "Центр повышения эффективности использования государственного имущества" (далее - Центр); на земельных участках с кадастровыми номерами 78:38:0022616:10, 78:38:0022616:9 расположен принадлежащий на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз" (далее - ООО "Газпром межрегионгаз") газопровод; вопреки требованиям пункта 2 статьи 85 ЗК РФ указанные земельные участки расположены в двух территориальных зонах - Р3 и Р5; представленные заключения КГА не содержат информацию о виде разрешенного использования земельных участков; к комплекту документов не приложены публикации информационных сообщений о возможном или предстоящем предоставлении испрашиваемых земельных участков.
Общество письмом от 29.08.2013 N 05-77/08 представило дополнительные документы: письма Центра от 06.08.2013 N 770, ООО "Газпром межрегионгаз" от 31.07.2013 N 15-01-03/6175, открытого акционерного общества "Газпром газораспределение" от 06.08.2013 N ВС-175/13087 и КГА от 23.08.2013 N 1-4-43934/5.
Письмом от 02.10.2013 N 14-13395/13-2 Комитет по строительству сообщил Обществу о том, что соответствующий проект постановления Правительства может быть подготовлен после законодательного урегулирования вопросов, касающихся сферы действия градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия, а также доработки инвестором согласно действующему законодательству документов.
Общество 06.03.2014 обратилось в Комитет по строительству с повторным заявлением о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении земельных участков для строительства и продлении срока действия актов о выборе земельных участков, приложив письма КГИОП от 10.09.2013 N 2-10366-1, от 25.10.2013 N 2-12505-1, и КГА от 14.11.2012 N 1-4-71375/5 и N 1-4-71377/5.
Комитет по строительству письмом от 31.03.2014 N 14-13395/13 сообщил Обществу о том, что срок действия актов о выборе земельных участков истек, до его истечения доработанный комплект документов не представлен, поэтому в настоящее время рассматривается вопрос о подготовке проекта постановления Правительства о признании утратившим силу Постановления N 1487.
Общество, полагая, что отказ в предоставлении участков, выраженный в письме Комитета по строительству от 31.03.2014, не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Общества, обратилось с указанными требованиями в арбитражный суд.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал, указав, что Общество обратилось с заявлением о предоставлении участков после истечения срока действия актов выбора и не представило документов, перечень которых предусмотрен Положением N 1813, а оспариваемое письмо носит информативный характер и не является решением об отказе в предоставлении испрашиваемых земельных участков. Также суд со ссылкой на пункт 3 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) отметил, что в отсутствие правил землепользования и застройки, которые на момент обращения Общества с заявлением о предоставлении участков для строительства были признаны частично недействующими в границах зон охраны объектов культурного наследия, выдача разрешений на строительство не допускается.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции, а также признал довод Общества о невозврате Комитетом по строительству приложенных к заявлению документом несостоятельным, указав, что Общество ранее указанные документы не истребовало.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Порядок предоставления земельных участков для строительства на территории Санкт-Петербурга регулируется Законом Санкт-Петербурга от 17.06.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции" и Положением N 1813.
Пунктами 3.16, 3.16.1 и 3.16.2 Положения N 1813 предусмотрено, что Комитет по строительству в течение двух рабочих дней со дня регистрации заявления о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для целей строительства на инвестиционных условиях проверяет переданные документы на соответствие составу и требованиям действующего законодательства и Положения N 1813; в случае несоответствия указанным критериям документы возвращаются потенциальному инвестору в течение двух рабочих дней; при отсутствии оснований для возврата документов Комитет по строительству в течение семи рабочих дней осуществляет подготовку проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для строительства на инвестиционных условиях.
Как следует из материалов дела, при подаче 06.03.2014 повторного заявления документов, необходимых для рассмотрения заявления, Общество в Комитет по строительству не направило.
То обстоятельство, что в материалах дела отсутствуют доказательства фактического возврата Обществу документов, представленных в Комитет по строительству 04.07.2013, не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения, оформленного письмом от 31.03.2014, поскольку действия Комитета по строительству, связанные с направлением документов на доработку, Общество не обжалует.
Согласно пункту 2 статьи 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений (пункт 2 статьи 85 ЗК РФ, пункт 1 статьи 36 ГрК РФ).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 ЗК РФ).
Таким образом, использование земельного участка, в том числе посредством осуществления на нем строительства объекта недвижимости, ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки, составной частью которых являются градостроительные регламенты (статья 30 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга, включающие карту градостроительного зонирования Санкт-Петербурга в части границ территориальных зон (приложение 2), текстовую часть градостроительных регламентов территориальных зон (приложение 3), утверждены Законом Санкт-Петербурга от 16.02.2009 N 29-10.
Между тем решением Санкт-Петербургского городского суда от 20.12.2010 N 3-311/10 отдельные положения упомянутых Правил признаны недействующими в границах зон охраны объектов культурного наследия. С учетом принятых в последующем судебных актов эти положения признано считать недействующими с момента вступления названного решения суда в законную силу - с 16.03.2011. Таким образом, в отношении зон охраны объектов культурного наследия с указанной даты градостроительные регламенты не действуют.
Судами установлено и материалами делами, в частности письмом КГИОП от 24.01.2011 N 11-30-1, подтверждается, что спорные земельные участки расположены в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности (ЗРЗ 1-3).
Поскольку в силу статьи 34 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности входит в зону охраны объекта культурного наследия, суды пришли к правильному выводу, что в отношении испрашиваемых земельных участков не установлен градостроительный регламент, в связи с чем у Комитета по строительству отсутствовала обязанность подготовить проект постановления о предоставлении земельных участков Обществу для строительства. Поэтому нарушение Комитетом по строительству установленных пунктом 3.16 Положения N 1813 сроков рассмотрения заявления Общества от 06.03.2014 не нарушает его прав и законных интересов.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявления Общества.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.06.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2014 по делу N А56-22654/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Молодежный культурно-оздоровительный комплекс "Кыргызстан" - без удовлетворения.
Председательствующий
М.А.РАКЧЕЕВА
Судьи
И.Л.ГРАЧЕВА
И.В.СЕРГЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 30.03.2015 ПО ДЕЛУ N А56-22654/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 марта 2015 г. по делу N А56-22654/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 марта 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ракчеевой М.А., судей Грачевой И.Л., Сергеевой И.В., при участии от закрытого акционерного общества "Молодежный культурно-оздоровительный комплекс "Кыргызстан" директора Беляева А.Г. (протокол от 21.05.2013 N 7), Родионова Е.А. (доверенность от 26.01.2015), от Комитета по строительству Кабанцевой В.С. (доверенность от 12.01.2015, от правительства Санкт-Петербурга Кабанцевой В.С. (доверенность от 12.01.2015), Татариновой Н.Ю. (доверенность от 12.01.2015), от Комитета по градостроительству и архитектуре Курганова С.В. (доверенность от 12.01.2015), рассмотрев 23.03.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Молодежный культурно-оздоровительный комплекс "Кыргызстан" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.06.2014 (судья Чуватина Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2014 (судьи Жиляева Е.В., Старовойтова О.Р., Тимухина И.А.) по делу N А56-22654/2014,
установил:
Закрытое акционерное общество "Молодежный культурно-оздоровительный комплекс "Кыргызстан", место нахождения: 199004, Санкт-Петербург, 2-я линия В.О., д. 39-16, лит. А, ОГРН 1089847337711, ИНН 7801477870 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным оформленного письмом от 31.03.2014 N 14-13395/13 отказа Комитета по строительству, место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 76, ОГРН 1027810279397, ИНН 7830002342, в подготовке проекта постановления правительства Санкт-Петербурга о предоставлении для строительства оздоровительного комплекса следующих земельных участков в пос. Ушково Курортного р-на Санкт-Петербурга:
- - N 1 площадью 9129 кв. м с кадастровым номером 78:38:2261601:10, расположенного западнее д. 607, лит. Е по Приморскому шоссе;
- - N 1 площадью 14 352 кв. м с кадастровым номером 78:38:0022616:9, расположенного юго-западнее д. 8, лит. А по Детской ул.;
- - N 1 площадью 52 372 кв. м с кадастровым номером 78:38:0022616:10, расположенного южнее д. 8, лит. А по Детской ул.; а также об обязании Комитета по строительству подготовить проект постановления о предоставлении для строительства этих земельных участков.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены правительство Санкт-Петербурга, место нахождения: 191060, Санкт-Петербург, Смольный (далее - Правительство) и Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга, место нахождения: 191011, Санкт-Петербург, пл. Ломоносова, д. 2, ОГРН 1037843022524, ИНН 7830000994 (далее - КГА).
Решением от 30.06.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.11.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый.
Как указывает податель жалобы, судами не принято во внимание, что по истечении установленного пунктом 3.16 Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования, утвержденного постановлением Правительства от 30.12.2010 N 1813 (далее - Положение N 1813), срока для возврата документов Комитет по строительству обязан подготовить проект постановления о предоставлении земельного участка для строительства, однако в сроки, предусмотренные Положением N 1813 и пунктом 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Комитет этого не сделал. Податель жалобы считает, что нормами Земельного кодекса Российской Федерации не предусмотрены последствия истечения срока действия актов о выборе земельных участков, поэтому истечение указанного срока не меняет правового статуса оспариваемого отказа, оформленного письмом Комитета по строительству от 31.03.2014, а вывод судов о невозможности предоставления земельных участков по причине признания недействующими градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия неверен, поскольку испрашиваемые земельные участки расположены вне пределов таких зон и решение Санкт-Петербургского городского суда от 20.12.2010 по делу N 3-311/10 не касается градостроительных регламентов пос. Ушково.
В отзывах на кассационную жалобу Правительство, Комитет по строительству и КГА просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представители Комитета по строительству, Правительства и КГА - доводы, приведенные в отзывах на нее.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании заявления Общества о предоставлении ему земельных участков для строительства Правительство приняло постановление от 22.12.2009 N 1487 (далее - Постановление N 1487), которым разрешило Обществу провести изыскательские работы в пос. Ушково Курортного р-на Санкт-Петербурга на земельных участках площадью 9129 кв. м с кадастровым номером 78:38:2261601:10, расположенного западнее д. 607, лит. Е по Приморскому шоссе; площадью 14 352 кв. м с кадастровым номером 78:38:0022616:9, расположенного юго-западнее д. 8, лит. А по Детской ул.; площадью 52 372 кв. м с кадастровым номером 78:38:0022616:10, расположенного южнее д. 8, лит. А по Детской ул., в целях определения возможности проектирования и строительства оздоровительного комплекса.
КГА распоряжением от 25.01.2011 N 120-122 утвердил акты о выборе земельных участков площадью 9129 кв. м, 14 352 кв. м и 52 372 кв. м по указанным выше адресам.
В актах указано, что выбор земельных участков выполнен на основании инженерно-градостроительной документации, предоставленной в соответствии с действовавшим в указанный период Положением о порядке принятия решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства и реконструкции, утвержденным постановлением Правительства от 21.09.2004 N 1592.
После утверждения актов о выборе земельные участки поставлены на кадастровый учет, им присвоены кадастровые номера 78:38:2261601:10, 78:38:0022616:9, 78:38:0022616:10.
Общество 04.07.2013 обратилось в Комитет по строительству, осуществляющий в соответствии с Положением N 1813, подготовку проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для целей строительства, с заявлением о предоставлении спорных участков для строительства оздоровительного комплекса и подготовке проекта соответствующего постановления Правительства.
К заявлению Общество приложило заключения Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 23.11.2012 N 61801/к-61803/к, Комитета по управлению городским имуществом от 04.06.2013 N 13460-25, Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее - КГИОП) от 02.11.2012 N 2-11780-1, Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга от 09.04.2013 N 15-4689/13-0-1, сведения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу от 25.12.2012 N 04/010/2012-97-04/010/2012-99, кадастровые паспорта от 10.12.2012 N 78/201/12-9536, 78/201/12-9534, 78/201/12-9518, отчет об оценке рыночной и инвестиционной стоимости комплекса прав на объект недвижимости от 08.05.2013 N 681/13РВ-уч, экспертное заключение государственного унитарного предприятия "ГУИОН" от 03.07.2013 N 31-2-0144/2013.
Письмом от 08.07.2013 N 8498/13 Комитет по строительству возвратил документы Обществу на доработку, указав со ссылкой на результаты проведенной экспертизы следующее: рассматриваемые земельные участки согласно Закону Санкт-Петербурга от 19.01.2009 N 820-7 "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга" расположены в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности (ЗРЗ 1-3) исторически сложившихся центральных районов Санкт-Петербурга. При этом решением Санкт-Петербургского городского суда от 20.12.2010 по делу N 3-311/10, оставленным без изменения определением Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2011 N 78-Г11/13, отдельные положения правил землепользования и застройки, в частности утвержденные в их составе градостроительные регламенты, признаны недействующими в границах зон охраны объектов культурного наследия.
Также Комитет по строительству выявил, что участок с кадастровым номером 78:38:0022616:10, на котором расположены остатки разрушенного жилого здания, передан на праве постоянного (бессрочного) пользования государственному бюджетном учреждению "Центр повышения эффективности использования государственного имущества" (далее - Центр); на земельных участках с кадастровыми номерами 78:38:0022616:10, 78:38:0022616:9 расположен принадлежащий на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз" (далее - ООО "Газпром межрегионгаз") газопровод; вопреки требованиям пункта 2 статьи 85 ЗК РФ указанные земельные участки расположены в двух территориальных зонах - Р3 и Р5; представленные заключения КГА не содержат информацию о виде разрешенного использования земельных участков; к комплекту документов не приложены публикации информационных сообщений о возможном или предстоящем предоставлении испрашиваемых земельных участков.
Общество письмом от 29.08.2013 N 05-77/08 представило дополнительные документы: письма Центра от 06.08.2013 N 770, ООО "Газпром межрегионгаз" от 31.07.2013 N 15-01-03/6175, открытого акционерного общества "Газпром газораспределение" от 06.08.2013 N ВС-175/13087 и КГА от 23.08.2013 N 1-4-43934/5.
Письмом от 02.10.2013 N 14-13395/13-2 Комитет по строительству сообщил Обществу о том, что соответствующий проект постановления Правительства может быть подготовлен после законодательного урегулирования вопросов, касающихся сферы действия градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия, а также доработки инвестором согласно действующему законодательству документов.
Общество 06.03.2014 обратилось в Комитет по строительству с повторным заявлением о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении земельных участков для строительства и продлении срока действия актов о выборе земельных участков, приложив письма КГИОП от 10.09.2013 N 2-10366-1, от 25.10.2013 N 2-12505-1, и КГА от 14.11.2012 N 1-4-71375/5 и N 1-4-71377/5.
Комитет по строительству письмом от 31.03.2014 N 14-13395/13 сообщил Обществу о том, что срок действия актов о выборе земельных участков истек, до его истечения доработанный комплект документов не представлен, поэтому в настоящее время рассматривается вопрос о подготовке проекта постановления Правительства о признании утратившим силу Постановления N 1487.
Общество, полагая, что отказ в предоставлении участков, выраженный в письме Комитета по строительству от 31.03.2014, не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Общества, обратилось с указанными требованиями в арбитражный суд.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал, указав, что Общество обратилось с заявлением о предоставлении участков после истечения срока действия актов выбора и не представило документов, перечень которых предусмотрен Положением N 1813, а оспариваемое письмо носит информативный характер и не является решением об отказе в предоставлении испрашиваемых земельных участков. Также суд со ссылкой на пункт 3 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) отметил, что в отсутствие правил землепользования и застройки, которые на момент обращения Общества с заявлением о предоставлении участков для строительства были признаны частично недействующими в границах зон охраны объектов культурного наследия, выдача разрешений на строительство не допускается.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции, а также признал довод Общества о невозврате Комитетом по строительству приложенных к заявлению документом несостоятельным, указав, что Общество ранее указанные документы не истребовало.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Порядок предоставления земельных участков для строительства на территории Санкт-Петербурга регулируется Законом Санкт-Петербурга от 17.06.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции" и Положением N 1813.
Пунктами 3.16, 3.16.1 и 3.16.2 Положения N 1813 предусмотрено, что Комитет по строительству в течение двух рабочих дней со дня регистрации заявления о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для целей строительства на инвестиционных условиях проверяет переданные документы на соответствие составу и требованиям действующего законодательства и Положения N 1813; в случае несоответствия указанным критериям документы возвращаются потенциальному инвестору в течение двух рабочих дней; при отсутствии оснований для возврата документов Комитет по строительству в течение семи рабочих дней осуществляет подготовку проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для строительства на инвестиционных условиях.
Как следует из материалов дела, при подаче 06.03.2014 повторного заявления документов, необходимых для рассмотрения заявления, Общество в Комитет по строительству не направило.
То обстоятельство, что в материалах дела отсутствуют доказательства фактического возврата Обществу документов, представленных в Комитет по строительству 04.07.2013, не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения, оформленного письмом от 31.03.2014, поскольку действия Комитета по строительству, связанные с направлением документов на доработку, Общество не обжалует.
Согласно пункту 2 статьи 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений (пункт 2 статьи 85 ЗК РФ, пункт 1 статьи 36 ГрК РФ).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 ЗК РФ).
Таким образом, использование земельного участка, в том числе посредством осуществления на нем строительства объекта недвижимости, ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки, составной частью которых являются градостроительные регламенты (статья 30 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга, включающие карту градостроительного зонирования Санкт-Петербурга в части границ территориальных зон (приложение 2), текстовую часть градостроительных регламентов территориальных зон (приложение 3), утверждены Законом Санкт-Петербурга от 16.02.2009 N 29-10.
Между тем решением Санкт-Петербургского городского суда от 20.12.2010 N 3-311/10 отдельные положения упомянутых Правил признаны недействующими в границах зон охраны объектов культурного наследия. С учетом принятых в последующем судебных актов эти положения признано считать недействующими с момента вступления названного решения суда в законную силу - с 16.03.2011. Таким образом, в отношении зон охраны объектов культурного наследия с указанной даты градостроительные регламенты не действуют.
Судами установлено и материалами делами, в частности письмом КГИОП от 24.01.2011 N 11-30-1, подтверждается, что спорные земельные участки расположены в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности (ЗРЗ 1-3).
Поскольку в силу статьи 34 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности входит в зону охраны объекта культурного наследия, суды пришли к правильному выводу, что в отношении испрашиваемых земельных участков не установлен градостроительный регламент, в связи с чем у Комитета по строительству отсутствовала обязанность подготовить проект постановления о предоставлении земельных участков Обществу для строительства. Поэтому нарушение Комитетом по строительству установленных пунктом 3.16 Положения N 1813 сроков рассмотрения заявления Общества от 06.03.2014 не нарушает его прав и законных интересов.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявления Общества.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.06.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2014 по делу N А56-22654/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Молодежный культурно-оздоровительный комплекс "Кыргызстан" - без удовлетворения.
Председательствующий
М.А.РАКЧЕЕВА
Судьи
И.Л.ГРАЧЕВА
И.В.СЕРГЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)