Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13.04.2015.
Постановление в полном объеме изготовлено 20.04.2015.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Мальковой Д.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сырф К.Г.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.01.2015
по делу N А43-26096/2014,
принятое судьей Мукабеновым И.Ю.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дирес" (606440, Нижегородская область, г. Бор, ул. Советская, дом 7/1, офис 27; ИНН 5246033446, ОГРН 1085246000707) о признании незаконными решений Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Нижегородской области от 25.08.2014 N РКФ/14-143473, N РКФ/14-143476,
при участии в судебном заседании представителя:
общества с ограниченной ответственностью "Дирес" - Каневой И.А. по доверенности от 15.01.2015 сроком действия до 15.01.2017,
и
общество с ограниченной ответственностью "Дирес" (далее - Общество, ООО "Дирес") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконными решений Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Нижегородской области (далее - Кадастровая палата, уполномоченный орган, орган кадастрового учета) от 25.08.2014 N РКФ/14-143473 "Об отказе в учете изменений объекта недвижимости" и N РКФ/14-143476 "Об отказе в учете изменений объекта недвижимости". Одновременно заявитель просил суд обязать орган кадастрового учета устранить допущенное нарушение прав.
К участию в рассмотрении дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация городского округа город Бор Нижегородской области (далее - администрация г. Бор, орган местного самоуправления).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 28.01.2015 заявленные требования удовлетворены и оспариваемые решения Кадастровой палаты по Нижегородской области от 25.08.2014 N РКФ/14-143473 "Об отказе в учете изменений объекта недвижимости" и N РКФ/14-143476 "Об отказе в учете изменений объекта недвижимости" признаны незаконными. В целях восстановления нарушенного права суд обязал орган кадастрового учета в порядке, установленном действующим законодательством, в течение одного месяца с момента вступления судебного решения в законную силу осуществить действия по внесению изменений в государственный кадастр недвижимости в отношении земельных участков:
- общей площадью 60 000 кв. м, кадастровый номер 52:20:1400043:20, находящегося по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка; ориентир пос. Полевой; находящегося примерно в 0,4 км от ориентира по направлению на юго-запад; почтовый адрес ориентира: Нижегородская область, Борский район, ч/полосный уч. 3, фонд перераспределения на территории СПК "Борский", участок 7, указав категорию земель - земли населенных пунктов, а вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство;
- общей площадью 39 000 кв. м, кадастровый номер 52:20:1400043:21, находящегося по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка; ориентир пос. Полевой; находящегося примерно в 0,5 км от ориентира по направлению на юго-запад; почтовый адрес ориентира: Нижегородская область, Борский район, ч/полосный уч. 3, фонд перераспределения на территории СПК "Борский", участок 8, указав категорию земель - земли населенных пунктов.
Одновременно суд взыскал с Кадастровой палаты в пользу ООО "Дирес" судебные расходы в размере 4000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, Кадастровая палата обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Орган кадастрового учета настаивает на том, что администрация г. Бор не выполнила предусмотренную Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" обязанность по направлению соответствующих документов для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, что привело к принятию оспариваемых решений от 25.08.2014 N РКФ/14-143473 и N РКФ/14-143476.
Кадастровая палата ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация г. Бор выражает несогласие с позицией органа кадастрового учета, считает ее ошибочной и просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Орган местного самоуправления не направил своего представителя в судебное заседание.
В судебном заседании представитель Общества указал на отсутствие оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что ООО "Дирекс" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 52:201400043:21, общая площадь 39 000 м, находящийся примерно в 0,5 км по направлению на юго-запад от ориентира пос. Полевой, расположенный за пределами участка, адрес ориентира: Нижегородская область, Борский район, фонд перераспределения на территории СПК "Борский", участок N 8, ч/полосный участок N 3; категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для хозяйственного производства (свидетельство о государственной регистрации права от 21.09.2001 серии 52 АГ N 921612) и земельный участок с кадастровым номером 52:201400043:20, общая площадь 60 000 м, находящийся примерно в 0,4 км по направлению на юго-запад от ориентира пос. Полевой, расположенный за пределами участка, адрес ориентира: Нижегородская область, Борский район, фонд перераспределения на территории СПК "Борский", участок N 7, ч/полосный участок N 3; категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для хозяйственного производства (свидетельство о государственной регистрации права от 21.09.2001 серии 52 АГ N 921611).
Согласно решениям Совета Депутатов городского округа города Бор Нижегородской области от 25.12.2012 N 113 "Об утверждении Генерального плана городского округа города Бор" и N 114 "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа города Бор" обозначенные земельные участки вошли в границы населенного пункта город Бор.
Решениями Инвестиционного совета при губернаторе Нижегородской области от 20.12.2013 N 10317-154-6746 и N 10317-154-6747 администрации г. Бор рекомендовано подготовить и согласовать акты о смене категории и разрешенного использования вышеуказанных земельных участков.
Заключением межведомственной комиссии от 28.01.2014 N 3/38, одновременно являющимся актом о переводе земель в земли населенных пунктов, обозначенные земельные участки включены в границы города Бор.
Письмами от 06.05.2014 N 107-576 и N 107-192 орган местного самоуправления уведомил Управление государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области (Управление Росреестра) о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости в части изменения категории земель и разрешенного использования рассматриваемых земельных участков.
07.05.2014 ООО "Дирес" обратилось в Кадастровую палату с заявлениями о государственном кадастровом учете изменений земельных участков с кадастровыми номерами 52:201400043:20 и 52:201400043:21, изменении категории земель на "земли населенных пунктов" и вида разрешенного использования на "индивидуальное жилищное строительство".
Решениями от 23.05.2014 N РКФ/14-88906 и N РКФ/14-88913 уполномоченный орган приостановил осуществление кадастрового учета в связи с наличием противоречий между сведениями об объектах недвижимости, содержащихся в представленных Обществом документах и данными государственного кадастра недвижимости: отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений об установленной в соответствии с действующим законодательством границе населенного пункта г. Бор, поскольку включение земельных участков в границы населенного пункта г. Бор возможно только после внесения сведений о данной границе в государственный кадастр недвижимости.
25.08.2014 в связи с истечением срока приостановления кадастрового учета и неустранением обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении кадастрового учета, уполномоченный орган принял решения N РКФ/14-143473 и N РКФ/14-143476 об отказе в учете изменений обозначенных объектов недвижимости.
Не согласившись с такими решениями органа кадастрового учета, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и исходил из того, что орган кадастрового учета не доказал законность и обоснованность оспариваемых решений.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта с учетом следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с общими положениями статьей 1, 2, 4, 6, 7, 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре) Государственный кадастр недвижимости (ГКН) является систематизированным сводом сведений, включающим, в том числе, учтенные в соответствии с этим Законом сведения о недвижимом имуществе. ГКН является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в ГКН сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных этим Законом сведений о недвижимом имуществе.
Правовую основу регулирования кадастровых отношений составляют, в том числе, Гражданский, Градостроительный, Земельный кодексы Российской Федерации, а также иные нормативные правовые акты.
В государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости:
- - вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства);
- - кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости;
- - описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.
Согласно приказу Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости" запись о границах населенных пунктов в Реестре имеет следующую структуру:
1) описание местоположения границы населенного пункта:
- - текстовое описание местоположения границы населенного пункта;
- - список координат характерных точек границы населенного пункта с указанием метода и погрешности определения координат в системе координат, установленной для ведения ГКН;
2) реквизиты правовых актов:
- - утвержденного генерального плана (для населенных пунктов, находящихся на межселенной территории, - схемы территориального планирования муниципального района);
- - изданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации документов, подтверждающих установление или изменение границ населенных пунктов или их упразднение;
3) дата внесения, изменения либо аннулирования кадастровых сведений.
Положения Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ) регулируют правовые отношения, возникающие в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
В силу статьи 8 Федерального закона N 182-ФЗ перевод земельных участков из одной категории в другую осуществляется, в том числе, на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления о переводе земель или земельных участков, а также на основании установления или изменения границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Сведения вносятся в ГКН органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов (общее правило).
Сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, в порядке, предусмотренном статьей 5 Федерального закона N 172-ФЗ, направляются в орган кадастрового учета для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости органами, указанными в части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона N 172-ФЗ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие акт о переводе земель или земельных участков, направляют копию такого акта в течение пяти дней со дня его принятия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости, или, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, в подведомственное данному федеральному органу исполнительной власти государственное учреждение. О внесенных изменениях орган кадастрового учета уведомляет заинтересованных правообладателей земельных участков с указанием акта о переводе земель или земельных участков, а также органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для внесения в течение семи дней изменений в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты осуществления государственного кадастрового учета земельных участков в связи с изменением их категории. Переоформление правоустанавливающих документов на земельные участки, в отношении которых приняты акты о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, не требуется.
Установлено по делу, что согласно решениям Совета Депутатов городского округа города Бор от 25.12.2012 N 113 "Об утверждении Генерального плана городского округа города Бор" и N 114 "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа города Бор" земельные участки с кадастровым номером 52:20:1400043:20 общей площадью 60 000 кв. м и с кадастровым номером 52:201400043:21 общей площадью 39 000 кв. м вошли в границы населенного пункта город Бор.
Решениями от 20.12.2013 N 10317-154-6746 и N 10317-154-6747 Инвестиционный совет при губернаторе Нижегородской области рекомендовал органу местного самоуправления подготовить и согласовать акты о смене категории и разрешенного использования вышеуказанных земельных участков.
Руководствуясь вышеуказанной рекомендацией, межведомственная комиссия администрации г. Бор указала в заключении от 28.01.2014 N 3/38, что обозначенные земельные участки включены в границы города Бор.
Таким образом, в рассматриваемом случае заключение межведомственной комиссии от 28.01.2014 N 3/38 является актом о переводе земель в земли населенных пунктов.
Письмами от 06.05.2014 N 107-576 и N 107-192 администрация г. Бор уведомила Управление государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости в части изменения категории земель и разрешенного использования рассматриваемых земельных участков.
Следовательно, Кадастровая палата по Нижегородской области, являясь структурным подразделением Управления Росреестра, располагала необходимыми сведениями для осуществления государственной регистрации изменения категории рассматриваемых земельных участков на "земли населенных пунктов".
Одновременно в ходе судебного разбирательства установлено, что земельный участок с кадастровым номером 52:20:1400043:20 находится в зоне застройки индивидуальными жилыми домами Ж-1, а земельный участок с кадастровым номером 52:20:1400043:21 - в зоне застройки индивидуальными жилыми домами Ж-1А и частично в зоне экологического и природного ландшафта вне границ лесного фонда Р-1, в связи с чем невозможно обязать орган местного самоуправления изменить вид разрешенного использования в отношении земельного участка с кадастровым номером 52:20:1400043:21 на "индивидуальное жилищное строительство".
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства к правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд первой инстанции пришел к обоснованному заключению о том, что оспариваемые решения не соответствуют положениям Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявленных требований.
Арбитражный суд Нижегородской области законно и обоснованно удовлетворил заявление Общества.
Руководствуясь частью 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно возложил на орган кадастрового учета обязанность устранить допущенное нарушение прав Общества, верно определив по делу правовосстановительную меру.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Кадастровой палаты признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
В данном случае заявитель жалобы не представил в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции; доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Доводам заявителя апелляционной жалобы судом первой инстанции дана надлежащая оценка, и они отклонены. Оснований для признания их обоснованными не усматривает и суд апелляционной инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.01.2015 по делу N А43-26096/2014 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
Законодателем не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. Напротив, в части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны, независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган.
Поскольку суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации он законно и обоснованно взыскал с уполномоченного органа в пользу заявителя понесенные им судебные расходы.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации орган кадастрового учета освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.01.2015 по делу N А43-26096/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.04.2015 ПО ДЕЛУ N А43-26096/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 апреля 2015 г. по делу N А43-26096/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 13.04.2015.
Постановление в полном объеме изготовлено 20.04.2015.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Мальковой Д.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сырф К.Г.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.01.2015
по делу N А43-26096/2014,
принятое судьей Мукабеновым И.Ю.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дирес" (606440, Нижегородская область, г. Бор, ул. Советская, дом 7/1, офис 27; ИНН 5246033446, ОГРН 1085246000707) о признании незаконными решений Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Нижегородской области от 25.08.2014 N РКФ/14-143473, N РКФ/14-143476,
при участии в судебном заседании представителя:
общества с ограниченной ответственностью "Дирес" - Каневой И.А. по доверенности от 15.01.2015 сроком действия до 15.01.2017,
и
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Дирес" (далее - Общество, ООО "Дирес") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконными решений Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Нижегородской области (далее - Кадастровая палата, уполномоченный орган, орган кадастрового учета) от 25.08.2014 N РКФ/14-143473 "Об отказе в учете изменений объекта недвижимости" и N РКФ/14-143476 "Об отказе в учете изменений объекта недвижимости". Одновременно заявитель просил суд обязать орган кадастрового учета устранить допущенное нарушение прав.
К участию в рассмотрении дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация городского округа город Бор Нижегородской области (далее - администрация г. Бор, орган местного самоуправления).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 28.01.2015 заявленные требования удовлетворены и оспариваемые решения Кадастровой палаты по Нижегородской области от 25.08.2014 N РКФ/14-143473 "Об отказе в учете изменений объекта недвижимости" и N РКФ/14-143476 "Об отказе в учете изменений объекта недвижимости" признаны незаконными. В целях восстановления нарушенного права суд обязал орган кадастрового учета в порядке, установленном действующим законодательством, в течение одного месяца с момента вступления судебного решения в законную силу осуществить действия по внесению изменений в государственный кадастр недвижимости в отношении земельных участков:
- общей площадью 60 000 кв. м, кадастровый номер 52:20:1400043:20, находящегося по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка; ориентир пос. Полевой; находящегося примерно в 0,4 км от ориентира по направлению на юго-запад; почтовый адрес ориентира: Нижегородская область, Борский район, ч/полосный уч. 3, фонд перераспределения на территории СПК "Борский", участок 7, указав категорию земель - земли населенных пунктов, а вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство;
- общей площадью 39 000 кв. м, кадастровый номер 52:20:1400043:21, находящегося по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка; ориентир пос. Полевой; находящегося примерно в 0,5 км от ориентира по направлению на юго-запад; почтовый адрес ориентира: Нижегородская область, Борский район, ч/полосный уч. 3, фонд перераспределения на территории СПК "Борский", участок 8, указав категорию земель - земли населенных пунктов.
Одновременно суд взыскал с Кадастровой палаты в пользу ООО "Дирес" судебные расходы в размере 4000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, Кадастровая палата обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Орган кадастрового учета настаивает на том, что администрация г. Бор не выполнила предусмотренную Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" обязанность по направлению соответствующих документов для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, что привело к принятию оспариваемых решений от 25.08.2014 N РКФ/14-143473 и N РКФ/14-143476.
Кадастровая палата ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация г. Бор выражает несогласие с позицией органа кадастрового учета, считает ее ошибочной и просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Орган местного самоуправления не направил своего представителя в судебное заседание.
В судебном заседании представитель Общества указал на отсутствие оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что ООО "Дирекс" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 52:201400043:21, общая площадь 39 000 м, находящийся примерно в 0,5 км по направлению на юго-запад от ориентира пос. Полевой, расположенный за пределами участка, адрес ориентира: Нижегородская область, Борский район, фонд перераспределения на территории СПК "Борский", участок N 8, ч/полосный участок N 3; категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для хозяйственного производства (свидетельство о государственной регистрации права от 21.09.2001 серии 52 АГ N 921612) и земельный участок с кадастровым номером 52:201400043:20, общая площадь 60 000 м, находящийся примерно в 0,4 км по направлению на юго-запад от ориентира пос. Полевой, расположенный за пределами участка, адрес ориентира: Нижегородская область, Борский район, фонд перераспределения на территории СПК "Борский", участок N 7, ч/полосный участок N 3; категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для хозяйственного производства (свидетельство о государственной регистрации права от 21.09.2001 серии 52 АГ N 921611).
Согласно решениям Совета Депутатов городского округа города Бор Нижегородской области от 25.12.2012 N 113 "Об утверждении Генерального плана городского округа города Бор" и N 114 "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа города Бор" обозначенные земельные участки вошли в границы населенного пункта город Бор.
Решениями Инвестиционного совета при губернаторе Нижегородской области от 20.12.2013 N 10317-154-6746 и N 10317-154-6747 администрации г. Бор рекомендовано подготовить и согласовать акты о смене категории и разрешенного использования вышеуказанных земельных участков.
Заключением межведомственной комиссии от 28.01.2014 N 3/38, одновременно являющимся актом о переводе земель в земли населенных пунктов, обозначенные земельные участки включены в границы города Бор.
Письмами от 06.05.2014 N 107-576 и N 107-192 орган местного самоуправления уведомил Управление государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области (Управление Росреестра) о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости в части изменения категории земель и разрешенного использования рассматриваемых земельных участков.
07.05.2014 ООО "Дирес" обратилось в Кадастровую палату с заявлениями о государственном кадастровом учете изменений земельных участков с кадастровыми номерами 52:201400043:20 и 52:201400043:21, изменении категории земель на "земли населенных пунктов" и вида разрешенного использования на "индивидуальное жилищное строительство".
Решениями от 23.05.2014 N РКФ/14-88906 и N РКФ/14-88913 уполномоченный орган приостановил осуществление кадастрового учета в связи с наличием противоречий между сведениями об объектах недвижимости, содержащихся в представленных Обществом документах и данными государственного кадастра недвижимости: отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений об установленной в соответствии с действующим законодательством границе населенного пункта г. Бор, поскольку включение земельных участков в границы населенного пункта г. Бор возможно только после внесения сведений о данной границе в государственный кадастр недвижимости.
25.08.2014 в связи с истечением срока приостановления кадастрового учета и неустранением обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении кадастрового учета, уполномоченный орган принял решения N РКФ/14-143473 и N РКФ/14-143476 об отказе в учете изменений обозначенных объектов недвижимости.
Не согласившись с такими решениями органа кадастрового учета, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и исходил из того, что орган кадастрового учета не доказал законность и обоснованность оспариваемых решений.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта с учетом следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с общими положениями статьей 1, 2, 4, 6, 7, 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре) Государственный кадастр недвижимости (ГКН) является систематизированным сводом сведений, включающим, в том числе, учтенные в соответствии с этим Законом сведения о недвижимом имуществе. ГКН является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в ГКН сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных этим Законом сведений о недвижимом имуществе.
Правовую основу регулирования кадастровых отношений составляют, в том числе, Гражданский, Градостроительный, Земельный кодексы Российской Федерации, а также иные нормативные правовые акты.
В государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости:
- - вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства);
- - кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости;
- - описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.
Согласно приказу Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости" запись о границах населенных пунктов в Реестре имеет следующую структуру:
1) описание местоположения границы населенного пункта:
- - текстовое описание местоположения границы населенного пункта;
- - список координат характерных точек границы населенного пункта с указанием метода и погрешности определения координат в системе координат, установленной для ведения ГКН;
2) реквизиты правовых актов:
- - утвержденного генерального плана (для населенных пунктов, находящихся на межселенной территории, - схемы территориального планирования муниципального района);
- - изданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации документов, подтверждающих установление или изменение границ населенных пунктов или их упразднение;
3) дата внесения, изменения либо аннулирования кадастровых сведений.
Положения Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ) регулируют правовые отношения, возникающие в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
В силу статьи 8 Федерального закона N 182-ФЗ перевод земельных участков из одной категории в другую осуществляется, в том числе, на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления о переводе земель или земельных участков, а также на основании установления или изменения границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Сведения вносятся в ГКН органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов (общее правило).
Сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, в порядке, предусмотренном статьей 5 Федерального закона N 172-ФЗ, направляются в орган кадастрового учета для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости органами, указанными в части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона N 172-ФЗ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие акт о переводе земель или земельных участков, направляют копию такого акта в течение пяти дней со дня его принятия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости, или, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, в подведомственное данному федеральному органу исполнительной власти государственное учреждение. О внесенных изменениях орган кадастрового учета уведомляет заинтересованных правообладателей земельных участков с указанием акта о переводе земель или земельных участков, а также органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для внесения в течение семи дней изменений в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты осуществления государственного кадастрового учета земельных участков в связи с изменением их категории. Переоформление правоустанавливающих документов на земельные участки, в отношении которых приняты акты о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, не требуется.
Установлено по делу, что согласно решениям Совета Депутатов городского округа города Бор от 25.12.2012 N 113 "Об утверждении Генерального плана городского округа города Бор" и N 114 "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа города Бор" земельные участки с кадастровым номером 52:20:1400043:20 общей площадью 60 000 кв. м и с кадастровым номером 52:201400043:21 общей площадью 39 000 кв. м вошли в границы населенного пункта город Бор.
Решениями от 20.12.2013 N 10317-154-6746 и N 10317-154-6747 Инвестиционный совет при губернаторе Нижегородской области рекомендовал органу местного самоуправления подготовить и согласовать акты о смене категории и разрешенного использования вышеуказанных земельных участков.
Руководствуясь вышеуказанной рекомендацией, межведомственная комиссия администрации г. Бор указала в заключении от 28.01.2014 N 3/38, что обозначенные земельные участки включены в границы города Бор.
Таким образом, в рассматриваемом случае заключение межведомственной комиссии от 28.01.2014 N 3/38 является актом о переводе земель в земли населенных пунктов.
Письмами от 06.05.2014 N 107-576 и N 107-192 администрация г. Бор уведомила Управление государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости в части изменения категории земель и разрешенного использования рассматриваемых земельных участков.
Следовательно, Кадастровая палата по Нижегородской области, являясь структурным подразделением Управления Росреестра, располагала необходимыми сведениями для осуществления государственной регистрации изменения категории рассматриваемых земельных участков на "земли населенных пунктов".
Одновременно в ходе судебного разбирательства установлено, что земельный участок с кадастровым номером 52:20:1400043:20 находится в зоне застройки индивидуальными жилыми домами Ж-1, а земельный участок с кадастровым номером 52:20:1400043:21 - в зоне застройки индивидуальными жилыми домами Ж-1А и частично в зоне экологического и природного ландшафта вне границ лесного фонда Р-1, в связи с чем невозможно обязать орган местного самоуправления изменить вид разрешенного использования в отношении земельного участка с кадастровым номером 52:20:1400043:21 на "индивидуальное жилищное строительство".
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства к правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд первой инстанции пришел к обоснованному заключению о том, что оспариваемые решения не соответствуют положениям Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявленных требований.
Арбитражный суд Нижегородской области законно и обоснованно удовлетворил заявление Общества.
Руководствуясь частью 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно возложил на орган кадастрового учета обязанность устранить допущенное нарушение прав Общества, верно определив по делу правовосстановительную меру.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Кадастровой палаты признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
В данном случае заявитель жалобы не представил в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции; доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Доводам заявителя апелляционной жалобы судом первой инстанции дана надлежащая оценка, и они отклонены. Оснований для признания их обоснованными не усматривает и суд апелляционной инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.01.2015 по делу N А43-26096/2014 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
Законодателем не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. Напротив, в части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны, независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган.
Поскольку суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации он законно и обоснованно взыскал с уполномоченного органа в пользу заявителя понесенные им судебные расходы.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации орган кадастрового учета освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.01.2015 по делу N А43-26096/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
Т.А.ЗАХАРОВА
Т.А.ЗАХАРОВА
Судьи
И.А.СМИРНОВА
Д.Г.МАЛЬКОВА
И.А.СМИРНОВА
Д.Г.МАЛЬКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)