Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 14.07.2014 N 33-9902/2014 ПО ДЕЛУ N 2-684/2014

Требование: Об оспаривании решения о предоставлении участка другому лицу, приостановлении оформления документов на участок, обязании предоставить участок в собственность бесплатно.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: По мнению заявителя, увеличение состава многодетной семьи и постановка на учет нуждающихся в жилых помещениях дает право на получение участка в собственность для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 июля 2014 г. N 33-9902/14


Судья: Матусяк Т.П.

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Бакуменко Т.Н.
судей Ильичевой Е.В., Белоногого А.В.
при секретаре У.
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 июля 2014 года апелляционную жалобу К.С.В. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 28 января 2014 года по делу N 2-684/14 по заявлению К.С.В. об оспаривании решения Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга,
Заслушав доклад судьи Бакуменко Т.Н., выслушав объяснения заявителя - К.С.В., представителя заинтересованного лица - Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга - Ч., судебная коллегия

установила:

К.С.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, просил признать незаконным и отменить решение Комитета о предоставлении земельного участка по адресу: <адрес> кадастровый номер N <...>, площадь 1267 кв. м другому лицу, приостановить любое оформление документов по данному земельному участку; обязать Комитет предоставить бесплатно в собственность К.С.В. земельный участок по адресу: <адрес> кадастровый номер N <...>. В обоснование заявленных требований заявитель указал, что он являлся отцом четверых несовершеннолетних детей, семья признана многодетной. Заявитель и члены его семьи состояли на учете нуждающихся в жилых помещениях и имели первоочередное право на получение земельного участка бесплатно в собственность для индивидуального жилищного строительства в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 09.11.2011 года N 710-136 "О предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей" и Постановлением Санкт-Петербурга от 13.12.2011 года N 1669 года.
28.10.2013 г. у заявителя родился пятый ребенок - дочь К.Е.В., 29.10.2013 г. заявитель обратился с заявлением в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга с заявлением о подключении его семьи к учету многодетной семьи, имеющей пять и более детей. 18.11.2013 года была размещена Адресная программа предоставления земельных участков гражданам Российской Федерации, имеющим трех и более детей, бесплатно в собственность для индивидуального жилищного или дачного строительства на 2013 год. 19.11.2013 года заявитель приехал для выбора участка в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга. Один из участков Адресной программы, а именно, участок в <адрес>, расположенный по адресу: <адрес> который заявитель хотел оформить в собственность, оказался занят. Комитет предоставил данный участок другому гражданину (не 1-му и не 2-му по списку, а неизвестному гражданину, с неизвестным номером очереди). Заявитель был вынужден написать заявление на один из участков в <адрес>, так как решил, что его могут оставить вообще без участка. Одновременно К.С.В. написал заявление на имя Председателя Комитета о нарушении его прав (как первоочередника) по причине отсутствия в списках для выбора участков, а именно, участка в <адрес>. Позднее в этот же день К.С.В. все же подал заявление на участок в <адрес> в МФЦ. В дополнениях к заявлению, представленных заявителем в ходе судебного разбирательства, К.С.В. указал, что в письме Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 29.11.2013 года N <...> ему было отказано в актуализации очереди. Комитет разъяснил, что список, содержащий сведения о гражданах имеющих 5 и более детей ежегодно предоставляется до 1 марта в Комитет. Заявитель и члены его семьи не были включены именно как первоочередники в этот список на 1 февраля 2013 года. Однако, по мнению заявителя действующее законодательство не содержит запрета на то, что гражданин уже включенный в Единый список граждан и родивший пятого ребенка, не может стать первоочередником. В письме от 29.11.2013 года N <...> Комитет продолжает утверждать, что номер очереди заявителя в едином списке - 12 и продолжает отрицать, что он является первоочередником и имеет право на получение земельного участка в первоочередном порядке. К.С.В. считает, что список первоочередников, при изменении состава семьи, может и должен изменяться. Также в дополнениях к заявлению, К.С.В. указал, что в декабре 2013 года получил письменный отказ Комитета от 11.12.2013 года исх. N 41380 в предоставлении ему участка в <адрес>. По мнению заявителя, указанные действия Комитета являются незаконными. В связи с тем, что 50 участков Адресной программы 2013 года не являются равноценными ни по расположению, ни по рыночной стоимости, заявитель считает, что его права были грубо нарушены, что привело к негативным последствиям для него в виде непредоставления заявителю элитного участка в <адрес>. К.С.В. считает, что действиями заинтересованного лица нарушено его право на получение земельного участка с учетом очереди и первоочередного права на предоставление земельного участка в соответствии с Законом Санкт-Петербурга N 710-136. Также К.С.В. считает, что Комитет умышленно отстранил его от выбора земельного участка, поступил незаконно и грубо нарушил его права, гарантированные Конституцией РФ, Законом Санкт-Петербурга N 710-136 и Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13 декабря 2011 года N 1669.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 28 января 2014 года в удовлетворении заявленных требований К.С.В. - отказано.
В апелляционной жалобе К.С.В. просит решение отменить, принять по делу новое решение.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РФ граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и порядке, установленных законами субъектов РФ.
Земельные участки предоставляются гражданам в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 06.12.2011 года N 710-136 "О предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного или дачного строительства гражданам, имеющим трех и более детей" в случае, если граждане имеют трех и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними и являющихся членами семьи указанных граждан.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 данного Закона земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставляются бесплатно в собственность гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, в порядке очередности исходя из даты подачи гражданами заявлений о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства с учетом положения пункта 3 настоящей статьи.
Часть 3 данного Закона предусматривает, что в первоочередном порядке земельные участки для индивидуального жилищного или дачного строительства предоставляются гражданам Российской Федерации, имеющим пять и более детей.
Из материалов дела следует, что К.С.В. приходится отцом пятерым несовершеннолетним детям: К.М.С., <дата> рождения, К.М., <дата> рождения, К.И.С., <дата> рождения, К.А.С., <дата> рождения, К.Е.С., <дата> рождения.
Заявитель и члены его семьи состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Судом установлено, что 10.07.2012 года К.С.В. было подано заявление о предоставлении ему земельного участка для индивидуального жилищного строительства, как гражданину, имеющему трех и более детей.
29.10.2013 года К.С.В., в связи с рождением 28.10.2013 года пятого ребенка, обратился с заявлениями в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, в которых просил включить его семью в льготную категорию многодетных семей, имеющих пять детей для получения земельного участка под ИЖС на 2013 год; просил истребовать из администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга сведения о льготных категориях семей, имеющих 5 детей и более, для первоочередного предоставления ему земельного участка для ИЖС.
29.10.2013 г. заявитель обратился в Жилищный Комитет Санкт-Петербурга и Администрацию Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга с заявлением о подключении его семьи к льготной очереди многодетной семьи, имеющей пять и более детей в связи с рождением пятого ребенка 28.10.2013 г.
Уведомлением от 18.11.2013 года N <...>, направленным в адрес К.С.В., Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербургу заявителю сообщалось, о необходимости явиться в Методический отдел Комитета для выбора в целях предварительного просмотра земельного участка для ИЖС.
19.11.2013 года заявителем в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга было подано заявление о предоставлении ему в собственность земельного участка площадью 1 357 кв. м, с кадастровым номером N <...>, расположенного по адресу: <адрес>).
Также, судом установлено, что 19.11.2013 года, после подачи заявления в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>), К.С.В. через МФЦ было подано заявление в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга о предоставлении ему земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер N <...>.
21.11.2013 г. распоряжением администрации Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга N 2036-р включена в очередь в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма в связи с рождением 28.10.2013 г. К.Е.С.
Заявитель в обоснование доводов заявления, ссылался на то обстоятельство, что, являясь отцом пятерых детей, он имел право на получение земельного участка в первоочередном порядке. При этом Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга указанные обстоятельства приняты во внимание не были, в связи с чем, участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер N <...>, выбранный заявителем, был незаконно предоставлен другому очереднику.
Судебная коллегия считает указанные доводы заявителя несостоятельными, основанными на неправильном толковании заявителем норм действующего законодательства, в силу следующего.
Порядок подачи гражданами заявлений о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, порядок ведения учета граждан, имеющих трех и более детей, в качестве нуждающихся в земельных участках для дачного строительства утверждены Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.12.2011 года N 1669 "О предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного или дачного строительства гражданам, имеющим трех и более детей".
В соответствии с указанным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга Комитет осуществляет формирование адресной программы предоставления участков, ежегодно утверждает Адресную программу, обеспечивает формирование земельных участков, принимает решение об образовании земельных участков, принимает решение о предоставлении гражданам земельных участков, включенных в Адресную программу, заключает договоры о бесплатной передаче земельных участков для индивидуального жилищного или дачного строительства в собственность граждан, подает в установленном порядке документы для осуществления государственной регистрации перехода прав на участки.
Согласно п. 2.6.1, п. 2.6.2 указанного Постановления администрации районов Санкт-Петербурга: принимают заявления граждан, принимают решение о постановке на учет, отказе в постановке на учет, а также снятии с учета.
Пунктом 3.8.16 Положения об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 N 1078, установлены полномочия администрации района по ведению учета граждан Российской Федерации, имеющих трех и более детей, в качестве нуждающихся в земельных участках для дачного строительства и принимать заявления граждан Российской Федерации, имеющих трех и более детей, нуждающихся в жилых помещениях или в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, о предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
Согласно п. п. 1, 4, 5 Порядка подачи заявлений гражданами Российской Федерации, имеющими трех и более детей, о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.12.2011 N 1669 (ред. от 23.04.2013) "О предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного или дачного строительства гражданам, имеющим трех и более детей" заявления о предоставлении участка граждане подают в администрацию района по месту постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях или на учет нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий.
Ежегодно до 1 февраля текущего года администрации районов направляют в Жилищный комитет информацию о гражданах, которые подали заявления о предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
Жилищный комитет формирует единый список, содержащий сведения об очередности принятия заявлений, а также список, содержащий указанные сведения о гражданах, имеющих пять и более детей, и ежегодно до 1 марта предоставляет данные списки в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга.
Из изложенного следует, что обязанность по формированию списков граждан Российской Федерации, имеющих трех и более детей, в качестве нуждающихся в земельных участках для ИЖС, а также внесение в эти списки изменений, не возложена законом на Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга.
Проанализировав указанные положения, судебная коллегия приходит к выводу, что Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга не уполномочен актуализировать очередь граждан, имеющих трех и более детей, которым могут быть предоставлены земельные участки для ИЖС. При принятии решений о предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства Комитет руководствуется сведениями об очередности граждан, составленными по состоянию на первое февраля текущего года, представленными Жилищным комитетом.
Судом первой инстанции установлено, и не оспаривалось сторонами, что согласно списку граждан, подавших заявления о предоставлении в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства, полученному Комитетом по земельным ресурсами и землеустройству Санкт-Петербурга из Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга, по состоянию на 01.02.2013 года К.С.В. был 12 в Едином списке граждан, имеющих трех и более детей, которые подали заявление о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства. В список граждан, имеющих пять и более детей, которые, по состоянию 01.02.2013 года подали заявление о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, заявитель не включен. Следовательно, у Комитета по земельным ресурсам и землеустройству отсутствовали основания предоставления заявителю в 2013 году земельного участка в первоочередном порядке.
Таким образом, и в силу положений Закона Санкт-Петербурга от 06.12.2011 года N 710-136 "О предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного или дачного строительства гражданам, имеющим трех и более детей" права на получение земельного участка в 2013 году в первоочередном порядке семья заявителя не имела.
Оценив представленные доказательства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что в отношении заявителя и его семьи Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга не совершены какие-либо неправомерные действия.
Довод заявителя о том, что поскольку законодательством не урегулирован вопрос о внесении изменений в списки граждан Российской Федерации, имеющих трех и более детей, которыми может быть реализовано право на предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства, то Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга должен был учесть изменения в составе семьи заявителя, и актуализировать очередь граждан, подлежит судебной коллегией отклонению, как основанный на неправильном толковании норм материального права.
Порядок реализации норм Санкт-Петербурга от 06.12.2011 года N 710-136 "О предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного или дачного строительства гражданам, имеющим трех и более детей" установлен постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.12.2011 года N 1669 "О предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного или дачного строительства гражданам, имеющим трех и более детей". Иного порядка реализации гражданами, имеющими трех и более детей, права на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, действующим законодательством не предусмотрено.
Судебная коллегия также принимает во внимание, что в список граждан, имеющих пять и более детей, которые по состоянию на 01.02.2013 г. подали заявление о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, были включены девять граждан. Включение заявителя в указанный список не свидетельствует о том, что он бы имел первоочередное право на предоставление земельного участка по сравнению с состоящими на учете девятью гражданами.
Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ч. 1 ст. 46).
Пунктом первым статьи 9 Гражданского кодекса РФ установлено, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Достоверных и бесспорных доказательств того, что заявление на предоставление в собственность заявителя земельного, расположенного по адресу: <адрес> было подано им вынужденно, суду не представлено.
Судебная коллегия обращает внимание, что Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга в ответах на обращения заявителя, а именно в ответе от 19.11.2013 года N 46/38120, от 11.12.2013 года N 41380, разъяснял К.С.В. его право на отказ от предоставления в собственность заявителя земельного, расположенного по адресу: <адрес>. При этом право на получение в собственность в 2014 году земельных участков за заявителем будет сохранено.
Вместе с тем, право на бесплатное получение земельного участка в собственность было реализовано К.С.В. в 2013 году по своему усмотрению.
Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании положений действующего законодательства, а также сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Доказательств нарушения судом норм процессуального права не представлено.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 28 января 2014 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)