Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Абакумовой И.Д.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Неврединова А.Р. об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости,
по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области на решение Тверского областного суда от 24 декабря 2014 г., которым заявление Неврединова А.Р. удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., возражения представителя Неврединова А.Р. - Тюленева Р.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Неврединов А.Р. обратился в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости, определенной по состоянию на 23 июля 2012 г., в отношении земельных участков, расположенных по адресу: <...> область, <...> район, г. <...>: с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м, в размере, равном его рыночной стоимости <...> рублей, с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м, в размере, равном его рыночной стоимости <...> рублей, с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м, в размере, равном его рыночной стоимости <...> рублей, с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м, в размере, равном его рыночной стоимости <...> рублей, с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м, в размере, равном его рыночной стоимости <...> рублей.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц судом привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области (далее - Управление Росреестра по Тверской области), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тверской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Тверской области, министерство имущественных и земельных отношений Тверской области.
Тверским областным судом постановлено решение об удовлетворении заявления. Установлена кадастровая стоимость земельных участков, расположенных по адресу: <...> область, <...> район, г. <...>, <...>: с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м, в размере, равном его рыночной стоимости <...> рублей, с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м, в размере, равном его рыночной стоимости <...> рублей, с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м, в размере, равном его рыночной стоимости <...> рублей, с кадастровым номером <...>, общей площадью 56484 кв. м, в размере, равном его рыночной стоимости <...> рублей, с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м, в размере, равном его рыночной стоимости <...> рублей, определенной по состоянию на 23 июля 2012 г.
В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Тверской области просит об отмене указанного решения, как незаконного, и о принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления. По мнению заявителя жалобы, при вынесении решения судом допущены нарушения норм материального права и норм процессуального права, выразившиеся в следующем. Управление Росреестра по Тверской области не являлось заказчиком работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов, не утверждало и не имело право утверждать оспариваемые результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов. На Управление не возложены полномочия по принятию решения о внесении сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости в государственный реестр недвижимости. В связи с этим оспаривание кадастровой стоимости земельного участка и установление его рыночной стоимости, и последующее исполнение решения суда не затрагивают права и обязанности данного государственного органа. Кроме того, заявление Неврединова А.Р. подлежало рассмотрению в порядке искового производства с соблюдением требований статей 131 и 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а не по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку заявитель не обращался с требованиями о признании незаконными решений, действий (бездействия) Управления Росреестра по Тверской области.
Извещенные надлежащим образом ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Тверской области и Управление Росреестра по Тверской области, министерство имущественных и земельных отношений Тверской области в судебное заседание не явились, своих представителей не направили. В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав возражения на нее представителя заявителя, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Удовлетворяя заявление, суд исходил из вывода о том, что Неврединов А.Р. является субъектом правоотношений по установлению кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости и рыночная стоимость объекта недвижимости определена в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в сфере оценочной деятельности.
Данный вывод суда основан на анализе действующего законодательства и материалов дела, и оснований для признания его неправильным не имеется.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формой платы за использование земли является, в том числе, земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость). Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (п. п. 1, 2 и 5).
Статьей 66 ЗК РФ закреплено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением установленных законом случаев. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.
Статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности за физическими лицами закреплено право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст. 3 Закона об оценочной деятельности).
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта (далее - отчет).
Оценщик имеет право самостоятельно применять методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки (ст. 14 Закона об оценочной деятельности).
Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренными этим законом, признается достоверной и рекомендуемой, если не установлено иное (ст. 12 Закона об оценочной деятельности).
В целях проверки отчета проводится экспертиза, результатом которой является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков. Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения устанавливаются федеральным стандартом оценки (ст. 17.1 Закона об оценочной деятельности).
В соответствии с положениями ст. ст. 24.18 и 24.20 Закона об оценочной деятельности установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой оценки. Сведения об изменении кадастровой оценки на основании решения суда подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Неврединов А.Р. является собственником земельных участков: с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м, с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м, с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м, с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м, с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м, из категории земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для эксплуатации и обслуживания зданий производственного комплекса, расположенных по адресу:<...> область, <...> район, г. <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права на указанные объекты недвижимого имущества от 3 октября 2012 г. серии <...> N <...> соответственно.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тверской области были утверждены постановлением Администрации Тверской области от 30 декабря 2008 г. N 503-па (далее - Постановление N 503-па).
Земельные участки, принадлежащие Неврединову А.Р., не вошли в перечень объектов, подлежащих государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Тверской области, кадастровая стоимость которых была определена по состоянию на 1 января 2007 г.
В соответствии со ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности в Российской Федерации при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, определение кадастровой стоимости объектов недвижимости производится органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
В соответствии с п. 1.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 г. N 222 (далее - Методические указания) при образовании нового земельного участка для определения его кадастровой стоимости применяются Методические указания.
Пунктом 2.1.3 Методических указаний установлено, что в случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного участка в границах существующего поселения кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
В результате актуализации сведений государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) о кадастровой стоимости земельных участков, их кадастровая стоимость определена в размере: <...> руб. в отношении участка с кадастровым номером <...>, <...> руб. в отношении участка с кадастровым номером <...>, <...> руб. в отношении участка с кадастровым номером <...> руб. в отношении участка с кадастровым номером <...> руб. в отношении участка с кадастровым номером <...> исходя из умножения удельного показателя кадастровой стоимости соответствующего разрешенного использования для кадастрового квартала, в котором расположены данные земельные участки, утвержденного Постановлением N 503-па, равного 373,77 руб./кв. м, на площадь земельных участков.
Из материалов дела следует, что сведения о кадастровой стоимости данных земельных участков внесены в ГКН 23 июля 2012 г.
Рыночная стоимость указанных земельных участков установлена по состоянию на 23 июля 2012 г. на основании отчета об определении рыночной стоимости земельного участка от 21 ноября 2014 г. N 9/з-2014, составленного независимым оценщиком индивидуальным предпринимателем Кутыревой Н.Б.
Экспертным советом Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" подготовлено экспертное заключение N 090/2014/Тверь о соответствии вышеуказанного отчета оценщика требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Доказательств того, что рыночная стоимость данных объектов недвижимости являлась иной, чем отражено в отчете оценщика и экспертном заключении, суду не представлено, и таких данных в материалах дела не имеется. Участвующие в деле лица о назначении и проведении судебной оценочной экспертизы не просили.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применены нормы материального и процессуального права, подлежащие применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным.
Доводы Управления Росреестра по Тверской области, приведенные им в апелляционной жалобе, аналогичны доводам, приводившимся в суде первой инстанции, являлись предметом проверки областного суда и по мотивам, приведенным в решении, отвергнуты, как несостоятельные.
Оснований для иной правовой оценки и отмены судебного постановления Судебная коллегия не имеет.
Как отражено в п. п. 1 и 5 ст. 65 ЗК РФ, п. 1 ст. 390 и п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), кадастровая стоимость земельного участка устанавливается прежде всего для целей налогообложения. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Действующее законодательство (п. 3 ст. 66 ЗК РФ) предусматривает установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, если таковая определена.
Статья 24.18 Закона в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости называет, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.
Одной из сторон отношений, связанных с проведением государственной кадастровой оценки земель, представлением результатов государственной кадастровой оценки земель, ведением государственного земельного кадастра, созданием и ведением государственного кадастра объектов недвижимости, являлось Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, которое осуществляло свою деятельность непосредственно и через свои территориальные управления во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Указанные функции и полномочия названного федерального органа исполнительной власти были регламентированы Положением о данном органе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2004 г. N 418.
Указом Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 1847 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, а его функции переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457, утвердившим Положение о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, к полномочиям указанной службы отнесена организация проведения государственной кадастровой оценки земель.
Из указанного следует, что оспаривание результатов государственной кадастровой оценки земель путем установления рыночной стоимости объектов недвижимости относится к сфере публичных правоотношений.
Учитывая, что заявленные требования обоснованы несоответствием кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, участие в деле в качестве заинтересованного лица Управления Росреестра по Тверской области является следствием реализации предоставленных ему полномочий.
Поскольку требования вытекают из публично-правовых отношений, суд правомерно их рассмотрел и разрешил в порядке, предусмотренном гл. 23 ГПК РФ.
Согласно ст. 246 ГПК РФ указанные дела рассматриваются и разрешаются по общим правилам искового производства с особенностями, установленными этой главой, другими главами ГПК РФ и другими федеральными законами.
В частности, по делам такой категории суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, может признать обязательной явку в судебное заседание представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица (ч. ч. 3 и 4 ст. 246 ГПК РФ), может истребовать доказательства по своей инициативе в целях правильного разрешения дела, подвергнуть штрафу должностных лиц, не исполняющих требований суда о представлении доказательств (ч. 2 ст. 249 ГПК РФ), что является недопустимым в исковом производстве, которое предусматривает возможность замены ненадлежащего ответчика надлежащим исключительно по ходатайству или с согласия истца (ч. 1 ст. 41 ГПК РФ).
При рассмотрении данного дела судом не допущено нарушений норм материального и норм процессуального права, в том числе и тех, которые предусмотрены законом в качестве основания для отмены судебного акта в апелляционном порядке (ст. 330 ГПК РФ).
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь ст. ст. 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Тверского областного суда от 24 декабря 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 27.05.2015 ПО ДЕЛУ N 35-АПГ15-27
Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельных участков.Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 мая 2015 г. N 35-АПГ15-27
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Абакумовой И.Д.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Неврединова А.Р. об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости,
по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области на решение Тверского областного суда от 24 декабря 2014 г., которым заявление Неврединова А.Р. удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., возражения представителя Неврединова А.Р. - Тюленева Р.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Неврединов А.Р. обратился в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости, определенной по состоянию на 23 июля 2012 г., в отношении земельных участков, расположенных по адресу: <...> область, <...> район, г. <...>: с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м, в размере, равном его рыночной стоимости <...> рублей, с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м, в размере, равном его рыночной стоимости <...> рублей, с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м, в размере, равном его рыночной стоимости <...> рублей, с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м, в размере, равном его рыночной стоимости <...> рублей, с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м, в размере, равном его рыночной стоимости <...> рублей.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц судом привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области (далее - Управление Росреестра по Тверской области), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тверской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Тверской области, министерство имущественных и земельных отношений Тверской области.
Тверским областным судом постановлено решение об удовлетворении заявления. Установлена кадастровая стоимость земельных участков, расположенных по адресу: <...> область, <...> район, г. <...>, <...>: с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м, в размере, равном его рыночной стоимости <...> рублей, с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м, в размере, равном его рыночной стоимости <...> рублей, с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м, в размере, равном его рыночной стоимости <...> рублей, с кадастровым номером <...>, общей площадью 56484 кв. м, в размере, равном его рыночной стоимости <...> рублей, с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м, в размере, равном его рыночной стоимости <...> рублей, определенной по состоянию на 23 июля 2012 г.
В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Тверской области просит об отмене указанного решения, как незаконного, и о принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления. По мнению заявителя жалобы, при вынесении решения судом допущены нарушения норм материального права и норм процессуального права, выразившиеся в следующем. Управление Росреестра по Тверской области не являлось заказчиком работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов, не утверждало и не имело право утверждать оспариваемые результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов. На Управление не возложены полномочия по принятию решения о внесении сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости в государственный реестр недвижимости. В связи с этим оспаривание кадастровой стоимости земельного участка и установление его рыночной стоимости, и последующее исполнение решения суда не затрагивают права и обязанности данного государственного органа. Кроме того, заявление Неврединова А.Р. подлежало рассмотрению в порядке искового производства с соблюдением требований статей 131 и 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а не по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку заявитель не обращался с требованиями о признании незаконными решений, действий (бездействия) Управления Росреестра по Тверской области.
Извещенные надлежащим образом ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Тверской области и Управление Росреестра по Тверской области, министерство имущественных и земельных отношений Тверской области в судебное заседание не явились, своих представителей не направили. В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав возражения на нее представителя заявителя, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Удовлетворяя заявление, суд исходил из вывода о том, что Неврединов А.Р. является субъектом правоотношений по установлению кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости и рыночная стоимость объекта недвижимости определена в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в сфере оценочной деятельности.
Данный вывод суда основан на анализе действующего законодательства и материалов дела, и оснований для признания его неправильным не имеется.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формой платы за использование земли является, в том числе, земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость). Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (п. п. 1, 2 и 5).
Статьей 66 ЗК РФ закреплено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением установленных законом случаев. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.
Статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности за физическими лицами закреплено право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст. 3 Закона об оценочной деятельности).
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта (далее - отчет).
Оценщик имеет право самостоятельно применять методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки (ст. 14 Закона об оценочной деятельности).
Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренными этим законом, признается достоверной и рекомендуемой, если не установлено иное (ст. 12 Закона об оценочной деятельности).
В целях проверки отчета проводится экспертиза, результатом которой является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков. Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения устанавливаются федеральным стандартом оценки (ст. 17.1 Закона об оценочной деятельности).
В соответствии с положениями ст. ст. 24.18 и 24.20 Закона об оценочной деятельности установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой оценки. Сведения об изменении кадастровой оценки на основании решения суда подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Неврединов А.Р. является собственником земельных участков: с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м, с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м, с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м, с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м, с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м, из категории земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для эксплуатации и обслуживания зданий производственного комплекса, расположенных по адресу:<...> область, <...> район, г. <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права на указанные объекты недвижимого имущества от 3 октября 2012 г. серии <...> N <...> соответственно.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тверской области были утверждены постановлением Администрации Тверской области от 30 декабря 2008 г. N 503-па (далее - Постановление N 503-па).
Земельные участки, принадлежащие Неврединову А.Р., не вошли в перечень объектов, подлежащих государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Тверской области, кадастровая стоимость которых была определена по состоянию на 1 января 2007 г.
В соответствии со ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности в Российской Федерации при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, определение кадастровой стоимости объектов недвижимости производится органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
В соответствии с п. 1.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 г. N 222 (далее - Методические указания) при образовании нового земельного участка для определения его кадастровой стоимости применяются Методические указания.
Пунктом 2.1.3 Методических указаний установлено, что в случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного участка в границах существующего поселения кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
В результате актуализации сведений государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) о кадастровой стоимости земельных участков, их кадастровая стоимость определена в размере: <...> руб. в отношении участка с кадастровым номером <...>, <...> руб. в отношении участка с кадастровым номером <...>, <...> руб. в отношении участка с кадастровым номером <...> руб. в отношении участка с кадастровым номером <...> руб. в отношении участка с кадастровым номером <...> исходя из умножения удельного показателя кадастровой стоимости соответствующего разрешенного использования для кадастрового квартала, в котором расположены данные земельные участки, утвержденного Постановлением N 503-па, равного 373,77 руб./кв. м, на площадь земельных участков.
Из материалов дела следует, что сведения о кадастровой стоимости данных земельных участков внесены в ГКН 23 июля 2012 г.
Рыночная стоимость указанных земельных участков установлена по состоянию на 23 июля 2012 г. на основании отчета об определении рыночной стоимости земельного участка от 21 ноября 2014 г. N 9/з-2014, составленного независимым оценщиком индивидуальным предпринимателем Кутыревой Н.Б.
Экспертным советом Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" подготовлено экспертное заключение N 090/2014/Тверь о соответствии вышеуказанного отчета оценщика требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Доказательств того, что рыночная стоимость данных объектов недвижимости являлась иной, чем отражено в отчете оценщика и экспертном заключении, суду не представлено, и таких данных в материалах дела не имеется. Участвующие в деле лица о назначении и проведении судебной оценочной экспертизы не просили.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применены нормы материального и процессуального права, подлежащие применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным.
Доводы Управления Росреестра по Тверской области, приведенные им в апелляционной жалобе, аналогичны доводам, приводившимся в суде первой инстанции, являлись предметом проверки областного суда и по мотивам, приведенным в решении, отвергнуты, как несостоятельные.
Оснований для иной правовой оценки и отмены судебного постановления Судебная коллегия не имеет.
Как отражено в п. п. 1 и 5 ст. 65 ЗК РФ, п. 1 ст. 390 и п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), кадастровая стоимость земельного участка устанавливается прежде всего для целей налогообложения. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Действующее законодательство (п. 3 ст. 66 ЗК РФ) предусматривает установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, если таковая определена.
Статья 24.18 Закона в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости называет, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.
Одной из сторон отношений, связанных с проведением государственной кадастровой оценки земель, представлением результатов государственной кадастровой оценки земель, ведением государственного земельного кадастра, созданием и ведением государственного кадастра объектов недвижимости, являлось Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, которое осуществляло свою деятельность непосредственно и через свои территориальные управления во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Указанные функции и полномочия названного федерального органа исполнительной власти были регламентированы Положением о данном органе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2004 г. N 418.
Указом Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 1847 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, а его функции переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457, утвердившим Положение о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, к полномочиям указанной службы отнесена организация проведения государственной кадастровой оценки земель.
Из указанного следует, что оспаривание результатов государственной кадастровой оценки земель путем установления рыночной стоимости объектов недвижимости относится к сфере публичных правоотношений.
Учитывая, что заявленные требования обоснованы несоответствием кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, участие в деле в качестве заинтересованного лица Управления Росреестра по Тверской области является следствием реализации предоставленных ему полномочий.
Поскольку требования вытекают из публично-правовых отношений, суд правомерно их рассмотрел и разрешил в порядке, предусмотренном гл. 23 ГПК РФ.
Согласно ст. 246 ГПК РФ указанные дела рассматриваются и разрешаются по общим правилам искового производства с особенностями, установленными этой главой, другими главами ГПК РФ и другими федеральными законами.
В частности, по делам такой категории суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, может признать обязательной явку в судебное заседание представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица (ч. ч. 3 и 4 ст. 246 ГПК РФ), может истребовать доказательства по своей инициативе в целях правильного разрешения дела, подвергнуть штрафу должностных лиц, не исполняющих требований суда о представлении доказательств (ч. 2 ст. 249 ГПК РФ), что является недопустимым в исковом производстве, которое предусматривает возможность замены ненадлежащего ответчика надлежащим исключительно по ходатайству или с согласия истца (ч. 1 ст. 41 ГПК РФ).
При рассмотрении данного дела судом не допущено нарушений норм материального и норм процессуального права, в том числе и тех, которые предусмотрены законом в качестве основания для отмены судебного акта в апелляционном порядке (ст. 330 ГПК РФ).
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь ст. ст. 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Тверского областного суда от 24 декабря 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)