Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Орган местного самоуправления полагает, что право собственности на земельные участки зарегистрировано за Российской Федерацией в нарушение действующего законодательства.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 18 мая 2015 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Крекотнева С.Н., Латыповой Р.Р.
при участии в заседании:
- от истца (заявителя) Администрации Щелковского муниципального района Московской области: не явились, извещены;
- от ответчика (заинтересованного лица) ТУ Росимущества в Московской области: не явились, извещены;
- от третьего лица Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены;
- от третьего лица ООО "А-рента": не явились, извещены;
- рассмотрев 14 мая 2015 г. в судебном заседании кассационную жалобу ТУ Росимущества в Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 26 ноября 2014 г.,
принятое судьей Гриневой А.В.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 10 февраля 2015 г.,
принятое судьями Бархатовым В.Ю., Коротковой Е.Н., Огурцовым Н.А.,
по делу N А41-45579/2014
по иску Администрации Щелковского муниципального района Московской области (ОГРН 1025006527710; 141100, Московская область, г. Щелково, пл. Ленина, д. 2)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (ОГРН 1097746296977; 129346, г. Москва, ул. Коминтерна, д. 38)
о признании отсутствующими права собственности Российской Федерации на земельные участки,
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ОГРН 1047727043561; 143407, Московская область, г. Красногорск, ул. Речная, д. 8); общество с ограниченной ответственностью "А-рента" (ОГРН 1025006522232; 141100, Московская область, г. Щелково, 1-й Советский пер., д. 25)
установил:
19 марта 2002 г. между Администрацией Щелковского района Московской области (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "А-рента" (далее - ООО "А-рента", арендатор) были заключены договоры аренды земельных участков N 16-435 и N 16-436, по условиям которых арендодатель передал арендатору за плату во временное пользование на 49 лет земельные участки с кадастровыми номерами:
- - 50:14:0050501:4, общей площадью 1 980 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, назначение - под размещение склада, расположенный по адресу: Московская область, город Щелково, 1-й Советский переулок;
- - 50:14:0050501:5, общей площадью 4 150 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, назначение - под размещение производства, расположенный по адресу: Московская область, город Щелково, 1-й Советский переулок;
- - 50:14:0050501:10, общей площадью 120 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, назначение - под размещение производства, расположенный по адресу: Московская область, город Щелково, 1-й Советский переулок.
23 мая 2014 г. Администрацией Щелковского района Московской области были получены выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) N 90-1199831, N 90-1199858 и N 90-1199875, в соответствии с которыми правообладателем земельных участков с кадастровыми номерами 50:14:0050501:4, 50:14:0050501:5, 50:14:0050501:10 является Российская Федерация.
Полагая, что право собственности на земельные участки зарегистрированы за Российской Федерацией в нарушение действующего законодательства, Администрация Щелковского района Московской области обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества в Московской области, ответчик) о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами: 50:14:0050501:4, общей площадью 1 980 кв. м под размещение склада, расположенный по адресу: Московская область, город Щелково, 1-й Советский переулок; 50:14:0050501:5, общей площадью 4 150 кв. м под размещение производства, расположенный по адресу: Московская область, город Щелково, 1-й Советский переулок; 50:14:0050501:10, общей площадью 120 кв. м под размещение производства, расположенный по адресу: Московская область, город Щелково, 1-й Советский переулок.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области) и ООО "А-рента".
Решением Арбитражного суда Московской области от 26 ноября 2014 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 10 февраля 2014 г., исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества в Московской области просит об отмене судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, поскольку судом не исследован вопрос о наличии оснований регистрации права собственности РФ, а также включения спорного объекта в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, а Администрация не представила доказательств, что на момент вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ, Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ разграничение собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 50:14:0050501:4, 50:14:0050501:5 и 50:14:0050501:10 не было осуществлено.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В заседание кассационной инстанции представители лиц, участвующих в деле, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии пунктом 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (пункт 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Правовое регулирование разграничения государственной собственности на землю ранее было определено Федеральным законом от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", который с 01 июля 2006 г. утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О ведение в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01 июля 2006 г.) указаны основания, по которым земельные участки находились в федеральной собственности.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 2 Федерального закона от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (действовавший на момент регистрации права собственности Российской Федерации) право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.
Так, судами установлено, что спорные земельные участки относятся к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, и распоряжаться которым в соответствии с действующим законодательством вправе органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов, государственная регистрация права собственности Российской Федерации произведена в отсутствие на то оснований.
Из акта осмотра земельных участков от 10 июня 2014 г. следует, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:14:0050501:4, 50:14:0050501:5, 50:14:0050501:10, расположенные по адресу: Московская область, город Щелково, 1-й Советский переулок, используются в соответствии с разрешенным использованием - на земельном участке с кадастровым номером 50:14:0050501:4 находится принадлежащее на праве собственности ООО "А-рента" здание склад 1-этажное, общей площадью 1 141,8 кв. м, на земельных участках с кадастровыми номерами 50:14:0050501:5, 50:14:0050501:10 расположено единое, принадлежащее на праве собственности ООО "А-рента", здание - производственный корпус 4-этажное, общей площадью 4 942,7 кв. м. Объектов недвижимого имущества, принадлежащих Российской Федерации и иным лицам, на осматриваемых земельных участках в ходе осмотра не установлено.
Доказательств нахождения на спорных земельных участках объектов, принадлежащих или ранее принадлежавших Российской Федерации, равно как и доказательств, позволяющих отнести спорные участки к исключительной собственности Российской Федерации, ТУ Росимущества в Московской области не было представлено.
Поскольку в данном случае орган местного самоуправления по объективным причинам не может предъявить иск о признании права или истребовании участка из чужого незаконного владения, права муниципального образования могут быть защищены путем признания зарегистрированного права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки отсутствующими.
Избранный истцом способ защиты права не противоречит положениям статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает правильными выводы суда о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 26 ноября 2014 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 10 февраля 2015 г. по делу N А41-45579/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу ТУ Росимущества в Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА
Судьи
С.Н.КРЕКОТНЕВ
Р.Р.ЛАТЫПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 18.05.2015 N Ф05-4830/2015 ПО ДЕЛУ N А41-45579/2014
Требование: О признании отсутствующим права собственности РФ на земельные участки.Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Орган местного самоуправления полагает, что право собственности на земельные участки зарегистрировано за Российской Федерацией в нарушение действующего законодательства.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 мая 2015 г. по делу N А41-45579/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 18 мая 2015 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Крекотнева С.Н., Латыповой Р.Р.
при участии в заседании:
- от истца (заявителя) Администрации Щелковского муниципального района Московской области: не явились, извещены;
- от ответчика (заинтересованного лица) ТУ Росимущества в Московской области: не явились, извещены;
- от третьего лица Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены;
- от третьего лица ООО "А-рента": не явились, извещены;
- рассмотрев 14 мая 2015 г. в судебном заседании кассационную жалобу ТУ Росимущества в Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 26 ноября 2014 г.,
принятое судьей Гриневой А.В.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 10 февраля 2015 г.,
принятое судьями Бархатовым В.Ю., Коротковой Е.Н., Огурцовым Н.А.,
по делу N А41-45579/2014
по иску Администрации Щелковского муниципального района Московской области (ОГРН 1025006527710; 141100, Московская область, г. Щелково, пл. Ленина, д. 2)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (ОГРН 1097746296977; 129346, г. Москва, ул. Коминтерна, д. 38)
о признании отсутствующими права собственности Российской Федерации на земельные участки,
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ОГРН 1047727043561; 143407, Московская область, г. Красногорск, ул. Речная, д. 8); общество с ограниченной ответственностью "А-рента" (ОГРН 1025006522232; 141100, Московская область, г. Щелково, 1-й Советский пер., д. 25)
установил:
19 марта 2002 г. между Администрацией Щелковского района Московской области (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "А-рента" (далее - ООО "А-рента", арендатор) были заключены договоры аренды земельных участков N 16-435 и N 16-436, по условиям которых арендодатель передал арендатору за плату во временное пользование на 49 лет земельные участки с кадастровыми номерами:
- - 50:14:0050501:4, общей площадью 1 980 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, назначение - под размещение склада, расположенный по адресу: Московская область, город Щелково, 1-й Советский переулок;
- - 50:14:0050501:5, общей площадью 4 150 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, назначение - под размещение производства, расположенный по адресу: Московская область, город Щелково, 1-й Советский переулок;
- - 50:14:0050501:10, общей площадью 120 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, назначение - под размещение производства, расположенный по адресу: Московская область, город Щелково, 1-й Советский переулок.
23 мая 2014 г. Администрацией Щелковского района Московской области были получены выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) N 90-1199831, N 90-1199858 и N 90-1199875, в соответствии с которыми правообладателем земельных участков с кадастровыми номерами 50:14:0050501:4, 50:14:0050501:5, 50:14:0050501:10 является Российская Федерация.
Полагая, что право собственности на земельные участки зарегистрированы за Российской Федерацией в нарушение действующего законодательства, Администрация Щелковского района Московской области обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества в Московской области, ответчик) о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами: 50:14:0050501:4, общей площадью 1 980 кв. м под размещение склада, расположенный по адресу: Московская область, город Щелково, 1-й Советский переулок; 50:14:0050501:5, общей площадью 4 150 кв. м под размещение производства, расположенный по адресу: Московская область, город Щелково, 1-й Советский переулок; 50:14:0050501:10, общей площадью 120 кв. м под размещение производства, расположенный по адресу: Московская область, город Щелково, 1-й Советский переулок.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области) и ООО "А-рента".
Решением Арбитражного суда Московской области от 26 ноября 2014 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 10 февраля 2014 г., исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества в Московской области просит об отмене судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, поскольку судом не исследован вопрос о наличии оснований регистрации права собственности РФ, а также включения спорного объекта в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, а Администрация не представила доказательств, что на момент вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ, Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ разграничение собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 50:14:0050501:4, 50:14:0050501:5 и 50:14:0050501:10 не было осуществлено.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В заседание кассационной инстанции представители лиц, участвующих в деле, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии пунктом 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (пункт 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Правовое регулирование разграничения государственной собственности на землю ранее было определено Федеральным законом от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", который с 01 июля 2006 г. утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О ведение в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01 июля 2006 г.) указаны основания, по которым земельные участки находились в федеральной собственности.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 2 Федерального закона от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (действовавший на момент регистрации права собственности Российской Федерации) право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.
Так, судами установлено, что спорные земельные участки относятся к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, и распоряжаться которым в соответствии с действующим законодательством вправе органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов, государственная регистрация права собственности Российской Федерации произведена в отсутствие на то оснований.
Из акта осмотра земельных участков от 10 июня 2014 г. следует, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:14:0050501:4, 50:14:0050501:5, 50:14:0050501:10, расположенные по адресу: Московская область, город Щелково, 1-й Советский переулок, используются в соответствии с разрешенным использованием - на земельном участке с кадастровым номером 50:14:0050501:4 находится принадлежащее на праве собственности ООО "А-рента" здание склад 1-этажное, общей площадью 1 141,8 кв. м, на земельных участках с кадастровыми номерами 50:14:0050501:5, 50:14:0050501:10 расположено единое, принадлежащее на праве собственности ООО "А-рента", здание - производственный корпус 4-этажное, общей площадью 4 942,7 кв. м. Объектов недвижимого имущества, принадлежащих Российской Федерации и иным лицам, на осматриваемых земельных участках в ходе осмотра не установлено.
Доказательств нахождения на спорных земельных участках объектов, принадлежащих или ранее принадлежавших Российской Федерации, равно как и доказательств, позволяющих отнести спорные участки к исключительной собственности Российской Федерации, ТУ Росимущества в Московской области не было представлено.
Поскольку в данном случае орган местного самоуправления по объективным причинам не может предъявить иск о признании права или истребовании участка из чужого незаконного владения, права муниципального образования могут быть защищены путем признания зарегистрированного права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки отсутствующими.
Избранный истцом способ защиты права не противоречит положениям статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает правильными выводы суда о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 26 ноября 2014 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 10 февраля 2015 г. по делу N А41-45579/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу ТУ Росимущества в Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА
Судьи
С.Н.КРЕКОТНЕВ
Р.Р.ЛАТЫПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)