Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барьяхтар И.Ю.,
судей Бармина Д.Ю., Поляшовой Т.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Турубановой Н.С.,
без участия в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесов Республики Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 29.07.2014 по делу N А29-3908/2014, принятое судом в составе судьи Изъюровой Т.Ф.,
по иску Комитета лесов Республики Коми (ИНН: 1101462123, ОГРН: 1071101000233)
к открытому акционерному обществу "Газпром" (ИНН: 7736050003, ОГРН: 1027700070518),
третье лицо: закрытое акционерное общество "Ямалгазинвест" (ИНН: 7728149400, ОГРН: 1027700154261),
о взыскании денежных средств,
установил:
Комитет лесов Республики Коми (далее - истец, заявитель, Комитет) обратился с иском в Арбитражный суд Республики Коми к открытому акционерному обществу "Газпром" (далее - ответчик, Общество) о взыскании 15 059 рублей 01 копейки задолженности по сроку уплаты на 20.03.2014 по договору аренды лесных участков от 27.05.2010 N С0990507/18/10-АЗ.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено закрытое акционерное общество "Ямалгазинвест".
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 29.07.2014 исковые требования Комитета лесов Республики Коми удовлетворены частично, взыскано 1 505 рублей 90 копеек долга, в удовлетворении остальной части требований отказано.
Комитет с принятым решением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований Комитете в полном объеме.
По мнению Комитета, решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным. Заявитель утверждает, что при рассмотрении дела судом не было принято во внимание то обстоятельство, что согласно пункту 1.3 договора лесной участок предоставляется для целей, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, с разрешенным видом использования лесов: строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередач, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов; цель использования: для строительства площадки КУ-47, площадки кранов на перемычках, подъездной автомобильной дороге к КУ-47 и к кранам на перемычках, площадки БКЭС, ГАЗ, двухпроводная ВЛ-96 в составе объекта "Линейная часть, 1-я нитка. Участок км. 860,5 км 1074,0", входящего в стройку "Система магистральных газопроводов Бованенково-Ухта". Заявитель указывает, что в адрес Комитета извещение об окончании строительства не направлялось, ответчиком не было предпринято мер к заключению соглашения об изменении условий договора и применении коэффициента 0,1 при расчете арендной платы. Также заявитель полагает, что в силу принципа свободы договора, принимая во внимание, что расчет арендной платы на 2014 год подписан сторонами без разногласий, арендатор обязан уплачивать арендную плату в размере 15 059 рублей 01 копейки ежеквартально. Распоряжение Общества, согласно которому утвержден акт приемки законченного строительством объекта от 31.12.2013, не может являться основанием для применения поправочного коэффициента 0,1, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", так как соглашение об изменении условий договора - с целью эксплуатации построенного объекта - между сторонами не заключалось. Заявитель утверждает, что представленный ответчиком акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от 31.12.2013 не может рассматриваться в качестве доказательства ввода объекта в эксплуатацию.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу просит суд оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Указывает, что исчисление арендной платы без учета ограничений, установленных Правительством РФ, необоснованно. Положения договора, не соответствующие действующему законодательству в части цен, превышающей установленный предельный размер арендной платы, недействительны (ничтожны).
Третье лицо в отзыве на апелляционную жалобу также отклонило доводы заявителя в полном объеме, считают решение Арбитражного суда Республики Коми законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Указывает, что доводы истца были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Стороны, третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Как следует из материалов дела, 27.05.2010 между Комитетом (арендодателем) и Обществом (арендатором) подписан договор N С0990507/18/10-АЗ аренды лесного участка земель лесного фонда в целях, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (далее - договор) (л.д. 4-11).
В соответствии с пунктом 1.1 договора, арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72, 74 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с приказом Комитета лесов РК от 27.05.2010 N 362-АР передает, а арендатор принимает лесной участок земель лесного фонда (далее - лесной участок), находящийся по адресу: Республика Коми, Печорский район, ГУ РК "Каджеромское лесничество", Чикшинское участковое лесничество, квартал N 16 во временное пользование (аренду).
Пунктом 1.2 договора стороны согласовали, что границы лесного участка, границы обременений и ограничений предоставлены в схеме расположения лесного участка (приложение N 1). Характеристика лесного участка представлена в приложении N 2.
В соответствии с пунктом 1.3 договора лесной участок предоставляется для целей, не связанных с созданием лесной инфраструктуры с разрешенным видом использования лесов: строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередач, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов. Цель использования - для строительства площадки КУ-47, площадки кранов на перемычках, подъездной автомобильной дороге к КУ-47 и к кранам на перемычках, площадки БКЭС, ГАЗ, двухпроводная ВЛ-96 в составе объекта "Линейная часть, 1-я нитка. Участок км. 860,5 км 1074,0", входящего в стройку "Система магистральных газопроводов Бованенково-Ухта".
В силу положений пункта 3.1 договора срок действия настоящего договора согласован сторонами с 27.05.2010 по 19.05.2014.
Согласно пункту 5.2 договора за лесной участок арендатор ежеквартально оплачивает арендную плату, не позднее двадцатого числа последнего месяца квартала в соответствии с расчетом арендной платы, прилагаемым к настоящему договору и являющимся его неотъемлемой частью (приложение N 5). Арендная плата за период с 27.05.2010 по 31.12.2010 (219 дней) составляет 36 643 рубля 58 копеек.
Пунктом 5.4 договора стороны согласовали, что размер арендной платы может быть изменен при изменении ставок арендной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации. При изменении нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих исчисление размера арендной платы, порядок и условия ее внесения, размер арендной платы исчисляются, а порядок и условия ее внесения определяются в соответствии с указанными нормативными правовыми актами.
Пунктами 9.1, 9.2 договора определено, что споры, возникающие по договору, будут разрешаться путем переговоров и предъявления претензий, сторона, получившая претензию, обязана направить мотивированный ответ другой стороне в течение 15 дней с даты получения претензии, а в случае недостижения согласия возникшие споры подлежат рассмотрению в Арбитражном суде Республики Коми.
В соответствии с расчетом размера арендной платы за пользование лесным участком земель лесного фонда (приложение N 5 к договору л.д. 9,11) ее годовой размер составил 61 072 рубля 64 копейки, в том числе по сроку оплаты до 20 марта - 15 059 рублей 01 копейка.
Обязанность арендодателя по предоставлению лесного участка арендатору выполнена, что подтверждается соответствующим актом от 27.05.2010 (л.д. 10).
21.03.2014 Комитет направил в адрес Общества претензионное письмо N 4 (л.д. 12-13) с требованием оплатить сложившуюся задолженность по арендной плате, в том числе и по спорному договору. Письмо вручено ответчику в соответствии с почтовым уведомлением 07.04.2014.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате арендного платежа со сроком до 20 марта послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу положений статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Обязательство ответчика по внесении арендной платы основано на подписанном между сторонами договоре.
Согласно пункту 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации, к договорам аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено этим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование, а арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
В силу пункта 2 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
Статьей 72 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что по договору аренды участок лесного фонда предоставляется лесопользователю (арендатору) за плату на определенный срок для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.
Согласно статье 94 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов в Российской Федерации является платным.
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации, размер арендной платы определяется на основании минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с пунктами 2 и 4 данной статьи. Пунктом 2 статьи 73 указанного Кодекса предусмотрено, что при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке. Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, арендная плата по данным договорам определяется на основании регулируемых цен.
Пунктом 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ставки платы для аренды лесов, находящихся в федеральной собственности, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации 22.05.2007 принято Постановление N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310).
Установление размера арендной платы за пользованием участком лесного фонда выше минимальных ставок арендной платы, предусмотренных Правительством Российской Федерации, может иметь место лишь при заключении договоров аренды на торгах, когда начальная цена за единицу формируется на основе минимальных ставок арендной платы, а конечная - по результатам торгов.
Только в этом случае размер годовой арендной платы за пользование лесным участком может быть выше минимального размера арендной платы, установленного Постановлением N 310, и только в этом случае установленная по результатам торгов плата за пользование лесным участком в части, превышающей минимальный размер арендной платы, подлежит зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации.
Статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации прямо установлено, что в случаях, предусмотренных статьями 36, 43 - 45 данного Кодекса, договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются без проведения аукциона.
Статья 45 Лесного кодекса Российской Федерации регулирует использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2011 N 109 Постановление N 310 дополнено примечанием N 9 к таблице N 16, согласно которому к ставкам в отношении лесных участков, находящихся в федеральной собственности, при эксплуатации линий электропередачи, связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов применяется поправочный коэффициент 0,1. Данное постановление вступило в законную силу с 13.03.2011.
Исходя из вышеизложенного, принимая во внимание, что 31.12.2013 распоряжением Общества N 710 утвержден акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (л.д. 94-97), при этом сам факт эксплуатации линейного сооружения на арендованном лесном участке истцом не оспаривается, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об обоснованности требований истца о взыскании задолженности, применив к размеру взыскиваемой арендной платы коэффициент 0,1.
Довод заявителя жалобы о том, что сторонами не заключалось соглашение об изменении условий договора, по мнению суда апелляционной инстанции, не является обстоятельством, подтверждающим обоснованность позиции истца в рассматриваемом случае.
Как указывалось выше, норма о применении поправочного коэффициента 0,1 к ставкам платы за единицу площади при эксплуатации линейных объектов введена в действие уже после подписания рассматриваемого договора аренды.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в том числе непосредственно применять изменения по ставкам платы (поправочный коэффициент) к правам и обязанностям, возникшим после введения соответствующих норм.
Из буквального толкования нормы примечания 9 таблицы 16 следует, что применение коэффициента связано непосредственно с фактом эксплуатации и не обусловлено моментом представления определенных документов, удостоверяющих данный факт.
Как указывалось выше, непосредственно сам факт эксплуатации линейного объекта Комитетом не оспаривается, что указывает на обоснованность применения поправочного коэффициента при расчете размера арендной платы.
По тем же основаниям отклоняется и довод заявителя о подписании сторонами расчета арендной платы на 2014 год без разногласий как основание для применения указанного в данном расчете размера арендной платы.
Довод апелляционной жалобы о том, что представленный ответчиком акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от 31.12.2013 не может рассматриваться в качестве доказательства ввода объекта в эксплуатацию, отклоняется, как несостоятельный, по следующим основаниям.
Указанный акт приемки законченного строительством объекта (форма КС-14) подготовлен применительно к унифицированной форме, утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве".
Акт содержит указание на то, что предъявленный к приемке объект выполнен в соответствии с проектом, отвечает санитарно-эпидемиологическим, экологическим, пожарным, строительным нормам и государственным стандартам и вводится в эксплуатацию.
Ссылки заявителя жалобы на то, что надлежащим доказательством ввода в эксплуатацию может являться только разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, полученное в порядке статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации отклоняется судом ввиду следующего.
Исходя из положений пунктов 1, 2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации отношения по получению разрешения на ввод объекта в эксплуатацию относятся к публичной сфере отношений в области градостроительной деятельности; частные (договорные) отношения по поводу данного объекта непосредственно положениями статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации не затрагиваются.
Указанное соответствует, в том числе, правовой позиции, изложенной в пункте 11 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды".
Как указывает Общество, акт по форме КС-14 представлен им в подтверждение факта начала эксплуатации объекта.
В рамках настоящего дела в предмет его рассмотрения не входит установление обстоятельств соблюдения требований законодательства о градостроительной деятельности, равным образом, вопреки мнению заявителя, не имеет правового значения момент возникновения права собственности на построенный объект как на недвижимое имущество.
Поскольку применение поправочного коэффициента к ставкам связывается с фактом осуществления эксплуатации линейного объекта, то в рамках установления данного обстоятельства позиция заявителя о необходимости представления разрешения на ввод объекта в эксплуатацию как единственного возможного доказательства факта эксплуатации не является обоснованной.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Поскольку истец в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины, вопрос о ее возврате судом апелляционной инстанции не разрешается.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 29.07.2014 по делу N А29-3908/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Комитета лесов Республики Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий
И.Ю.БАРЬЯХТАР
Судьи
Д.Ю.БАРМИН
Т.М.ПОЛЯШОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.10.2014 ПО ДЕЛУ N А29-3908/2014
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 октября 2014 г. по делу N А29-3908/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барьяхтар И.Ю.,
судей Бармина Д.Ю., Поляшовой Т.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Турубановой Н.С.,
без участия в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесов Республики Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 29.07.2014 по делу N А29-3908/2014, принятое судом в составе судьи Изъюровой Т.Ф.,
по иску Комитета лесов Республики Коми (ИНН: 1101462123, ОГРН: 1071101000233)
к открытому акционерному обществу "Газпром" (ИНН: 7736050003, ОГРН: 1027700070518),
третье лицо: закрытое акционерное общество "Ямалгазинвест" (ИНН: 7728149400, ОГРН: 1027700154261),
о взыскании денежных средств,
установил:
Комитет лесов Республики Коми (далее - истец, заявитель, Комитет) обратился с иском в Арбитражный суд Республики Коми к открытому акционерному обществу "Газпром" (далее - ответчик, Общество) о взыскании 15 059 рублей 01 копейки задолженности по сроку уплаты на 20.03.2014 по договору аренды лесных участков от 27.05.2010 N С0990507/18/10-АЗ.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено закрытое акционерное общество "Ямалгазинвест".
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 29.07.2014 исковые требования Комитета лесов Республики Коми удовлетворены частично, взыскано 1 505 рублей 90 копеек долга, в удовлетворении остальной части требований отказано.
Комитет с принятым решением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований Комитете в полном объеме.
По мнению Комитета, решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным. Заявитель утверждает, что при рассмотрении дела судом не было принято во внимание то обстоятельство, что согласно пункту 1.3 договора лесной участок предоставляется для целей, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, с разрешенным видом использования лесов: строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередач, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов; цель использования: для строительства площадки КУ-47, площадки кранов на перемычках, подъездной автомобильной дороге к КУ-47 и к кранам на перемычках, площадки БКЭС, ГАЗ, двухпроводная ВЛ-96 в составе объекта "Линейная часть, 1-я нитка. Участок км. 860,5 км 1074,0", входящего в стройку "Система магистральных газопроводов Бованенково-Ухта". Заявитель указывает, что в адрес Комитета извещение об окончании строительства не направлялось, ответчиком не было предпринято мер к заключению соглашения об изменении условий договора и применении коэффициента 0,1 при расчете арендной платы. Также заявитель полагает, что в силу принципа свободы договора, принимая во внимание, что расчет арендной платы на 2014 год подписан сторонами без разногласий, арендатор обязан уплачивать арендную плату в размере 15 059 рублей 01 копейки ежеквартально. Распоряжение Общества, согласно которому утвержден акт приемки законченного строительством объекта от 31.12.2013, не может являться основанием для применения поправочного коэффициента 0,1, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", так как соглашение об изменении условий договора - с целью эксплуатации построенного объекта - между сторонами не заключалось. Заявитель утверждает, что представленный ответчиком акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от 31.12.2013 не может рассматриваться в качестве доказательства ввода объекта в эксплуатацию.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу просит суд оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Указывает, что исчисление арендной платы без учета ограничений, установленных Правительством РФ, необоснованно. Положения договора, не соответствующие действующему законодательству в части цен, превышающей установленный предельный размер арендной платы, недействительны (ничтожны).
Третье лицо в отзыве на апелляционную жалобу также отклонило доводы заявителя в полном объеме, считают решение Арбитражного суда Республики Коми законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Указывает, что доводы истца были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Стороны, третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Как следует из материалов дела, 27.05.2010 между Комитетом (арендодателем) и Обществом (арендатором) подписан договор N С0990507/18/10-АЗ аренды лесного участка земель лесного фонда в целях, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (далее - договор) (л.д. 4-11).
В соответствии с пунктом 1.1 договора, арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72, 74 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с приказом Комитета лесов РК от 27.05.2010 N 362-АР передает, а арендатор принимает лесной участок земель лесного фонда (далее - лесной участок), находящийся по адресу: Республика Коми, Печорский район, ГУ РК "Каджеромское лесничество", Чикшинское участковое лесничество, квартал N 16 во временное пользование (аренду).
Пунктом 1.2 договора стороны согласовали, что границы лесного участка, границы обременений и ограничений предоставлены в схеме расположения лесного участка (приложение N 1). Характеристика лесного участка представлена в приложении N 2.
В соответствии с пунктом 1.3 договора лесной участок предоставляется для целей, не связанных с созданием лесной инфраструктуры с разрешенным видом использования лесов: строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередач, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов. Цель использования - для строительства площадки КУ-47, площадки кранов на перемычках, подъездной автомобильной дороге к КУ-47 и к кранам на перемычках, площадки БКЭС, ГАЗ, двухпроводная ВЛ-96 в составе объекта "Линейная часть, 1-я нитка. Участок км. 860,5 км 1074,0", входящего в стройку "Система магистральных газопроводов Бованенково-Ухта".
В силу положений пункта 3.1 договора срок действия настоящего договора согласован сторонами с 27.05.2010 по 19.05.2014.
Согласно пункту 5.2 договора за лесной участок арендатор ежеквартально оплачивает арендную плату, не позднее двадцатого числа последнего месяца квартала в соответствии с расчетом арендной платы, прилагаемым к настоящему договору и являющимся его неотъемлемой частью (приложение N 5). Арендная плата за период с 27.05.2010 по 31.12.2010 (219 дней) составляет 36 643 рубля 58 копеек.
Пунктом 5.4 договора стороны согласовали, что размер арендной платы может быть изменен при изменении ставок арендной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации. При изменении нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих исчисление размера арендной платы, порядок и условия ее внесения, размер арендной платы исчисляются, а порядок и условия ее внесения определяются в соответствии с указанными нормативными правовыми актами.
Пунктами 9.1, 9.2 договора определено, что споры, возникающие по договору, будут разрешаться путем переговоров и предъявления претензий, сторона, получившая претензию, обязана направить мотивированный ответ другой стороне в течение 15 дней с даты получения претензии, а в случае недостижения согласия возникшие споры подлежат рассмотрению в Арбитражном суде Республики Коми.
В соответствии с расчетом размера арендной платы за пользование лесным участком земель лесного фонда (приложение N 5 к договору л.д. 9,11) ее годовой размер составил 61 072 рубля 64 копейки, в том числе по сроку оплаты до 20 марта - 15 059 рублей 01 копейка.
Обязанность арендодателя по предоставлению лесного участка арендатору выполнена, что подтверждается соответствующим актом от 27.05.2010 (л.д. 10).
21.03.2014 Комитет направил в адрес Общества претензионное письмо N 4 (л.д. 12-13) с требованием оплатить сложившуюся задолженность по арендной плате, в том числе и по спорному договору. Письмо вручено ответчику в соответствии с почтовым уведомлением 07.04.2014.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате арендного платежа со сроком до 20 марта послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу положений статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Обязательство ответчика по внесении арендной платы основано на подписанном между сторонами договоре.
Согласно пункту 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации, к договорам аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено этим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование, а арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
В силу пункта 2 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
Статьей 72 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что по договору аренды участок лесного фонда предоставляется лесопользователю (арендатору) за плату на определенный срок для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.
Согласно статье 94 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов в Российской Федерации является платным.
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации, размер арендной платы определяется на основании минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с пунктами 2 и 4 данной статьи. Пунктом 2 статьи 73 указанного Кодекса предусмотрено, что при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке. Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, арендная плата по данным договорам определяется на основании регулируемых цен.
Пунктом 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ставки платы для аренды лесов, находящихся в федеральной собственности, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации 22.05.2007 принято Постановление N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310).
Установление размера арендной платы за пользованием участком лесного фонда выше минимальных ставок арендной платы, предусмотренных Правительством Российской Федерации, может иметь место лишь при заключении договоров аренды на торгах, когда начальная цена за единицу формируется на основе минимальных ставок арендной платы, а конечная - по результатам торгов.
Только в этом случае размер годовой арендной платы за пользование лесным участком может быть выше минимального размера арендной платы, установленного Постановлением N 310, и только в этом случае установленная по результатам торгов плата за пользование лесным участком в части, превышающей минимальный размер арендной платы, подлежит зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации.
Статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации прямо установлено, что в случаях, предусмотренных статьями 36, 43 - 45 данного Кодекса, договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются без проведения аукциона.
Статья 45 Лесного кодекса Российской Федерации регулирует использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2011 N 109 Постановление N 310 дополнено примечанием N 9 к таблице N 16, согласно которому к ставкам в отношении лесных участков, находящихся в федеральной собственности, при эксплуатации линий электропередачи, связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов применяется поправочный коэффициент 0,1. Данное постановление вступило в законную силу с 13.03.2011.
Исходя из вышеизложенного, принимая во внимание, что 31.12.2013 распоряжением Общества N 710 утвержден акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (л.д. 94-97), при этом сам факт эксплуатации линейного сооружения на арендованном лесном участке истцом не оспаривается, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об обоснованности требований истца о взыскании задолженности, применив к размеру взыскиваемой арендной платы коэффициент 0,1.
Довод заявителя жалобы о том, что сторонами не заключалось соглашение об изменении условий договора, по мнению суда апелляционной инстанции, не является обстоятельством, подтверждающим обоснованность позиции истца в рассматриваемом случае.
Как указывалось выше, норма о применении поправочного коэффициента 0,1 к ставкам платы за единицу площади при эксплуатации линейных объектов введена в действие уже после подписания рассматриваемого договора аренды.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в том числе непосредственно применять изменения по ставкам платы (поправочный коэффициент) к правам и обязанностям, возникшим после введения соответствующих норм.
Из буквального толкования нормы примечания 9 таблицы 16 следует, что применение коэффициента связано непосредственно с фактом эксплуатации и не обусловлено моментом представления определенных документов, удостоверяющих данный факт.
Как указывалось выше, непосредственно сам факт эксплуатации линейного объекта Комитетом не оспаривается, что указывает на обоснованность применения поправочного коэффициента при расчете размера арендной платы.
По тем же основаниям отклоняется и довод заявителя о подписании сторонами расчета арендной платы на 2014 год без разногласий как основание для применения указанного в данном расчете размера арендной платы.
Довод апелляционной жалобы о том, что представленный ответчиком акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от 31.12.2013 не может рассматриваться в качестве доказательства ввода объекта в эксплуатацию, отклоняется, как несостоятельный, по следующим основаниям.
Указанный акт приемки законченного строительством объекта (форма КС-14) подготовлен применительно к унифицированной форме, утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве".
Акт содержит указание на то, что предъявленный к приемке объект выполнен в соответствии с проектом, отвечает санитарно-эпидемиологическим, экологическим, пожарным, строительным нормам и государственным стандартам и вводится в эксплуатацию.
Ссылки заявителя жалобы на то, что надлежащим доказательством ввода в эксплуатацию может являться только разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, полученное в порядке статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации отклоняется судом ввиду следующего.
Исходя из положений пунктов 1, 2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации отношения по получению разрешения на ввод объекта в эксплуатацию относятся к публичной сфере отношений в области градостроительной деятельности; частные (договорные) отношения по поводу данного объекта непосредственно положениями статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации не затрагиваются.
Указанное соответствует, в том числе, правовой позиции, изложенной в пункте 11 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды".
Как указывает Общество, акт по форме КС-14 представлен им в подтверждение факта начала эксплуатации объекта.
В рамках настоящего дела в предмет его рассмотрения не входит установление обстоятельств соблюдения требований законодательства о градостроительной деятельности, равным образом, вопреки мнению заявителя, не имеет правового значения момент возникновения права собственности на построенный объект как на недвижимое имущество.
Поскольку применение поправочного коэффициента к ставкам связывается с фактом осуществления эксплуатации линейного объекта, то в рамках установления данного обстоятельства позиция заявителя о необходимости представления разрешения на ввод объекта в эксплуатацию как единственного возможного доказательства факта эксплуатации не является обоснованной.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Поскольку истец в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины, вопрос о ее возврате судом апелляционной инстанции не разрешается.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 29.07.2014 по делу N А29-3908/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Комитета лесов Республики Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий
И.Ю.БАРЬЯХТАР
Судьи
Д.Ю.БАРМИН
Т.М.ПОЛЯШОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)