Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 02.09.2015 ПО ДЕЛУ N 33-6344/2015

Требование: Об оспаривании действий (бездействия) государственного органа.

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Принадлежащий заявителю земельный участок не вошел в перечень оцененных участков, кадастровая стоимость участка определена не была.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 сентября 2015 г. по делу N 33-6344/2015


Председательствующий: Балова Т.А.

Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе:
председательствующего: Латышенко Н.Ф.,
судей областного суда: Круглова В.В., Шукеновой М.А.,
при секретаре: М.,
рассмотрела в судебном заседании 02 сентября 2015 года дело по апелляционной жалобе Г. на решение Центрального районного суда г. Омска от 26 июня 2015 года, которым постановлено:
"В удовлетворении требований Г. об оспаривании действий (бездействия) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области", отказать".
Заслушав доклад судьи областного суда Латышенко Н.Ф., судебная коллегия

установила:

Г. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия) Управления Росреестра по Омской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области, ссылаясь на то, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером N <...>, категория земель: земли населенных пунктов - для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения; местоположение которого установлено относительно строения, имеющего почтовый адрес: <...>, приобретенного у Главного управления по земельным ресурсам Омской области по договору купли-продажи от 27.07.2010 года.
В 2011 году была проведена государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района N <...>, однако принадлежащий ему земельный участок не вошел в перечень оцененных участков, кадастровая стоимость участка по состоянию на 01.01.2011 года определена не была. В связи с этим на 01.01.2012 года в государственном кадастре недвижимости содержались сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере <...> рублей, определенной на основании Постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 года NN <...>.
На основании его заявления решением Центрального районного суда г. Омска от 11.02.2013 года кадастровая стоимость указанного земельного участка установлена в размере рыночной стоимости равной <...> рублей, однако сведения о рыночной стоимости участка были внесены в государственный кадастр недвижимости только с 11.02.2013 года, в связи с чем земельный налог за 2012 был исчислен ему исходя из указанной кадастровой стоимости.
Постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 года NN <...> не является нормативным актом, на основании которого определяется кадастровая стоимость принадлежащего ему земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N <...> в указанном размере является неактуальной по причине утраты силы нормативным актом, утвердившим ее, а новая кадастровая стоимость не определена. Следовательно, сведения о кадастровой стоимости его земельного, содержащиеся после 01.01.2012 года в ГКН, являются неактуальными, и их наличие в ГКН противоречит принципам ведения государственного кадастра недвижимости.
Следовательно, сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере <...> рублей, находящиеся в государственном кадастре недвижимости с 01.01.2012 года по 11.02.2013 года являются недействительными.
С учетом дополнения заявленных требований просил признать незаконными: действия Управления Росреестра по Омской области по согласованию Перечня объектов земельных участков населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района N <...> на 01.01.2011 года, не вошедших в состав объектов оценки, в части включения в его состав земельного участка с кадастровым номером N <...>; бездействие филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области, выразившееся в не исключении 01.01.2012 года из государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N <...> в размере <...> рублей; сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка, находящиеся в государственном кадастре недвижимости с 01.01.2012 года по 11.02.2013 года; бездействие филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области, выразившееся в невнесении в государственный кадастр недвижимости сведений о нормативной стоимости указанного земельного участка; действие филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области по направлению сведений о кадастровой стоимости указанного земельного участка в адрес ИФНС России <...> г. Омска; отказ филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области в исключении из ГКН с 01.01.2012 года по 11.02.2013 года сведений о кадастровой стоимости земельного участка; обязать филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области исключить из государственного кадастра недвижимости с 01.01.2012 года по 11.02.2013 года сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка, внести в данный период сведения о нормативной цене участка в размере <...> рублей и направить данные сведения в ИФНС России <...> г. Омска для целей налогообложения за 2012, 2013 годы.
Г. в судебное заседание не явился.
Заявленные им требования в судебном заседании поддержала его представитель Д.
Представитель Управления Росреестра по Омской области А. заявленные требования не признала, указав, что законодательством не возлагается на орган кадастрового учета обязанность по исключению сведений о кадастровой стоимости земельного участка в случае принятия нормативного акта, утвердившего новые результаты государственной кадастровой оценки, объектом которой не выступил данный земельный участок; равно как не установлена обязанность по внесению сведений о нормативной цене земли в государственный кадастр недвижимости.
Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области С.К. в судебном заседании также не признал заявленные Г. требования, указав на пропуск заявителем срока обращения в суд с настоящими требованиями.
Представители Министерства имущественных отношений Омской области, ГП "Омский центр ТИЗ", в судебное заседание не явились.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Г. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что судом неверно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Вывод суда о том, что принадлежащий ему земельный участок не мог быть оценен по причине его нахождения в нулевом кадастровом квартале, является необоснованным, поскольку данное обстоятельство не является препятствием для оценки участка. Указывает, что в отсутствие действующего на 01.01.2012 года нормативного акта, утвердившего стоимостные характеристики его земельного участка, кадастровая стоимость считается неопределенной. В связи с этим сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере <...> рублей на 01.01.2012 года не являлись актуальными, а потому не могли находиться в ГКН с указанной даты. В силу положений земельного законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных отношений, в случае если кадастровая стоимость земли не определена, применяется ее нормативная цена. Судом не дано надлежащей оценки выводам, содержащимся в апелляционном определении Омского областного суда от 21.01.2015 года. Вывод суда о пропуске им срока для обращения в суд является необоснованным, поскольку с заявлением об исключении кадастровой стоимости он обратился в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области в феврале 2015 года, ответ получен им 17.03.2015 года, а потому трехмесячный срок для подачи заявления в суд им был соблюден.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке (л.д. <...>).
Представитель Г. Д., представители ФГБУ "ФКП Росреестра" С.И. и Управления Росреестра по Омской области А. приняли участие в судебном заседании. Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не известили, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь частью 3 статьи 167, частью 1 статьи 327 ГПК Российской Федерации, сочла возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав участвующих лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного решения.
Из материалов дела следует, что с 01.09.2010 года Г. являлся собственником земельного участка с кадастровым номером N <...>, площадью <...> кв. м, местоположение которого установлено относительно строения, имеющего почтовый адрес: <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии N <...> от 01.09.2010 года (л.д. <...>).
Согласно кадастровой выписке о земельном участке по состоянию на 11.06.2015 года, земельный участок с кадастровым номером N <...>, площадью <...> кв. м, относится к земля населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, местоположение установлено относительно строения, имеющего почтовый адрес: <...>. Дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости - 30.06.2010 года. В характере сведений государственного кадастра недвижимости (статус записи о земельном участке) указано, что объект снят с кадастрового учета 04.02.2015 года; из данного земельного участка образованы земельные участки со следующими кадастровыми номерами: N <...> (л.д. <...>).
Из кадастрового паспорта данного земельного участка по состоянию на 05.07.2010 года следует, что его кадастровая стоимость составляла <...> рублей (л.д. <...>).
Сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка были внесены в государственный кадастр недвижимости 30.06.2010 года на основании постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 года NN <...> "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района N <...>".
С 01.01.2012 года постановление Правительства Омской области NN <...> утратило силу в связи с вступлением в законную силу с 01.01.2012 года приказа Министерства имущественных отношений Омской области от 26.09.2011 NN <...> "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Омской области". Сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N <...> данный нормативный правовой акт не содержит.
В связи с этим Г. обратился в суд с иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка с 01.01.2012 года равной рыночной стоимости.
Решением Центрального районного суда г. Омска от 11.02.2013 года, вступившим в законную силу 20.03.2013 года, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N <...> установлена в размере рыночной стоимости - <...> рублей. В решении указано, что установление кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости может иметь место лишь с момента вступления в законную силу решения суда.
На основании указанного решения суда с 11.02.2013 года в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости <...> рублей.
Письмом филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области от 17.03.2015 года на обращение Г. от 16.02.2015 года последнему разъяснены положения законодательства о ведении кадастрового учета, дополнительно сообщено, что в связи с государственной регистрацией прав на земельные участки с кадастровыми номерами N <...>, образованные из земельного участка с кадастровым номером N <...>, данному объекту недвижимости присвоен статус "архивный" (л.д. <...>).
Полагая, что в связи с тем, что постановление Правительства Омской области NN <...> утратило силу, для принадлежащего ему земельного участка в период с 01.01.2012 года по 11.02.2013 года отсутствовала утвержденная кадастровая стоимость, орган кадастрового учета был обязан с 01.01.2012 года исключить из государственного кадастра недвижимости означенную экономическую характеристику и указать для целей налогообложения нормативную цену земельного участка с кадастровым номером N <...>. Поскольку органом кадастрового учета указанные характеристики не были исключены с момента утраты силы постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 NN <...>, Г. обратился в суд с настоящими требованиями.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ установлено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
Подпунктом 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" (до внесения изменений ФЗ от 23.07.2013 N 250-ФЗ) предусматривалось, что в государственный кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимости: о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Согласно пункту 3 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ (в ранее действовавшей редакции) кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 10 - 17 части 2 статьи 7 Закона о кадастре сведений осуществляется на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия или в ином установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке. Пункт 3.1 этой же статьи предусматривает, что кадастровый учет в связи с изменением указанных в пункте 11 части 2 статьи 7 Закона о кадастре сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Часть 1 статьи 16 названного Федерального закона предусматривала, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Правительством Омской области 19.12.2007 года было принято Постановление NN <...>, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района N <...> согласно приложению N 1, на основании которого 30.06.2010 года в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером N <...>.
Признание утратившим силу постановления Правительства Омской области NN <...> не является основанием для исключения сведений о кадастровой стоимости земельного участка или для перерасчета кадастровой стоимости органом кадастрового учета, поскольку в данном случае изменения количественной характеристики не произошло, так как новая кадастровая стоимость не утверждена, а произошло изменение статуса сведений, указанных в ГКН.
В свою очередь изменение статуса сведений о кадастровой стоимости (утрата ими актуальности) Федеральный закон "О государственный кадастр недвижимости" не рассматривает как основание для изменения сведений о кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с пунктом 10 Постановления Правительства РФ от 08.04.2000 года N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" результаты государственной кадастровой оценки земель утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
Сведения о кадастровой стоимости вносятся органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, утвердивших в установленном законодательством порядке результаты государственной кадастровой оценки, представленном в соответствии с ч. 4 ст. 15 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (до внесения изменений ФЗ от 23.07.2013 N 250-ФЗ).
При этом орган кадастрового учета в соответствии с законодательством не уполномочен проводить экспертизу и определять достоверность кадастровой стоимости объекта недвижимости, утвержденной актом органа власти, или иной стоимости. В этом случае действия кадастровой палаты по внесению сведений в ГКН носят технический характер, кадастровая стоимость считается определенной нормативно-правовым актом органа исполнительной власти, а утратившие силу нормативно-правовые акты не подлежат применению.
Таким образом, у органа кадастрового учета в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ возникает прямая обязанность внести сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в государственный кадастр недвижимости на основании акта органа власти. Вместе с тем, в установленном порядке кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N <...> по состоянию на 01.01.2012 года утверждена не была.
Основаниями для изменения сведений о кадастровой стоимости является:
- - акт органа государственной власти или органа местного самоуправления, утвердивших в установленном законодательством порядке результаты государственной кадастровой оценки, представленном в соответствии с частью 4 статьи 15 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости";
- - решение суда об изменении кадастровой стоимости земельного участка;
- - пересчет кадастровой стоимости земельного участка в результате изменения его характеристик.
Иных оснований для изменения кадастровой стоимости законодательством не предусмотрено.
Кроме того, даже в случае изменения кадастровых сведений, ранее внесенные в ГКН сведения сохраняются, если иное не установлено ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 7 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
Таким образом, у заинтересованного лица не возникла обязанность с 01.01.2012 года изменять сведения о кадастровой стоимости земельного участка на его нормативную стоимость, ввиду отсутствия предусмотренных законодательством оснований для внесения таких изменений.
На основании изложенного требования заявителя о признании незаконными действий (бездействия) филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области в неисключении из государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка и не внесении сведений о нормативной цене земельного участка, о признании незаконными сведений о кадастровой стоимости земельного участка, о возложении обязанности по исключению сведений из государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка и внесении сведений о нормативной цене правомерно оставлены судом без удовлетворения.
Разрешая требования заявителя в части не включения принадлежавшего ему земельного участка в число объектов оценки на 01.01.2011 года, суд, руководствуясь Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316, Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39, Техническими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152, обоснованно отказал в удовлетворении требований Г. в данной части.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы, направленные на доказывание наличия оснований для включения земельного участка в состав объектов оценки, не ставят под сомнение законность решения суда.
При этом, судебная коллегия отмечает, что указанное требование заявителя с учетом иных заявленных требований к восстановлению прав Г. не приведет.
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что заявленные требования Г. не подлежат удовлетворению вследствие пропуска срока на обращение с заявлением в суд, установленного ч. 1 ст. 256 ГПК Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц государственных и муниципальных служащих", принимая во внимание положения ст. 256 ГПК Российской Федерации, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений ч. 6 ст. 152, ч. 4 ст. 198 и ч. 2 ст. 256 ГПК Российской Федерации, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом такого обстоятельства.
И материалов дела и текста заявления самого Г. следует, что о нарушении своих прав заявитель узнал в 2012 году, однако в суд с настоящим заявлением обратился только 01.06.2015 года. То обстоятельство, что филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области предоставил в налоговый орган для расчета земельного налога сведения о кадастровой стоимости, заявителю стало известно в конце 2013 года, что следует из его заявления в суд. В 2014 году налог был им оплачен и инициирован спор с налоговым органом.
Применительно к изложенному требования Г. о признании незаконными действий филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области по направлению сведений в налоговый орган о кадастровой стоимости земельного участка и как способ восстановления нарушенного права - возложении обязанности по направлению сведений о нормативной цене земельного участка в налоговый орган также правомерно оставлены судом без удовлетворения.
Доводы Г. о том, что срок для обращения в суд не пропущен ввиду того, что изначально заявленные им требования были дополнены требованиями о признании незаконным отказа органа кадастрового учета от 17.03.2015 года в исключении из ГКН с 01.01.2012 года по 11.02.2013 года сведений о кадастровой стоимости принадлежавшего ему земельного участка, правильно не приняты судом первой инстанции во внимание, поскольку соединение указанных требований не влечет увеличение срока на обращение в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) кадастрового органа, Управления Росреестра по Омской области, которые должны быть заявлены в суд в установленный трехмесячный срок на обжалование действий и решений, нарушающих права граждан.
В целом доводы апелляционной жалобы Г. не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, направлены на иную оценку доказательств, а поэтому не могут служить основанием к отмене судебного решения.
При таких обстоятельствах, постановленное судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Омска от 26 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)