Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.02.2015 N 11АП-18864/2014 ПО ДЕЛУ N А55-10005/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 февраля 2015 г. по делу N А55-10005/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 13 февраля 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Кузнецова В.В., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
- от Общества с ограниченной ответственностью "Ралли" - Струков И.А., доверенность от 26.11.2014 г.;
- от Министерства имущественных отношений Самарской области - Филиппова Е.С., доверенность от 30.12.2014 г. N 420;
- от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - Слабожанова Е.А., доверенность от 12.11.2014 г. N Д05-01/3273;
- от Главы городского округа Самары - извещен, не явился;
- рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Общества с ограниченной ответственностью "Ралли"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 29 октября 2014 года по делу N А55-10005/2014 (судья Агеенко С.В.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Ралли", (ОГРН 1026301717584), г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заинтересованного лица:
- Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
- Главы городского округа Самары, г. Самара,
о признании незаконным отказа,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Ралли" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа от 21.04.2014 года N 12-1/2508/13 в предоставлении заявителю в собственность земельного участка по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, в границах улиц: ул. Владимирской/ул. Коммунистической, автостоянка N 18, площадью 3 455 кв. м, занимаемого автостоянкой N 18 и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возобновления рассмотрения поданного заявления о предоставлении заявителю в собственность земельного участка по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, в границах улиц: ул. Владимирской/ ул. Коммунистической, автостоянка N 18, площадью 3 445 кв. м, занимаемого автостоянкой N 18.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.10.2014 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, ООО "Ралли" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить, и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Ралли".
В апелляционной жалобе указывает, что ни на момент обращения ООО "Ралли" с заявлением в Министерство о приобретении в собственность земельного участка, ни на момент вынесения арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения, ни государственные, ни муниципальные органы власти и управления не предоставили допустимых доказательств нахождения данного земельного участка на территории общего пользования.
По мнению подателя жалобы, представленные в арбитражный суд указанными органами документы не являются достаточными и допустимыми доказательствами обратного.
В судебном заседании представитель ООО "Ралли" доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители Министерства имущественных отношений Самарской области и Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара считают решение суда законным и обоснованным.
В судебное заседание представитель Главы городского округа Самары не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проведено в его отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Заявителю принадлежит на праве собственности объект недвижимого имущества - автостоянка N 18, расположенный по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Владимирская/ ул. Коммунистическая, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 63-АГ N 110739 от 08.12.2008 года (л.д. 21).
26.08.2013 года заявитель обратился к заинтересованному лицу с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, площадью 3 455 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Коммунистическая/Владимирская, автостоянка N 18 (л.д. 20).
Письмом от 21.04.2014 года N 12-1/2508/13 заинтересованное лицо отказало заявителю в предоставлении вышеуказанного участка в собственность в связи с нахождением земельного участка в границах территории общего пользования (л.д. 18-19).
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований о признании указанного отказа в предоставлении земельного участка незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно постановлению Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
В соответствии с требованиями статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (далее - Порядок).
Согласно пункту 2.1 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка.
При выявлении в процессе рассмотрения заявления препятствий для предоставления земельного участка, предусмотренных действующим законодательством, Министерство принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и направляет его в адрес заявителя с указанием причин невозможности предоставления земельного участка.
Статьей 28 Устава городского округа Самара определены полномочия Департамента в сфере градостроительной деятельности, в том числе к полномочиям Департамента отнесено ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара.
В соответствии со статьей 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации, информационные системы обеспечения градостроительной деятельности - организованный в соответствии с требованиями данного Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений.
Целью ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.
Согласно пункту 5 статьи 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, требования к технологиям и программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения автоматизированных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При этом структура, порядок формирования и ведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, а также порядок-предоставления сведений, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц определены Положением об информационном обеспечении градостроительной деятельности (далее - Положение), утвержденным постановлением Правительства РФ от 09.06.2006 N 363.
Согласно Положению информационная система представляет собой систематизированный в соответствии с кадастровым делением территории Российской Федерации свод документированных сведений, указанных в подпунктах "а" - "з" пункта 1 части 4 статьи 56 Градостроительного кодекса.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 8, пунктом 4 статьи 56 Градостроительного кодекса РФ, подпунктами "б" и "з" пункта 3 статьи 28 Устава городского округа Самара, ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, включает в себя в том числе, сведения о территориальном, функциональном зонировании городского округа, планировочных ограничениях на территории городского округа.
Согласно сведениям из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, направленным в Министерство имущественных отношений Самарской области письмом от 14.03.2014 N САМВ-102516, испрашиваемый заявителем земельный участок под автостоянку располагается в красных линиях перекрестка улицы Владимирская и улицы Коммунистическая.
В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии -электропередачи, автомобильные дороги, железнодорожные линии, другие подобные сооружения.
В силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, не подлежат приватизации.
Установленный действующим законодательством Российской Федерации запрет на приватизацию земельных участков является основанием для отказа в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности (пункт 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации).
Судом сделан правильный вывод о том, что предоставленные Департаментом сведения из информационной системы градостроительной деятельности городского округа Самара являются надлежащим доказательством правомерного отказа в предоставлении земельного участка.
Согласно статье 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, генеральный план городского округа, являющийся документом территориального планирования, содержит карты, на которых, отображаются в том числе автомобильные дороги местного значения.
Границы улиц Владимирская и Коммунистическая определены действующим документом территориального планирования городского округа - Генеральным планом городского округа Самара, утвержденным Решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 N 539 (схемами N 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры" и N 6 "Схема развития улично-дорожной сети городского округа Самара" в составе Генерального плана). Улица Владимирская согласно Схеме N 6 является магистралью общегородского значения регулируемого движения (л.д. 37-40).
При разработке проектных решений Генерального плана городского округа Самара использовалась следующая градостроительная документация: "Схема магистралей, городского и внешнего транспорта" по Генеральному плану г. Куйбышева, утвержденного в 1986 году, "Схема развития улично-дорожной сети по комплексной схеме транспорта" 1993 года.
Согласно СП 42.13330.2011. "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" ширина магистральных улиц в красных линиях составляет 40-80 м. Поперечник улиц Владимирская и Коммунистическая в красных линиях в районе испрашиваемого земельного участка составляет 65 метров, что соответствует значению, определенному нормативными документами.
Согласно Методическим рекомендациям по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утвержденным Приказом Минрегиона РФ от 26.05.2011 N 244, градостроительные ограничения - ряд требований, ограничивающих градостроительную деятельность в конкретном территориальном образовании.
Конкретный состав и содержание ограничений (обременении) прав по использованию земельных участков может устанавливаться в зависимости от функционального назначения зоны и параметров режимообразующих объектов в соответствии с законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, актами местного самоуправления, нормативами, инструкциями и правилами соответствующих министерств и ведомств.
Территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В соответствии с основным чертежом (схема N 1) действующего документа территориального планирования - генерального плана городского округа Самара, испрашиваемая в собственность территория под размещение автомобильной стоянки N 18 относится к функциональной зоне обслуживания.
Проектными решениями генерального плана, основанными на анализе баланса территории городского округа Самара, в случае необходимости использования территории для общегородских нужд назначается функциональная зона "планируемые территории структуры общегородской системы обслуживания".
Таким образом, действующий документ территориального планирования и в основном чертеже и в специализированных схемах определяет необходимость использования испрашиваемой заявителем территории для общегородских нужд, а именно для существования и закрепления на местности в определенных границах магистрали общегородского движения - улицы Владимирская и не предусматривает размещение любых капитальных объектов либо приватизации этой территории.
Судом правильно указано на то, что закрепление существования автомобильной стоянки на испрашиваемой территории путем предоставления для ее эксплуатации земельного участка в собственность будет препятствовать реализациям положений действующей градостроительной документации.
С учетом изложенного судом сделан правильный вывод довод заявителя о том, что не имеется достаточных доказательств нахождения испрашиваемого земельного участка в красных линиях дорог, является необоснованным, и что у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные ООО "Ралли" в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 29 октября 2014 года по делу N А55-10005/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА

Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
В.Е.КУВШИНОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)