Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 октября 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой М.О.,
судей Гричановской Е.В., Иноземцева И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Воробьевой А.А.,
при участии в заседании:
- от ООО "Фонд жилищного строительства": Шестов В.Г., представитель по доверенности от 20.04.2015 N 07;
- от КГКУ "Фонд имущества Хабаровского края": Иванкин А.В., представитель по доверенности от 14.08.2015 N 2;
- от Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края: Васин А.А., представитель по доверенности от 01.06.2015 N 1-11-1707;
- от Администрации г. Хабаровска: Иванова Ю.В., представитель по доверенности от 17.09.2015 N 1.1.27-475,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Краевого государственного казенного учреждения "Фонд имущества Хабаровского края", Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края
на решение от 13.07.2015
по делу N А73-5477/2015
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Усенко Ж.А.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Фонд жилищного строительства"
к Краевому государственному казенному учреждению "Фонд имущества Хабаровского края", Министерству инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края
о признании недействительным аукциона, взыскании 954 000 рублей
третье лицо: Администрация города Хабаровска,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Фонд жилищного строительства" (ОГРН 1082700000900, г. Хабаровск) (далее - ООО "Фонд жилищного строительства") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Краевому государственному казенному учреждению "Фонд имущества Хабаровского края" (ОГРН 1022700931296, г. Хабаровск) (далее - КГКУ "Фонд имущества Хабаровского края"), Министерству имущественных отношений Хабаровского края (в настоящее время - Министерство инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края (ОГРН 1152721001542, г. Хабаровск) (далее - Министерство) о признании недействительным аукциона от 16.09.2014 по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для строительства многоквартирного жилого дома по ул. Руднева в г. Хабаровске (кадастровый номер 27:23:0010425:183), взыскании задатка в сумме 954 000 рублей, процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 52 470 рублей.
Требования мотивированы указанием в извещении о проведении аукциона недостоверных сведений о технических условиях присоединения объекта к сетям электро- и теплоснабжения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация города Хабаровска (далее - Администрация).
Решением от 13.07.2015 аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для строительства многоквартирного жилого дома по ул. Руднева в г. Хабаровске от 16.09.2014 признан недействительным.
Этим же решением с КГКУ "Фонд имущества Хабаровского края" в пользу ООО "Фонд жилищного строительства" взыскана сумма внесенного задатка в размере 954 000 рублей. В удовлетворении иска в части взыскания процентов в сумме 52 470 рублей отказано.
На судебный акт Министерством инвестиционной и земельно-имущественной политики и КГКУ "Фонд имущества Хабаровского края" поданы апелляционные жалобы.
В апелляционной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, считает судебный акт подлежащим отмене с оставлением иска без удовлетворения.
В обоснование указано на упразднение Минимущества и внесение 29.05.2015 в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией, при этом, исходя из положения о Министерстве, у последнего отсутствуют полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена; признание утратившим силу Закона Хабаровского края от 26.11.2006 N 78, которым распоряжение земельными участками относилось к полномочиям Минимущества.
В этой связи полагает, что процессуальное правопреемство по замене Минимущества на Министерство инвестиционной и земельно-имущественной политики невозможно в силу закона.
Кроме того, ссылаясь на перечисление денежных средств (задатка) в полном объеме в бюджет городского округа "Город Хабаровск", считает, что сумма уплаченного задатка подлежит взысканию за счет муниципальной казны.
КГКУ "Фонд имущества Хабаровского края" в своей апелляционной жалобе ссылается на отсутствие в Порядке организации работы по распоряжению земельными участками, предоставленными для целей, связанных со строительством, на территории городского округа "Город Хабаровск", утвержденном постановлением правительства Хабаровского края от 28.04.2007 N 85-пр, обязанности ответчика по проверке полноты и достоверности сведений, полученных Министерством в отношении земельного участка; указание в информационном сообщении о проведении торгов на возможность ознакомления с документами, относящимися к предмету торгов.
Кроме того, считает себя ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку является техническим организатором торгов и действует на основании пакета документов, сформированных Минимущества края.
В апелляционной жалобе также указано на перечисление задатка в полном объеме в бюджет городского округа "Город Хабаровск".
В отзыве на апелляционные жалобы ответчиком ООО "Фонд жилищного строительство" выразило несогласие с их доводами, указав, что на момент публикации извещения о проведении аукциона у ответчиков имелась информация об отказе СП "Хабаровские тепловые сети" в выдаче технических условий для подключения к централизованной системе теплоснабжения.
Администрация г. Хабаровска в своем отзыве сослалась на передачу Минимуществу информации, касающейся отказа ОАО "ДГК" филиала СП "Хабаровские тепловые сети" в выдаче технических условий для подключения к централизованной системе теплоснабжения ввиду исчерпания пропускной способности сетей, а также на внесение истцом задатка на расчетный счет организатора торгов.
В судебном заседании представители ответчиков настаивали на удовлетворении апелляционных жалоб, полагая судебный акт подлежащим отмене.
Представитель истца, возражая против отмены судебного акта, сослался на необоснованность доводов жалоб.
Администрация г. Хабаровска, извещенная в соответствии с требованиями статей 121 - 123 АПК РФ, с учетом Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", в судебное заседание своего представителя не направила.
Апелляционные жалобы рассмотрены в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие не явившегося участника процесса.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства доводы апелляционных жалоб и отзывов на них, заслушав пояснения представителей сторон, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены оспариваемого решения.
Как следует из материалов дела, в связи с организацией торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для строительства многоквартирного жилого дома по ул. Руднева в г. Хабаровске (кадастровый номер 27:23:0010425:183) на сайте www.torgi.gov.ru, www.adm.khv.ru и в газете "Тихоокеанская звезда" от 08.04.2014 N 61 опубликовано информационное сообщение о месте, сроках и условиях проведения аукциона, сведения о предмете аукциона, выданных технических условиях подключения к инженерным сетям.
Согласно размещенной информации имеются технические условия на подключение предполагаемого к строительству объекта к сетям электроснабжения, водоснабжения, водоотведения и отопления.
Платежным поручением 22.08.2014 N 471 ООО "Фонд жилищного строительства" внесло на счет КГКУ "Фонд имущества Хабаровского края" задаток для участия в аукционе в сумме 954 000 рублей.
По результатам аукциона истец признан победителем.
После оформления протокола о результатах аукциона в адрес ответчика направлены договор аренды земельного участка и сопутствующие документы, в том числе технические условия.
При проверке документов установлено, что технические условия на подключение объекта к сетям электроснабжения выданы в отношении иного земельного участка (ул. Руднева, 74 кадастровый номер 27:23:0010425:3), технические условия по теплоснабжению отсутствовали ввиду отсутствия технической возможности подключения объектов капитального строительства из-за отсутствия резерва пропускной способности трубопроводов тепловых сетей.
Ссылаясь на предоставление аукционной документации, не соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации, в связи с чем аукцион является недействительным, истец обратился с настоящим иском в суд.
В соответствии со статьей 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Согласно статье 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).
Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 44 постановления Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", споры о признании торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Земельного кодекса РФ (действовавшей в период проведения аукциона) предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 настоящего Кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.
Собственник земельного участка определяет форму проведения торгов (конкурсов, аукционов), начальную цену предмета торгов (конкурсов, аукционов) и сумму задатка (пункт 3 указанной статьи).
Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства установлен статьей 38.1 Земельного кодекса РФ (действовавшей в период проведения аукциона).
Согласно пункту 1 данной статьи аукцион по продаже земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды такого земельного участка для жилищного строительства (за исключением индивидуального и малоэтажного строительства) проводится только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, в случае если определены разрешенное использование такого земельного участка, основанные на результатах инженерных изысканий параметры разрешенного строительства объекта капитального строительства, а также технические условия подключения такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение.
В извещении или сообщении о проведении аукциона, в числе других сведений, должны содержаться сведения о предмете аукциона, в том числе о местоположении, о площади, о границах, об обременениях земельного участка, об ограничениях в его пользовании, о кадастровом номере, о разрешенном использовании земельного участка, о параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства, о технических условиях подключения такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и об информации о плате за подключение (пункт 10 статьи 38.1).
Как следует из материалов дела, в размещенной при проведении аукциона информации указано на подключение к инженерным сетям - согласно выданным предварительным техническим условиям (электроснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение).
При этом, правообладатель земельного участка самостоятельно определяет необходимую ему подключаемую нагрузку к сетям инженерно-технического обеспечения и обращается к сетедержателям за технологическим подключением объекта строительства. Параметры ранее выданных технических условий могут быть изменены.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 28.04.2007 N 85-пр (действовавшим в период проведения аукциона) утвержден порядок организации работы по распоряжению земельными участками, предоставляемыми для целей, связанных со строительством, на территории городского округа "Город Хабаровск", согласно пункту 4.1 которого администрация г. Хабаровска направляет в Минимущества Хабаровского края информацию о наличии технических условий.
При рассмотрении настоящего спора судом установлено, что на дату проведения аукциона Министерство имущественных отношений, обладающее в спорный период полномочиями по организации и проведению торгов по продаже земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемых для целей, связанных со строительством, на территории городского округа "Город Хабаровск" и правом на заключение договоров аренды таких земельных участков (Постановление Правительства Хабаровского края от 05.09.2007 N 170-пр), располагало информацией об отказе СП "Хабаровские тепловые сети" в выдаче технических условий для подключения к централизованной системе теплоснабжения ввиду исчерпания пропускной способности сетей.
Указанное подтверждается сведениями, представленными Администрацией, согласно которым информация об отказе ОАО "ДГК" филиал "Хабаровская теплосетевая компания" СП "ХТС" в выдаче технических условий для подключения к централизованной системе теплоснабжения на основании исчерпания пропускной способности сетей направлена в адрес Минимущества письмом от 28.03.2013 исх. N 01-40/3944.
После проведения аукциона данная информация передана истцу.
В силу пункта 1 статьи 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов в случае, если были допущены нарушения правил, установленных законом.
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применением последствий, предусмотренных статьей 167 настоящего кодекса (пункт 2 статьи 449).
Расходы организатора торгов, связанные с применением последствий недействительности торгов и необходимостью проведения повторных торгов, распределяются между лицами, допустившими нарушения, повлекшие признание торгов недействительными (пункт 3 статьи 449).
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ и установив несоответствие конкурсной документации требованиям вышеуказанных норм права, выразившееся в размещении при проведении аукциона недостоверной информации о наличии технических условий на подключение объекта к теплоснабжению, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о недействительности оспариваемого аукциона.
В этой связи признание недействительным аукциона является правовым основанием для возврата уплаченного истцом задатка.
Довод апелляционной жалобы Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики об упразднении Минимущества края подлежит отклонению, учитывая, что в период проведения спорного аукциона Минимущества обладало полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Ссылка на признание утратившим силу Закона Хабаровского края от 29.11.2006 N 78, которым распоряжение земельными участками относилось к полномочиям Минимущества, также подлежит отклонению, поскольку указанный документ утратил силу 08.04.2015 в связи с принятием Закона Хабаровского края N 50.
Довод апелляционной жалобы КГКУ "Фонд имущества Хабаровского края" об отсутствии обязанности ответчика по проверке полноты и достоверности сведений, полученных Министерством в отношении земельного участка, а также о том, что КГКУ "Фонд имущества Хабаровского края" является лишь техническим организатором торгов и действует на основании пакета документов, сформированных Минимущества края, отклоняется, как противоречащий пункту 10 статьи 38.1 Земельного кодекса РФ (действовавшим в период проведения аукциона).
Принимая во внимание обязанность указания в извещении о проведении аукциона сведений о технических условиях подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и об информации о плате за подключение, предусмотренной пунктом 10 статьи 38.1 Земельного кодекса РФ, ссылка КГКУ "Фонд имущества Хабаровского края" на возможность ознакомления с документами, относящимися к предмету торгов, признается несостоятельной.
Поскольку спорный задаток внесен истцом на расчетный счет организатора торгов - КГКУ "Фонд имущества Хабаровского края", и правоотношения, связанные с участием аукциона и заключением договора аренды, возникли у истца с КГКУ "Фонд имущества Хабаровского края" и Минимущества края, дальнейшее перераспределение внесенного истцом задатка между бюджетами не имеет правового значения.
В этой связи доводы обеих апелляционных жалоб о перечислении задатка в полном объеме в бюджет городского округа "Город Хабаровск" подлежат отклонению.
Изложенное свидетельствует о несостоятельности доводов апелляционных жалоб и отсутствии правовых основания для их удовлетворения.
По указанным основаниям решение суда, основанное на правильном применении норм права и надлежащей оценке представленных доказательств, отмене не подлежит.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Согласно статье 110 АПК РФ при отклонении заявленных требований расходы по оплате государственной пошлины относятся на сторону, обратившуюся в суд.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 13.07.2015 по делу N А73-5477/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
М.О.ВОЛКОВА
Судьи
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ
И.В.ИНОЗЕМЦЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.10.2015 N 06АП-4611/2015 ПО ДЕЛУ N А73-5477/2015
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 октября 2015 г. N 06АП-4611/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 октября 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой М.О.,
судей Гричановской Е.В., Иноземцева И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Воробьевой А.А.,
при участии в заседании:
- от ООО "Фонд жилищного строительства": Шестов В.Г., представитель по доверенности от 20.04.2015 N 07;
- от КГКУ "Фонд имущества Хабаровского края": Иванкин А.В., представитель по доверенности от 14.08.2015 N 2;
- от Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края: Васин А.А., представитель по доверенности от 01.06.2015 N 1-11-1707;
- от Администрации г. Хабаровска: Иванова Ю.В., представитель по доверенности от 17.09.2015 N 1.1.27-475,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Краевого государственного казенного учреждения "Фонд имущества Хабаровского края", Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края
на решение от 13.07.2015
по делу N А73-5477/2015
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Усенко Ж.А.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Фонд жилищного строительства"
к Краевому государственному казенному учреждению "Фонд имущества Хабаровского края", Министерству инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края
о признании недействительным аукциона, взыскании 954 000 рублей
третье лицо: Администрация города Хабаровска,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Фонд жилищного строительства" (ОГРН 1082700000900, г. Хабаровск) (далее - ООО "Фонд жилищного строительства") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Краевому государственному казенному учреждению "Фонд имущества Хабаровского края" (ОГРН 1022700931296, г. Хабаровск) (далее - КГКУ "Фонд имущества Хабаровского края"), Министерству имущественных отношений Хабаровского края (в настоящее время - Министерство инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края (ОГРН 1152721001542, г. Хабаровск) (далее - Министерство) о признании недействительным аукциона от 16.09.2014 по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для строительства многоквартирного жилого дома по ул. Руднева в г. Хабаровске (кадастровый номер 27:23:0010425:183), взыскании задатка в сумме 954 000 рублей, процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 52 470 рублей.
Требования мотивированы указанием в извещении о проведении аукциона недостоверных сведений о технических условиях присоединения объекта к сетям электро- и теплоснабжения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация города Хабаровска (далее - Администрация).
Решением от 13.07.2015 аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для строительства многоквартирного жилого дома по ул. Руднева в г. Хабаровске от 16.09.2014 признан недействительным.
Этим же решением с КГКУ "Фонд имущества Хабаровского края" в пользу ООО "Фонд жилищного строительства" взыскана сумма внесенного задатка в размере 954 000 рублей. В удовлетворении иска в части взыскания процентов в сумме 52 470 рублей отказано.
На судебный акт Министерством инвестиционной и земельно-имущественной политики и КГКУ "Фонд имущества Хабаровского края" поданы апелляционные жалобы.
В апелляционной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, считает судебный акт подлежащим отмене с оставлением иска без удовлетворения.
В обоснование указано на упразднение Минимущества и внесение 29.05.2015 в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией, при этом, исходя из положения о Министерстве, у последнего отсутствуют полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена; признание утратившим силу Закона Хабаровского края от 26.11.2006 N 78, которым распоряжение земельными участками относилось к полномочиям Минимущества.
В этой связи полагает, что процессуальное правопреемство по замене Минимущества на Министерство инвестиционной и земельно-имущественной политики невозможно в силу закона.
Кроме того, ссылаясь на перечисление денежных средств (задатка) в полном объеме в бюджет городского округа "Город Хабаровск", считает, что сумма уплаченного задатка подлежит взысканию за счет муниципальной казны.
КГКУ "Фонд имущества Хабаровского края" в своей апелляционной жалобе ссылается на отсутствие в Порядке организации работы по распоряжению земельными участками, предоставленными для целей, связанных со строительством, на территории городского округа "Город Хабаровск", утвержденном постановлением правительства Хабаровского края от 28.04.2007 N 85-пр, обязанности ответчика по проверке полноты и достоверности сведений, полученных Министерством в отношении земельного участка; указание в информационном сообщении о проведении торгов на возможность ознакомления с документами, относящимися к предмету торгов.
Кроме того, считает себя ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку является техническим организатором торгов и действует на основании пакета документов, сформированных Минимущества края.
В апелляционной жалобе также указано на перечисление задатка в полном объеме в бюджет городского округа "Город Хабаровск".
В отзыве на апелляционные жалобы ответчиком ООО "Фонд жилищного строительство" выразило несогласие с их доводами, указав, что на момент публикации извещения о проведении аукциона у ответчиков имелась информация об отказе СП "Хабаровские тепловые сети" в выдаче технических условий для подключения к централизованной системе теплоснабжения.
Администрация г. Хабаровска в своем отзыве сослалась на передачу Минимуществу информации, касающейся отказа ОАО "ДГК" филиала СП "Хабаровские тепловые сети" в выдаче технических условий для подключения к централизованной системе теплоснабжения ввиду исчерпания пропускной способности сетей, а также на внесение истцом задатка на расчетный счет организатора торгов.
В судебном заседании представители ответчиков настаивали на удовлетворении апелляционных жалоб, полагая судебный акт подлежащим отмене.
Представитель истца, возражая против отмены судебного акта, сослался на необоснованность доводов жалоб.
Администрация г. Хабаровска, извещенная в соответствии с требованиями статей 121 - 123 АПК РФ, с учетом Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", в судебное заседание своего представителя не направила.
Апелляционные жалобы рассмотрены в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие не явившегося участника процесса.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства доводы апелляционных жалоб и отзывов на них, заслушав пояснения представителей сторон, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены оспариваемого решения.
Как следует из материалов дела, в связи с организацией торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для строительства многоквартирного жилого дома по ул. Руднева в г. Хабаровске (кадастровый номер 27:23:0010425:183) на сайте www.torgi.gov.ru, www.adm.khv.ru и в газете "Тихоокеанская звезда" от 08.04.2014 N 61 опубликовано информационное сообщение о месте, сроках и условиях проведения аукциона, сведения о предмете аукциона, выданных технических условиях подключения к инженерным сетям.
Согласно размещенной информации имеются технические условия на подключение предполагаемого к строительству объекта к сетям электроснабжения, водоснабжения, водоотведения и отопления.
Платежным поручением 22.08.2014 N 471 ООО "Фонд жилищного строительства" внесло на счет КГКУ "Фонд имущества Хабаровского края" задаток для участия в аукционе в сумме 954 000 рублей.
По результатам аукциона истец признан победителем.
После оформления протокола о результатах аукциона в адрес ответчика направлены договор аренды земельного участка и сопутствующие документы, в том числе технические условия.
При проверке документов установлено, что технические условия на подключение объекта к сетям электроснабжения выданы в отношении иного земельного участка (ул. Руднева, 74 кадастровый номер 27:23:0010425:3), технические условия по теплоснабжению отсутствовали ввиду отсутствия технической возможности подключения объектов капитального строительства из-за отсутствия резерва пропускной способности трубопроводов тепловых сетей.
Ссылаясь на предоставление аукционной документации, не соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации, в связи с чем аукцион является недействительным, истец обратился с настоящим иском в суд.
В соответствии со статьей 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Согласно статье 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).
Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 44 постановления Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", споры о признании торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Земельного кодекса РФ (действовавшей в период проведения аукциона) предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 настоящего Кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.
Собственник земельного участка определяет форму проведения торгов (конкурсов, аукционов), начальную цену предмета торгов (конкурсов, аукционов) и сумму задатка (пункт 3 указанной статьи).
Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства установлен статьей 38.1 Земельного кодекса РФ (действовавшей в период проведения аукциона).
Согласно пункту 1 данной статьи аукцион по продаже земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды такого земельного участка для жилищного строительства (за исключением индивидуального и малоэтажного строительства) проводится только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, в случае если определены разрешенное использование такого земельного участка, основанные на результатах инженерных изысканий параметры разрешенного строительства объекта капитального строительства, а также технические условия подключения такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение.
В извещении или сообщении о проведении аукциона, в числе других сведений, должны содержаться сведения о предмете аукциона, в том числе о местоположении, о площади, о границах, об обременениях земельного участка, об ограничениях в его пользовании, о кадастровом номере, о разрешенном использовании земельного участка, о параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства, о технических условиях подключения такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и об информации о плате за подключение (пункт 10 статьи 38.1).
Как следует из материалов дела, в размещенной при проведении аукциона информации указано на подключение к инженерным сетям - согласно выданным предварительным техническим условиям (электроснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение).
При этом, правообладатель земельного участка самостоятельно определяет необходимую ему подключаемую нагрузку к сетям инженерно-технического обеспечения и обращается к сетедержателям за технологическим подключением объекта строительства. Параметры ранее выданных технических условий могут быть изменены.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 28.04.2007 N 85-пр (действовавшим в период проведения аукциона) утвержден порядок организации работы по распоряжению земельными участками, предоставляемыми для целей, связанных со строительством, на территории городского округа "Город Хабаровск", согласно пункту 4.1 которого администрация г. Хабаровска направляет в Минимущества Хабаровского края информацию о наличии технических условий.
При рассмотрении настоящего спора судом установлено, что на дату проведения аукциона Министерство имущественных отношений, обладающее в спорный период полномочиями по организации и проведению торгов по продаже земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемых для целей, связанных со строительством, на территории городского округа "Город Хабаровск" и правом на заключение договоров аренды таких земельных участков (Постановление Правительства Хабаровского края от 05.09.2007 N 170-пр), располагало информацией об отказе СП "Хабаровские тепловые сети" в выдаче технических условий для подключения к централизованной системе теплоснабжения ввиду исчерпания пропускной способности сетей.
Указанное подтверждается сведениями, представленными Администрацией, согласно которым информация об отказе ОАО "ДГК" филиал "Хабаровская теплосетевая компания" СП "ХТС" в выдаче технических условий для подключения к централизованной системе теплоснабжения на основании исчерпания пропускной способности сетей направлена в адрес Минимущества письмом от 28.03.2013 исх. N 01-40/3944.
После проведения аукциона данная информация передана истцу.
В силу пункта 1 статьи 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов в случае, если были допущены нарушения правил, установленных законом.
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применением последствий, предусмотренных статьей 167 настоящего кодекса (пункт 2 статьи 449).
Расходы организатора торгов, связанные с применением последствий недействительности торгов и необходимостью проведения повторных торгов, распределяются между лицами, допустившими нарушения, повлекшие признание торгов недействительными (пункт 3 статьи 449).
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ и установив несоответствие конкурсной документации требованиям вышеуказанных норм права, выразившееся в размещении при проведении аукциона недостоверной информации о наличии технических условий на подключение объекта к теплоснабжению, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о недействительности оспариваемого аукциона.
В этой связи признание недействительным аукциона является правовым основанием для возврата уплаченного истцом задатка.
Довод апелляционной жалобы Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики об упразднении Минимущества края подлежит отклонению, учитывая, что в период проведения спорного аукциона Минимущества обладало полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Ссылка на признание утратившим силу Закона Хабаровского края от 29.11.2006 N 78, которым распоряжение земельными участками относилось к полномочиям Минимущества, также подлежит отклонению, поскольку указанный документ утратил силу 08.04.2015 в связи с принятием Закона Хабаровского края N 50.
Довод апелляционной жалобы КГКУ "Фонд имущества Хабаровского края" об отсутствии обязанности ответчика по проверке полноты и достоверности сведений, полученных Министерством в отношении земельного участка, а также о том, что КГКУ "Фонд имущества Хабаровского края" является лишь техническим организатором торгов и действует на основании пакета документов, сформированных Минимущества края, отклоняется, как противоречащий пункту 10 статьи 38.1 Земельного кодекса РФ (действовавшим в период проведения аукциона).
Принимая во внимание обязанность указания в извещении о проведении аукциона сведений о технических условиях подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и об информации о плате за подключение, предусмотренной пунктом 10 статьи 38.1 Земельного кодекса РФ, ссылка КГКУ "Фонд имущества Хабаровского края" на возможность ознакомления с документами, относящимися к предмету торгов, признается несостоятельной.
Поскольку спорный задаток внесен истцом на расчетный счет организатора торгов - КГКУ "Фонд имущества Хабаровского края", и правоотношения, связанные с участием аукциона и заключением договора аренды, возникли у истца с КГКУ "Фонд имущества Хабаровского края" и Минимущества края, дальнейшее перераспределение внесенного истцом задатка между бюджетами не имеет правового значения.
В этой связи доводы обеих апелляционных жалоб о перечислении задатка в полном объеме в бюджет городского округа "Город Хабаровск" подлежат отклонению.
Изложенное свидетельствует о несостоятельности доводов апелляционных жалоб и отсутствии правовых основания для их удовлетворения.
По указанным основаниям решение суда, основанное на правильном применении норм права и надлежащей оценке представленных доказательств, отмене не подлежит.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Согласно статье 110 АПК РФ при отклонении заявленных требований расходы по оплате государственной пошлины относятся на сторону, обратившуюся в суд.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 13.07.2015 по делу N А73-5477/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
М.О.ВОЛКОВА
Судьи
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ
И.В.ИНОЗЕМЦЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)