Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОВОСИБИРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 16.12.2014 ПО ДЕЛУ N 33-10450/2014

Требование: О признании незаконным отказа в передаче в собственность земельного участка, признании права собственности в порядке приватизации на земельный участок.

Разделы:
Приватизация земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 декабря 2014 г. по делу N 33-10450/2014


Судья Демидович Г.Ф.
Докладчик Трофимова Т.М.

Суд апелляционной инстанции по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе
председательствующего Плужникова Н.П.
судей Трофимовой Т.М., Крейса В.Р.
при секретаре В.
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 16 декабря 2014 года гражданское дело по апелляционной жалобе департамента земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска на решение Первомайского районного суда г. Новосибирска от 15 сентября 2014 года, которым постановлено исковые требования К. о признании незаконным отказа в передаче в собственность земельного участка <данные изъяты>, и признании права собственности в порядке приватизации за К. на земельный участок с кадастровым номером N, местоположение: <...> удовлетворить.
Признать незаконным отказ департамента земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска в передаче в собственность К. земельного участка <данные изъяты>.
Признать право собственности в порядке приватизации за К. на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Трофимовой Т.М., объяснения представителя мэрии г. Новосибирска и департамента земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска М., суд апелляционной инстанции

установил:

К. обратилась в суд с иском к департаменту земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска о признании незаконным отказа в передаче в собственность земельного участка <данные изъяты>, и признании права собственности в порядке приватизации за К. на земельный участок <данные изъяты>.
В обоснование указала, что является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> Жилой дом расположен на спорном земельном участке, предоставленном ей на праве постоянного (бессрочного) пользования. В мае 2014 года обратилась в департамент земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска с заявлением о предоставлении ей в собственность земельного участка общей площадью 697 кв. м, в чем ей было отказано. Считает отказ незаконным и необоснованным, поскольку действующим законодательством закреплено право лица на получение в собственность земельного участка, находящегося у него на праве пользования, на котором находится принадлежащий этому лицу объект недвижимости.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласен департамент земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска, в апелляционной жалобе изложена просьба о его отмене.
Указывают, что спорный земельный участок входит в границы резервированных земель, поэтому отказ в предоставлении его в собственность К. соответствует требованиям ЗК РФ и не может быть признан недействительным.
Считает, что судом применен закон не подлежащий применению и неправомерно указано, что п. 4 ст. 28 ЗК РФ применяется только в отношении земельных участков, не занятых объектами недвижимости.
Суд пришел к необоснованным выводам о приоритете норм ст. 36 ЗК РФ над ст. 28 ЗК РФ и ст. 28 ФЗ от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", упустив, что норма ст. 36 ЗК РФ применятся с изъятиями, предусмотренными указанными статьями.
Проверив материалы дела с учетом требований ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Как следует из ч. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Удовлетворяя требования К., признавая отказ в передаче в собственность в порядке приватизации земельного участка незаконным, признавая право собственности на земельный участок в порядке приватизации за истицей, суд пришел к выводу о том, что поскольку истице на основании договора купли-продажи от 26.06.2002 г. на праве собственности принадлежит жилой дом <адрес>, расположенный на земельном участке с кадастровым номером N, ранее принадлежал КВЗ, спорный земельный участок сформирован, истица владеет им на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании договора от 26.02.2002 г., она имеет право на бесплатную приватизацию указанного земельного участка.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции как соответствующими обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которым дана оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
Как следует из материалов дела истице К. на праве собственности на основании договора купли-продажи с КВЗ, от 26.06.2002 г. принадлежит жилой дом по <адрес>. Указанный жилой дом расположен на земельном участке площадью 697,0 кв. м, кадастровый номер N. Продавцу жилой дом принадлежал на основании свидетельства о государственной регистрации права от 31.12.1999 г. в порядке наследования.
В предоставлении в собственность в порядке приватизации земельного участка истице ответчиком было отказано на основании п. 4 ст. 28 ЗК РФ, в связи с тем, что спорный земельный участок попадает в зону резервирования земель для муниципальных нужд города Новосибирска.
В ст. 1 ЗК РФ закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Согласно п. 1 ст. 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здания, строения, сооружения, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением, необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник.
Следовательно, при переходе права собственности жилого дома к К. на основании договора купли-продажи, она приобрела право пользование земельным участком, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник КВЗ а затем земельный участок был зарегистрирован за ней 08.08.2002 г. на основании указанного договора купли-продажи от 26.06.2002 г. на праве постоянного (бессрочного) пользования (л\\д. 8), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
Случаи бесплатной передачи земельного участка в собственность предусмотрены п. 4, п. 9.1 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25 октября 2001 года "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которого если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
Таким образом, с учетом названных законоположений, суд правильно пришел к выводу о том, что законных оснований у департамента имущественных и земельных отношений мэрии г. Новосибирска для отказа в предоставлении в собственность спорного земельного участка К. не имелось, поскольку на указанном земельном участке расположен жилой дом, принадлежащий истице на праве собственности.
Ссылка ответчика на постановление мэрии г. Новосибирска от 17.10.2012 г., которым было принято решение о резервировании земель по Бердскому шоссе в Первомайском районе для муниципальных нужд г. Новосибирска, что спорный земельный участок отражен в п. 9 Приложения 2 к постановлению мэрии г. Новосибирска от 17.10.2012 г., следовательно с учетом положений п. 4 ст. 28 ЗК РФ существует запрет на его приватизацию, не может быть принята во внимание.
Порядок резервирования земель для государственных и муниципальных нужд определен Положением о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года N 561.
Согласно пункту 5 Положения решение о резервировании земель должно содержать: цели и сроки резервирования земель; реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель - ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель, сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
К решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. Данные решение и схема должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участка (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель (пункт 6 Положения).
Согласно п. 7 Положения решение о резервировании земель, принятое органами государственной власти, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены резервируемые земельные участки.
Решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков.
Пунктом 8 Положения установлено, что орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона от 24 июля 2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений в силу пункта 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд" осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Постановлением мэрии г. Новосибирска от 17.10.2012 г. N 10531 "О резервировании земель по Бердскому шоссе в Первомайском районе для муниципальных нужд г. Новосибирска было поручено зарегистрировать в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области, ограничения прав на земельные участки, расположенные в границах резервируемых земель и обеспечить опубликование постановления в установленном порядке.
Как следует из материалов дела ограничения на спорный земельный участок в связи с резервированием земель для муниципальных нужд зарегистрированы 27.11.2012 года (л\\д 82).
Однако указанные ограничения не являются препятствием для признания за истицей права собственности в порядке приватизации на спорный земельный участок, поэтому суд обоснованно признал незаконным отказ в передаче в собственность К. земельного участка и признал за ней право собственности на земельный участок.
Суд правильно указал, что п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ регулирует вопросы приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, незанятых объектами недвижимости, и допускает отказ в предоставлении в собственность граждан таких земельных участков в случае их резервирования для государственных или муниципальных нужд. В данном же случае к отношениям сторон следует применять положения ст. 36 ЗК РФ о приобретении прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, нормы материального закона судом применены правильно.
Поскольку обстоятельства по делу судом установлены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, применен закон, подлежащий применению, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции

определил:

Решение Первомайского районного суда г. Новосибирска от 15 сентября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)