Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 февраля 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Соколовой И.Ю., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Савчук А.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Девелоперская компания "КЕДР" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.10.2014 по делу N А07-10079/2014 (судья Насыров М.М.).
В заседании принял участие представитель Администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан - Комаров А.В. (доверенность от 12.01.2015).
Общество с ограниченной ответственностью "Девелоперская компания "КЕДР" (далее - общество "ДК "КЕДР", девелоперская компания, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан (далее - Администрация, орган местного самоуправления, заинтересованное лицо) о признании незаконным уведомления Администрации от 10.04.2014 N 123 об отказе в предоставлении муниципальной услуги - утверждении схемы расположения земельного участка для размещения автостоянки временного хранения индивидуальных легковых автомобилей по адресу: Республика Башкортостан, Стерлитамакский район, с. Новая Отрадовка, ул. Школьная, 2д; обязании Администрации утвердить указанную схему расположения земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Мусульманская религиозная организация духовное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Медресе "Натураль-Иман" духовного управления мусульман Республики Башкортостан (т. 1 л.д. 153-155, далее также - третье лицо, мусульманская организация).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.10.2014 (резолютивная часть от 23.10.2014) в удовлетворении заявленных требований отказано.
С указанным решением не согласилась девелоперская компания (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования заявителя.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Апеллянт полагает, что, признавая обоснованными действия Администрации по отказу в предоставлении девелоперской компании земельного участка в связи с поступлением ранее заявки на предоставление земельного участка для строительства мечети, судом не дана оценка тому обстоятельству, что заявление жителей села Новая Отрадовка содержит просьбу о предоставлении земельного участка по адресу ул. Матросова, 85.
Судом не учтено, что заявление девелоперской компании от 04.12.2013 содержит резолюцию главы муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан о принятии решения по заявлению в соответствии с законом, тогда как на заявлении жителей села такая резолюция отсутствует. Судом не дана оценка тому обстоятельству, что по заказу заявителя была выполнена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а 28.01.2014 утверждено градостроительное заключение.
Администрация представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором указала, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Администрацией в порядке абз. 2 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дополнительно представлены доказательства в опровержение доводов апелляционной жалобы, в том числе договор безвозмездного пользования земельным участком N 14/04 от 13.11.2014 (в деле).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители заявителя и третьего лица не явились.
С учетом мнения представителя Администрации, и в соответствии со статьями 156, 159 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом первой инстанции, 04.12.2013 общество "ДК "КЕДР" обратилось в Администрацию с заявлением (вх. N 1032-ОГ) о выделении земельного участка на пересечении автодороги Стерлитамак - Стерлибашево и улицы Школьная в селе Новая Отрадовка Стерлитамакского района Республики Башкортостан для обустройства некоммерческой парковки общей площадью 3400 кв. м для размещения автомобилей сотрудников и клиентов офиса ООО "Девелоперская компания "КЕДР", расположенной по адресу: с. Новая Отрадовка, ул. Школьная, 2а (т. 1 л.д. 31).
Письмом от 09.12.2013 N 956-44 Администрация просила предоставить заявителю кадастровый план территории кадастрового квартала 02:44:210304, справку о присвоении адреса и топографическую съемку М 1:500 в системе координат МСК-02 (т. 1 л.д. 134).
22.01.2014 между Муниципальным бюджетным учреждением муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан "Архитектурно-планировочное бюро" (исполнитель) и девелоперской компанией (заказчик) оформлен договор на оказание возмездных услуг N 65 (т. 1 л.д. 32-33), согласно которому исполнитель обязался по заданию заказчика оказать услуги по изготовлению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории для юридических лиц, выполнению градостроительного заключения для юридических лиц (Республика Башкортостан, Стерлитамакский район, с. Новая Отрадовка, ул. Школьная, 2а).
28.01.2014 МБУ муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан "Архитектурно-планировочное бюро" выполнено градостроительное заключение N 21 по условиям предоставления земельного участка в собственность (аренду), согласно которому предоставление земельного участка по адресу: Республика Башкортостан, Стерлитамакский район, с. Новая Отрадовка, ул. Школьная, 2д, для размещения автостоянки для временного хранения индивидуальных легковых автомобилей в кадастровом квартале 02:44:210304 признано возможным (т. 1 л.д. 38-40).
19.11.2013 на основании протокола N 1 приходского собрания Местной мусульманской религиозной организации Стерлитамакского муниципального района Духовного управления мусульман Республики Башкортостан приняты решения об избрании имам-хатыбом Вахитова М.У. и об обращении в Администрацию за выделением земельного участка под строительство мечети (т. 1 л.д. 131).
04.12.2013 Вахитов М.У. обратился в Администрацию с заявлением от 19.11.2013 (вх. N 1031-ОГ) о выделении земельного участка под строительство мечети по адресу: ул. Матросова, 85 (т. 1 л.д. 130).
Согласно выписке из Протокола N 6 от 31.03.2014 заседания Градостроительного совета муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан предложено формирование земельного участка под строительство мечети по ул. Школьная, д. 2д в с. Новая Отрадовка (т. 1 л.д. 135).
Уведомлением от 10.04.2014 N 123 Администрацией отказано заявителю в предоставлении муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка для размещения девелоперской компанией автостоянки для временного хранения индивидуальных легковых автомобилей по адресу: Республика Башкортостан, Стерлитамакский район, с. Новая Отрадовка, ул. Школьная, 2д, в связи с тем, что по документам территориального планирования муниципального образования испрашиваемый земельный участок формируется в целях строительства мечети Местной мусульманской религиозной организации Стерлитамакского муниципального района Духовного управления мусульман Республики Башкортостан (т. 1 л.д. 41).
Полагая, что названный отказ Администрации является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы общества "ДК "КЕДР", суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) возлагается на орган, его принявший.
Пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
На основании статьи 29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Из содержания ст. ст. 30 и 34 ЗК РФ следует, что предоставление земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, возможно как для целей осуществления строительства, так и для целей, не связанных со строительством.
Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, регулируется нормой ст. 34 ЗК РФ.
Согласно п. 1 ст. 34 ЗК РФ органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
В силу п. п. 2 - 4 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 данного Кодекса. В указанном в п. 2 названной статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного в п. 2 указанной статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст. 29 данного Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Нормы ст. 30 - 32 ЗК РФ предусматривают следующую совокупность действий уполномоченного органа в случае начала процедуры предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
Согласно п. п. 1 п. 1 ст. 24 ЗК РФ в безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, религиозным организациям в соответствии с пунктом 3 статьи 30 настоящего Кодекса.
В силу п. 3 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
Из материалов дела следует, девелоперская компания обратилась в орган местного самоуправления с заявлением от 04.12.2013 (т. 1 л.д. 31) о предоставлении земельного участка на пересечении автодороги Стерлитамак - Стерлибашево и улицы Школьная в селе Новая Отрадовка Стерлитамакского района Республики Башкортостан для обустройства некоммерческой парковки автомобилей.
Из содержания указанного заявления следует, что земельный участок испрашивался заявителем для целей, не связанных со строительством.
Указанная цель использования земельного участка следует из градостроительного заключения по условиям предоставления земельного участка от 28.01.2014 (т. 1 л.д. 38) - "для размещения автостоянки для временного хранения индивидуальных легковых автомобилей" и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (т. 1 л.д. 72).
Таким образом, девелоперской компанией была инициирована процедура предоставления земельного участка в порядке, предусмотренном нормой ст. 34 ЗК РФ.
Одновременно в орган местного самоуправления с заявлением от 04.12.2014 (т. 1 л.д. 130) обратилась мусульманская организация с целью предоставления земельного участка для строительства мечети.
Таким образом, третьим лицом была инициирована процедура предоставления земельного участка в порядке, предусмотренном нормой ст. 30 - 31 ЗК РФ.
В силу п. п. 10 и 11 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ одними из принципов земельного законодательства являются принцип дифференцированного подхода к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы, а также принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Поскольку иные нормы действующего земельного законодательства не определяют полномочия уполномоченных органов в случае подачи заявок двух претендентов на один и тот же земельный участок для различных целей использования, апелляционная коллегия полагает, что вопрос о предоставлении земельного участка одному из заявителей подлежит разрешению с учетом указанных принципов.
В силу п. 1 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений; территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Согласно ч. 2 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления районов в области градостроительной деятельности, в числе прочего, относятся подготовка и утверждение документов территориального планирования муниципальных районов; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования муниципальных районов; утверждение правил землепользования и застройки соответствующих межселенных территорий.
Обязанность органа местного самоуправления обеспечить выбор земельного участка с учетом документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории предусмотрена также нормой п. 2 ст. 31 ЗК РФ.
Из обжалуемого заявителем отказа Администрации (т. 1 л.д. 71) следует, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории послужило начало формирования земельного участка для строительства мечети по заявлению третьего лица в соответствии с документами территориального планирования муниципального образования, а также планов комплексного социально-экономического развития муниципального образования.
Вопрос о предоставлении земельного участка в порядке ст. ст. 30 - 31 ЗК РФ для целей строительства мечети был решен на заседании градостроительного совета муниципального района Стерлитамакский район (т. 1 л.д. 135).
Согласно протоколу приходского собрания мусульманской организации от 19.11.2013 (т. 1 л.д. 131) процедура обращения в орган местного самоуправления с целью предоставления земельного участка в аренду для строительства мечети была инициирована членами прихода.
С учетом изложенных обстоятельств следует сделать вывод о том, что разрешение органом местного самоуправления вопроса о приоритетном предоставлении земельного участка было осуществлено с учетом наличия у муниципального образования полномочий в сфере градостроительной деятельности, а также с учетом принципов дифференцированного подхода к установлению правового режима земель и сочетания интересов общества и законных интересов граждан.
Органом местного самоуправления было размещено публичное информирование населения о предстоящем предоставлении земельного участка (т. 1 л.д. 137), на которое было подано заявление мусульманской организации (т. 1 л.д. 138).
Заявитель намерение приобрести земельный участок для целей, указанных в публикации, не выразил.
Таким образом, основания для предоставления земельного участка девелоперской компании на основании поданного ею заявления от 04.12.2013 у органа местного самоуправления отсутствовали, ввиду чего в удовлетворении требований заявителя по настоящему делу судом первой инстанции отказано обоснованно.
Доводы апеллянта о том, что судом не дана оценка тому обстоятельству, что заявление жителей села Новая Отрадовка содержит просьбу о предоставлении земельного участка по адресу ул. Матросова, 85, подлежат отклонению, поскольку в отсутствие в материалах дела доказательств того, что заявитель являлся претендентом на земельный участок для целей, указанных в публичном информировании (т. 1 л.д. 137), указанное обстоятельство не имеет правового значения.
Кроме того, в силу п. 2 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта.
Как следует из акта N 157 выбора земельного участка (т. 1 л.д. 139), органом местного самоуправления определялось два варианта размещения объекта строительства (мечети) - на ул. Школьная и на ул. Матросова, и было принято решение с учетом мотивов, изложенных в акте, о том, что единственным вариантом является размещение объекта по ул. Школьная.
Таким образом, в отсутствие возражений мусульманской организации нарушения в действиях органа местного самоуправления в части определения иного места размещения объекта строительства не имеется.
Ссылки апеллянта на то, что на заявлении девелоперской компании от 04.12.2013 главой муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан поставлена резолюция о принятии решения по заявлению в соответствии с законом, тогда как на заявлении жителей села такая резолюция отсутствует, отклоняется, поскольку наличие указанной резолюции с учетом установленной нормой ст. 34 и ст. 30 - 31 ЗК РФ процедуры предоставления земельных участков нельзя считать решением органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка заявителю.
По тем же основаниям отклоняются ссылки заявителя на выполнение им схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и утверждение градостроительного заключения.
Апелляционный суд при разрешении настоящего спора также учитывает, что на момент рассмотрения апелляционной жалобы между Администрацией и мусульманской организацией оформлен договор безвозмездного срочного пользования от 13.11.2014, ввиду чего права заявителя не могут быть восстановлены удовлетворением заявленных требований, поскольку их удовлетворение повлечет разрешение спора о праве на земельный участок, который, с учетом подписанного договора безвозмездного пользования, не может быть разрешен в порядке главы 24 АПК РФ.
В силу изложенных обстоятельств оснований для отмены решения суда первой инстанции апелляционной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.10.2014 по делу N А07-10079/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Девелоперская компания "КЕДР" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
Судьи
И.Ю.СОКОЛОВА
Л.А.СУСПИЦИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.02.2015 N 18АП-258/2015 ПО ДЕЛУ N А07-10079/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 февраля 2015 г. N 18АП-258/2015
Дело N А07-10079/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 февраля 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Соколовой И.Ю., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Савчук А.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Девелоперская компания "КЕДР" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.10.2014 по делу N А07-10079/2014 (судья Насыров М.М.).
В заседании принял участие представитель Администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан - Комаров А.В. (доверенность от 12.01.2015).
Общество с ограниченной ответственностью "Девелоперская компания "КЕДР" (далее - общество "ДК "КЕДР", девелоперская компания, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан (далее - Администрация, орган местного самоуправления, заинтересованное лицо) о признании незаконным уведомления Администрации от 10.04.2014 N 123 об отказе в предоставлении муниципальной услуги - утверждении схемы расположения земельного участка для размещения автостоянки временного хранения индивидуальных легковых автомобилей по адресу: Республика Башкортостан, Стерлитамакский район, с. Новая Отрадовка, ул. Школьная, 2д; обязании Администрации утвердить указанную схему расположения земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Мусульманская религиозная организация духовное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Медресе "Натураль-Иман" духовного управления мусульман Республики Башкортостан (т. 1 л.д. 153-155, далее также - третье лицо, мусульманская организация).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.10.2014 (резолютивная часть от 23.10.2014) в удовлетворении заявленных требований отказано.
С указанным решением не согласилась девелоперская компания (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования заявителя.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Апеллянт полагает, что, признавая обоснованными действия Администрации по отказу в предоставлении девелоперской компании земельного участка в связи с поступлением ранее заявки на предоставление земельного участка для строительства мечети, судом не дана оценка тому обстоятельству, что заявление жителей села Новая Отрадовка содержит просьбу о предоставлении земельного участка по адресу ул. Матросова, 85.
Судом не учтено, что заявление девелоперской компании от 04.12.2013 содержит резолюцию главы муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан о принятии решения по заявлению в соответствии с законом, тогда как на заявлении жителей села такая резолюция отсутствует. Судом не дана оценка тому обстоятельству, что по заказу заявителя была выполнена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а 28.01.2014 утверждено градостроительное заключение.
Администрация представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором указала, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Администрацией в порядке абз. 2 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дополнительно представлены доказательства в опровержение доводов апелляционной жалобы, в том числе договор безвозмездного пользования земельным участком N 14/04 от 13.11.2014 (в деле).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители заявителя и третьего лица не явились.
С учетом мнения представителя Администрации, и в соответствии со статьями 156, 159 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом первой инстанции, 04.12.2013 общество "ДК "КЕДР" обратилось в Администрацию с заявлением (вх. N 1032-ОГ) о выделении земельного участка на пересечении автодороги Стерлитамак - Стерлибашево и улицы Школьная в селе Новая Отрадовка Стерлитамакского района Республики Башкортостан для обустройства некоммерческой парковки общей площадью 3400 кв. м для размещения автомобилей сотрудников и клиентов офиса ООО "Девелоперская компания "КЕДР", расположенной по адресу: с. Новая Отрадовка, ул. Школьная, 2а (т. 1 л.д. 31).
Письмом от 09.12.2013 N 956-44 Администрация просила предоставить заявителю кадастровый план территории кадастрового квартала 02:44:210304, справку о присвоении адреса и топографическую съемку М 1:500 в системе координат МСК-02 (т. 1 л.д. 134).
22.01.2014 между Муниципальным бюджетным учреждением муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан "Архитектурно-планировочное бюро" (исполнитель) и девелоперской компанией (заказчик) оформлен договор на оказание возмездных услуг N 65 (т. 1 л.д. 32-33), согласно которому исполнитель обязался по заданию заказчика оказать услуги по изготовлению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории для юридических лиц, выполнению градостроительного заключения для юридических лиц (Республика Башкортостан, Стерлитамакский район, с. Новая Отрадовка, ул. Школьная, 2а).
28.01.2014 МБУ муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан "Архитектурно-планировочное бюро" выполнено градостроительное заключение N 21 по условиям предоставления земельного участка в собственность (аренду), согласно которому предоставление земельного участка по адресу: Республика Башкортостан, Стерлитамакский район, с. Новая Отрадовка, ул. Школьная, 2д, для размещения автостоянки для временного хранения индивидуальных легковых автомобилей в кадастровом квартале 02:44:210304 признано возможным (т. 1 л.д. 38-40).
19.11.2013 на основании протокола N 1 приходского собрания Местной мусульманской религиозной организации Стерлитамакского муниципального района Духовного управления мусульман Республики Башкортостан приняты решения об избрании имам-хатыбом Вахитова М.У. и об обращении в Администрацию за выделением земельного участка под строительство мечети (т. 1 л.д. 131).
04.12.2013 Вахитов М.У. обратился в Администрацию с заявлением от 19.11.2013 (вх. N 1031-ОГ) о выделении земельного участка под строительство мечети по адресу: ул. Матросова, 85 (т. 1 л.д. 130).
Согласно выписке из Протокола N 6 от 31.03.2014 заседания Градостроительного совета муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан предложено формирование земельного участка под строительство мечети по ул. Школьная, д. 2д в с. Новая Отрадовка (т. 1 л.д. 135).
Уведомлением от 10.04.2014 N 123 Администрацией отказано заявителю в предоставлении муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка для размещения девелоперской компанией автостоянки для временного хранения индивидуальных легковых автомобилей по адресу: Республика Башкортостан, Стерлитамакский район, с. Новая Отрадовка, ул. Школьная, 2д, в связи с тем, что по документам территориального планирования муниципального образования испрашиваемый земельный участок формируется в целях строительства мечети Местной мусульманской религиозной организации Стерлитамакского муниципального района Духовного управления мусульман Республики Башкортостан (т. 1 л.д. 41).
Полагая, что названный отказ Администрации является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы общества "ДК "КЕДР", суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) возлагается на орган, его принявший.
Пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
На основании статьи 29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Из содержания ст. ст. 30 и 34 ЗК РФ следует, что предоставление земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, возможно как для целей осуществления строительства, так и для целей, не связанных со строительством.
Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, регулируется нормой ст. 34 ЗК РФ.
Согласно п. 1 ст. 34 ЗК РФ органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
В силу п. п. 2 - 4 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 данного Кодекса. В указанном в п. 2 названной статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного в п. 2 указанной статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст. 29 данного Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Нормы ст. 30 - 32 ЗК РФ предусматривают следующую совокупность действий уполномоченного органа в случае начала процедуры предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
Согласно п. п. 1 п. 1 ст. 24 ЗК РФ в безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, религиозным организациям в соответствии с пунктом 3 статьи 30 настоящего Кодекса.
В силу п. 3 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
Из материалов дела следует, девелоперская компания обратилась в орган местного самоуправления с заявлением от 04.12.2013 (т. 1 л.д. 31) о предоставлении земельного участка на пересечении автодороги Стерлитамак - Стерлибашево и улицы Школьная в селе Новая Отрадовка Стерлитамакского района Республики Башкортостан для обустройства некоммерческой парковки автомобилей.
Из содержания указанного заявления следует, что земельный участок испрашивался заявителем для целей, не связанных со строительством.
Указанная цель использования земельного участка следует из градостроительного заключения по условиям предоставления земельного участка от 28.01.2014 (т. 1 л.д. 38) - "для размещения автостоянки для временного хранения индивидуальных легковых автомобилей" и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (т. 1 л.д. 72).
Таким образом, девелоперской компанией была инициирована процедура предоставления земельного участка в порядке, предусмотренном нормой ст. 34 ЗК РФ.
Одновременно в орган местного самоуправления с заявлением от 04.12.2014 (т. 1 л.д. 130) обратилась мусульманская организация с целью предоставления земельного участка для строительства мечети.
Таким образом, третьим лицом была инициирована процедура предоставления земельного участка в порядке, предусмотренном нормой ст. 30 - 31 ЗК РФ.
В силу п. п. 10 и 11 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ одними из принципов земельного законодательства являются принцип дифференцированного подхода к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы, а также принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Поскольку иные нормы действующего земельного законодательства не определяют полномочия уполномоченных органов в случае подачи заявок двух претендентов на один и тот же земельный участок для различных целей использования, апелляционная коллегия полагает, что вопрос о предоставлении земельного участка одному из заявителей подлежит разрешению с учетом указанных принципов.
В силу п. 1 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений; территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Согласно ч. 2 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления районов в области градостроительной деятельности, в числе прочего, относятся подготовка и утверждение документов территориального планирования муниципальных районов; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования муниципальных районов; утверждение правил землепользования и застройки соответствующих межселенных территорий.
Обязанность органа местного самоуправления обеспечить выбор земельного участка с учетом документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории предусмотрена также нормой п. 2 ст. 31 ЗК РФ.
Из обжалуемого заявителем отказа Администрации (т. 1 л.д. 71) следует, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории послужило начало формирования земельного участка для строительства мечети по заявлению третьего лица в соответствии с документами территориального планирования муниципального образования, а также планов комплексного социально-экономического развития муниципального образования.
Вопрос о предоставлении земельного участка в порядке ст. ст. 30 - 31 ЗК РФ для целей строительства мечети был решен на заседании градостроительного совета муниципального района Стерлитамакский район (т. 1 л.д. 135).
Согласно протоколу приходского собрания мусульманской организации от 19.11.2013 (т. 1 л.д. 131) процедура обращения в орган местного самоуправления с целью предоставления земельного участка в аренду для строительства мечети была инициирована членами прихода.
С учетом изложенных обстоятельств следует сделать вывод о том, что разрешение органом местного самоуправления вопроса о приоритетном предоставлении земельного участка было осуществлено с учетом наличия у муниципального образования полномочий в сфере градостроительной деятельности, а также с учетом принципов дифференцированного подхода к установлению правового режима земель и сочетания интересов общества и законных интересов граждан.
Органом местного самоуправления было размещено публичное информирование населения о предстоящем предоставлении земельного участка (т. 1 л.д. 137), на которое было подано заявление мусульманской организации (т. 1 л.д. 138).
Заявитель намерение приобрести земельный участок для целей, указанных в публикации, не выразил.
Таким образом, основания для предоставления земельного участка девелоперской компании на основании поданного ею заявления от 04.12.2013 у органа местного самоуправления отсутствовали, ввиду чего в удовлетворении требований заявителя по настоящему делу судом первой инстанции отказано обоснованно.
Доводы апеллянта о том, что судом не дана оценка тому обстоятельству, что заявление жителей села Новая Отрадовка содержит просьбу о предоставлении земельного участка по адресу ул. Матросова, 85, подлежат отклонению, поскольку в отсутствие в материалах дела доказательств того, что заявитель являлся претендентом на земельный участок для целей, указанных в публичном информировании (т. 1 л.д. 137), указанное обстоятельство не имеет правового значения.
Кроме того, в силу п. 2 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта.
Как следует из акта N 157 выбора земельного участка (т. 1 л.д. 139), органом местного самоуправления определялось два варианта размещения объекта строительства (мечети) - на ул. Школьная и на ул. Матросова, и было принято решение с учетом мотивов, изложенных в акте, о том, что единственным вариантом является размещение объекта по ул. Школьная.
Таким образом, в отсутствие возражений мусульманской организации нарушения в действиях органа местного самоуправления в части определения иного места размещения объекта строительства не имеется.
Ссылки апеллянта на то, что на заявлении девелоперской компании от 04.12.2013 главой муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан поставлена резолюция о принятии решения по заявлению в соответствии с законом, тогда как на заявлении жителей села такая резолюция отсутствует, отклоняется, поскольку наличие указанной резолюции с учетом установленной нормой ст. 34 и ст. 30 - 31 ЗК РФ процедуры предоставления земельных участков нельзя считать решением органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка заявителю.
По тем же основаниям отклоняются ссылки заявителя на выполнение им схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и утверждение градостроительного заключения.
Апелляционный суд при разрешении настоящего спора также учитывает, что на момент рассмотрения апелляционной жалобы между Администрацией и мусульманской организацией оформлен договор безвозмездного срочного пользования от 13.11.2014, ввиду чего права заявителя не могут быть восстановлены удовлетворением заявленных требований, поскольку их удовлетворение повлечет разрешение спора о праве на земельный участок, который, с учетом подписанного договора безвозмездного пользования, не может быть разрешен в порядке главы 24 АПК РФ.
В силу изложенных обстоятельств оснований для отмены решения суда первой инстанции апелляционной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.10.2014 по делу N А07-10079/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Девелоперская компания "КЕДР" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
Судьи
И.Ю.СОКОЛОВА
Л.А.СУСПИЦИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)