Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Киричек Ю.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11160/2014) индивидуального предпринимателя Крицкого Александра Владимировича на решение Арбитражного суда Тюменской области от 26.08.2014 по делу N А70-6040/2014 (судья Коряковцева О.В.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Крицкого Александра Владимировича
к Департаменту земельных отношений и градостроительства Администрации г. Тюмени
о признании недействительным (незаконным) действия, выраженного в форме письма от 21.04.2014 N 14-07-2354, содержащего отказ в предоставлении земельного участка; о признании незаконным бездействия, выраженного в не изготовлении и не утверждении схемы расположения земельного участка по заявлению от 07.04.2014 N 10,
судебное разбирательство проведено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
индивидуальный предприниматель Крицкий А.В. (далее по тексту - заявитель, предприниматель, ИП Крицкий А.В.) обратился в арбитражный суд с заявлением к Департаменту земельных отношений и градостроительства Администрации г. Тюмени (далее по тексту - заинтересованное лицо, департамент) о признании недействительным (незаконным) действия, выраженного в форме письма от 21.04.2014 N 14-07-2354, содержащего отказ в предоставлении земельного участка; о признании незаконным бездействия, выраженного в не изготовлении и не утверждении схемы расположения земельного участка по заявлению от 07.04.2014 N 10.
Решением по делу Арбитражный суд Тюменской области отказал в удовлетворении заявленных предпринимателем требований.
Мотивируя принятое решение, суд первой инстанции исходил из того, что решение об образовании земельного участка за счет объединения земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0217001:331, 72:23:0217001:332, 72:23:0217001:333 не может быть заменено решением заинтересованного лица о выдаче заявителю схемы расположения испрашиваемого земельного участка. При этом суд первой инстанции отметил, что лицо, не являющееся пользователем земельного участка, не сможет обратиться в уполномоченный орган на проведение кадастрового учета за постановкой такого земельного участка на кадастровый учет. В связи с этим, суд первой инстанции пришел к выводу, что незаконное бездействие, выраженное в не изготовлении и не утверждении схемы расположения земельного участка по заявлению предпринимателя от 07.04.2014 N 10, со стороны департамента отсутствует.
Не согласившись с принятым решением, ИП Крицкий А.В., обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы предприниматель указывает, что Департаментом незаконно отказано предпринимателю в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка, поскольку статья 34 Земельного кодекса Российской Федерации не предусматривает возможность не утверждения и невыдачи органом местного самоуправления заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. При этом, как отмечает податель жалобы, данная норма также не предусматривает возможность принятия уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка (об отказе в предоставлении) до утверждения и выдачи схемы, до осуществления государственного кадастрового учета земельного участка заявителем, до предоставления им кадастрового паспорта земельного участка. Вместе с тем, как полагает предприниматель, департаментом в нарушение положений вышеуказанной нормы принято решение об отказе в предоставлении земельного участка до утверждения и выдачи схемы.
При этом, по мнению подателя жалобы, об обоснованности его позиции свидетельствует судебная практика, в частности, постановление Восьмого арбитражного суда от 21.08.2014 по делу N А70-13012/2013.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ИП Крицкий А.В. 07.04.2014 обратился в департамент с заявлением N 10 о предоставлении в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации в собственность для целей, не связанных со строительством (организация платной автостоянки), земельного участка, ориентировочной площадью 3000-4000 кв. м, образуемого за счет объединения земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0217001:331, 72:23:0217001:332, 72:23:0217001:333.
По результатам рассмотрения данного заявления департамент письмом от 21.04.2014 N 14-07-235 отказал предпринимателю в предоставлении испрашиваемого земельного участка, в связи с нахождением указанных выше земельных участков в безвозмездном срочном пользовании третьих лиц и предоставлением данных участков в целях удовлетворения потребностей населения в местах для парковки личного автотранспорта, а также отсутствием документов, необходимых для рассмотрения заявления, установленных пунктом 2.12.1 Административного регламента предоставления муниципальных услуг в сфере земельных отношений, утвержденного Постановлением Администрации города Тюмени 01.08.2011 N 81-пк.
Не согласившись с данным отказом, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
26.08.2014 Арбитражным судом Тюменской области принято обжалуемое предпринимателем в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Из содержания статей 30 и 34 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, возможно как для целей осуществления строительства, так и для целей, не связанных со строительством.
В соответствии с пунктами 2, 3, 4, 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр (пункт 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
В соответствии с пунктом 4.1 Положения о порядке управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города Тюмени, утвержденным Решением Тюменской городской Думы от 31.05.2007 N 575 (далее по тексту - Положение N 575), земельные участки из земель, находящихся в собственности города Тюмени, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, юридическим лицам - в постоянное (бессрочное) пользование, гражданам и юридическим лицам - в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных действующим законодательством".
Согласно пункту 5.1 указанного Положения предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в собственности города Тюмени, осуществляется в соответствии с административным регламентом, утвержденным муниципальным правовым актом Администрации города Тюмени.
Распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Тюмени, осуществляется в зависимости от видов использования земельных участков (пункт 5.2 Положения N 575).
В силу пункта 5.2.1 того же Положения при принятии решений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, применяются следующие критерии предоставления земельных участков:
- - соответствие цели использования испрашиваемого земельного участка видам разрешенного использования, установленным документами градостроительного зонирования для соответствующей территориальной зоны;
- - соответствие размера испрашиваемого земельного участка предельным размерам земельных участков, установленным действующим законодательством, муниципальными правовыми актами города Тюмени.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции правомерно заключил, что статья 34 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает лишь общие положения предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, которые конкретизируются в подзаконных нормативных актах, в том числе, в указанном Положении, а также в соответствующем административном регламенте, утвержденном муниципальным правовым актом Администрации города Тюмени.
При этом статья 34 Земельного кодекса Российской Федерации предоставляет право уполномоченному органу, в данном случае департаменту, определить, на каком праве предоставить лицу испрашиваемый земельный участок - на праве аренды или на праве собственности, из чего следует, что обязанность предоставить участки ИП Крицкому А.В. именно в собственность, вопреки утверждениям подателя жалобы, у департамента отсутствует.
Административной регламент предоставления муниципальных услуг в сфере земельных отношений, утвержденный Постановлением Администрации города Тюмени 01.08.2011 N 81-пк (далее по тексту - Административный регламент), устанавливает порядок и стандарт предоставления следующих муниципальных услуг:
- по рассмотрению заявлений и принятию решений о предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта;
- по предоставлению земельных участков для индивидуального жилищного строительства в аренду, без проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды такого земельного участка;
- по предоставлению земельных участков для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;
- по рассмотрению заявлений и принятию решений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, - для садовых, огородных или дачных земельных участков, а также земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, для ведения личного подсобного хозяйства;
- по рассмотрению заявлений и принятию решений о предоставлении земельных участков, на которых расположены временные объекты (постройки, киоски, навесы, летние кафе и другие подобные постройки), а также для возведения данных объектов;
- по рассмотрению заявлений об обследовании земельных участков, затопляемых паводковыми и (или) грунтовыми водами, в целях освобождения от налогообложения;
- по рассмотрению заявлений и принятию решений о предоставлении земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения.
В связи с тем, что ИП Крицкий А.В. обратился за предоставлением испрашиваемого земельного участка для целей организации стоянки для транспортных средств на платной основе, то, по верному замечанию суда первой инстанции, заявление было правомерно рассмотрено заинтересованным лицом в рамках муниципальной услуги по рассмотрению заявлений и принятию решений о предоставлении земельных участков, на которых расположены временные объекты (постройки, киоски, навесы, летние кафе и другие подобные постройки), а также для возведения данных объектов.
В соответствии с пунктом 2.12.1 Административного регламента для предоставления муниципальной услуги по рассмотрению заявлений и принятию решений о предоставлении земельных участков, на которых расположены временные объекты (постройки, киоски, навесы, летние кафе и другие подобные постройки), а также для возведения данных объектов устанавливается следующий исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для ее оказания:
а) заявление о предоставлении земельного участка по форме согласно приложениям 16, 17 к Регламенту (далее - заявление о предоставлении земельного участка) (если заявление подается в электронном виде - по форме, размещенной на Портале государственных и муниципальных услуг);
б) документ, удостоверяющий личность заявителя или его представителя (подлежит возврату заявителю (представителю заявителя) после удостоверения его личности при личном приеме);
в) документ, удостоверяющий полномочия представителя заявителя, в случае подачи заявления представителем заявителя;
г) правоустанавливающие документы на временный объект в случаях перехода прав на объект (договор купли-продажи, иные документы) при предоставлении земельного участка, на котором расположен временный объект (при предоставлении земельного участка для возведения временного объекта - при наличии);
д) кадастровый паспорт земельного участка (при наличии);
е) схема с обозначением места размещения временного объекта (в случае отсутствия утвержденной схемы размещения временных объектов на территории города Тюмени);
ж) в случае возведения временного объекта индивидуальный эскизный проект временного объекта, разработанный в соответствии с требованиями, установленными муниципальным правовым актом "О порядке размещения временных объектов на территории города Тюмени", либо типовой эскизный проект временного объекта;
з) выписка из единого государственного реестра юридических лиц (или выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей);
и) письменное согласие (разрешение) на размещение временного объекта в охранной зоне (зоне санитарной охраны) линейных объектов (сетей электро-, газо-, водо-, теплоснабжения, водоотведения и иные) в случае, если размещение временного объекта в таких зонах допускается законодательством Российской Федерации, подзаконными актами только при наличии указанного согласия (разрешения) (при размещении временного объекта согласно утвержденной схеме предоставление документа не требуется);
к) документы, подтверждающие согласование с бассейновым органом государственного управления на внутреннем водном транспорте, при предоставлении земельного участка, расположенного в пределах береговой полосы (при размещении временного объекта согласно утвержденной схеме предоставление документа не требуется);
л) документы, подтверждающие наличие стационарного объекта торговли и общественного питания у заявителя (в случае размещения летнего кафе на территории, прилегающей к стационарным объектам торговли и общественного питания).
Пунктом 2.20.1 Административного регламента определены основания для отказа в предоставлении земельного участка под временный объект либо для размещения временного объекта.
Как верно отмечает суд первой инстанции, в данном случае, основаниями для отказа в предоставлении земельных участков заявителю послужили подпункты "б", "ж", "п" пункта 2.20.1 Административного регламента, а именно:
б) нахождение испрашиваемого земельного участка в собственности, аренде, постоянном (бессрочном) пользовании, безвозмездном (срочном) пользовании третьих лиц, в том числе согласование предоставления указанного земельного участка Совместной комиссией по выработке решений о предоставлении и передаче земельных участков юридическим лицам и гражданам;
ж) непредставление документов, которые в соответствии с пунктом 2.13 Регламента должны представляться в обязательном порядке, либо их предоставление с нарушением требований, указанных в пункте 2.15 Регламента, либо отсутствие документов, необходимых для рассмотрения заявления и установленных пунктом 2.12.1 Регламента;
п) размещение временного объекта предполагается на территориях, специально предназначенных для парковки автотранспорта (за исключением случая предоставления земельного участка под существующий временный объект - автомобильная стоянка);
Как следует из пункта 3.10.1.3 Административного регламента при наличии оснований для отказа в предоставлении земельного участка, предусмотренных пунктом 2.20.1 Административного регламента, должностное лицо департамента, которому поручено рассмотрение заявления о предоставлении земельного участка, готовит проект письменного сообщения об отказе в предоставлении муниципальной услуги.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, приказами Департамента земельных ресурсов администрации г. Тюмени от 29.10.2013 NN 468 467, от 01.11.2013 N 472 спорные земельные участки с кадастровыми номерами 72:23:0217001:331, 72:23:0217001:332 и 72:23:0217001:333, за счет объединения которых ИП Крицкий А.В. просит обеспечить ему выбор земельного участка, предоставлены Департаменту дорожной инфраструктуры и транспорта администрации г. Тюмени в безвозмездное срочное пользование для благоустройства территории с организацией парковочных мест (без права капитального строительства).
На основании указанных приказов между Департаментом земельных ресурсов администрации г. Тюмени и Департаментом дорожной инфраструктуры и транспорта администрации г. Тюмени были заключены договоры безвозмездного срочного пользования указанными участками от 30.10.2013 N 1934/14-10-М, от 01.11.2013 N 1935/14-10-М, от 30.10.2013 N 1932/14-10-М.
При этом, как верно отмечает суд первой инстанции, заявитель ошибочно полагает, что нахождение участка на праве безвозмездного срочного пользования у органа местного самоуправления, в частности, Департамента дорожной инфраструктуры и транспорта администрации г. Тюмени, не относится к основаниям для отказа в предоставлении этого же земельного участка другому лицу.
Так, согласно пункту 11 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Порядок организации работы Администрации города Тюмени по реализации полномочий по предоставлению земельных участков, на которых расположены временные объекты (постройки, киоски, навесы, летние кафе и другие подобные постройки), а также для возведения данных объектов определен Положением об управлении и распоряжении земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города Тюмени, утв. Постановлением Администрации города Тюмени от 06.07.2007 N 16-пк (далее по тексту - Положение N 16-пк).
Согласно подпункту "б" пункта 4.1.6 указанного Положения N 16-пк основаниями для отказа в предоставлении земельного участка под временный объект являются: нахождение испрашиваемого земельного участка в собственности, аренде, постоянном (бессрочном) пользовании, безвозмездном (срочном) пользовании третьих лиц.
При наличии оснований, предусмотренных пунктом 4.1.6 настоящего Положения, уполномоченный орган в месячный срок со дня поступления заявления письменно уведомляет заявителя об отказе в предоставлении земельного участка под временный объект посредством направления уведомления по почте на адрес, указанный в заявлении, либо на электронный адрес, указанный в заявлении (в случае поступления заявления в электронном виде) (пункт 4.1.3.1 Положения N 16-пк).
Поскольку материалами дела подтверждается, что испрашиваемые земельные участки в настоящее время находятся в муниципальной собственности, и предоставлены на праве безвозмездного срочного пользования в целях обеспечения нужд населения города Тюмени; на участках выполняются работы по благоустройству указанной территории с целью создания бесплатных парковочных мест; территории данных участков в настоящее время открыты для использования в отношении неограниченного круга лиц, при этом предоставление испрошенных земельных участков под временный объект - платная автостоянка в собственность не предусмотрено действующими актами, а предоставлению участков в аренду препятствует наличие вышеуказанных обстоятельств, то суд первой инстанции верно заключил, что решение департамента, изложенное в письме от 21.04.2014 N 14-07-2354, об отказе в предоставлении земельного участка соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Доводы подателя жалобы о незаконном бездействии департамента, выраженного в не изготовлении и не утверждении схемы расположения земельного участка по заявлению от 07.04.2014 N 10, судом апелляционной инстанции также отклоняются в силу следующего.
Как верно отмечает суд первой инстанции, требования ИП Крицкого А.В. основываются на необходимости объединения земельного участка для предоставления образованного участка для целей, не связанных со строительством в порядке, предусмотренном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Однако, пункт 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации распространяется на случаи, если земельный участок не сформирован и не поставлен на кадастровый учет.
Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, указанные земельные участки уже сформированы и поставлены на кадастровый учет.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации указанные решения об образовании земельных участков могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, необходимы следующие документы: 1) кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; 2) правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно заключил, что решение об образовании земельного участка за счет объединения земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0217001:331, 72:23:0217001:332, 72:23:0217001:333 не может быть заменено решением департамента о выдаче заявителю схемы расположения испрашиваемого земельного участка. При этом, как верно отмечает суд первой инстанции, лицо, не являющееся пользователем земельного участка, не сможет обратиться в уполномоченный орган на проведение кадастрового учета за постановкой такого земельного участка на кадастровый учет.
Таким образом, незаконное бездействие, выраженное в не изготовлении и не утверждении схемы расположения земельного участка по заявлению от 07.04.2014 N 10, со стороны заинтересованного лица, по верному замечанию суда первой инстанции, также отсутствует.
Ссылка заявителя на судебную практику, как в подтверждение своей позиции, в частности на постановление Восьмого арбитражного суда от 21.08.2014 по делу N А70-13012/2013, судом апелляционной инстанции не принимается во внимание, поскольку вышеуказанный судебный акт принят по обстоятельствам, отличающимся от обстоятельств настоящего спора.
При данных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, отказав в удовлетворении требований предпринимателя, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба общества удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 26.08.2014 по делу N А70-6040/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Н.Е.ИВАНОВА
Судьи
Ю.Н.КИРИЧЕК
О.Ю.РЫЖИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.12.2014 N 08АП-11160/2014 ПО ДЕЛУ N А70-6040/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 декабря 2014 г. N 08АП-11160/2014
Дело N А70-6040/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Киричек Ю.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11160/2014) индивидуального предпринимателя Крицкого Александра Владимировича на решение Арбитражного суда Тюменской области от 26.08.2014 по делу N А70-6040/2014 (судья Коряковцева О.В.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Крицкого Александра Владимировича
к Департаменту земельных отношений и градостроительства Администрации г. Тюмени
о признании недействительным (незаконным) действия, выраженного в форме письма от 21.04.2014 N 14-07-2354, содержащего отказ в предоставлении земельного участка; о признании незаконным бездействия, выраженного в не изготовлении и не утверждении схемы расположения земельного участка по заявлению от 07.04.2014 N 10,
судебное разбирательство проведено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
индивидуальный предприниматель Крицкий А.В. (далее по тексту - заявитель, предприниматель, ИП Крицкий А.В.) обратился в арбитражный суд с заявлением к Департаменту земельных отношений и градостроительства Администрации г. Тюмени (далее по тексту - заинтересованное лицо, департамент) о признании недействительным (незаконным) действия, выраженного в форме письма от 21.04.2014 N 14-07-2354, содержащего отказ в предоставлении земельного участка; о признании незаконным бездействия, выраженного в не изготовлении и не утверждении схемы расположения земельного участка по заявлению от 07.04.2014 N 10.
Решением по делу Арбитражный суд Тюменской области отказал в удовлетворении заявленных предпринимателем требований.
Мотивируя принятое решение, суд первой инстанции исходил из того, что решение об образовании земельного участка за счет объединения земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0217001:331, 72:23:0217001:332, 72:23:0217001:333 не может быть заменено решением заинтересованного лица о выдаче заявителю схемы расположения испрашиваемого земельного участка. При этом суд первой инстанции отметил, что лицо, не являющееся пользователем земельного участка, не сможет обратиться в уполномоченный орган на проведение кадастрового учета за постановкой такого земельного участка на кадастровый учет. В связи с этим, суд первой инстанции пришел к выводу, что незаконное бездействие, выраженное в не изготовлении и не утверждении схемы расположения земельного участка по заявлению предпринимателя от 07.04.2014 N 10, со стороны департамента отсутствует.
Не согласившись с принятым решением, ИП Крицкий А.В., обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы предприниматель указывает, что Департаментом незаконно отказано предпринимателю в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка, поскольку статья 34 Земельного кодекса Российской Федерации не предусматривает возможность не утверждения и невыдачи органом местного самоуправления заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. При этом, как отмечает податель жалобы, данная норма также не предусматривает возможность принятия уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка (об отказе в предоставлении) до утверждения и выдачи схемы, до осуществления государственного кадастрового учета земельного участка заявителем, до предоставления им кадастрового паспорта земельного участка. Вместе с тем, как полагает предприниматель, департаментом в нарушение положений вышеуказанной нормы принято решение об отказе в предоставлении земельного участка до утверждения и выдачи схемы.
При этом, по мнению подателя жалобы, об обоснованности его позиции свидетельствует судебная практика, в частности, постановление Восьмого арбитражного суда от 21.08.2014 по делу N А70-13012/2013.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ИП Крицкий А.В. 07.04.2014 обратился в департамент с заявлением N 10 о предоставлении в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации в собственность для целей, не связанных со строительством (организация платной автостоянки), земельного участка, ориентировочной площадью 3000-4000 кв. м, образуемого за счет объединения земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0217001:331, 72:23:0217001:332, 72:23:0217001:333.
По результатам рассмотрения данного заявления департамент письмом от 21.04.2014 N 14-07-235 отказал предпринимателю в предоставлении испрашиваемого земельного участка, в связи с нахождением указанных выше земельных участков в безвозмездном срочном пользовании третьих лиц и предоставлением данных участков в целях удовлетворения потребностей населения в местах для парковки личного автотранспорта, а также отсутствием документов, необходимых для рассмотрения заявления, установленных пунктом 2.12.1 Административного регламента предоставления муниципальных услуг в сфере земельных отношений, утвержденного Постановлением Администрации города Тюмени 01.08.2011 N 81-пк.
Не согласившись с данным отказом, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
26.08.2014 Арбитражным судом Тюменской области принято обжалуемое предпринимателем в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Из содержания статей 30 и 34 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, возможно как для целей осуществления строительства, так и для целей, не связанных со строительством.
В соответствии с пунктами 2, 3, 4, 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр (пункт 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
В соответствии с пунктом 4.1 Положения о порядке управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города Тюмени, утвержденным Решением Тюменской городской Думы от 31.05.2007 N 575 (далее по тексту - Положение N 575), земельные участки из земель, находящихся в собственности города Тюмени, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, юридическим лицам - в постоянное (бессрочное) пользование, гражданам и юридическим лицам - в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных действующим законодательством".
Согласно пункту 5.1 указанного Положения предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в собственности города Тюмени, осуществляется в соответствии с административным регламентом, утвержденным муниципальным правовым актом Администрации города Тюмени.
Распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Тюмени, осуществляется в зависимости от видов использования земельных участков (пункт 5.2 Положения N 575).
В силу пункта 5.2.1 того же Положения при принятии решений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, применяются следующие критерии предоставления земельных участков:
- - соответствие цели использования испрашиваемого земельного участка видам разрешенного использования, установленным документами градостроительного зонирования для соответствующей территориальной зоны;
- - соответствие размера испрашиваемого земельного участка предельным размерам земельных участков, установленным действующим законодательством, муниципальными правовыми актами города Тюмени.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции правомерно заключил, что статья 34 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает лишь общие положения предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, которые конкретизируются в подзаконных нормативных актах, в том числе, в указанном Положении, а также в соответствующем административном регламенте, утвержденном муниципальным правовым актом Администрации города Тюмени.
При этом статья 34 Земельного кодекса Российской Федерации предоставляет право уполномоченному органу, в данном случае департаменту, определить, на каком праве предоставить лицу испрашиваемый земельный участок - на праве аренды или на праве собственности, из чего следует, что обязанность предоставить участки ИП Крицкому А.В. именно в собственность, вопреки утверждениям подателя жалобы, у департамента отсутствует.
Административной регламент предоставления муниципальных услуг в сфере земельных отношений, утвержденный Постановлением Администрации города Тюмени 01.08.2011 N 81-пк (далее по тексту - Административный регламент), устанавливает порядок и стандарт предоставления следующих муниципальных услуг:
- по рассмотрению заявлений и принятию решений о предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта;
- по предоставлению земельных участков для индивидуального жилищного строительства в аренду, без проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды такого земельного участка;
- по предоставлению земельных участков для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;
- по рассмотрению заявлений и принятию решений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, - для садовых, огородных или дачных земельных участков, а также земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, для ведения личного подсобного хозяйства;
- по рассмотрению заявлений и принятию решений о предоставлении земельных участков, на которых расположены временные объекты (постройки, киоски, навесы, летние кафе и другие подобные постройки), а также для возведения данных объектов;
- по рассмотрению заявлений об обследовании земельных участков, затопляемых паводковыми и (или) грунтовыми водами, в целях освобождения от налогообложения;
- по рассмотрению заявлений и принятию решений о предоставлении земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения.
В связи с тем, что ИП Крицкий А.В. обратился за предоставлением испрашиваемого земельного участка для целей организации стоянки для транспортных средств на платной основе, то, по верному замечанию суда первой инстанции, заявление было правомерно рассмотрено заинтересованным лицом в рамках муниципальной услуги по рассмотрению заявлений и принятию решений о предоставлении земельных участков, на которых расположены временные объекты (постройки, киоски, навесы, летние кафе и другие подобные постройки), а также для возведения данных объектов.
В соответствии с пунктом 2.12.1 Административного регламента для предоставления муниципальной услуги по рассмотрению заявлений и принятию решений о предоставлении земельных участков, на которых расположены временные объекты (постройки, киоски, навесы, летние кафе и другие подобные постройки), а также для возведения данных объектов устанавливается следующий исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для ее оказания:
а) заявление о предоставлении земельного участка по форме согласно приложениям 16, 17 к Регламенту (далее - заявление о предоставлении земельного участка) (если заявление подается в электронном виде - по форме, размещенной на Портале государственных и муниципальных услуг);
б) документ, удостоверяющий личность заявителя или его представителя (подлежит возврату заявителю (представителю заявителя) после удостоверения его личности при личном приеме);
в) документ, удостоверяющий полномочия представителя заявителя, в случае подачи заявления представителем заявителя;
г) правоустанавливающие документы на временный объект в случаях перехода прав на объект (договор купли-продажи, иные документы) при предоставлении земельного участка, на котором расположен временный объект (при предоставлении земельного участка для возведения временного объекта - при наличии);
д) кадастровый паспорт земельного участка (при наличии);
е) схема с обозначением места размещения временного объекта (в случае отсутствия утвержденной схемы размещения временных объектов на территории города Тюмени);
ж) в случае возведения временного объекта индивидуальный эскизный проект временного объекта, разработанный в соответствии с требованиями, установленными муниципальным правовым актом "О порядке размещения временных объектов на территории города Тюмени", либо типовой эскизный проект временного объекта;
з) выписка из единого государственного реестра юридических лиц (или выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей);
и) письменное согласие (разрешение) на размещение временного объекта в охранной зоне (зоне санитарной охраны) линейных объектов (сетей электро-, газо-, водо-, теплоснабжения, водоотведения и иные) в случае, если размещение временного объекта в таких зонах допускается законодательством Российской Федерации, подзаконными актами только при наличии указанного согласия (разрешения) (при размещении временного объекта согласно утвержденной схеме предоставление документа не требуется);
к) документы, подтверждающие согласование с бассейновым органом государственного управления на внутреннем водном транспорте, при предоставлении земельного участка, расположенного в пределах береговой полосы (при размещении временного объекта согласно утвержденной схеме предоставление документа не требуется);
л) документы, подтверждающие наличие стационарного объекта торговли и общественного питания у заявителя (в случае размещения летнего кафе на территории, прилегающей к стационарным объектам торговли и общественного питания).
Пунктом 2.20.1 Административного регламента определены основания для отказа в предоставлении земельного участка под временный объект либо для размещения временного объекта.
Как верно отмечает суд первой инстанции, в данном случае, основаниями для отказа в предоставлении земельных участков заявителю послужили подпункты "б", "ж", "п" пункта 2.20.1 Административного регламента, а именно:
б) нахождение испрашиваемого земельного участка в собственности, аренде, постоянном (бессрочном) пользовании, безвозмездном (срочном) пользовании третьих лиц, в том числе согласование предоставления указанного земельного участка Совместной комиссией по выработке решений о предоставлении и передаче земельных участков юридическим лицам и гражданам;
ж) непредставление документов, которые в соответствии с пунктом 2.13 Регламента должны представляться в обязательном порядке, либо их предоставление с нарушением требований, указанных в пункте 2.15 Регламента, либо отсутствие документов, необходимых для рассмотрения заявления и установленных пунктом 2.12.1 Регламента;
п) размещение временного объекта предполагается на территориях, специально предназначенных для парковки автотранспорта (за исключением случая предоставления земельного участка под существующий временный объект - автомобильная стоянка);
Как следует из пункта 3.10.1.3 Административного регламента при наличии оснований для отказа в предоставлении земельного участка, предусмотренных пунктом 2.20.1 Административного регламента, должностное лицо департамента, которому поручено рассмотрение заявления о предоставлении земельного участка, готовит проект письменного сообщения об отказе в предоставлении муниципальной услуги.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, приказами Департамента земельных ресурсов администрации г. Тюмени от 29.10.2013 NN 468 467, от 01.11.2013 N 472 спорные земельные участки с кадастровыми номерами 72:23:0217001:331, 72:23:0217001:332 и 72:23:0217001:333, за счет объединения которых ИП Крицкий А.В. просит обеспечить ему выбор земельного участка, предоставлены Департаменту дорожной инфраструктуры и транспорта администрации г. Тюмени в безвозмездное срочное пользование для благоустройства территории с организацией парковочных мест (без права капитального строительства).
На основании указанных приказов между Департаментом земельных ресурсов администрации г. Тюмени и Департаментом дорожной инфраструктуры и транспорта администрации г. Тюмени были заключены договоры безвозмездного срочного пользования указанными участками от 30.10.2013 N 1934/14-10-М, от 01.11.2013 N 1935/14-10-М, от 30.10.2013 N 1932/14-10-М.
При этом, как верно отмечает суд первой инстанции, заявитель ошибочно полагает, что нахождение участка на праве безвозмездного срочного пользования у органа местного самоуправления, в частности, Департамента дорожной инфраструктуры и транспорта администрации г. Тюмени, не относится к основаниям для отказа в предоставлении этого же земельного участка другому лицу.
Так, согласно пункту 11 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Порядок организации работы Администрации города Тюмени по реализации полномочий по предоставлению земельных участков, на которых расположены временные объекты (постройки, киоски, навесы, летние кафе и другие подобные постройки), а также для возведения данных объектов определен Положением об управлении и распоряжении земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города Тюмени, утв. Постановлением Администрации города Тюмени от 06.07.2007 N 16-пк (далее по тексту - Положение N 16-пк).
Согласно подпункту "б" пункта 4.1.6 указанного Положения N 16-пк основаниями для отказа в предоставлении земельного участка под временный объект являются: нахождение испрашиваемого земельного участка в собственности, аренде, постоянном (бессрочном) пользовании, безвозмездном (срочном) пользовании третьих лиц.
При наличии оснований, предусмотренных пунктом 4.1.6 настоящего Положения, уполномоченный орган в месячный срок со дня поступления заявления письменно уведомляет заявителя об отказе в предоставлении земельного участка под временный объект посредством направления уведомления по почте на адрес, указанный в заявлении, либо на электронный адрес, указанный в заявлении (в случае поступления заявления в электронном виде) (пункт 4.1.3.1 Положения N 16-пк).
Поскольку материалами дела подтверждается, что испрашиваемые земельные участки в настоящее время находятся в муниципальной собственности, и предоставлены на праве безвозмездного срочного пользования в целях обеспечения нужд населения города Тюмени; на участках выполняются работы по благоустройству указанной территории с целью создания бесплатных парковочных мест; территории данных участков в настоящее время открыты для использования в отношении неограниченного круга лиц, при этом предоставление испрошенных земельных участков под временный объект - платная автостоянка в собственность не предусмотрено действующими актами, а предоставлению участков в аренду препятствует наличие вышеуказанных обстоятельств, то суд первой инстанции верно заключил, что решение департамента, изложенное в письме от 21.04.2014 N 14-07-2354, об отказе в предоставлении земельного участка соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Доводы подателя жалобы о незаконном бездействии департамента, выраженного в не изготовлении и не утверждении схемы расположения земельного участка по заявлению от 07.04.2014 N 10, судом апелляционной инстанции также отклоняются в силу следующего.
Как верно отмечает суд первой инстанции, требования ИП Крицкого А.В. основываются на необходимости объединения земельного участка для предоставления образованного участка для целей, не связанных со строительством в порядке, предусмотренном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Однако, пункт 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации распространяется на случаи, если земельный участок не сформирован и не поставлен на кадастровый учет.
Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, указанные земельные участки уже сформированы и поставлены на кадастровый учет.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации указанные решения об образовании земельных участков могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, необходимы следующие документы: 1) кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; 2) правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно заключил, что решение об образовании земельного участка за счет объединения земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0217001:331, 72:23:0217001:332, 72:23:0217001:333 не может быть заменено решением департамента о выдаче заявителю схемы расположения испрашиваемого земельного участка. При этом, как верно отмечает суд первой инстанции, лицо, не являющееся пользователем земельного участка, не сможет обратиться в уполномоченный орган на проведение кадастрового учета за постановкой такого земельного участка на кадастровый учет.
Таким образом, незаконное бездействие, выраженное в не изготовлении и не утверждении схемы расположения земельного участка по заявлению от 07.04.2014 N 10, со стороны заинтересованного лица, по верному замечанию суда первой инстанции, также отсутствует.
Ссылка заявителя на судебную практику, как в подтверждение своей позиции, в частности на постановление Восьмого арбитражного суда от 21.08.2014 по делу N А70-13012/2013, судом апелляционной инстанции не принимается во внимание, поскольку вышеуказанный судебный акт принят по обстоятельствам, отличающимся от обстоятельств настоящего спора.
При данных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, отказав в удовлетворении требований предпринимателя, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба общества удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 26.08.2014 по делу N А70-6040/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Н.Е.ИВАНОВА
Судьи
Ю.Н.КИРИЧЕК
О.Ю.РЫЖИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)