Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2015 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14405/2014) Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 13.10.2014 по делу N А46-3452/2014 (судья Яркова С.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Акра" (ОГРН 1075543011280, ИНН 5504201883) к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска о признании недействительным распоряжения в части,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска - Бусс Светлана Анатольевна, предъявлено удостоверение, по доверенности N 17 от 14.03.2014 сроком действия один год;
- от общества с ограниченной ответственностью "Акра" - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
- установил:
общество с ограниченной ответственностью "Акра" (далее по тексту - заявитель, Общество, ООО "Акра") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным пункта 7 распоряжения департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее - Департамент) от 24.12.2013 N 3551-р "О признании утратившим силу некоторых распоряжений департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска", которым признано утратившим силу распоряжение Департамента от 01.11.2013 N 2894-р "О предварительном согласовании места размещения гостиницы, многофункционального культурно-развлекательного комплекса, административного здания и офисов коммерческих организаций по улице Волгоградская в Кировском административном округе города Омска".
Решением Арбитражного суда Омской области от 13.10.2014 по делу N А46-3452/2014 требования Общества удовлетворены.
Мотивируя решение, суд первой инстанции указал, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта от 01.11.2013 N 2894-р было принято в соответствии с положениями статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации и на момент его принятия не противоречило нормам решения Омского городского Совета N 131 от 19.06.2013.
Не согласившись с указанным судебным актом, Департамент обратился с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 13.10.2014 по делу N А46-3452/2014 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы Департамент указал, что с момента вступления в законную силу муниципального акта, которым предусмотрено предоставление определенных земельных участков на торгах, в частности Решения N 131, спорный земельный участок не может быть представлен в ином порядке.
Так, согласно постановлению Омского городского Совета от 20.11.2013 N 655 "Об официальном толковании применения во времени Решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" (далее по тексту - Постановление N 655) со дня вступления в силу Решения N 131 в случае поступления в уполномоченный орган заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, а также при наличии на дату вступления в силу Решения N 131 в уполномоченном органе таких заявлений, независимо от стадии выполнения процедуры выбора земельного участка до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, уполномоченный орган не вправе принять решение о предварительном согласовании размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, в случае намерения заявителя осуществить строительство объекта, включенного в утвержденный Решением N 131 перечень.
В судебном заседании представитель Департамента поддержала доводы апелляционной жалобы.
До начала судебного заседания от Департамента поступило письменное ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов, а именно, постановления Администрации г. Омска от 29.12.2014 N 1820-П "О внесении изменения в распоряжение директора департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 01.11.2013 N 2894-р", заявлений Карева С.В. и ООО "Декор-Строй", копий публикаций в газете "Третья столица" N 51 (789) от 17.10.2013.
Судом апелляционной инстанции ходатайство Департамента в части приобщения к материалам дела Постановления Администрации г. Омска от 29.12.2014 N 1820-П - удовлетворено, в остальной части оставлено без удовлетворения на основании следующего.
Возможность предоставления в суд апелляционной инстанции дополнительных доказательств ограничена нормами статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, независящим от него, и суд признает эти причины уважительными (часть 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Судом апелляционной инстанции отказано в приобщении к материалам дела заявлений Карева С.В. и ООО "Декор-Строй", копий публикаций в газете "Третья столица" N 51 (789) от 17.10.2013, поскольку Департаментом не обоснована невозможность предоставления обозначенных документов в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него.
Кроме того, ООО "Акра" до начала судебного заседания было заявлено ходатайство о приостановлении производства по делу настоящему делу.
В обоснование указанного ходатайства Общество указало, что 29.01.2015 им в Арбитражный суд Омской области было подано заявление об оспаривании постановления Администрации города Омска от 29.12.2014 N 1820-п "О внесении изменения в распоряжение директора департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 24.12.2013 N 3551-р и признании утратившим силу распоряжения директора департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 01.11.2013 N 2894-р".
В силу пункта 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным судом субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом.
Приостановление производства по указанному основанию производится в случае, когда в производстве суда имеется иное дело, обстоятельства которого касаются одного и того же материального правоотношения, разрешаемые по этому делу вопросы находятся в пределах рассматриваемого арбитражным судом спора.
Объективной предпосылкой применения данной нормы является невозможность рассмотрения одного дела до принятия решения по другому делу. Такая предпосылка налицо в случае, когда указанное решение будет иметь какие-либо процессуальные или материальные последствия для разбирательства по первому делу.
Исходя из обстоятельств настоящего дела, а также принимая во внимание то обстоятельство, что Обществом не обоснована невозможность рассмотрения настоящей апелляционной жалобы до рассмотрения указанного им выше заявления и наличие какой-либо связи между настоящим спором и тем, на который ссылается Общество, суд апелляционной инстанции отказывает в удовлетворении ходатайства о приостановлении производства по настоящему делу.
ООО "Акра" заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителя Департамента, установил следующие обстоятельства.
13.03.2013 общество в соответствии со статьями 29 - 31 Земельного кодекса Российской Федерации обратилось в адрес заинтересованного лица с заявлением об обеспечении выбора земельного участка площадью 11,7 га для строительства объекта недвижимости - гостиницы, многофункционального культурно-развлекательного комплекса, административного здания и офисов коммерческих организаций, с указанием расположения земельного участка по улице Волгоградской в Кировском административном округе г. Омска.
На заседании комиссии по градостроительству и землепользованию на территории города Омска, состоявшемся 21.03.2013, по вопросу возможности предоставления испрашиваемого ООО "Акра" земельного участка было принято положительное решение (выписка из протокола N 4), о чем было сообщено заявителю письмом N 06/3466.
30.05.2013 Департамент принял распоряжение N 1060-р "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по ул. Волгоградская в Кировском административном округе города Омска".
01.11.2013 Департаментом вынесено распоряжение N 2894-р "О предварительном согласовании места размещения гостиницы, многофункционального культурно-развлекательного комплекса, административного здания и офисов коммерческих организаций по улице Волгоградская в Кировском административном округе города Омска", которым был утвержден акт о выборе земельного участка для строительства обозначенного в распоряжении объекта, предварительно согласовано место размещения объекта, ООО "Акра" рекомендовано обеспечить проведение работ по формированию земельного участка и постановке его на государственный кадастровый учет в порядке, установленном законодательством.
31.12.2013 департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска в письме N 09/15838 сообщил заявителю о том, что 24.12.2013 Департаментом принято распоряжение N 3551-р "О признании утратившим силу некоторых распоряжений департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска", которым признано утратившим силу распоряжение департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 01.11.2013 N 2894-р "О предварительном согласовании места размещения гостиницы, многофункционального культурно-развлекательного комплекса, административного здания и офисов коммерческих организаций по улице Волгоградская в Кировском административном округе города Омска".
Общество, полагая, что распоряжение Департамента от 24.12.2013 N 3551-р является незаконным и нарушающим его права и интересы в сфере экономической деятельности, обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящими требованиями.
Решением Арбитражного суда Омской области от 13.10.2014 по делу N А46-3452/2014 требования Общества удовлетворены.
Означенное решение обжалуется Департаментом в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит основания для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объектов регламентирован в статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с указанной нормой лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В силу пункта 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Отношения по распоряжению землями, их охране и использованию на территории Омской области в пределах полномочий, предоставленных органам государственной власти субъектов Российской Федерации Земельным кодексом Российской Федерации и иными актами федерального законодательства, регулируются Законом Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области".
В соответствии со статьей 9 Закона Омской области N 731-ОЗ орган местного самоуправления Омской области по обращению специально уполномоченного органа обеспечивает выбор земельного участка из земель, находящихся в собственности Омской области, оформляемый актом о выборе земельного участка для строительства, в течение шести месяцев со дня поступления такого обращения, а решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, принимается уполномоченным органом в течение одного месяца.
Следовательно, выбор земельного участка по заявлению Общества от 13.03.2013 должен был быть обеспечен не позднее шести месяцев с даты обращения заявителя с соответствующим заявлением в уполномоченный орган, то есть не позднее 13.09.2013, а решение о предварительном согласовании места размещения объекта должно было быть принято не позднее 13.10.2013.
Фактически Распоряжение N 2894-р "О предварительном согласовании места размещения объекта" было принято 01.11.2013.
Довод департамента о том, что в связи с принятием Омским городским Советом решения N 131 от 19.06.2013 предоставление заявителю земельного участка без процедуры проведения торгов не представляется возможным, подлежит отклонению.
Действительно, пунктом 1.2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Во исполнение указанной нормы Омским городским Советом принято Решение N 131 от 19.06.2013, которым был установлен соответствующий перечень объектов, для строительства которых земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Омска, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории города Омска, предоставляются исключительно на торгах.
В соответствии с Постановлением Омского городского Совета от 20.11.2013 N 655 "Об официальном толковании применения во времени Решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" со дня вступления в силу Решения N 131, в случае поступления в уполномоченный орган заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, а также при наличии на дату вступления в силу Решения N 131 в уполномоченном органе таких заявлений, независимо от стадии выполнения процедуры выбора земельного участка до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, уполномоченный орган не вправе принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, в случае намерения заявителя осуществить строительство объекта, включенного в утвержденный Решением N 131 перечень.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 2 решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах", вступившего в законную силу 29.06.2013, предоставление находящихся в муниципальной собственности города Омска земельных участков и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Омска, осуществляется исключительно на торгах в случае строительства, в том числе, гостиниц, административных зданий, офисов коммерческих организаций.
Как указывалось ранее, статьей 9 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-03 "О регулировании земельных отношений в Омской области" установлен шестимесячный срок на обеспечение выбора земельных участков для строительства, а решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, принимается уполномоченным органом в течение одного месяца.
В рассматриваемом случае, с заявлением о выборе спорного земельного участка ООО "Акра" обратилось 13.03.2013.
То есть, на момент принятия Департаментом соответствующего решения по истечении установленного шестимесячного срока предоставление испрашиваемого заявителем земельного участка, по мнению Департамента, могло быть осуществлено исключительно на торгах.
Вместе с тем, по согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяются на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
В решении Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 прямо не предусмотрено, что данный нормативный акт распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие.
Основанием возникновения правоотношений по выбору земельного участка является действие - подача Обществом заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
С соответствующим заявлением, как уже указывалось выше, Общество обратилось к Департаменту до вступления в законную силу решения от 19.06.2013 N 131.
Ссылка Департамента на Постановление N 655, согласно которому решение от 19.06.2013 N 131 имеет обратную силу, во внимание не принимается по следующим основаниям.
Как было указано выше, отношения по выбору земельного участка возникают с момента подачи лицом заявления о выборе земельного участка. Ссылаясь на указанное постановление, податель жалоб не учитывает правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20.07.2011 N 20-П, о недопустимости придания обратной силы новому регулированию, если оно ухудшает положение лица, ограничивает его права, уже существующие в конкретных правоотношениях.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 09.07.2014 по делу N А46-12475/2013.
При этом суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что в решении от 02.06.2014 по делу N А46-1716/2014, оставленном без изменения постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.08.2014, суд, признавая положения Постановления N 655 соответствующими взаимосвязанным положениям статей 1, 2, 17 (часть 1), 18, 19, 54 (часть 1 и 55 (часть 2 и 3); подпункту "к" пункта 1 статьи 72, подпункта "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации; статье 1 и пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 4 статьи 2 и пункту 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктам 1, 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 9 статьи 7 Устава города Омска, принятого решением Омского Городского Совета от 20.09.1995 N 92, также отметил, что с момента подачи соответствующего заявления у заявителя появляется право на своевременное его рассмотрение и принятие по нему соответствующего положительного либо отрицательного решения в установленный законом срок.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Доводы подателя жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем, подлежат отклонению.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы в соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, подлежащая уплате заинтересованным лицом, но от уплаты которой оно, в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено, не подлежит распределению.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
апелляционную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 13.10.2014 по делу N А46-3452/2014 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
А.Н.ЛОТОВ
Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
О.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.02.2015 N 08АП-14405/2014 ПО ДЕЛУ N А46-3452/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 февраля 2015 г. N 08АП-14405/2014
Дело N А46-3452/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2015 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14405/2014) Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 13.10.2014 по делу N А46-3452/2014 (судья Яркова С.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Акра" (ОГРН 1075543011280, ИНН 5504201883) к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска о признании недействительным распоряжения в части,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска - Бусс Светлана Анатольевна, предъявлено удостоверение, по доверенности N 17 от 14.03.2014 сроком действия один год;
- от общества с ограниченной ответственностью "Акра" - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
- установил:
общество с ограниченной ответственностью "Акра" (далее по тексту - заявитель, Общество, ООО "Акра") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным пункта 7 распоряжения департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее - Департамент) от 24.12.2013 N 3551-р "О признании утратившим силу некоторых распоряжений департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска", которым признано утратившим силу распоряжение Департамента от 01.11.2013 N 2894-р "О предварительном согласовании места размещения гостиницы, многофункционального культурно-развлекательного комплекса, административного здания и офисов коммерческих организаций по улице Волгоградская в Кировском административном округе города Омска".
Решением Арбитражного суда Омской области от 13.10.2014 по делу N А46-3452/2014 требования Общества удовлетворены.
Мотивируя решение, суд первой инстанции указал, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта от 01.11.2013 N 2894-р было принято в соответствии с положениями статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации и на момент его принятия не противоречило нормам решения Омского городского Совета N 131 от 19.06.2013.
Не согласившись с указанным судебным актом, Департамент обратился с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 13.10.2014 по делу N А46-3452/2014 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы Департамент указал, что с момента вступления в законную силу муниципального акта, которым предусмотрено предоставление определенных земельных участков на торгах, в частности Решения N 131, спорный земельный участок не может быть представлен в ином порядке.
Так, согласно постановлению Омского городского Совета от 20.11.2013 N 655 "Об официальном толковании применения во времени Решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" (далее по тексту - Постановление N 655) со дня вступления в силу Решения N 131 в случае поступления в уполномоченный орган заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, а также при наличии на дату вступления в силу Решения N 131 в уполномоченном органе таких заявлений, независимо от стадии выполнения процедуры выбора земельного участка до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, уполномоченный орган не вправе принять решение о предварительном согласовании размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, в случае намерения заявителя осуществить строительство объекта, включенного в утвержденный Решением N 131 перечень.
В судебном заседании представитель Департамента поддержала доводы апелляционной жалобы.
До начала судебного заседания от Департамента поступило письменное ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов, а именно, постановления Администрации г. Омска от 29.12.2014 N 1820-П "О внесении изменения в распоряжение директора департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 01.11.2013 N 2894-р", заявлений Карева С.В. и ООО "Декор-Строй", копий публикаций в газете "Третья столица" N 51 (789) от 17.10.2013.
Судом апелляционной инстанции ходатайство Департамента в части приобщения к материалам дела Постановления Администрации г. Омска от 29.12.2014 N 1820-П - удовлетворено, в остальной части оставлено без удовлетворения на основании следующего.
Возможность предоставления в суд апелляционной инстанции дополнительных доказательств ограничена нормами статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, независящим от него, и суд признает эти причины уважительными (часть 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Судом апелляционной инстанции отказано в приобщении к материалам дела заявлений Карева С.В. и ООО "Декор-Строй", копий публикаций в газете "Третья столица" N 51 (789) от 17.10.2013, поскольку Департаментом не обоснована невозможность предоставления обозначенных документов в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него.
Кроме того, ООО "Акра" до начала судебного заседания было заявлено ходатайство о приостановлении производства по делу настоящему делу.
В обоснование указанного ходатайства Общество указало, что 29.01.2015 им в Арбитражный суд Омской области было подано заявление об оспаривании постановления Администрации города Омска от 29.12.2014 N 1820-п "О внесении изменения в распоряжение директора департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 24.12.2013 N 3551-р и признании утратившим силу распоряжения директора департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 01.11.2013 N 2894-р".
В силу пункта 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным судом субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом.
Приостановление производства по указанному основанию производится в случае, когда в производстве суда имеется иное дело, обстоятельства которого касаются одного и того же материального правоотношения, разрешаемые по этому делу вопросы находятся в пределах рассматриваемого арбитражным судом спора.
Объективной предпосылкой применения данной нормы является невозможность рассмотрения одного дела до принятия решения по другому делу. Такая предпосылка налицо в случае, когда указанное решение будет иметь какие-либо процессуальные или материальные последствия для разбирательства по первому делу.
Исходя из обстоятельств настоящего дела, а также принимая во внимание то обстоятельство, что Обществом не обоснована невозможность рассмотрения настоящей апелляционной жалобы до рассмотрения указанного им выше заявления и наличие какой-либо связи между настоящим спором и тем, на который ссылается Общество, суд апелляционной инстанции отказывает в удовлетворении ходатайства о приостановлении производства по настоящему делу.
ООО "Акра" заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителя Департамента, установил следующие обстоятельства.
13.03.2013 общество в соответствии со статьями 29 - 31 Земельного кодекса Российской Федерации обратилось в адрес заинтересованного лица с заявлением об обеспечении выбора земельного участка площадью 11,7 га для строительства объекта недвижимости - гостиницы, многофункционального культурно-развлекательного комплекса, административного здания и офисов коммерческих организаций, с указанием расположения земельного участка по улице Волгоградской в Кировском административном округе г. Омска.
На заседании комиссии по градостроительству и землепользованию на территории города Омска, состоявшемся 21.03.2013, по вопросу возможности предоставления испрашиваемого ООО "Акра" земельного участка было принято положительное решение (выписка из протокола N 4), о чем было сообщено заявителю письмом N 06/3466.
30.05.2013 Департамент принял распоряжение N 1060-р "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по ул. Волгоградская в Кировском административном округе города Омска".
01.11.2013 Департаментом вынесено распоряжение N 2894-р "О предварительном согласовании места размещения гостиницы, многофункционального культурно-развлекательного комплекса, административного здания и офисов коммерческих организаций по улице Волгоградская в Кировском административном округе города Омска", которым был утвержден акт о выборе земельного участка для строительства обозначенного в распоряжении объекта, предварительно согласовано место размещения объекта, ООО "Акра" рекомендовано обеспечить проведение работ по формированию земельного участка и постановке его на государственный кадастровый учет в порядке, установленном законодательством.
31.12.2013 департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска в письме N 09/15838 сообщил заявителю о том, что 24.12.2013 Департаментом принято распоряжение N 3551-р "О признании утратившим силу некоторых распоряжений департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска", которым признано утратившим силу распоряжение департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 01.11.2013 N 2894-р "О предварительном согласовании места размещения гостиницы, многофункционального культурно-развлекательного комплекса, административного здания и офисов коммерческих организаций по улице Волгоградская в Кировском административном округе города Омска".
Общество, полагая, что распоряжение Департамента от 24.12.2013 N 3551-р является незаконным и нарушающим его права и интересы в сфере экономической деятельности, обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящими требованиями.
Решением Арбитражного суда Омской области от 13.10.2014 по делу N А46-3452/2014 требования Общества удовлетворены.
Означенное решение обжалуется Департаментом в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит основания для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объектов регламентирован в статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с указанной нормой лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В силу пункта 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Отношения по распоряжению землями, их охране и использованию на территории Омской области в пределах полномочий, предоставленных органам государственной власти субъектов Российской Федерации Земельным кодексом Российской Федерации и иными актами федерального законодательства, регулируются Законом Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области".
В соответствии со статьей 9 Закона Омской области N 731-ОЗ орган местного самоуправления Омской области по обращению специально уполномоченного органа обеспечивает выбор земельного участка из земель, находящихся в собственности Омской области, оформляемый актом о выборе земельного участка для строительства, в течение шести месяцев со дня поступления такого обращения, а решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, принимается уполномоченным органом в течение одного месяца.
Следовательно, выбор земельного участка по заявлению Общества от 13.03.2013 должен был быть обеспечен не позднее шести месяцев с даты обращения заявителя с соответствующим заявлением в уполномоченный орган, то есть не позднее 13.09.2013, а решение о предварительном согласовании места размещения объекта должно было быть принято не позднее 13.10.2013.
Фактически Распоряжение N 2894-р "О предварительном согласовании места размещения объекта" было принято 01.11.2013.
Довод департамента о том, что в связи с принятием Омским городским Советом решения N 131 от 19.06.2013 предоставление заявителю земельного участка без процедуры проведения торгов не представляется возможным, подлежит отклонению.
Действительно, пунктом 1.2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Во исполнение указанной нормы Омским городским Советом принято Решение N 131 от 19.06.2013, которым был установлен соответствующий перечень объектов, для строительства которых земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Омска, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории города Омска, предоставляются исключительно на торгах.
В соответствии с Постановлением Омского городского Совета от 20.11.2013 N 655 "Об официальном толковании применения во времени Решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" со дня вступления в силу Решения N 131, в случае поступления в уполномоченный орган заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, а также при наличии на дату вступления в силу Решения N 131 в уполномоченном органе таких заявлений, независимо от стадии выполнения процедуры выбора земельного участка до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, уполномоченный орган не вправе принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, в случае намерения заявителя осуществить строительство объекта, включенного в утвержденный Решением N 131 перечень.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 2 решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах", вступившего в законную силу 29.06.2013, предоставление находящихся в муниципальной собственности города Омска земельных участков и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Омска, осуществляется исключительно на торгах в случае строительства, в том числе, гостиниц, административных зданий, офисов коммерческих организаций.
Как указывалось ранее, статьей 9 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-03 "О регулировании земельных отношений в Омской области" установлен шестимесячный срок на обеспечение выбора земельных участков для строительства, а решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, принимается уполномоченным органом в течение одного месяца.
В рассматриваемом случае, с заявлением о выборе спорного земельного участка ООО "Акра" обратилось 13.03.2013.
То есть, на момент принятия Департаментом соответствующего решения по истечении установленного шестимесячного срока предоставление испрашиваемого заявителем земельного участка, по мнению Департамента, могло быть осуществлено исключительно на торгах.
Вместе с тем, по согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяются на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
В решении Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 прямо не предусмотрено, что данный нормативный акт распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие.
Основанием возникновения правоотношений по выбору земельного участка является действие - подача Обществом заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
С соответствующим заявлением, как уже указывалось выше, Общество обратилось к Департаменту до вступления в законную силу решения от 19.06.2013 N 131.
Ссылка Департамента на Постановление N 655, согласно которому решение от 19.06.2013 N 131 имеет обратную силу, во внимание не принимается по следующим основаниям.
Как было указано выше, отношения по выбору земельного участка возникают с момента подачи лицом заявления о выборе земельного участка. Ссылаясь на указанное постановление, податель жалоб не учитывает правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20.07.2011 N 20-П, о недопустимости придания обратной силы новому регулированию, если оно ухудшает положение лица, ограничивает его права, уже существующие в конкретных правоотношениях.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 09.07.2014 по делу N А46-12475/2013.
При этом суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что в решении от 02.06.2014 по делу N А46-1716/2014, оставленном без изменения постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.08.2014, суд, признавая положения Постановления N 655 соответствующими взаимосвязанным положениям статей 1, 2, 17 (часть 1), 18, 19, 54 (часть 1 и 55 (часть 2 и 3); подпункту "к" пункта 1 статьи 72, подпункта "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации; статье 1 и пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 4 статьи 2 и пункту 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктам 1, 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 9 статьи 7 Устава города Омска, принятого решением Омского Городского Совета от 20.09.1995 N 92, также отметил, что с момента подачи соответствующего заявления у заявителя появляется право на своевременное его рассмотрение и принятие по нему соответствующего положительного либо отрицательного решения в установленный законом срок.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Доводы подателя жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем, подлежат отклонению.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы в соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, подлежащая уплате заинтересованным лицом, но от уплаты которой оно, в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено, не подлежит распределению.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
апелляционную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 13.10.2014 по делу N А46-3452/2014 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
А.Н.ЛОТОВ
Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
О.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)