Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "19" ноября 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено "26" ноября 2014 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего О.В.Киселевой
судей И.В.Сорокиной, М.М.Нарусова
при участии в заседании:
от истца:
Закрытое акционерное общество "Брянскнефтепродукт" Мацепуро Г.А. по доверенности N 1 от 01.01.2014
от ответчика:
- Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Брянской области Представители не явились, ответчик о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом;
- от 3-их лиц:
Правительство Брянской области Тихонова Е.В. по доверенности от 10.09.2014
- Администрация Суземского района Брянской области Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области Представители не явились, 3-и лица о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 03.06.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2014 по делу N А09-7061/2013,
установил:
ЗАО "Брянскнефтепродукт" обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 32:24:560112:2 общей площадью 4 534 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Суземский район, поселок Суземка, улица Брянская, дом 17, в размере его рыночной стоимости - 397 372 рубля (с учетом принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ уточнения предмета иска).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены правительство, администрация и Управление Росреестра по Брянской области.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 03.06.2014 (судья Земченкова Г.В.), оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2014 (судьи Рыжова Е.В., Капустина Л.А., Тимашкова Е.Н.), исковые требования удовлетворены: установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:24:560112:2 общей площадью 4 534 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Суземский район, поселок Суземка, улица Брянская, дом 17, в размере его рыночной стоимости - 397 372 рубля.
Ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, Правительство Брянской области обратилось с кассационной жалобой в суд округа, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Брянской области от 03.06.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2014 по делу N А09-7061/2013, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Ответчик и 3-и лица (Администрация Суземского района Брянской области и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области), надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, в суд округа не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в порядке ч. 3 ст. 284 АПК РФ в отсутствие представителей названных лиц.
В судебном заседании представителем Правительства Брянской области заявлено ходатайство о проведении судебной экспертизы, которое судом округа отклонено на основании ст. 286 АПК РФ, по смыслу которой не допустимо заявление ходатайств, связанных с предоставлением и исследованием новых доказательств.
Изучив материалы дела, выслушав в судебном заседании представителей Правительства Брянской области и истца, которые изложили и поддержали свои позиции по кассационной жалобе и отзыву на нее, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой и апелляционной инстанции, по договору аренды земельного участка от 30.10.2003 N 301003108 (том 1, л.д. 9-12) ЗАО "Брянскнефтепродукт" на праве аренды предоставлен земельный участок с кадастровым номером 32:24:560112:2 общей площадью 4 534 кв. м, расположенный по адресу: Брянская область, Суземский район, поселок Суземка, улица Брянская, дом 17.
Постановлением Администрации Брянской области от 30.11.2012 N 1112 были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Брянской области, которые рекомендованы органам местного самоуправления для использования в целях налогообложения.
В соответствии с указанным постановлением в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о новом значении кадастровой стоимости земельных участков.
Из кадастровой справки о кадастровой стоимости земельного участка от 18.02.2013, выданной филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области, стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:24:560112:2 общей площадью 4 534 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Суземский район, поселок Суземка, улица Брянская, дом 17, составляет 5 592 490 рублей (том 1, л.д. 15).
Согласно отчету от 24.05.2013 N 01-67-13, выполненному ООО "Брянск Эксперт Оценка", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:24:560112:2 по состоянию на 01.01.2013 составляет 2 429 000 рублей (том 1, л.д. 20-22).
Ссылаясь на то, что утвержденная кадастровая стоимость спорных земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, ЗАО "Брянскнефтепродукт" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанции исследовали представленные доказательства, дали им правильную юридическую оценку и пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований ввиду следующего.
В силу пункта 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила).
В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Пунктами 1 и 10 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.
Пунктом 1.3 Методических указаний установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 01 января года путем проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции, действовавшей в спорный период, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 ЗК РФ действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которой в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка на его рыночную стоимость.
Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами АПК РФ может быть назначена экспертиза.
Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и иных случаев, предусмотренных ЗК РФ. Налогоплательщиком в отношении государственных или муниципальных земельных участков, переданных в постоянное (бессрочное) пользование, является пользователь, а не собственник - публично-правовое образование. Кроме того, кадастровая стоимость земельного участка применяется для определения размера арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, а также в силу положений статьи 36 ЗК РФ для определения цены земельного участка, приватизируемого собственником объекта недвижимости, расположенного на участке, или обладателем права постоянного (бессрочного) пользования. При этом арендаторы и потенциальные покупатели в названных случаях, как правило, не участвуют в определении цены по соответствующим договорам, если она привязана в силу закона или иных нормативных актов к размеру кадастровой стоимости.
Поэтому такие лица имеют законный интерес в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной. Следовательно, арендаторы земельных участков, обладатели права постоянного (бессрочного) пользования и лица, обладающие правом приватизации земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться в суд за установлением кадастровой стоимости арендуемого земельного участка равной его рыночной стоимости.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
По ходатайству истца судом была назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010, проведение которой поручено ООО "Брянское предприятие по экспертизе и оценке прав собственности" (том 1, л.д. 138; том 2, л.д. 20 - 23). Согласно поступившему в суд экспертному заключению ООО "Брянское предприятие по экспертизе и оценке прав собственности" от 03.03.2014 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:24:560112:2 по состоянию на 01.01.2010 составляет 397 372 рубля (том 2, л.д. 38 - 71 - 103).
При отсутствии относительно указанного экспертного заключения возражений, замечаний, противоречий в выводах и сомнений в его обоснованности, суды первой и апелляционной инстанции правомерно оценили экспертное заключение ООО "Брянское предприятие по экспертизе и оценке прав собственности" от 03.03.2014 в качестве надлежащего доказательства как соответствующего требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки.
С учетом выводов, изложенных в заключении эксперта от 03.03.2014, заявленные исковые требования правомерно удовлетворены.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанции и не опровергают их выводы, а выражают несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемых судебных актах выводов. В силу ст. 286 АПК РФ переоценка доказательств не входит в компетенцию кассационной инстанции.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции полагает, что выводы суда первой и апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 03.06.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2014 по делу N А09-7061/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.
Председательствующий
О.В.КИСЕЛЕВА
Судьи
И.В.СОРОКИНА
М.М.НАРУСОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 26.11.2014 ПО ДЕЛУ N А09-7061/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 ноября 2014 г. по делу N А09-7061/2013
Резолютивная часть постановления объявлена "19" ноября 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено "26" ноября 2014 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего О.В.Киселевой
судей И.В.Сорокиной, М.М.Нарусова
при участии в заседании:
от истца:
Закрытое акционерное общество "Брянскнефтепродукт" Мацепуро Г.А. по доверенности N 1 от 01.01.2014
от ответчика:
- Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Брянской области Представители не явились, ответчик о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом;
- от 3-их лиц:
Правительство Брянской области Тихонова Е.В. по доверенности от 10.09.2014
- Администрация Суземского района Брянской области Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области Представители не явились, 3-и лица о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 03.06.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2014 по делу N А09-7061/2013,
установил:
ЗАО "Брянскнефтепродукт" обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 32:24:560112:2 общей площадью 4 534 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Суземский район, поселок Суземка, улица Брянская, дом 17, в размере его рыночной стоимости - 397 372 рубля (с учетом принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ уточнения предмета иска).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены правительство, администрация и Управление Росреестра по Брянской области.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 03.06.2014 (судья Земченкова Г.В.), оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2014 (судьи Рыжова Е.В., Капустина Л.А., Тимашкова Е.Н.), исковые требования удовлетворены: установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:24:560112:2 общей площадью 4 534 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Суземский район, поселок Суземка, улица Брянская, дом 17, в размере его рыночной стоимости - 397 372 рубля.
Ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, Правительство Брянской области обратилось с кассационной жалобой в суд округа, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Брянской области от 03.06.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2014 по делу N А09-7061/2013, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Ответчик и 3-и лица (Администрация Суземского района Брянской области и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области), надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, в суд округа не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в порядке ч. 3 ст. 284 АПК РФ в отсутствие представителей названных лиц.
В судебном заседании представителем Правительства Брянской области заявлено ходатайство о проведении судебной экспертизы, которое судом округа отклонено на основании ст. 286 АПК РФ, по смыслу которой не допустимо заявление ходатайств, связанных с предоставлением и исследованием новых доказательств.
Изучив материалы дела, выслушав в судебном заседании представителей Правительства Брянской области и истца, которые изложили и поддержали свои позиции по кассационной жалобе и отзыву на нее, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой и апелляционной инстанции, по договору аренды земельного участка от 30.10.2003 N 301003108 (том 1, л.д. 9-12) ЗАО "Брянскнефтепродукт" на праве аренды предоставлен земельный участок с кадастровым номером 32:24:560112:2 общей площадью 4 534 кв. м, расположенный по адресу: Брянская область, Суземский район, поселок Суземка, улица Брянская, дом 17.
Постановлением Администрации Брянской области от 30.11.2012 N 1112 были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Брянской области, которые рекомендованы органам местного самоуправления для использования в целях налогообложения.
В соответствии с указанным постановлением в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о новом значении кадастровой стоимости земельных участков.
Из кадастровой справки о кадастровой стоимости земельного участка от 18.02.2013, выданной филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области, стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:24:560112:2 общей площадью 4 534 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Суземский район, поселок Суземка, улица Брянская, дом 17, составляет 5 592 490 рублей (том 1, л.д. 15).
Согласно отчету от 24.05.2013 N 01-67-13, выполненному ООО "Брянск Эксперт Оценка", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:24:560112:2 по состоянию на 01.01.2013 составляет 2 429 000 рублей (том 1, л.д. 20-22).
Ссылаясь на то, что утвержденная кадастровая стоимость спорных земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, ЗАО "Брянскнефтепродукт" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанции исследовали представленные доказательства, дали им правильную юридическую оценку и пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований ввиду следующего.
В силу пункта 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила).
В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Пунктами 1 и 10 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.
Пунктом 1.3 Методических указаний установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 01 января года путем проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции, действовавшей в спорный период, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 ЗК РФ действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которой в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка на его рыночную стоимость.
Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами АПК РФ может быть назначена экспертиза.
Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и иных случаев, предусмотренных ЗК РФ. Налогоплательщиком в отношении государственных или муниципальных земельных участков, переданных в постоянное (бессрочное) пользование, является пользователь, а не собственник - публично-правовое образование. Кроме того, кадастровая стоимость земельного участка применяется для определения размера арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, а также в силу положений статьи 36 ЗК РФ для определения цены земельного участка, приватизируемого собственником объекта недвижимости, расположенного на участке, или обладателем права постоянного (бессрочного) пользования. При этом арендаторы и потенциальные покупатели в названных случаях, как правило, не участвуют в определении цены по соответствующим договорам, если она привязана в силу закона или иных нормативных актов к размеру кадастровой стоимости.
Поэтому такие лица имеют законный интерес в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной. Следовательно, арендаторы земельных участков, обладатели права постоянного (бессрочного) пользования и лица, обладающие правом приватизации земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться в суд за установлением кадастровой стоимости арендуемого земельного участка равной его рыночной стоимости.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
По ходатайству истца судом была назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010, проведение которой поручено ООО "Брянское предприятие по экспертизе и оценке прав собственности" (том 1, л.д. 138; том 2, л.д. 20 - 23). Согласно поступившему в суд экспертному заключению ООО "Брянское предприятие по экспертизе и оценке прав собственности" от 03.03.2014 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:24:560112:2 по состоянию на 01.01.2010 составляет 397 372 рубля (том 2, л.д. 38 - 71 - 103).
При отсутствии относительно указанного экспертного заключения возражений, замечаний, противоречий в выводах и сомнений в его обоснованности, суды первой и апелляционной инстанции правомерно оценили экспертное заключение ООО "Брянское предприятие по экспертизе и оценке прав собственности" от 03.03.2014 в качестве надлежащего доказательства как соответствующего требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки.
С учетом выводов, изложенных в заключении эксперта от 03.03.2014, заявленные исковые требования правомерно удовлетворены.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанции и не опровергают их выводы, а выражают несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемых судебных актах выводов. В силу ст. 286 АПК РФ переоценка доказательств не входит в компетенцию кассационной инстанции.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции полагает, что выводы суда первой и апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 03.06.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2014 по делу N А09-7061/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.
Председательствующий
О.В.КИСЕЛЕВА
Судьи
И.В.СОРОКИНА
М.М.НАРУСОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)