Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 09.06.2014 ПО ДЕЛУ N 33-5385, А-25

Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта отдыха и туризма.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: В удовлетворении заявления истца о выборе земельного участка ответчиком было отказано в связи с незаконностью вырубки леса на испрашиваемой территории.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 июня 2014 г. по делу N 33-5385, А-25


Судья Антропова С.А.

судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
Председательствующего Федоренко В.Б.
судей Деева А.В., Ашихминой Е.Ю.
при секретаре П.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Деева А.В. гражданское дело по иску Н.Н. к Администрации Закрытого административно-территориального образования город Железногорск о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта
по апелляционной жалобе представителя Администрации ЗАТО Железногорск - Б.М,
на решение Железногорского городского суда Красноярского края от 25 декабря 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования Н.Н. к Администрации ЗАТО г. Железногорск - удовлетворить.
Признать незаконным решение архитектурно-планировочной комиссии Администрации ЗАТО г. Железногорск от 22.05.2013 г. N 17, утвержденное постановлением Главы администрации ЗАТО г. Железногорск N 837 от 28.05.2013 г., об отказе в предоставлении Земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта отдыха и туризма на земельном участке площадью 40 000 кв. м и выборе земельного участка для строительства объекта из земель, государственная собственность на которые не разграничена, местоположением: Красноярский край, ЗАТО Железногорск, в районе садоводческого товарищества N 3 (согласно прилагаемой схеме).
Признать незаконным постановление Администрации ЗАТО г. Железногорск от 28.05.2013 года N 837 "Об утверждении протокола заседания архитектурно-планировочной комиссии ЗАТО г. Железногорск от 22.05.2013 г. N 17" в части отказа в предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта отдыха и туризма на земельном участке площадью 40 000 кв. м и выборе земельного участка для строительства объекта из земель, государственная собственность на которые не разграничена, местоположением: Красноярский край, ЗАТО Железногорск, в районе садоводческого товарищества N 3 (согласно прилагаемой схеме).
Обязать Администрацию ЗАТО г. Железногорск осуществить процедуру - рассмотреть заявление Н.Н. о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта в предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта отдыха и туризма на земельном участке площадью - 40 000 кв. м и выборе земельного участка для строительства объекта из земель, государственная собственность на которые не разграничена, местоположением: Красноярский край, ЗАТО Железногорск, в районе садоводческого товарищества N 3 (согласно прилагаемой схеме), в соответствии с действующим законодательством".
Заслушав докладчика, судебная коллегия

установила:

Н.Н. обратилась в суд с иском к Администрации ЗАТО г. Железногорск о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта и выборе земельного участка для строительства объекта. Требования мотивировала тем, что 26.04.2013 г. обратилась в Администрацию ЗАТО г. Железногорск с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта отдыха и туризма на праве аренды, площадью - 40 000 кв. м, местоположение: Красноярский край, ЗАТО Железногорск, в районе садоводческого товарищества N 3. В удовлетворении заявления отказано, поскольку вырубка леса на испрашиваемом земельном участке запрещена. Указанный отказ истица считает незаконным, поскольку указанный участок расположен в зоне РЗ-2, в которой одним из основных видов разрешенного использования земельных участков, являются объекты отдыха, спорта и туризма. Правилами землепользования и застройки установлены предельные параметры разрешенного строительства, а также установлены ограничения использования земельного участка: "размещение объектов осуществляется в соответствии с действующим санитарно-эпидемиологическим законодательством", иных ограничений не установлено. В связи с чем, истица просила: признать незаконным отказ Администрации ЗАТО г. Железногорск в предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта (объект - отдыха и туризма, 40000 кв. м, местоположение - ЗАТО Железногорск, в районе садоводческого товарищества N 3); Признать незаконным постановление Администрации ЗАТО г. Железногорск от 28.05.2013 г. N в части утверждения протокола заседания архитектурно-планировочной комиссии ЗАТО г. Железногорск от 22.05.2013 г. N 17 в части отказа в предоставлении Н.Н. земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта; Обязать Администрацию ЗАТО г. Железногорск осуществить в соответствии с действующим законодательством процедуру предоставления Н.Н. земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации ЗАТО Железногорск - Б.М, просит отменить решение суда как постановленное с нарушением норм материального права. Указывает, что при рассмотрении заявления истицы архитектурно-планировочная комиссия фактически отказала в выборе земельного участка и в предварительном согласовании места размещения объекта. При этом суд не проверил заявление истца на соответствие требованиям ч. 1 ст. 31 ЗК РФ. Кроме того, истцом был предложен единственный вариант места размещения объекта, что исключает процедуру выбора места размещения объекта. Также судом не дана оценка доводам ответчика о нахождении испрашиваемого земельного участка в лесном квартале, который относится к лесам водоохранных зон и является рекреационной зоной, в связи с чем, ответчик не вправе осуществить выбор испрашиваемого земельного участка, поскольку будут нарушены нормы Земельного кодекса РФ, Лесного кодекса РФ, экологических условий использования территориальной зоны.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель МКУ "УИЗиЗ", извещался о рассмотрении дела лично, о чем в материалах дела имеется расписка (Т. 2 л.д. 15), не явился представитель МП "Городское лесное хозяйство", извещался о рассмотрении дела заказным письмом (Т. 2 л.д. 16), в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, извещенных о слушании дела.
Проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Администрации ЗАТО Железногорск - Б.М,, объяснения представителя Н.Н. - Т.А.А., судебная приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Статьей 11 ЗК РФ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.
На основании ст. 31 ЗК РФ Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд.
Пунктом 1 статьи 36 Устава МО ЗАТО Железногорск установлено, что администрация ЗАТО г. Железногорск является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления ЗАТО Железногорск и наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Красноярского края.
В соответствии с главой 3 Положения "О порядке подготовки и согласования муниципальных правовых актов Администрации ЗАТО г. Железногорск о приобретении и прекращении прав на земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования "Закрытое административно-территориальное образование Железногорск Красноярского края", а также на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" утвержденного Постановлением Администрации ЗАТО г. Железногорск от 14.06.2009 г. N 1170 п., определен порядок предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Согласно п. 2.1. Положения предоставление земельных участков для строительства с Предварительным согласованием места размещения объектов осуществляется в соответствии с Действующим законодательством в следующем порядке:
- - выбор земельного участка для строительства и принятие решения о предварительном Согласовании места размещения объекта;
- - выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее по тексту - кадастровые работы), осуществление его государственного кадастрового учета;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Согласно л. 2.2. Положения для приобретения прав на земельные участки лица.
Заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в МУ "Управление имуществом, землепользования и землеустройства" с заявлением на имя Главы ЗАТО г. Железногорск о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В заявлении указываются: - сведения о заявителе; - назначение предполагаемого объекта строительства; - предполагаемое место его размещения; - обоснование примерного размера земельного участка; - испрашиваемое право на земельный участок.
К заявлению прилагаются следующие документы: - копия документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); - копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, а также выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуальных предпринимателей; - копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя заявителя - в случае, если заявитель действует через доверенное лицо.
К заявлению в обязательном порядке прилагаются схема размещения объекта в границах ЗАТО Железногорск. сведения о технических и функциональных характеристиках объекта: могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Согласно пункту 2.5 Положения, рассмотрение возможных вариантов выбора места размещения объекта на заседании АПК включает в себя:
- рассмотрение вопроса о соответствии предполагаемого размещения объекта действующим градостроительным нормам и правилам: рассмотрение вопроса о соответствии функционального назначения объекта градостроительному регламенту территориальной зоны, в которой предполагается его размещение;
- обсуждение осмотра градостроительной ситуации на местности и установление фактов наличия на предполагаемом к размещению объекта земельном участке объектов недвижимого имущества, в том числе инженерных сетей, а также временных объектов;
- рассмотрение вопроса о технических условиях подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Осмотр градостроительной ситуации на местности проводится специалистами МУ "Управление имуществом, землепользования и землеустройства" совместно со специалистами Управления градостроительства Администрации ЗАТО г. Железногорск и в необходимых случаях - совместно со специалистами иных структурных подразделений Администрации. По результатам изучения ситуации составляется Акт обследования земельного участка, который подписывается всеми специалистами, осуществляющими изучение данной ситуации. Если по результатам рассмотрения представленных материалов АПК принято решение об отказе в согласовании размещения объекта, секретарь АПК в шестидневный срок подготавливает выписку из протокола заседания АПК и выдает ее заявителю в семидневный срок с момента принятия решения об отказе на АПК.
Как следует из материалов дела, 26.04.2013 г. Н.Н. обратилась в Администрацию ЗАТО г. Железногорск с заявлением об осуществлении выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта отдыха и туризма. Ориентировочное местоположение выбираемого земельного участка: Красноярский край, ЗАТО Железногорск, в районе садоводческого товарищества N 3, согласно прилагаемой схеме. Выбираемый участок расположен в зоне учреждений отдыха, спорта и туризма (РЗ-2). На участке планируется возведение санаторно-профилактического комплекса; ориентировочный процент застройки участка - 30%, ориентировочная этажность - 3 этажа: ориентировочная площадка участка 40 000 кв. м.
В соответствии с протоколом заседания архитектурно-планировочной комиссии ЗАТО Железногорск (далее - АПК) от 22.05.2013 N 17, утвержденного постановлением Администрации ЗАТО г. Железногорск от 28.05.2013 N 837, Н.Н. отказано в предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта отдыха и туризма на земельном участке площадью 40000 кв. м и выборе земельного участка для строительства объекта из земель, государственная собственность на которые не разграничена, местоположением: Красноярский край, ЗАТО Железногорск, в районе садоводческого товарищества N 3 (согласно прилагаемой схеме), так как согласно Сельскохозяйственному регламенту, утвержденному постановлением Администрации ЗАТО Железногорск от 16.01.2009 N 14п, вырубка существующего леса на испрашиваемом земельном участке запрещена.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции о признании незаконным решения архитектурно-планировочной комиссии ЗАТО Железногорск от 22.05.2013 N 17, утвержденного постановлением Администрации ЗАТО г. Железногорск от 28.05.2013 N 837, которыми Н.Н. отказано в предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта отдыха и туризма на земельном участке площадью 40000 кв. м и выборе земельного участка для строительства объекта из земель, государственная собственность на которые не разграничена, местоположением: Красноярский край, ЗАТО Железногорск, в районе садоводческого товарищества N 3 (согласно прилагаемой схеме), судебная коллегия исходит из того, что ответчиками принято решение не соответствующее установленному законом порядку рассмотрения заявления о предварительном согласовании места размещения объекта.
Так, в соответствии с Земельным кодексом, Постановлением Администрации ЗАТО г. Железногорск от 14.06.2009 г. N 1170 п. "О порядке подготовки и согласования муниципальных правовых актов Администрации ЗАТО г. Железногорск о приобретении и прекращении прав на земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования "Закрытое административно-территориальное образование Железногорск Красноярского края", а также на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена", первоначальным этапом рассмотрения указанного заявления является принятия решения о возможности предварительного согласования места размещения объекта.
В связи с чем, постановление Администрации ЗАТО г. Железногорск, которым утверждено решение архитектурно-планировочной комиссии, об отказе в предоставлении земельного участка и его выборе, не соответствует требованиям нормативных актом, и обоснованно признаны незаконными.
Кроме того, из материалов дела усматривается, что ответчиками, в нарушение Постановления Администрации ЗАТО г. Железногорск от 14.06.2009 г. N 1170 п. "О порядке подготовки и согласования муниципальных правовых актов Администрации ЗАТО г. Железногорск о приобретении и прекращении прав на земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования "Закрытое административно-территориальное образование Железногорск Красноярского края" при рассмотрении заявления Н.Н. не производился осмотр градостроительной ситуации на местности, по результатам которого не составлялся акт осмотра, что так же свидетельствует о незаконности принятого решения и преждевременности выводов о предполагаемой вырубке истицей существующего леса.
При указанных выше обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о признании незаконными принятых актов и возложении на ответчика обязанности провести рассмотрение заявления Н.Н. в соответствии с требованиями закона, по результатам которой принять решение в соответствии с требованиями нормативных актов.
Доводы апелляционной жалобы представителя Администрации ЗАТО Железногорск - Б.М, в указанной части не основаны на фактических обстоятельствах и материалах дела, являлись предметом исследования суда первой инстанции, которым оценены и мотивированы в решении, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены судебного решения.
Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым исключить из мотивировочной части решения выводы суда первой инстанции о том, что правовой режим земельных участков определяется градостроительным регламентом, который для конкретной территории устанавливается Правилами землепользования и застройки, что исключает возможность применения Лесохозяйственного регламента, поскольку указанный выводы суда первой инстанции являются преждевременными, так как при рассмотрении заявления не установлен характер возможного воздействия на земельный участок.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Железногорского городского суда Красноярского края от 25 декабря 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Администрации ЗАТО Железногорск - Б.М, - без удовлетворения.
Исключить из мотивировочной части решения Железногорского городского суда Красноярского края от 25 декабря 2013 года преждевременные выводы о невозможности применения к спорным отношениям положений Лесохозяйственного регламента.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)