Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 16.04.2015 N Ф09-817/15 ПО ДЕЛУ N А60-48889/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 апреля 2015 г. N Ф09-817/15

Дело N А60-48889/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 апреля 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В.А.,
судей Рябовой С.Э., Лазарева С.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Екатеринбургский завод по обработке цветных металлов" (далее - общество "Екатеринбургский завод по обработке цветных металлов") на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2014 по делу N А60-48889/2013 Арбитражного суда Свердловской области.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- Главы Березовского городского округа - Селезнева Е.В. (доверенность от 29.09.2014 N 34/03-29);
- Администрации Березовского городского округа (далее - администрация), Комитета по управлению имуществом Березовского городского округа (далее - Комитет) - Селезнева Е.В. (доверенность от 29.01.2015);
- общества "Екатеринбургский завод по обработке цветных металлов" - Малмыгин А.С. (доверенность от 15.01.2014 N 13-01/14).

Общество "Екатеринбургский завод по обработке цветных металлов" обратилось в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю Южакову Андрею Анатольевичу (далее - предприниматель Южаков А.А.), администрации, Комитету о признании незаконным постановления администрации от 14.06.2012 N 331-16 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 66:35:0221001:1750, и недействительным договора аренды от 15.08.2012 N 611/1, заключенного с предпринимателем Южаковым А.А., с применением последствий недействительности договора аренды от 15.08.2012 N 611/1 в виде возложения обязанности на предпринимателя Южакова А.А. возвратить указанный земельный участок.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 21.02.2014 (судья Смагин К.Н.) заявленные требования удовлетворены.
Определением апелляционного суда от 06.10.2014 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, на основании ч. 6.1 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
К участию в деле в качестве ответчика привлечен Комитет.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2014 (судьи Макаров Т.В., Дюкин В.Ю., Зеленина Т.Л.) решение суда отменено. В удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество "Екатеринбургский завод по обработке цветных металлов" просит постановление апелляционного суда отменить, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель указывает, что публикация осуществлена в отношении земельного участка по адресу: г. Березовский, Белоярская зона отдыха, 4 проезд, 10а; договор аренды с предпринимателем Южаковым А.А. заключен в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г. Березовский, Белоярская зона отдыха, 4 проезд, 10, в, образованного из земельного участка 66:35:0221001:430, и сформированного на основании акта выбора земельного участка от 24.11.2011, при этом публикации в отношении участка 10в не производилось. Заявитель отмечает также, что неоднократно обращался в администрацию (в 2011, 2013 годах) с заявлениями о представлении этого же земельного участка (10в). Таким образом, по мнению общества "Екатеринбургский завод по обработке цветных металлов", администрацией нарушены положения ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу администрация, Комитет просят постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

При рассмотрении спора судами установлено и материалами подтверждено, что обществу "Екатеринбургский завод по обработке цветных металлов" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 66:35:0221001:8 общей площадью 17 800 кв. м, расположенный на берегу Белоярского водохранилища по адресу: Свердловская область, Березовский городской округ, база отдыха "Металлург", на котором находится оборудованный пирс.
29.08.2011 общество "Екатеринбургский завод по обработке цветных металлов" обратилось в Комитет по управлению имуществом Березовского городского округа с заявлением, в котором указало, что между земельным участком, собственником которого оно является, и прибрежной полосой Белоярского водохранилища, находится земельный участок, необходимый для размещения нестационарных объектов (железного гаража для хранения лодок и инвентаря) и прохода к оборудованному пирсу, в связи с чем, просило на основании ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации изготовить и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории и предоставить обществу "Екатеринбургский завод по обработке цветных металлов" испрашиваемый земельный участок в долгосрочную аренду на 49 лет (л. д. 19).
Впоследствии в июне 2013 года общество обратилось к Главе Березовского городского округа с заявлением о предоставлении на основании ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации в аренду на 49 лет земельный участок площадью 2000 кв. м для целей не связанных со строительством (организации пляжа), расположенный по адресу: Свердловская обл., г. Березовский, Белоярская зона отдыха, 4 проезд 10в (л. д. 18).
Главой Березовского городского округа письмом от 11.09.2013 N 1986/01-57 сообщено, что предоставление испрашиваемого земельного участка невозможно, поскольку данный земельный участок расположен в границах земельного участка, расположенного по адресу: г. Березовский, Белоярская зона отдыха, 4 проезд 10в, кадастровый номер 66:35:0221001:1750, предоставленного в аренду Южакову А.А. на основании постановления администрации от 14.06.2012 N 331-16 (л. д. 22).
Ссылаясь на то, что указанное постановление администрации от 14.06.2012 N 331-16 нарушает его права в сфере экономической деятельности, так как отсутствие результатов рассмотрения первоначального заявления общества от 29.08.2011 о предоставлении земельного участка в аренду повлекло предоставление испрашиваемого обществом земельного участка в аренду другому лицу - Южакову А.А., общество "Екатеринбургский завод по обработке цветных металлов" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из нарушения администрацией положений ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Поскольку при предоставлении земельного участка в аренду администрацией не были обеспечены эффективность, справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедур предоставления земельных участков, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что договор от 15.08.2012 N 611/1 является недействительной (ничтожной) сделкой на основании ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пересматривая дело по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, апелляционный суд пришел к выводу о соблюдении администрацией процедуры предоставления Южакову А.А. в аренду спорного земельного участка. Отклоняя довод о том, что публикация осуществлена в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г. Березовский, Белоярская зона отдыха, 4 проезд, 10а, тогда как Южакову А.А. предоставлен земельный участок по адресу: г. Березовский, Белоярская зона отдыха, 4 проезд, 10в, суд апелляционной инстанции указал, что данное обстоятельство не влияет на незаконность процедуры предоставления земельного участка, расположенного по адресу: г. Березовский, Белоярская зона отдыха, 4 проезд, 10в, который расположен в границах земельного участка, расположенного по адресу: г. Березовский, Белоярская зона отдыха, 4 проезд, 10а, заявка на который поступила от Южакова А.А. Судом апелляционной инстанции отмечено также, что несовершение обществом действий, в том числе по обращению в арбитражный суд с требованиями о признании бездействия администрации незаконным и нарушающим права и законные интересы общества, свидетельствуют об отсутствии у заявителя интереса в отношении предоставления в аренду данного земельного участка.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, по доводам кассационной жалобы, суд кассационной инстанции находит его подлежащим отмене.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и п. 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие 2-х условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 названного Кодекса.
На основании п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании указанного в п. 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, предусмотрен ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Также в силу указанной нормы органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны уполномочить специальный орган на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью и обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Предусмотренное законом требование об информировании населения о предстоящем предоставлении земельных участков обеспечивает реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, сочетания интересов общества и отдельных лиц, а также направлено на защиту прав и законных интересов конкретных лиц, в частности, возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Согласно правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10, публичное размещение информации о предстоящем предоставлении земельного участка для целей строительства призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан. Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
Судами установлено, что общество "Екатеринбургский завод по обработке цветных металлов" обращалось в администрацию с заявлением от 25.08.2011 N 7 об изготовлении и утверждении схемы расположения земельного участка, и предоставлении его в аренду для размещения нестационарных объектов, с приложением Плана местоположения и границ земельного участка.
Из материалов дела следует, что Южаков А.А. также обращался в администрацию с заявлением вх. N 378/01-19 от 18.07.2011 о предоставлении в данной зоне земельного участка в аренду на 49 лет.
Согласно резолюции на заявлении А.А. Южакова, решено подготовить акты выбора на три земельных участка. В материалах дела имеются сведения о смежных земельных участках, расположенных по адресу: Свердловская обл., г. Березовский, Белоярская зона отдыха, 4 проезды, 10а, 10б, 10в, сформированных на основании отдельных заявлений, актов выбора, так, Постановлением администрации от 22.02.2012 N 99-7 "О согласовании Южакову А.А. места размещения объекта рекреационного назначения - зоны отдыха в г. Березовском Свердловской области, Белоярская зона отдыха, 4 проезд, 10в" утвержден акт о выборе земельного участка от 24.11.2011, схема расположения земельного участка.
Между Комитетом (арендодатель) и Южаковым А.А. (арендатор) заключен договор аренды от 15.08.2012 N 611/1, согласно которому арендатору передан земельный участок, расположенный по адресу: Свердловская обл., г. Березовский, Белоярская зона отдыха, 4 проезд, 10в, кадастровый номер 66:35:0221001:1750.
Делая вывод о соблюдении администрацией процедуры предоставления спорного земельного участка Южакову А.А., судом не принято во внимание, что названный земельный участок образован из земельного участка с кадастровым номером 66:35:0221001:430, о чем свидетельствует кадастровый паспорт от 27.04.2012. Данный земельный участок сформирован на основании акта выбора земельного участка от 24.11.2011.
Таким образом, вывод суда о том, что спорный земельный участок (10в) расположен в границах земельного участка, расположенного по адресу: Свердловская обл., г. Березовский, Белоярская зона отдыха, 4 проезд, 10а, заявка на который поступила от Южакова А.А., является не верным.
С учетом изложенного, вывод апелляционного суда о соблюдении администрацией положений ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации не основан на материалах дела, поскольку публикации извещения о формировании земельного участка, расположенного по адресу: Свердловская обл., г. Березовский, Белоярская зона отдыха, 4 проезд, 10в не проводилось.
Поскольку судами спор рассмотрен без учета обстоятельств, имеющих существенное значение, доводам заявителя жалобы оценка по существу не дана, не исследованы и не оценены представленные в их обоснование доказательства, решение и постановление подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, устранить отмеченные недостатки, дать оценку всем доводам и возражениям лиц, участвующих в деле, оценить все представленные доказательства в их совокупности, установить все обстоятельства, входящие в предмет доказывания, исходя из предмета и оснований заявленных требований и разрешить спор на основании правовых норм, подлежащих применению. Руководствуясь ст. ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.02.2014 по делу N А60-48889/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2014 по тому же делу отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
В.А.КУПРЕЕНКОВ

Судьи
С.Э.РЯБОВА
С.В.ЛАЗАРЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)